Государственное социальное обслуживание в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:02, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена тем, что в Конституции РФ Россия определена как социальное государство. Это в первую очередь означает, что в нашем государстве должны защищаться наиболее уязвимые слови населения и государство в этом случае берет на себя обязанность по организации механизма зашиты и поддержке этих слоев. С переходом к рыночной экономике многие люди в нашей стране оказались в трудных условиях. Это в первую очередь пенсионеры, которым государство в силу экономического положения не может обеспечить достойный уровень дохода, дети, оставшиеся без попечения родителей, инвалиды, многодельные семьи.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7
2. ПАРВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14
3. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НА ДОМУ И В ПОЛУСТАЦИОНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 19
4. СТАЦИОНАРНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАЕНИЕ ……………………………………………………………………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ДОГОВОР НА ОКАЗАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ НА ДОМУ НА УСЛОВИЯХ ЧАСТИЧНОЙ ОПЛАТЫ 36

Файлы: 1 файл

Социальное обслуживание.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

Основная  цель социальных стационарных учреждений - обеспечение  благоприятных условий проживания и самообслуживания, предоставление социально-бытовой и медицинской  помощи; создание условий для активного  образа жизни, в том числе и посильной трудовой деятельности [3]. Пенсия проживающим в этих домах выплачивается полностью, кроме того, они получают определенную сумму доплаты. Обязательным условием для поступления на жительство является передача старыми людьми своего жилища в муниципальный жилищный фонд города, региона, в котором они проживают [12, с. 47].

Специализированные  дома-интернаты для  престарелых предназначены для постоянного проживания граждан, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, из числа освобождаемых из мест лишения свободы, особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор. Сюда же направляются престарелые, ранее судимые или неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, направляемые из учреждений органов внутренних дел.

Пожилые граждане, проживающие в пансионатах для ветеранов труда и постоянно нарушающие порядок проживания в них, установленный Положением об учреждениях социального обслуживания, могут быть по их желанию или по решению суда, принятому на основании предоставления документов администрацией этих учреждений, переведены в специализированные дома-интернаты.

Учреждения социального  обслуживания в стационарных условиях предоставляют различные виды услуг гражданам с учетом и возраста, состояния здоровья и др [3].

Социальные услуги гражданам в стационарных учреждениях в зависимости от их назначения подразделяются на следующие основные типы:

- социально – медицинские  услуги, направлены на поддержание и улучшение здоровья граждан, к ним можно отнести: обеспечение ухода с учетом состояния здоровья, в том числе санитарно- гигиенические услуги (обтирание, обмывание, стрижка ногтей), содействие в проведении медико-социальной экспертизы, организация лечебно – оздоровительных мероприятий и иные социально – медицинские услуги;

-социально - психологические услуги, оказываемые с целью коррекции психологического состояния граждан для их адаптации в обществе, включают в себя: психотерапевтическую помощь, социально – психологических патронаж, психологические тренинги и иные социально – психологические услуги;

- социально – педагогические  услуги, направленные на профилактику  отклонений в поведении и аномалий  личного развития клиентов социальных  служб, формирование у них позитивных интересов, представляют собой: педагогическую корректировку, анимационные услуги (экскурсии, посещения театров и др.),  профессиональную реабилитацию инвалидов, их профессиональное      консультирование и иные социально – педагогические услуги;

- социально – экономические  услуги, направлены на поддержание  и улучшение жизненного уровня населения, представляют собой: обеспечение клиентов при выписки из стационарных учреждений одеждой, обувью, содействие в обеспечении протезами и протезно - ортопедическими изделиями, слуховыми аппаратами и иные социально – экономические услуги;

- социально – правовые услуги, направлены на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, а также защиту законных прав и интересов граждан, представляют собой консультирование по вопросам, связанным, с правом граждан, представляют собой консультирование по вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслуживание в государственной, муниципальной и негосударственной схемах социальных служб и защиту своих интересов, помощь в оформлении документов, оказание юридической помощи и содействие в получении установленных законодательством льгот и преимуществ и иные социально – правовые услуги.

