Государственное социальное обслуживание в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:02, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена тем, что в Конституции РФ Россия определена как социальное государство. Это в первую очередь означает, что в нашем государстве должны защищаться наиболее уязвимые слови населения и государство в этом случае берет на себя обязанность по организации механизма зашиты и поддержке этих слоев. С переходом к рыночной экономике многие люди в нашей стране оказались в трудных условиях. Это в первую очередь пенсионеры, которым государство в силу экономического положения не может обеспечить достойный уровень дохода, дети, оставшиеся без попечения родителей, инвалиды, многодельные семьи.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7
2. ПАРВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14
3. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НА ДОМУ И В ПОЛУСТАЦИОНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 19
4. СТАЦИОНАРНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАЕНИЕ ……………………………………………………………………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ДОГОВОР НА ОКАЗАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ НА ДОМУ НА УСЛОВИЯХ ЧАСТИЧНОЙ ОПЛАТЫ 36

Файлы: 1 файл

Социальное обслуживание.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

 В Г. УСТЬ-ИЛИМСКЕ

 

(Филиал ФГБОУ ВПО «БГУЭП» в г. Усть-Илимске)

 

 

Кафедра Права и гуманитарных наук

 

Специальность 030504 Право  и организация социального обеспечения 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

 

Руководитель,

Кандидат исторических наук,

доцент                                                                                        Л.И.Григорьева

 

 

Исполнитель

Студент группы ПС-11                                                                 Ю.И.Богодельная 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Усть-Илимск 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современном развитом обществе долголетие становится нормой жизни, причем основная проблема заключается  в качестве долголетия. У человека, по мере старения, изменяется не только его состояние здоровья, но и происходит определенная переориентация жизненных интересов, потребностей, меняется социальный статус в обществе, семье. К старости человек приобретает целый ряд заболеваний, преимущественно хронического течения с частыми обострениями, поэтому лица пожилого и старческого возраста испытывают повышенную потребность в медицинской и социальной помощи.

Одной из характерных  особенностей периода пожилого и  старческого возраста, как у относительно здоровых, так и у больных людей является наступающая социально-психологическая дезадаптация. Именно изменение социального статуса пожилого человека - выход на пенсию, утрата близких родственников, трудности в связи с самообслуживание, ухудшение экономического положения - нарушает привычные жизненные стереотипы, требует мобилизации собственных физических и психических резервов, которые в этом возрасте значительно снижены, все это сильно воздействует на психику старого человека.

Неспособность инвалидов  самостоятельно справляться с повседневными заботами приводит к зависимости от других людей, что вызывает у многих чувство неполноценности, бессилия, нежелания дальнейшего существования.

Актуальность темы обусловлена  тем, что в Конституции РФ Россия определена как социальное государство. Это в первую очередь означает, что в нашем государстве должны защищаться наиболее уязвимые слови населения и государство в этом случае берет на себя обязанность по организации механизма зашиты и поддержке этих слоев. С переходом к рыночной экономике многие люди в нашей стране оказались в трудных условиях. Это в первую очередь пенсионеры, которым государство в силу экономического положения не может обеспечить достойный уровень дохода, дети, оставшиеся без попечения родителей, инвалиды, многодельные семьи. Отношение государства к данным категориям граждан и их уровень жизни свидетельствует о том, насколько в действительности государство является гуманным, социальным, на сколько в нем ценятся жизнь, здоровье, достоинство личности. Государственные стратегии повышения уровня жизни населения и улучшения ее качества обусловливают необходимость роста эффективности российской системы социального обслуживания. Сегодня государство и общество стремится не допустить снижения уровня развития социальной защиты, социального обслуживания, образующих важную часть системы жизнеобеспечения населения. Таким образом, актуальность темы исследования можно определить значимостью системы социального обслуживания как критерия нравственности в экономике и проводимой государством социальной политики.

Возможность осуществления  социального обслуживания в условиях современной России становится реальной и ощутимой по мере организации и  развития сети территориальных социальных служб и быстрого формирования отрядов  профессиональных социальных работников и других специалистов в сфере социальной работы, социальной педагогике и психологии. Теоретики социальной работы, анализируя процесс становления социальной науки, практики и профессии, констатируют, что социальное обслуживание в современных условиях уступают в качестве одной из парадигм социальной работы и организационной формы этого вида социальной деятельности.

Состояние социального обслуживания на сегодня в России свидетельствует о защите теоретического обоснования сущности и содержания социального обслуживания семьи, женщин и детей, других категорий населения [8, с.430].

Система социального обслуживания населения характеризуется не просто суммой учреждений с динамикой их развития на определенных территориях Российской Федерации, а совокупностью составляющих, определенным порядком взаимодействия органов социального обслуживания, межведомственной взаимосвязью, последовательными и обоснованными действиями всех учреждений, направленных на поддержку различных слоев населения: Форма организационной деятельности учреждений социального обслуживания, определенный способ устройства региональной упорядоченной совокупности учреждений, объединенных общими целями, задачами, функциями; соотнесение усилий, направленных на становление социальных служб и полученных результатов социального обслуживания, выражающихся, прежде всего в степени удовлетворенности клиентов социальных служб, эффективности социальных услуг.

