Государство как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 12:10, реферат

Описание работы

Как известно, государство и право существовали не всегда, а появляются лишь на определенной ступени развития общества. Основой общественной организации первобытнообщинного строя был род, который представлял собой объединение людей, находящихся в кровнородственных отношениях между собой. Род возглавлял совет — собрание всех взрослых членов рода, мужчин и женщин, обладавших равным правом голоса, - который выбирал своего старейшину. По мере развития первоначально род разрастался и распадался на несколько дочерних родов, по отношению к которым первоначальный род выступает как фратрия. Объединения родов образовывали племена.

Файлы: 1 файл

Gosudarstvo.docx

— 213.60 Кб (Скачать файл)

«Государство  как социальный институт» 

 

1. Происхождение  государства      

 Как известно, государство  и право существовали не всегда, а появляются лишь на определенной ступени развития общества.  

 Основой общественной  организации первобытнообщинного  строя был род, который представлял  собой объединение людей, находящихся в кровнородственных отношениях между собой. Род возглавлял совет — собрание всех взрослых членов рода, мужчин и женщин, обладавших равным правом голоса, - который выбирал своего старейшину.  

По мере развития первоначально  род разрастался и распадался на несколько дочерних родов, по отношению  к которым первоначальный род выступает как фратрия. Объединения родов образовывали племена.   

 Отношения между членами  первобытного общества регулировались  особыми правилами поведения  — обычаями. Обычаи выражали интересы всех членов общества и закрепляли их равенство между собой.   

 Причинами возникновения  государства и права можно  считать: три крупных общественных  разделения труда (отделение скотоводства  от земледелия; выделение ремесел;  появление купцов), появление частной  собственности и раскол общества  на антагонистические классы.

Специфические формы  возникновения государства   

 Переход к государству  совершался в различных исторических  формах. Первые известные человечеству государства возникли от 6 до 2 тысяч лет назад в различных географических регионах независимо друг от друга (как правило, в долинах крупных рек) и стали центрами самостоятельных культурных цивилизаций.    

 На Востоке наибольшее  распространение получила такая  форма, как «азиатский способ  производства» (Египет, Вавилон,  Китай и т.п.). Здесь устойчивыми  оказались социально-экономические  структуры родового строя — земельная община, коллективная собственность и др.   

 Афины — классическая  форма возникновения государства  вследствие развития и обострения противоречий внутри родового строя.   

 Римское государство,  напротив, возникло не из внутренних  противоречий, а в результате борьбы между патрициями — членами патрицианского рода и пришельцами — плебеями.   

 Германская форма возникновения  государства также не являлась  классической, т.к. связана с завоеванием  чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена.   

 Большинство ученых  отмечают наиболее характерными  первыми государствами: 

~ Древний Египет; 

~ государства древней  Месопотамии (Междуречье Тигра  и Евфрата); 

~ Шумер и Аккад; 

~ Ассирия; 

~ Вавилон; 

~ государства долин Инда  и Ганга (территория Индии); 

~ Древний Китай; 

~ древнегреческие полисы;  

~ Древний Рим; 

~ государства коренных  народов Америки (майя, инки, ацтеки).    

  В настоящее время  среди теоретиков  государства и  права нет единства  по вопросу  о происхождении государства, среди ученых продолжаются дискуссии по теории образования государства. Сохраняется мнение отдельных ученых в отношении государства как орудия подавления, машины насилия над народом. Часто можно столкнуться с позицией рассмотрения государства как собственности политических сил или отдельных лиц, владеющих властью на данном историческом этапе. Другие придерживаются мнения, что государство является инструментом способным принести человеку добро и является структурой благоденствия. Подходы к возникновению государства формировались на протяжении веков, на различных исторических этапах оценка государства была различная. Это закономерно, поскольку существует много теорий возникновения государства.   

 Различие  теорий возникновения государства связано с тем, что:  

 •  возникновение государства  само по себе  сложный и длительный  процесс, который  нельзя объяснить,  опираясь лишь  на какую-либо  одну точку зрения;  

 •  данный процесс  (первоначально возникновение  государства) происходил тысячелетия тому назад, и его трудно детально изучить в силу его исторической удаленности;  

 • влияние эпохи на авторов теорий (каждая эпоха (церковное господство в средние века (теологическая), зарождение капитализма, современная и др.) откладывала отпечаток как на всеобщее мировоззрения, так и на авторов теорий о происхождении государства, т. к. они жили в конкретное историческое время и в конкретном обществе);  

 •  нельзя игнорировать  субъективный фактор - личные убеждения  авторов теорий, особенности  их профессионального и личностного мировоззрения.   

 К  основным теориям  возникновения государства принято относить:  

 ♦теологическую (религиозная,  божественная);  

 ♦патриархальную  (отеческая); 

 ♦  договорную (естественно-правовая); 

 ♦  органическую; 

 ♦  психологическую; 

 ♦  ирригационную; 

 ♦  насилия (внутреннего  и внешнего); 

 ♦  экономическую (классовую).

Теологическая теория возникновения  государства   

 Теологическая  (религиозная)  теория  господствовала в средние века. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Саудовская Аравия и др.) носит официальный характер.   

