Государственная система социального обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2015 в 01:01, курсовая работа

Описание работы

Основной целью работы является исследование государственной системы социального обслуживания в органах социальной защиты населения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….………….3
1. Государственная система социального обслуживания………….…..4
1.1. Основные характеристики социального обслуживания…………4
1.2. Сущность и формы социального обслуживания………….…….10
1.3 Правовые акты по осуществлению социального обслуживания..12
Заключение………………………………………………………………18
Список литературы……………………………………………………...20

Файлы: 1 файл

gosudarstvennaya_sistema_socialnogo_obsluzhivaniya.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

Статьей 7 государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, определенным настоящим Федеральным законом в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения.

В законе указано, что каждый гражданин вправе получить в государственной системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания. Дается пояснение, что постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане имеют равные с гражданами Российской Федерации права на социальное обслуживание, если иное не установлено международным договором Российской Федерации. [18, с. 263]

Формально социальное обслуживание - это вид деятельности, осуществляемый через сеть социальных служб, взаимодействующих между собой во имя достижения промежуточных и конечных целей предоставления пациентам социальных услуг.

Вопрос об организации социальных служб рассматривается как с позиции территориальности, так и ведомственности. Учреждения социального обслуживания населения имеют двойное административное подчинение и нередко - множество источников финансирования.

Практика позволяет говорить о становлении подсистемы социальных служб в рамках отдельных ведомств социальной защиты населения (образование, МВД, служба занятости и т.д.)

Функциями системы социального обслуживания можно считать:

I группа – сущностно-деятельные:

  • профилактическая;
  • социально-реабилитационная;
  • адаптационная;
  • охранно-защитная;
  • социальный патронаж;

II группа – нравственно-гуманистические:

    • личностно-гуманистическая;
    • социально-гуманистическая.

Реализация этих функций связана с оптимальным уровнем функционирования всех подсистем и элементов социального обслуживания. Свойства социальных служб различаются в зависимости от их целевой предназначенности, сферы существования и специфики контингентов клиентов социальных служб.

Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании. Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

Временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания предоставляется детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта.

В учреждениях социального обслуживания в дневное время предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.

В учреждениях социального обслуживания клиентам социальной службы предоставляются консультации по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.

Социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах.

Социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату. Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 16 настоящего Федерального закона. Порядок предоставления бесплатного социального обслуживания определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Платные социальные услуги в государственной системе социальных служб оказываются в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Условия и порядок оплаты социальных услуг в социальных службах иных форм собственности устанавливаются ими самостоятельно. [18, с. 301]

Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется:

1) гражданам, не способным к самообслуживанию  в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим  родственников, которые могут обеспечить  им помощь и уход, - если среднедушевой  доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта Российской Федерации, в котором они проживают;

2) гражданам, находящимся в трудной  жизненной ситуации в связи  с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате  вооруженных и межэтнических конфликтов;

3) несовершеннолетним детям, находящимся  в трудной жизненной ситуации.

В указанном выше законе указано, что учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются:

1) комплексные центры социального  обслуживания населения;

2) территориальные центры социальной  помощи семье и детям;

3) центры социального обслуживания;

4) социально-реабилитационные центры  для несовершеннолетних;

5) центры помощи детям, оставшимся  без попечения родителей;

6) социальные приюты для детей и подростков;

7) центры психолого-педагогической  помощи населению;

8) центры экстренной психологической  помощи по телефону;

9) центры (отделения) социальной помощи  на дому;

10) дома ночного пребывания;

11) специальные дома для одиноких  престарелых;

12) стационарные учреждения социального  обслуживания (дома-интернаты для  престарелых и инвалидов, психоневрологические  интернаты, детские дома-интернаты  для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с  физическими недостатками);

13) геронтологические центры;

14) иные учреждения, предоставляющие  социальные услуги.

К предприятиям социального обслуживания относятся предприятия, оказывающие населению социальные услуги. При этом порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации учреждений и предприятий социального обслуживания независимо от форм собственности регулируется гражданским законодательством Российской Федерации.

Управление государственной системой социальных служб осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их полномочиями. Управление социальными службами иных форм собственности осуществляется в порядке, определяемом их уставами либо иными учредительными документами. Научно-методическое обеспечение социальных служб осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

 

 

Заключение

 

Социальная деятельность в России, как и в других странах, служит благородным целям – обеспечению удовлетворения потребностей населения, особенно социально уязвимых его слоев, созданию более благоприятной атмосферы для достойной поддержки их возможностей.

