Государственная служба как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – проанализировать особенности государственной службы как социального института.
Задачи исследования:
рассмотреть сущность государственной службы;
проследить становление института государственной службы в РФ;
выявить направления развития государственной службы в РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Содержание государственной службы………………………………...5
1.1. Сущность и функции государственной службы………….................5
1.2. Виды государственной службы……………………………................7
1.3. Принципы государственной службы………………………………...9
Глава 2. Институт государственной службы в РФ…………………………….19
2.1. Становление института государственной службы в РФ…………..19
2.2. Функционирование института государственной службы…………21
Глава 3. Тенденции и перспективы развития системы государственной службы в РФ……………………………………………………………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………35

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

      Обычно  принципы государственной службы формулируются  законодателем, исходя из конкретного  правового опыта и правовой культуры в стране, и базируются на основных положениях правовой системы с учетом достигнутого уровня развития отраслевого законодательства. Формулировка и установление этих принципов зависят от избранной (действующей в стране) модели государственного управления, от адекватности понимания внутренних закономерностей общественных отношений и правового регулирования.

      Публичное закрепление принципов государственной службы происходит в различных законодательных и других нормативных правовых актах: в Конституции РФ, федеральных законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, конституциях, уставах и иных законодательных и нормативных актах субъектов РФ.

      В Законе «О системе государственной  службы РФ» сформулированы 9 основных принципов построения и функционирования системы государственной службы:

  • федерализм;
  • законность;
  • приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
  • равный доступ граждан к государственной службе;
  • единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;
  • взаимосвязь государственной и муниципальной службы;
  • открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
  • профессионализм и компетентность государственных служащих;
  • защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц. [8.]

      Каждый  в отдельности принцип государственной службы отражает не все объективные связи государственных органов и служащих, а лишь некоторые из них. Но не все принципы взаимосвязаны и взаимообусловлены: соблюдение одних способствует реализации других и, напротив, нарушение какого-либо из принципов отрицательно сказывается на выполнении остальных принципов.

      При классификации принципов  государственной  службы целесообразно  выделить 3 группы принципов: конституционные, организационные  и вспомогательные. Конституционные принципы обусловлены положениями Конституции РФ, которые конкретизируются в данном законодательном акте. Организационные принципы отражают механизм построения и функционирования государственной службы, государственного аппарата и его звеньев, разделения управленческого труда, обеспечения эффективности административной деятельности в государственных органах. [7.]

      Из 9 принципов государственной службы к числу конституционных относятся  первые четыре, а к числу организационных  – последние пять принципов. Все  федеральные органы и органы государственной власти субъектов РФ обязаны проводить эти принципы. Государственные служащие должны руководствоваться ими в своей работе.

      Помимо  этих двух групп, государственные служащие руководствуются еще и вспомогательными принципами.

      Конституционные принципы государственной  службы.

      Принцип федерализма, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

         Россия является федеративным государством. Поэтому государственная власть в ней осуществляется не только федеральными государственными органами, но и органами государственной власти субъектов РФ: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Поэтому между государственными органами РФ и органами входящих в нее субъектов предусматривается разграничение предметов ведения и полномочий.

            Федеральные органы исполнительной власти по договоренности с органами исполнительной власти субъектов РФ могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. И наоборот, органы исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.

      Принцип законности означает, что государственный орган и деятельность государственных служащих регулируются правовыми нормами и осуществляются в целях реализации предписаний закона при неукоснительном соблюдении прав и свобод граждан, прав и законных интересов всех участников управленческих отношений. Органы исполнительной власти, местного самоуправления, должностные лица и граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы РФ.

      Принцип законности предусматривает обязанность исполнительных органов РФ соблюдать правовые условия договоров с ее субъектами, а также законодательные и иные нормативные акты, принятые в республиках, краях, областях, городах федерального значения в пределах их компетенции.

      Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты. Обладание правами и свободами обеспечивает личности возможность быть самостоятельной, способной самоутвердиться в качестве достойного члена общества.

      Российское  государство, установив в Конституции  права и свободы человека и  гражданина, обязуется через деятельность органов власти, суда, прокуратуры  и охраны правопорядка гарантировать  их реализацию и защиту. Лица, постоянно  проживающие на территории государства, жизненно заинтересованы в обладании статусом гражданина.

      Все государственные органы и государственные  служащие в пределах своих полномочий обязаны неукоснительно способствовать:

  • созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
  • охране труда и здоровья людей, государственной поддержке семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, системе социальных служб, государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты;
  • реализации на практике равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям;
  • созданию равных возможностей для реализации своих прав и свобод мужчинам и женщинам;
  • охране достоинства личности, недопущения его умаления ни по каким основаниям органами государственного управления и должностными лицами;
  • защите частной собственности наравне с государственной, муниципальной и иными формами собственности.

