Государственная служба как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – проанализировать особенности государственной службы как социального института.
Задачи исследования:
рассмотреть сущность государственной службы;
проследить становление института государственной службы в РФ;
выявить направления развития государственной службы в РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Содержание государственной службы………………………………...5
1.1. Сущность и функции государственной службы………….................5
1.2. Виды государственной службы……………………………................7
1.3. Принципы государственной службы………………………………...9
Глава 2. Институт государственной службы в РФ…………………………….19
2.1. Становление института государственной службы в РФ…………..19
2.2. Функционирование института государственной службы…………21
Глава 3. Тенденции и перспективы развития системы государственной службы в РФ……………………………………………………………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………35

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)
 
 
 

      СОЦИОЛОГИЯ  УПРАВЛЕНИЯ

      Государственная служба как социальный институт 

      КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2009 г.

      СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

Глава 1. Содержание государственной службы………………………………...5

      1.1. Сущность и функции государственной службы………….................5

      1.2. Виды государственной службы……………………………................7

      1.3. Принципы государственной службы………………………………...9

Глава 2. Институт государственной службы в РФ…………………………….19

      2.1. Становление института государственной службы в РФ…………..19

      2.2. Функционирование института государственной службы…………21

Глава 3. Тенденции и перспективы развития системы государственной службы в РФ……………………………………………………………………...27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение 

     Актуальность  исследования объясняется, прежде всего, тем, что современное общество представляет собой общество с высокой степенью институционализации, которое не может существовать без социальных связей и взаимодействий. Особую роль в этом играют институционализированные взаимодействия, которые обеспечивают удовлетворение самых важных потребностей общества или индивида. Социальные институты в системе социальных связей — это основа, на которой держится общество. Иначе говоря, общество можно представить как множество социальных институтов. Расположенные как бы на поверхности общественной жизни, они, благодаря своей организационной форме, доступны для наблюдения и управления ими.

     Сложность и многогранность такого социального института, как государственная служба, закономерно делает его объектом исследования различных наук: социологии, политологии, теории управления, психологии, философии, юриспруденции и др. Социологи особое внимание обращают на изучение государственной службы как социального института и, в первую очередь, общественных потребностей, воздействующих на характер отношений государственных служащих, типов и мотивов их поведения, норм и ценностей государственной службы в разных условиях страны - этнокультурных, экономических, политических, социальных и других механизмов изменения этих норм и ценностей, различных видов взаимодействий с социальными общностями, группами, организациями.

Как социальный институт, государственная служба представляет собой исторически сложившуюся, устойчивую форму организации совместной деятельности лиц, находящихся на государственной службе.

     Государственная служба может быть представлена в  нескольких аспектах: в социальном аспекте — это профессиональное осуществление общественно полезной деятельности служащими; в политическом - как деятельность по реализации государственной политики, достижение целей и задач в обществе и государстве.

       Цель данной работы – проанализировать особенности государственной службы как социального института.

     Задачи  исследования:

    • рассмотреть сущность государственной службы;
    • проследить становление института государственной службы в РФ;
    • выявить направления развития государственной службы в РФ.

     Объект  исследования – государственная служба как социальный институт.

     Предмет исследования – особенности института государственной службы в РФ.

     В курсовой работе была использована следующая литература и источники: учебные пособия таких-то авторов: Г. В. Атаманчука, В. Д. Граждана, В. Г. Игнатова, Ю. Н. Старилова, Ю. Н. Щербакова, федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Конституция РФ.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      
  1. Содержание  государственной  службы
    1. Сущность и функции государственной службы
 

      Государственная служба не есть вещь в себе и для себя. Она представляет собой институт или подсистему государства, которые призваны обеспечить рациональность и эффективность последнего. Значит, процесс становления государственной службы РФ должен позитивно влиять на социально-экономическое и духовно-культурное развитие страны.

      В настоящее время нет единой точки  зрения на содержание понятия  государственной  службы. В Федеральном законе РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации» зафиксирован деятельный подход, предполагающий, что государственная служба – это «профессиональная деятельность по обеспечению исполнению полномочий государственных органов власти ». [8.]

      Издавна в России под словом «служба» понималось становление, связь, обязанность долга, верности, преданности, готовности исполнять дело, оказывать услугу, защищать интересы.

      В полной мере отражает все стороны  и сущность государственной службы понятие, предложенное учеными Российской академии государственной службы: «Государственная служба – это деятельность по выполнению в пределах полномочий прерогатив государственной власти и управления; совокупность правовых, социальных и организационных норм, правил, стандартов, традиций по реализации Конституции и законов государства, его политических, экономических, социальных задач; публично-правовое отношение между государством и государственными служащими по поводу условий, методов и результатов служения государству и обществу». [3.]