Социальное обслуживание – это разновидность специфической социальной деятельности, направленной на удовлетворение социальных потребностей различных категорий населения, но не только тех, которые попали в трудную жизненную ситуацию или находятся в социально опасном положении, а всех людей – от рождения до конца жизни, на различных этапах их развития. Сегодня формирующаяся система социального обслуживания это важнейшая отрасль социальной сферы общества, облегчающая тяжелую участь миллионов людей в условиях переходного периода при помощи различных способов социально-гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию, просто выживание отдельной личности, семьи или определенной совокупности людей, попавших в трудную, подчас кризисную ситуацию.

Вполне естественно, что при обсуждении проблемы социального обслуживания необходимо учитывать всю совокупность мнений по поводу этого феномена цивилизованной жизни.

На современном этапе становления системы социального обслуживания населения есть все основания утверждать, что социальное обслуживание можно рассматривать как социально-гуманистическую ценность, как формирующую систему, как процесс предоставления социальных услуг и как результат этой специфической социальной деятельности, как важнейшую часть СЗН и ее организационно-правовую форму.

В настоящее время министерства и ведомства, имеющие социальные службы, опираясь на государственные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, пытаются решить сложную задачу, связанную с развитием созданной сети учреждений, оказывающих населению широкий спектр социальных услуг, адресованных, главным образом, наиболее социально уязвимым группам населения, испытывающим постоянные трудности в различных аспектах повседневной жизни.

При этом развитию сети учреждений социальной помощи препятствуют такие факторы, как:

  • слабая правовая база системы социального обслуживания;
  • ограниченность финансовых ресурсов правительственных органов на федеральном и региональном уровнях;
  • дефицит средств у органов местного самоуправления;
  • недостаточная координация деятельности министерств и ведомств в сфере социального обслуживания;
  • дефицит персонала, обладающего профессиональной подготовкой в области социальной работы;
  • низкий социальный статус и неадекватная заработная плата работников социальных служб;
  • недостаточное использование финансовых, экономических и интеллектуальных возможностей неправительственных учреждений.

Понимая необходимость совершенствования системы социального обслуживания и в то же время ограниченные финансовые возможности, можно поставить две задачи – изыскание дополнительных средств на оказание социальной помощи и внедрение новых форм и методов обслуживания.

Для более интенсивного и комплексного развития социальных служб, органам местного самоуправления предстоит принять меры по целевому финансированию муниципальных программ, предусматривающих открытие и развитие учреждений социального обслуживания, материально-техническое, научно-методическое и кадровое обеспечение их деятельности.

Сегодня вопросы социального обслуживания населения актуальны в современном его понимании. Это, в первую очередь, требования к социальным службам и к высшим учебным заведениям, которые осуществляют подготовку и переподготовку специалистов указанного профиля. Особое внимание здесь следует уделить качеству обучения, обеспечение оптимального сочетания традиционных и новых подходов при акценте на активные методы обучения будущих специалистов в области социальной работы.

Также необходимо дальнейшее развитие нормативно-правовых основ организации и функционирования учреждений социального обслуживания; разработка научно-методических основ деятельности сети учреждений социального обслуживания; государственная поддержка развития материально-технической базы учреждений социального обслуживания; разработка проектной документации для строительства учреждений нового типа, развитие межрегионального и международного сотрудничества и информационное обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания населения.

Пути достижения нового качества социальной работы и системы социального обслуживания в целом предполагают полную и всеобъемлющую реализацию принятых федеральных законов и подзаконных актов, касающихся улучшения социального обслуживания и социального обеспечения различных категорий населения, создание надежного правового механизма их реализации.

Таким образом, для того, чтобы работа субъектов социальной деятельности была более целенаправленной и эффективной, нужно иметь четкое представление о проблемах различных социально уязвимых категорий населения, являющихся объектами социальной работы.

 

 

Список использованных источников:

 

  1. ФЗ РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста» от 02.08.95г. №122-ФЗ. /Российская газета, N 234, 09.08.1995.
  2. ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ (в ред. от 31.12.2005) /Собрание законодательства РФ - 27.11.1995, N 48, ст. 4563.
  3. ФЗ РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ (в ред. от 22.08.2004 N 122-ФЗ). / Собрание законодательства РФ - 14.12.1995, N 63, ст. 2751.
  4. Постановление Правительства РФ «Перечень социальных услуг» от 25 ноября 1995 г.
  5. Постановление Правительства РФ «Концепция развития социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 4 августа 2009г.
  6. Буянова М.О., Гусов К.Н. Право социального обеспечения России: учеб. – М.: Проспект, 2008. – 640 с.
  7. Государственное и муниципальное управление. Справочник. Отв. ред. Глазунов Н.И. М., 2009.
  8. Зверева Н.,  Джанаева Н. Смогут ли регионы сами полностью финансировать учреждения социального обслуживания? // Федерализм. - 2009. - N2. - С. 177-204.
  9. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии. Учебное пособие для студентов. М., 2009.
  10. Келасьев В. Н. Социальная защита населения и власть. – М., 2010.

Информация о работе Государственная система социального обслуживания