Государственное социальное обслуживание в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:02, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена тем, что в Конституции РФ Россия определена как социальное государство. Это в первую очередь означает, что в нашем государстве должны защищаться наиболее уязвимые слови населения и государство в этом случае берет на себя обязанность по организации механизма зашиты и поддержке этих слоев. С переходом к рыночной экономике многие люди в нашей стране оказались в трудных условиях. Это в первую очередь пенсионеры, которым государство в силу экономического положения не может обеспечить достойный уровень дохода, дети, оставшиеся без попечения родителей, инвалиды, многодельные семьи.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7
2. ПАРВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14
3. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НА ДОМУ И В ПОЛУСТАЦИОНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 19
4. СТАЦИОНАРНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАЕНИЕ ……………………………………………………………………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ДОГОВОР НА ОКАЗАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ НА ДОМУ НА УСЛОВИЯХ ЧАСТИЧНОЙ ОПЛАТЫ 36

Файлы: 1 файл

Социальное обслуживание.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

- уборка помещения;

- содействие в организации  юридических услуг;

- содействие в организации  ритуальных услуг;

- другие надомные услуги (например, содействие в обеспечении  топливом).

Медицинскую помощь на дому получают психически больные лица в стадии ремиссии, больные туберкулезом (за исключением активной формы), онкологические больные.

Детям-инвалидам, которые  по состоянию здоровья не могут посещать общеобразовательные учреждения, обеспечивается обучение на дому. Министерство здравоохранения утверждает Перечень заболеваний, при наличии которого ребенок-инвалид имеет право на получение образования на дому. Дети-инвалиды зачисляются в образовательное учреждение по месту жительства, получают бесплатно учебную, справочную и иную литературу, посещаются педагогическими работниками, проходят аттестацию и получают документ государственного образца о соответствующем образовании.

  1. Полустационарное социальное обслуживание осуществляется отделениями дневного (ночного) пребывания при муниципальных центрах социального обслуживания или органах социальной защиты.
  2. Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание всесторонней социальной помощи лицам, нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе и наблюдении.

Социальные услуги, входящие в федеральный и территориальные  перечни, предоставляются гражданам  бесплатно либо на условиях частичной  оплаты.

Положение о порядке  и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, утверждено положением Правительства РФ от 15.04.96 №473 [7].

В постановлении Правительства Российской Федерации от 25.11.95№1151 [5] закреплены следующие группы населения, которые пользуются услугами бесплатно:

- одинокие граждане  пожилого возраста (одинокие супружеские  пары) и инвалиды, получающие пенсию  с учетом надбавок в размере  ниже регионального прожиточного  минимума;

- граждане пожилого  возраста и инвалиды, родственники  которых по объективным причинам не могут обеспечить им помощь и уход, если размер получаемой пенсии вместе с надбавками ниже регионального прожиточного минимума;

- граждане пожилого  возраста и инвалиды, проживающие  в семьях со среднедушевым  доходом ниже регионального прожиточного минимума.

Если размер пенсии вместе с надбавками указанных выше граждан  превышает региональный прожиточный  минимум, то размер частичной оплаты социальных услуг:

- на дому не должен  превышать 25% разницы между получаемой  пенсией и региональным прожиточным минимумом;

- в полустационарных  условиях - 50% разницы между получаемой  пенсией и региональным прожиточным  минимумом;

- в стационарных условиях - суммы превышения полагающейся  пенсии над региональным прожиточным  минимумом.

Если сумма пенсии с учетом надбавок на 150% выше регионального прожиточного минимума, то социальные услуги предоставляются на условиях полной оплаты [5].

Стоимость услуг определяется на основе тарифов, установленных для  конкретного региона. В оплату стоимости  не включаются расходы по оказанию медицинской помощи в объеме Базовой или Территориальной программы обязательного медицинского страхования, получению образования в пределах государственных образовательных стандартов.

Дополнительные основания, по которым социальные услуги предоставляются бесплатно, определяются органами исполнительной власти субъектов РФ.

Право социального обеспечения  регулирует отношения, возникающие  только в связи с предоставлением  бесплатных или частично платных (льготных) услуг. Услуги, оказываемые на коммерческой основе с полным возмещением стоимости, регламентируются нормами гражданского права, например договор на предоставление социальных услуг (см. Приложение 1). Оплата дополнительных социальных услуг (сверх гарантированного перечня) может производиться за счет средств, полученных от продажи или иного отчуждения имущества, включая жилые помещения, ценные бумаги и пр. Сделки об отчуждении жилых помещений совершаются при соблюдении обязательных условий: сохранения за гражданином права пожизненного проживания в отчужденном жилом помещении либо обеспечения его другим жилым помещением, а также права на материальное обеспечение в виде питания, ухода, необходимой помощи.

Таким образом, главное  предназначение социального обслуживания заключается в удовлетворении потребностей инвалидов, пожилых и иных категорий граждан в социальных услугах. Социальное обслуживание является неотъемлемым элементом государственной системы социального обеспечения в РФ, которое включает различные виды социальных услуг, такие как социальное обслуживание на дому, полустационарное социальное обслуживание, стационарное социальное обслуживание и другие, направленные на удовлетворение особых потребностей некоторых категорий лиц, закрепленных в  Федеральных законах «Об основах социального обслуживания», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и другими нормативно-правовыми актами. Основано на следующих принципах: адресность, доступность, добровольность, гуманность, конфедициальность.

 

 

 

 

 

 

 

 2. ПАРВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Действующее законодательство регулирует достаточно большое  количество норм законов и иных нормативно – правовых актов, в том числе и нормативными актами субъектов Российской Федерации.

Совокупность всех правовых актов, содержащих нормы о социальном обслуживании населения, свидетельствует  о его существовании как самостоятельного правового института особенной  части права социального обеспечения [7, с.439].