 У  истоков данной  теории стояли: Аврелий Августин (Блаженный) (354 - 430 н. э.), Фома Аквинский (1225 - 1274) - христианские философы и богословы.   

 В  новое время ее  развили идеологи  католической церкви  Маристен, Мерсье и др.   

 Во  всех религиях  отстаивается идея  богоустановленности государственной власти. Например, в послании апостола Павла римлянам говорится: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены".  

 Теократическая  теория имела под  собой реальные  факты: первые государства имели религиозные формы, поскольку представляли собой правление жрецов. Божественное право придавало государственной власти авторитет, а решениям государства - обязательность. Так, в Законах древневавилонского царя Хаммурапи говорилось о божественном происхождении власти царя: "Боги поставили Хаммурапи править "черноголовыми".

Патриархальная  теория возникновения  государства   

 Основоположником  патриархальной теории  считается древнегреческий  философ Аристотель (384 -322 до н. э.).   

 Аристотель  считал, что люди  как коллективные  существа стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства. Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с патриархальной властью главы семьи.   

 В  Китае эту теорию  государства как  большой семьи  развил Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.). Власть  императора он уподоблял власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как о детях.   

 В  более современную  эпоху ее развили  Филмер и Михайловский.   

 Р.  Филмер (ХVII в.) в работе "Патриарх" доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, который получил свою власть от бога. Поэтому Адам не только отец человечества, но и его властелин. Монархи как преемники Адама унаследовали от него свою власть.

Договорная  теория возникновения  государства   

 Суть  договорной (естественно-правовой) теории в том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый "общественный договор". Договорная теория возникновения государства получила распространение в XVII - XVIII вв. Ее авторами в разное время являлись:   

 Гуго  Гроций (1583 - 1646) - голландский мыслитель и правовед;   

 Джон  Локк (1632 - 1704), Томас  Гоббс (1588 - 1679) - английские  философы;  

 Шарль-Луи  Монтескье (1689 - 1755), Дени Дидро (1713 -1783), Жан-Жак Руссо  (1712 - 1778) - французские  философы- п росветител и;  

 А.  Н. Радищев (1749 - 1802) - русский философ  и писатель-революционер.  

 Теория, выдвинутая данными  авторами, получила  также названиеестественно-правовой.   

 Смысл  идеи "общественного  договора" в следующем: 

= первоначально  люди находились  в догосударственном (первобытном) состоянии; 

= каждый  преследовал только  свои интересы  и не считался с интересами других, что приводило к "войне всех против всех"; 

= в  результате "войны  всех против всех" неорганизованное общество могло уничтожить само себя; 

= чтобы  этого не случилось,  люди заключили  "общественный договор", в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания; 

= в  результате был  создан институт  согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты - государство.   

 Теория  общественного договора  имела прогрессивное  значение:   

сделан шаг к созданию гражданского общества;   

фактически выдвинут принцип народного суверенитета - власть производна от народа и принадлежит народу;   

государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе;   

согласно теории государство и народ имеют взаимные обязательства - народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности;  государство регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности;   

в случае нарушения государством своих обязанностей народ может разорвать общественный договор и найти других правителей; обосновано прогрессивное для того времени право народа на восстание, говоря современным языком - право менять власть, если она перестала выражать интересы народа.

Органическая  теория возникновения  государства   

 Органическая  теория возникновения  государства была выдвинута во второй половине XIX века английским философом и социологом Гербертом Спенсером (1820 - 1903), а также учеными Вормсом и Прейсом.   

 Суть  органической теории  в том, что государство  возникает и развивается  подобно биологическому  организму:  

  • люди образуют государство, как клетки - живой организм;  

  • государственные институты подобны частям организма: правители - головному мозгу, коммуникации (почта, транспорт) и финансы - кровеносной системе, которая обеспечивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) - рукам и т. д.;  

  • между государствами, как в живой среде, идет конкуренция, и в результате естественного отбора выживают самые приспособленные (то есть самые разумно организованные, как в VII в. до н. э. - IV в. н. э. - Римская империя, в XVIII в. ~ Великобритания, в XIX в. - США). В ходе естественного отбора государство совершенствуется, все ненужное отсекается (абсолютная монархия, оторвавшаяся от народа церковь и т.д.).

Психологическая теория   

 Основоположником  этой теории считается  российско-польский  юрист и социолог  Л. И. Петражицкий (1867 - 1931). Данную теорию разрабатывали 3. Фрейд и Г. Тард.   

 Согласно  мнению сторонников  психологической  теории государство  возникло благодаря  особым свойствам  психики человека: 

 - желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным; 

- желание  сильных повелевать  другими людьми, подчинить  их своей воле; 

- желание  отдельных членов  общества не подчиняться  обществу и бросить ему вызов - сопротивляться власти, совершать преступления и т. д. - и необходимость их обуздания.   

 Авторы  теории считают,  что предшественницей  государственной власти являлась власть верхушки первобытного общества - вождей, шаманов, жрецов, которая основывалась на их особой психологической энергии, с помощью которой они влияли на остальных членов общества.

Теория  насилия   

 Насилие  как главный фактор  возникновения государства выдвигалось различными авторами на протяжении столетий. Одним из первых ее выдвинул Шан Ян (390 - 338 до н. э.) - китайский политик.   

Информация о работе Государство как социальный институт