Предоставляемые социальные услуги предоставляются гражданам должны отвечать перечню и качеству гарантируемых государством социальных услуг, предусмотренных ГОСТ Р 52143 – 2003 «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг» и ГОСТ Р 52142 – 2003 «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг».

Таким образом, стационарное социальное обслуживание направлено на оказание всесторонней социальной помощи лицам, нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе и наблюдении. Учреждения социального обслуживания в стационарных условиях предоставляют различные виды услуг гражданам с учетом и возраста, состояния здоровья и др.                   Основная  цель социальных стационарных учреждений – обеспечение     благоприятных условий проживания и самообслуживания, предоставление   социально-бытовой и медицинской  помощи; создание условий для активного  образа жизни, в том числе и посильной трудовой деятельности. Существуют  следующие тиры социальных услуг в стационарных учреждениях: социально –медицинские услуги; социально – педагогические; социально – психологические; социально – экономические; социально –правовые, обеспечение которых должно отвечать перечню и качеству гарантируемых государством социальных услуг, предусмотренных ГОСТ Р 52143 – 2003 «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг» и ГОСТ Р 52142 – 2003 «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг».

 

 

 

 

          

 

 

 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Государство гарантирует пожилым и старым людям возможность получения  социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии.

Социальное  обслуживание - это совокупность социальных услуг, которые предоставляются  гражданам пожилого и старческого  возраста в домашних условиях или  специализированных государственных  и муниципальных учреждениях. Оно  включает в себя социально-бытовую помощь и морально-психологическую поддержку. Главное предназначение социального обслуживания заключается в удовлетворении потребностей инвалидов, пожилых и иных категорий граждан в социальных услугах.

В настоящее время  действует множество подзаконных  нормативных правовых актов, принятых федеральными министерствами и ведомствами, таких как Постановление правительства РФ от 4 декабря 1995 № 1187 «О порядке обеспечения специальной одеждой, обувью и инвентарем социальных работников государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания», Федеральный закон от 02.08.95 №122 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»  и другие, что в свою очередь подразумевает создание и осуществление нормативно – правовых актов субъектов Российской Федерации, которые регулируют правовые отношения в области социального обслуживания населения в Российской Федерации, определяя круг лиц,       подлежащих социальному обеспечению (в т.ч. право на социальное        обслуживание), финансовую основу социального обслуживания. Это говорит о тщательно проработанной социальной политике государства, а именно в области социального обслуживания граждан Российской Федерации .

Социальное  обслуживание включает в себя стационарные, полустационарные и нестационарные формы (социальное обслуживание на дому).

Гарантированные социальные услуги на дому и в полустационарных учреждениях в имеют важное значение для граждан, так как эти услуги и форма их предоставления в целом направлены на поддержание и улучшение жизни граждан пожилого возраста и инвалидов.

Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание всесторонней социальной помощи лицам, нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе и наблюдении.

Учреждения социального  обслуживания в стационарных условиях предоставляют различные виды услуг гражданам с учетом и возраста, состояния здоровья и др. Основная  цель социальных стационарных учреждений – обеспечение благоприятных условий проживания.

В настоящее время  министерства и ведомства, имеющие социальные службы, опираясь на государственные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, пытаются решить сложную задачу, связанную с развитием созданной сети учреждений, оказывающих населения широкий спектр социальных услуг, адресованных главным образом наиболее социально уязвимым группам населения, которые испытывают постоянные трудности в повседневной жизни. Развитию сети учреждения социальной помощи семье и детям препятствуют различные факторы:

- слабая правовая база  системы социального обслуживания;

- ограниченность финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении у правительственных органов на федеральном и региональном уровнях, дефицит средств у органов местного самоуправления;

- отсутствие координации  деятельности министерств и ведомств  в сфере социального обслуживания;

- дефицит персонала,  обладающего профессиональной подготовкой  в области социальной работы;

- низкий социальный  статус и неадекватная заработная  плата работников социальных  служб;

- недостаточное использование  финансовых, экономических и интеллектуальных возможностей неправительственных учреждений.

