Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 11:31, курсовая работа
Цель данной работы – проанализировать особенности государственной службы как социального института.
Задачи исследования:
рассмотреть сущность государственной службы;
проследить становление института государственной службы в РФ;
выявить направления развития государственной службы в РФ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Содержание государственной службы………………………………...5
1.1. Сущность и функции государственной службы………….................5
1.2. Виды государственной службы……………………………................7
1.3. Принципы государственной службы………………………………...9
Глава 2. Институт государственной службы в РФ…………………………….19
2.1. Становление института государственной службы в РФ…………..19
2.2. Функционирование института государственной службы…………21
Глава 3. Тенденции и перспективы развития системы государственной службы в РФ……………………………………………………………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………35
Вспомогательные принципы государственной службы.
Таким
образом, определение государственной
службы наиболее доступно и понятно дается
в Федеральном законе РФ «Об основах государственной
службы Российской Федерации». Мы проследили
многообразие функционального аппарата
РФ, также изложили разделение государственной
службы на ее основные виды, такие как
федеральная государственная служба,
военная служба, правоохранительная служба
и др.
2. Институт государственной службы
2.1.
Становление института
государственной
службы в РФ
Процесс упорядочения публично-правовых отношений, определения и закрепления соответствующих норм, статусов и ролей, приведение их в систему, способную удовлетворять потребности общества в укреплении порядка и стабильности, называется институционализацией. Следует отметить, что государственная служба в нашей стране находится в стадии становления. Еще не проявились в полной мере такие признаки этого института, как культурные символы, кодекс поведения, идеология. Процесс институционализации государственной службы включает ряд этапов:
Длительное время вплоть до конца 20в. государственная служба представляла собой традиционный правовой институт, обслуживающий государство. Однако по мере самоорганизации гражданского общества нарастает социально-правовая ориентация государства. Занимая подчиненное по отношению к праву положение, оно становится на службу граждан. Изменяется и роль государственной службы – предоставление публичных услуг населению, необходимых для социальной интеграции общества. Таким образом сугубо правовой институт государственной службы трансформируется в социальный.
Гражданское общество, формируя общественное мнение, устанавливает контроль над государственной службой. Тем самым осуществлению державной власти бюрократии ставится гражданский заслон. Основной заботой чиновников является служение обществу, а власть, которой они обладают, - лишь средством достижения этого результата. Такой выход государственной службы на общественную арену приводит к принципиальному изменению отношений между чиновником и гражданином. Пользуясь услугами государственной службы, гражданин оказывается их потребителем. Он не сносит предписаний сверху, но извлекает пользу из действий администратора, удовлетворяющего его потребности. Гражданин становится не верноподданным, а партнером государства.
Итак, современный институт государственной службы переживает глубокую трансформацию. Он регулирует автономную деятельность чиновников, выполняющих функцию посредников между государством и обществом. Политики, чиновники и граждане взаимодействуют как партнеры. Институциональная независимость чиновников от политиков обусловлена их социальной ответственностью за производство государственных решений и оказание публичных услуг гражданам.
Усвоение
этих ценностей чиновниками
2.2
Функционирование
института государственной
службы
Специфика института государственной службы определяется целями и направлениями деятельности, выражается в его функциях. Этот институт отличается двойственной направленностью своей активности. Во-первых. Он призван обслуживать государство, обеспечивать исполнение полномочий его органов, проводить в жизнь законы, принятые парламентом, и политику, выработанную исполнительной властью. Во-вторых, обслуживать общество, вносить порядок и рациональную организацию в социальное пространство, обеспечивать права и свободы человека, повышать качество жизни населения. Административные учреждения должны предоставлять гражданам, социальным группам и организациям разнообразные услуги, проявлять заботу об удовлетворении их нужд и потребностей. Население оплачивает эти услуги и находится в равноправном положении с чиновниками.
Таким
образом, в публично-правовых связях
на смену административной системе
подчинения приходят партнерские отношения
между государством и гражданами.
Именно это определяет общие и
особенные функции
Исходя из основной задачи – администрирования, служащие государственных органов выполняют стратегические, социальные, защитные, материально-технические, финансовые, коммунальные, регистрационные общие функции. Из общих вытекают особенные функции госслужбы. Их выполняют служащие государственных учреждений. Надо отличать функции государственных органов от функций государственных учреждений. Под функцией государственного органа понимается деятельность, направленная на достижение его цели, а под функцией государственного учреждения – публичная услуга. Например, государственный орган выполняет социальную функцию, а его учреждения – публичные услуги в области образования, культуры, физкультуры, здравоохранения, занятости и безработицы, социального обеспечения, опеки и попечительства.
Государственные учреждения активно занимаются заключением и выполнением административных договоров, регистрацией малых предприятий, лицензированием и квотированием. Подобная практика позволяет государственным органам установить определенные стандарты в отдельных сферах деятельности: торговле, общественном питании, бытовом обслуживании, обучении. Расширяется работа административных структур по систематическому сбору информации для принятия государственных решений. По таким вопросам как экологическая, технологическая безопасность установлен мониторинг, проводится экспертиза, расследование. Развивается дискреционная деятельность, то есть решение административно-правовых вопросов по собственному усмотрению.
Для успешного выполнения внешней, административной функции, институт государственной службы выполняет внутренние, вспомогательные функции в отношении чиновников. Они направлены на правовое, финансовое, организационное, информационное обеспечение деятельности должностных лиц. Если не созданы условия для выполнения задач чиновников, не организовано делопроизводство, хозяйственное обслуживание, повышение квалификации, институт госслужбы не сможет исправно выполнять общие и особенные функции. Выделяют следующие функции института гоослужбы:
Наряду с официально заявленными, очевидными для всех, институт госслужбы выполняет и латентные функции. К скрытой функции, например, относится приобретение чиновником высокого социального статуса. Функция может быть явной для одних служащих и латентной для других. Так, одним на госслужбе важно реализовать свой профессиональный интерес, а другим завязать контакты, связи, «сделать карьеру».
В условиях резких социальных перемен нередко возникает ситуация, когда изменившиеся потребности не находят адекватного отражения в функциях института госслужбы. Внешне такое поведение института может выражаться в недостатке подготовленных кадров, средств. Несоответствие деятельности института характеру потребностей общества снижает значение его служебной роли, что ведет к перерождению функций в символическую, ритуальную деятельность.
Эффективное функционирование института госслужбы во многом зависит от хабитуализации, типизации и легитимации. Рассмотрим указанные факторы институциализации государственной службы.
Информация о работе Государственная служба как социальный институт