Цель курсовой работы – исследовать систему социального обслуживания в Российской Федерации.

Задачи  исследования:

  1. Рассмотреть понятие, принципы и виды социального обслуживания в России;
  2. Сделать анализ правового регулирования социального обслуживания в Российской Федерации;
  3. Рассмотреть условия предоставления, виды, источники финансирования социального обслуживания на дому;
  4. Рассмотреть условия предоставления, виды, источники финансирования социального обслуживания в стационарных условиях.

Наиболее широко сущность социального обслуживания населения раскрывают Федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», принятые в 1995 году.

В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» в статье 1 закреплено, что социальное обслуживание предоставляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально правовых услуг и материальной помощи, в проведении социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

 

1. ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Социальное обслуживание граждан является относительно самостоятельным  элементом государственной системы  социального обеспечения.

Понятие социального  обслуживания применительно к лицам, попадающим под воздействие права  социального обеспечения, определяется в соответствии с текущим законодательством, в частности с нормами Федерального закона от 10 декабря 1995 года «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». В обобщенном виде социальное обслуживание можно сформулировать как комплекс разнообразных социальных услуг и выдач, предоставляемых престарелым, инвалидам и иным категориям трудоспособных граждан и их семьям бесплатно или за частичную оплату за счет ассигнований из государственного бюджета, а также средств обязательного социального страхования в установленных законом случаях [10, с. 437].

В основу такого определения  социального обслуживания заложено функционирование двух основных организационно-правовых форм социального обеспечения – обязательного социального страхования и социального обеспечения за счет ассигнований из государственного бюджета, что определяет право на предоставление социального обслуживания.

Как вид социального  обеспечения социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально –  медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и проведению социальной адаптации и реабилитации вышеуказанных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В настоящее время  государство прилагает большие  усилия для создания комплексной  системы социального обслуживания населения, выделения финансовых средств на ее развитие. Уже приняты основные законы, составившие правовую базу для функционирования системы социального обслуживания:

- Федеральный закон от 10.12.95 №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ»;

- Федеральный закон от 02.08.95 №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;

Впервые в отечественном  законодательстве сформулировано понятие  такого социально-значимого обстоятельства как трудная жизненная ситуация.

Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Причинами ее возникновения могут быть самые различные обстоятельства: инвалидность, преклонный возраст, болезнь, сиротство, жестокое обращение в семье, безработица, отсутствие определенного места жительства и пр. [2].

Право на социальное обслуживание имеют: граждане РФ; иностранцы и лица без гражданства, если иное не установлено  международными договорами РФ [2].

Социальное обслуживание основывается на следующих принципах:

  1. Адресность, т.е. предоставление услуг персонифицировано конкретному лицу.

Работа по выявлению  и созданию банка данных таких  лиц ведется местными органами социальной защиты населения по месту жительства инвалидов, престарелых, многодетных и одиноких семей. Информацией о детях сиротах, одиноких и многодетных семьях располагают также органы народного образования; о беженцах - миграционная служба, о лицах без определенного места жительства - органы внутренних дел и пр.

  1. Доступность. Обеспечивается возможность бесплатного и частично платного получения социальных услуг, которые включены в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг. Их качество, объем, порядок и условия оказания должны соответствовать государственным стандартам, установленным Правительством РФ. Сокращение их объёма на территориальном уровне не допускается.

Перечни социальных услуг  определяются с учетом субъектов, которым  они предназначены. Федеральный  перечень гарантированных государством социальных услуг для граждан пожилого возраста и инвалидов, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, утвержден постановлением Правительства РФ от 25.11.95 №1151 [5]. На его основе разрабатываются территориальные перечни. Финансирование услуг, входящих в перечни, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

  1. Добровольность. Социальное обслуживание осуществляется на основании добровольного обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления или общественного объединения. В любое время гражданин может отказаться от получения социальных услуг.
  2. Гуманность. Граждане, проживающие в стационарных учреждениях, имеют право на свободу от наказаний. Не допускаются в целях наказания или создания удобств для персонала использование лекарственных средств, средств физического сдерживания, а также изоляция. Лица, допустившие указанные нарушения, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.
  3. Конфиденциальность. Сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники, виновные в ее разглашении, несут установленную законом ответственность [2].

 В Федеральном Законе  от 10 декабря 1995 года №195-ФЗ «Об  основах социального обслуживания  населения в Российской Федерации» закреплены следующие виды социального обслуживания:

  1. Материальная помощь, предоставляемая в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, одежды и обуви, других предметов первой необходимости, топлива, специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;
  2. Социальное обслуживание на дому, которое направлено на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их законных прав и интересов. К числу надомных гарантированных услуг, предусмотренных федеральным перечнем, относятся: доставка продуктов на дом; приобретение медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинское учреждение:

Информация о работе Государственное социальное обслуживание в РФ