Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 11:31, курсовая работа
Цель данной работы – проанализировать особенности государственной службы как социального института.
Задачи исследования:
рассмотреть сущность государственной службы;
проследить становление института государственной службы в РФ;
выявить направления развития государственной службы в РФ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Содержание государственной службы………………………………...5
1.1. Сущность и функции государственной службы………….................5
1.2. Виды государственной службы……………………………................7
1.3. Принципы государственной службы………………………………...9
Глава 2. Институт государственной службы в РФ…………………………….19
2.1. Становление института государственной службы в РФ…………..19
2.2. Функционирование института государственной службы…………21
Глава 3. Тенденции и перспективы развития системы государственной службы в РФ……………………………………………………………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………35
Обычно принципы государственной службы формулируются законодателем, исходя из конкретного правового опыта и правовой культуры в стране, и базируются на основных положениях правовой системы с учетом достигнутого уровня развития отраслевого законодательства. Формулировка и установление этих принципов зависят от избранной (действующей в стране) модели государственного управления, от адекватности понимания внутренних закономерностей общественных отношений и правового регулирования.
Публичное закрепление принципов государственной службы происходит в различных законодательных и других нормативных правовых актах: в Конституции РФ, федеральных законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, конституциях, уставах и иных законодательных и нормативных актах субъектов РФ.
В
Законе «О системе государственной
службы РФ» сформулированы 9 основных
принципов построения и функционирования
системы государственной
Каждый в отдельности принцип государственной службы отражает не все объективные связи государственных органов и служащих, а лишь некоторые из них. Но не все принципы взаимосвязаны и взаимообусловлены: соблюдение одних способствует реализации других и, напротив, нарушение какого-либо из принципов отрицательно сказывается на выполнении остальных принципов.
При классификации принципов государственной службы целесообразно выделить 3 группы принципов: конституционные, организационные и вспомогательные. Конституционные принципы обусловлены положениями Конституции РФ, которые конкретизируются в данном законодательном акте. Организационные принципы отражают механизм построения и функционирования государственной службы, государственного аппарата и его звеньев, разделения управленческого труда, обеспечения эффективности административной деятельности в государственных органах. [7.]
Из
9 принципов государственной
Помимо
этих двух групп, государственные служащие
руководствуются еще и
Конституционные принципы государственной службы.
Принцип федерализма, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.
Россия является федеративным государством. Поэтому государственная власть в ней осуществляется не только федеральными государственными органами, но и органами государственной власти субъектов РФ: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Поэтому между государственными органами РФ и органами входящих в нее субъектов предусматривается разграничение предметов ведения и полномочий.
Федеральные органы исполнительной власти по договоренности с органами исполнительной власти субъектов РФ могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. И наоборот, органы исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.
Принцип законности означает, что государственный орган и деятельность государственных служащих регулируются правовыми нормами и осуществляются в целях реализации предписаний закона при неукоснительном соблюдении прав и свобод граждан, прав и законных интересов всех участников управленческих отношений. Органы исполнительной власти, местного самоуправления, должностные лица и граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы РФ.
Принцип законности предусматривает обязанность исполнительных органов РФ соблюдать правовые условия договоров с ее субъектами, а также законодательные и иные нормативные акты, принятые в республиках, краях, областях, городах федерального значения в пределах их компетенции.
Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты. Обладание правами и свободами обеспечивает личности возможность быть самостоятельной, способной самоутвердиться в качестве достойного члена общества.
Российское государство, установив в Конституции права и свободы человека и гражданина, обязуется через деятельность органов власти, суда, прокуратуры и охраны правопорядка гарантировать их реализацию и защиту. Лица, постоянно проживающие на территории государства, жизненно заинтересованы в обладании статусом гражданина.
Все государственные органы и государственные служащие в пределах своих полномочий обязаны неукоснительно способствовать:
Принцип равного доступа граждан к государственной службе означает их право на занятие любой аппаратной должности в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой, без какой-либо дискриминации.
При поступлении на гражданскую службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений и преимуществ в зависимости от социальной, национальной, языковой или религиозной принадлежности. [6.]
Организационные принципы государственной службы.
Принцип единства правовых и организационных основ государственной службы, предполагающий законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы.
Единство основных требований осуществляется посредством системного урегулирования и согласования статусов государственных должностей, последовательности взаимосвязей и процедур функционирования всех элементов института государственной службы.
Принцип взаимосвязи государственной и муниципальной службы обеспечивается посредством:
Принцип доступности информации о государственной службе связан с организацией контроля государственной службы, анализом, обобщением и опубликованием статистических и иных сведений о количественном и качественном составе государственных служащих, передвижениях по службе, доходах, нарушениях дисциплины, факторах коррупции в государственной службе, мерах по борьбе с ней и т. д. общество должно знать и о недостатках, и о позитивных результатах работы государственного аппарата.
Особое
значение для становления и
Не менее важно создание и укрепление системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственным служащим. Эта система должна отвечать потребностям государственной службы в высококвалифицированных кадрах. Подобная система развивается в настоящее время на базе Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.
В основе принципа профессионализма и компетентности лежит качество знаний служащих и их структура, которые оценивают следующими индикаторами: знания – через соотношение разных отраслей науки, глубину и системность их освоения, способность применить эти знания при оценке проблемной ситуации; умения и навыки – через способность технологизировать знания для выполнения служебных функций; личностные качества, имеющие значение выполнения служебных обязанностей – через оценку интеллектуальных способностей, ценностных ориентаций, управленческих и организаторских способностей.
Характерными чертами этого
Принцип защищенности гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность характеризует особенности государственного управления как основного содержания государственной службы. Для государственного управлении характерны: иерархичность структуры, разграничение функций и использование методов административного права, основным среди которых является метод «власти-подчинения», то есть «прямого распорядительства». Решение вышестоящих органов и должностных обязательны для исполнения государственными служащими. Такой подход обеспечивает реализацию на практике конституционных принципов верховенства закона и единства государственной власти, побуждает соблюдать исполнительную дисциплину во всех звеньях государственного управления, добиваться согласованности, упорядоченности их действий, предупреждать безответственность, волокиту, произвол, злоупотребление властью. Вместе с тем, непременным условием обязательности выполнения решений вышестоящих государственных органов служит их законность, принятие решений в соответствии со специальными законами, положениями и инструкциями в пределах компетенции и полномочий данных органов. [9.]
Информация о работе Государственная служба как социальный институт