По юридической силе акты делятся на законы и подзаконные  акты. Существует деление законов, регулирующих отношения по социальному обслуживанию, на следующие виды:

  1. Конституция Российской Федерации;
  2. Федеральные конституционные законы
  3. Федеральные законы;
  4. Законы субъектов Российской Федерации.

К подзаконным актам  относятся:

  1. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации.

Первые принимаются  с целью реализации полномочий Президента как главы государства, нормативные  указы зачастую издаются с целью преодоления пробелов и коллизий в праве. Распоряжения обычно принимаются по текущим или процедурным вопросам [8, с.440];

  1. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, регулирующие особо важные оперативные и текущие вопросы;
  2. Приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, регулирующих социальные правоотношения. Они принимаются на основе вышеперечисленных актов и, как правило, регулируют отношения в пределах компетенции исполнительного органа;
  3. Решения и постановления местных органов государственной власти;
  4. Локальные нормативные акты – это нормативные правовые предписания (положения, уставы, договоры, соглашения), принятые на уровне отдельной организации (учреждения) и  действующие в их пределах.

Конституция Российской Федерации является основным правовым источником социального обслуживания: в ней закреплены принципиальные положения, имеющие непосредственное отношение к социальному обслуживанию, в том числе и социальному обслуживанию на дому.

Согласно конституционным  нормам, Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, путем государственной поддержки семьи, материнства, детства, пожилых граждан, развития социальных служб и т.п. [1, ст.7,38,39]. Также закреплено право каждого гражданина Российской Федерации на охрану его здоровья и медицинскую помощь [1, ст.41].

Особое значение для  правового для правового регулирования  отношений социального обслуживания имеют конституционные положения в частности разграничения компетенции между Российской Федерации (федеральным центром) и субъектами Российской Федерации. Отсюда исходит, что социальная защита граждан, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов [1, ст.72]. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации [1, ст.76]. Причем последние не должны противоречить федеральным законам. В противном случае действует непосредственно федеральный закон, регулирующий отношения в этой же сфере.

В области социального  обслуживания базовым законом, следует  считать Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального  обслуживания населения в Российской Федерации». Это обусловлено тем фактом, что его нормы устанавливают общее правовое регулирование отношений в области социального обслуживания всех категорий граждан, которые нуждаются в нем [12, с.143]. На основе его положений должны приниматься отдельные законы, касающиеся соответствующих категорий населения – детей, инвалидов, пожилых и т.д. Нарушение  последовательности в принятии федеральных законов привело к тому, что одни и те же правовые категории в принятых законах трактуются по разному.

Подобным образом, Федеральный закон от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов подробно регулирует отношения в сфере социального обслуживания названных категорий граждан. В свою очередь, Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации. Предусмотренные этим законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, кроме их социальной поддержки субъектов Российской Федерации. Так социальное – бытовое обслуживание пожилых и инвалидов осуществляется в порядке и на основаниях, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации с участием общественных объединений пожилых и инвалидов.

Органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны создавать  специализированные службы (социальные учреждения) для социального обслуживания инвалидов и пожилых, при которых  они имеют право на льготное обслуживание (бесплатное или со скидкой). Нормы Федеральных законов имеют прямую связь с социальным обслуживанием. От величины прожиточного минимума зависит право на получение бесплатных или со скидкой социальных услуг отдельными категориями населения, например пенсионерами.

Помимо закрепления  норм о социальном обслуживании населения  на федеральном уровне после 1 января 2005 г. получило широкое развитие и  региональное законодательство. Так, в Иркутской области действуют следующие нормативно – правовые акты, регулирующие социальное обслуживание в той или иной области, в уставе Иркутской области прописаны основные права граждан Иркутской области на получение социальной помощи в рамках социального обслуживания [7], также Постановление Правительства Иркутской области от 25 января 2013 года № 13-пп «О внесении изменений в Регламент Правительства Иркутской области», в котором закреплена финансовая основа социального обслуживания в Иркутской области на 2013 год [6].

В субъектах Российской Федерации принимаются нормативные акты, которые устанавливают, например, виды и объемы социальны услуг, дополняющие установленные федеральным законодательством. В любом случае правовые решения субъектов Российской Федерации и нижестоящих государственных и муниципальных органов не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

Развитие федеральных  законов подзаконными актами дополняются  и/или развиваются их отдельные  положения. К таковым можно отнести  следующие постановления Правительства  Российской Федерации:

- От 27 июня 2003 г. №337, которым утверждены правила предоставления бюджетам субъектам РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан.

- От 4 декабря 1995 № 1187 «О порядке обеспечения специальной одеждой, обувью и инвентарем социальных работников государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания» ит.п.

В настоящее время  действует множество подзаконных  нормативных правовых актов, принятых федеральными министерствами и ведомствами. Что в свою очередь подразумевает создание и осуществление нормативно – правовых актов субъектов Российской Федерации, которые регулируют правовые отношения в области социального обслуживания населения в Россйиской Федерации, определяя круг лиц, подлежащих социальному обеспечению (в т.ч. право на социальное обслуживание), финансовую основу социального обслуживания и др. Это говорит о тщательно проработанной социальной политике государства, а именно в области социального обслуживания граждан Российской Федерации.

 

 3. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НА ДОМУ И В ПОЛУСТАЦИОНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Социальное обслуживание на дому и в полустационарных учреждениях  предоставляется лицам, не нуждающимся  в постоянном постороннем уходе. Оно направлено на максимально возможное продление пребывания лиц пожилого возраста и инвалидов в привычной для них социальной среде в целях поддержания их социального статуса.

Информация о работе Государственное социальное обслуживание в РФ