      Принцип равного доступа  граждан к государственной  службе означает их право на занятие любой аппаратной должности в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой, без какой-либо дискриминации.

      При поступлении на гражданскую службу, а также при ее прохождении  не допускается установление каких  бы то ни было прямых или косвенных  ограничений и преимуществ в  зависимости от социальной, национальной, языковой или религиозной принадлежности. [6.]

      Организационные принципы государственной  службы.

      Принцип единства правовых и  организационных  основ государственной  службы, предполагающий законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы.

      Единство  основных требований осуществляется посредством системного урегулирования и согласования статусов государственных должностей, последовательности взаимосвязей и процедур функционирования всех элементов института государственной службы.

      Принцип взаимосвязи государственной и муниципальной службы обеспечивается посредством:

  1. единства основных квалификационных требований для замещения должностей государственной службы и должностей муниципальной службы;
  2. единства требований к профессиональной подготовке, переподготовки и повышению квалификации государственных и муниципальных служащих;
  3. учета стажа муниципальной службы в стаже государственной службы и стажа государственной службы в стаже муниципальной службы;
  4. соотносимости основных условий оплаты служебной деятельности и социальных гарантий;
  5. соотносимости основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную и муниципальную службу , а также членов их семей в случае потери кормильца. [4.]

      Принцип доступности информации о государственной службе связан с организацией контроля государственной службы, анализом, обобщением и опубликованием статистических и иных сведений о количественном и качественном составе государственных служащих, передвижениях по службе, доходах, нарушениях дисциплины, факторах коррупции в государственной службе, мерах по борьбе с ней и т. д. общество должно знать и о недостатках, и о позитивных результатах работы государственного аппарата.

      Особое  значение для становления и функционирования государственной службы имеет принцип профессионализма и компетентности государственных служащих. Его значение усиливается в связи с превращением государственной службы в особую разновидность профессионального труда, необходимостью более полного соответствия знаний, умений и навыков служащих требованиям должностей государственной службы. Причем процесс ее профессионализма охватывает ряд социальных институтов, прежде всего профессиональную ориентацию, профессиональный отбор, управление персоналом, систему профессионального образования. Реализация принципа профессионализма требует организационных условий профессионального развития кадрового корпуса государственной службы, прежде всего, ее прохождение с помощью конкурсов, аттестации, квалификационных экзаменов, которые призваны укреплять связь продвижения по службе с уровнем профессионального образования. В сочетании с требованиями к должностям организационные предпосылки способствуют формированию государственного заказа образовательным учреждениям.

      Не  менее важно создание и укрепление системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственным служащим. Эта система должна отвечать потребностям государственной службы в высококвалифицированных кадрах. Подобная система развивается в настоящее время на базе Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

      В основе принципа профессионализма и  компетентности лежит качество знаний служащих и их структура, которые  оценивают следующими индикаторами: знания – через соотношение разных отраслей науки, глубину и системность их освоения, способность применить эти знания при оценке проблемной ситуации; умения и навыки – через способность технологизировать знания для выполнения служебных функций; личностные качества, имеющие значение выполнения служебных обязанностей – через оценку интеллектуальных способностей, ценностных ориентаций, управленческих и организаторских способностей.

        Характерными чертами этого принципа  являются также профессиональная  честь (лояльность, достоинство,  беспристрастность, гордость за хорошо выполненную работу); профессиональная подотчетность (приверженность ценностям, свойственным данной профессии; рассмотрение сослуживцев как коллег, а не политических деятелей и руководителей). В профессиональных группах государственных служащих складываются свои этические кодексы, практика оценки работы профессионалов профессионалами, особая культура, нормы, ценности, профессиональный статус.

      Принцип защищенности гражданских  служащих от неправомерного вмешательства в  их профессиональную служебную деятельность характеризует особенности государственного управления как основного содержания государственной службы. Для государственного управлении характерны: иерархичность структуры, разграничение функций и использование методов административного права, основным среди которых является метод «власти-подчинения», то есть «прямого распорядительства». Решение вышестоящих органов и должностных обязательны для исполнения государственными служащими. Такой подход обеспечивает реализацию на практике конституционных принципов верховенства закона и единства государственной власти, побуждает соблюдать исполнительную дисциплину во всех звеньях государственного управления, добиваться согласованности, упорядоченности их действий, предупреждать безответственность, волокиту, произвол, злоупотребление властью. Вместе с тем, непременным условием обязательности выполнения решений вышестоящих государственных органов служит их законность, принятие решений в соответствии со специальными законами, положениями и инструкциями в пределах компетенции и полномочий данных органов. [9.]

Информация о работе Государственная служба как социальный институт