Для наиболее интенсивного и комплексного развития социальных служб во всех регионах, на всех уровнях (в том числе в небольших  городах, в районах, в поселках, в  сельской местности) в соответствии с потребностями семьи и детей органам местного самоуправления предстоит принять меры по целевому финансированию муниципальных программ, предусматривающие открытие и развитие учреждений социального обслуживания семьи и детей, материально-техническое, научно-методическое и кадровое обеспечение их деятельности. Видимо, целесообразно внести в местном бюджете такую строку, которая бы предусматривала гарантированную защищенность деятельности органов местного самоуправления по развитию системы социальных услуг. Необходимо упорядочить рассмотрение вопросов, связанных с передачей освобождающихся зданий под учреждение социального обслуживания населения. Имеется острая потребность в обеспечении в первоочередном порядке учреждений социального обслуживания помещениями, оборудованием, транспортными средствами, материально-техническими ресурсами. При формировании соответствующих бюджетов следует предусматривать выделение средств для целевого финансирования социальных служб, предоставлять им в пределах компетенции налоговые льготы.

В целях повышения статуса работников учреждения социального обслуживания необходимо рассмотреть комплекс вопросов, связанных с улучшением оплаты труда работников социальных служб, увеличением продолжительности их отпусков предоставлением бесплатного проезда на городском транспорте и др. Видимо, особое внимание следует уделять повышению квалификации специалистов по социальной работе и на базе высших и средних профессиональных учебных заведений осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации социальных работников.

Совершенно очевидно, что уже сегодня необходимо провести подготовительную работу по созданию субъектов РФ служб лицензионной деятельности в области социального  обслуживания населения, обеспечению  контроля за соблюдением учреждениями социального обслуживания государственных стандартов.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. №237
  2. О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: Федеральный закон от 2 августа 1995 года №122-ФЗ //Российская газета – 2009г.;
  3. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ// http://www.pravo.gov.ru - 29.11.2012 www.consultant.ru/popular/ukrf/;
  4. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: Федеральный закон от 10 декабря 1995 года №195 – ФЗ// http://femida.info/41/fzosogpvii004.htm;
  5. Постановление Правительства РФ от 25 ноября 1995 года №1151 «О Федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания»// Российская газета – 2012г.;
  6. Положение от 15.04.96 № 473 «О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому, в полустационарных и стационарных условиях государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания//       http://www.meduhod.ru/info/law/socobsluzhivanie9.shtml;
  7. Устав Иркутской области от 15 апреля 2009 года №9/5-ЗС// http://irk.gov.ru/about/basic/charter/;
  8. Постановление Правительства Иркутской области от 25 января 2013 года № 13-пп «О внесении изменений в Регламент Правительства Иркутской области»// http://www.ogirk.ru/docs;
  9. ГОСТ Р 52143 – 2003 «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг». М.: Изд – во стандартов, 2004. – 8 с.
  10. ГОСТ Р 52142 – 2003 «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг» - М.: Изд – во стандартов, 2004. – 7 с.
  11. Батыгин К.С., Кучма М.И., Киселева К.И. Право социального обеспечения. – М.,: Дрофа, 2007г. – 534 с.
  12. Буянов М.О., Гусов К.Н., Иванова Р.И. Право социального обеспечения России. М.: Велби, 2009г. - 456 с.
  13. Галлаганов В.П. Право социального обеспечения. – М.: московская типография, 2010 г. – 512 с.
  14. Право социального обеспечения. Учебник/под ред. М.О. Буянова, К.Н. Гусова. – 3-е изд. Перераб.и доп.- М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2008. – 520 с.
  15. Право социального обеспечения: Уч. 4-е изд. Отв. ред. Гусова К.Н. М. 2009г. - 205 с.
  16. Право социального обеспечения: Уч./под ред. М.О. Буянова, К.Н. Гусова. – 3-е изд. Перераб.и доп.- М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2010. – 237 с.

Информация о работе Государственное социальное обслуживание в РФ