      Однако  громоздкость такого определения позволяет  отдать предпочтение понятию, предложенному профессором Г. В. Атаманчуком: «Государственная служба – это практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения государственных должностей, учрежденных в государственных органах». [1.]

      Рассматривая функции государственной службы, прежде всего следует отметить, что сама она «может пониматься в функциональном смысле, то есть как конкретный вид государственной деятельности персонала, служебного аппарата государственных органов, деятельность административно-управленческих структур».

      Выделяют  следующие функции:

  1. Правоприменительная – реализация полномочий регулятивного и распорядительного характера; осуществление государственных полномочий от имени государства либо органа государства при исполнении служебных обязанностей;
  2. Правотворческая – разработка и принятие нормативных правовых актов, выдача юридически-властных предписаний для различных субъектов права в системе государственно-управленческой иерархии, законопроектная деятельность, издание приказов и распоряжений; их подготовка, принятие и исполнение; дача указаний;
  3. Регулирующая – разработка и реализация государственной политики во всех сферах общества, реализация  юрисдикционных  полномочий и действий, то есть применение мер государственного принуждения к физическим и юридическим лицам; обеспечение согласования различных интересов;
  4. Организационная – обеспечение практической реализации компетенции государственных органов, совершение организационных действий и материально-технических операций (проведение различного рода совещаний, оперативок, конференций, заседаний, экспертиз, проверок);
  5. Правозащитная – осуществление мер по обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, соблюдение ими обязанностей перед государством; государственных и иных органов перед гражданами.
    1. Виды государственной службы
 

      В соответствии с Федеральным законом  от 31 июля 1995г. «Об основах государственной  службы РФ» было установлено разделение государственной службы РФ с учетом принципа федеративного устройства нашего государства на два вида:

  • Федеральную государственную службу субъектов Федерации, находящуюся в ведении РФ;
  • Государственную службу Федерации, находящуюся в их ведении.

      Наглядно  виды государственной службы показаны на рис. 1

      

      Рис 1.1. Виды государственной службы

  1. ФГС – профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ.
  2. ФГГС – профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ.
  3. ГГССФ – профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъектов РФ по обеспечению исполнения полномочий субъектов РФ, а также полномочий государственных органов субъектов РФ и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.
  4. ВС – вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, которым присваиваются воинские звания.
  5. ПС – вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в органах, службах и учреждениях,  осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, защите прав и свобод человека и гражданина, которым присваиваются специальные звания или классные чины.

      В соответствии с видами  государственной  службы РФ классифицируются и должности государственной службы, которые согласно статье указанного Федерального закона подразделяются на:

    • должности федеральной государственной службы;
    • должности государственной гражданской службы субъектов РФ;
    • воинские должности;
    • должности правоохранительной службы. [5.]
 
 
 
 
 
 
 
      
    1. Принципы  государственной  службы
 

      В государственном управлении периодический  ряд необходимых операций начинается со знаний о социальной проблеме, которую  необходимо оценить, выработать для  ее решения цель, затем норму, задачу и, наконец, сформулировать функции, посредством которых преодолевается эта проблема. Для такой деятельности обычно разрабатываются административные принципы.

      Термином  «принцип» обозначают основное, исходное положение какой-либо теории, учения. Принципы государственной службы – это основополагающие требования, которыми руководствуются государственные служащие в процессе своей профессиональной деятельности. В них выражены необходимые основания функционирования государственного аппаратного управления. Они устанавливают основные правила этой деятельности. Принципы кладутся в основу формирования и дальнейшего функционирования государственной службы как административной власти.

      По  содержанию принципы государственной  службы представляют собой ориентиры, некоторые основания по упорядочению общественных отношений, управлению социальными явлениями и процессами. Они обеспечивают интеграцию отдельных видов управленческой деятельности в различных органах системы государственного управления, взаимную их согласованность и общую направленность на реализацию намеченных целей. На основе этих принципов организуется сам реальный процесс административного управления, т.е. продуманная и обоснованная упорядоченность действий по осуществлению административных управленческих функций, выбору методов и приемов управленческого административного воздействия.

      Принципы  государственной службы изложены в федеральных законах «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации».[8.][9.]Принципы государственной службы не являются застывшими догмами. С течением времени они совершенствуются и конкретизируются. Их эволюция обусловлена кардинальными изменениями в концепции государственного управления, которой придерживались в обществе в определенные моменты времени. Искусство управления не может опираться только на интуицию, талант руководителя. Оно основывается на солидной теоретической базе, накопленной за сотни лет административной аппаратной деятельности.

      Принципы  государственной службы объективно отражают ее сущность и наиболее важные черты. Они раскрывают общий характер управленческой, исполнительно-распорядительной и другой административной деятельности государственных служащих, закрепляют их в нормах, входящих в социально-правовой институт государственной службы.

Информация о работе Государственная служба как социальный институт