Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 12:10, реферат
Как известно, государство и право существовали не всегда, а появляются лишь на определенной ступени развития общества. Основой общественной организации первобытнообщинного строя был род, который представлял собой объединение людей, находящихся в кровнородственных отношениях между собой. Род возглавлял совет — собрание всех взрослых членов рода, мужчин и женщин, обладавших равным правом голоса, - который выбирал своего старейшину. По мере развития первоначально род разрастался и распадался на несколько дочерних родов, по отношению к которым первоначальный род выступает как фратрия. Объединения родов образовывали племена.
В современную эпоху данную теорию разрабатывали: Евгений Дюринг (1833 - 1921) - немецкий философ; Людвиг Гумплович (1838 - 1909) - австрийский правовед и социолог; Карл Каутский (1854 - 1938). По их мнению, государство возникло путем насилия:
*одних членов общества над другими членами общества внутри одного государства;
*одних государств над другими (завоевания, порабощения, колониальная политика).
Насилие выражалось, как правило, в присвоении материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством:
= сбор дани дружинниками;
= =расширение подвластных королю (феодалу) территорий;
= огораживание (сгон крестьян и присвоение угодий);
= иные формы насилия.
Для поддержания установленного порядка также требовалось насилие (чиновники, армия и т. д.), и возникла необходимость создания "охранительного аппарата" завоеванных благ.
Многие государства были созданы путем насилия (пример - преодоление феодальной раздробленности в Германии ("железом и кровью - Бисмарк), во Франции, собирание русских земель вокруг Москвы (Иван III, Иван IV и др.).
Ряд крупных государств был создан путем завоевания и присоединения других государств: Римская империя; государство франков, татаро-монгольское государство; Великая Британия; США и др.
Ирригационная теории возникновения государства
Ирригационная (водная) теория возникновения государства выдвигалась многими мыслителями Древнего Востока (Китая, Месопотамии, Египта), частично К. Марксом ("азиатский способ производства"). Суть ее в том, что государство возникло в процессе ведения земледелия с использованием рек для орошения земель (ирригация).
Для строительства оросительных каналов необходимы были усилия многих людей. В результате этого возникли первые государства - Древний Египет, Древний Китай, Вавилон.
В подтверждение данной теории говорит тот факт, что первые государства возникли в долинах крупных рек (Египет - в долине Нила, Китай - в долинах Хуанхэ и Янцзы) и имели в своем появлении ирригационную основу.
Экономическая (классовая) теория возникновения государства
Авторами экономической (классовой) теории считаются К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин.
Согласно данной теории государство возникло на классово-экономической основе:
- произошло разделение труда (земледелие, скотоводство, ремесло и торговля);
- возник прибавочный продукт;
- в результате присвоения чужого труда общество расслоилось на классы - эксплуатируемых и эксплуататоров;
- появились частная собственность и публичная власть;
- для поддержания господства эксплуататоров был создан специальный аппарат принуждения - государство.
Рассмотренные теории позволяют выделить два варианта возникновения государства: первоначальный и производный.
Первоначальный – это постепенное создание в родоплеменных сообществах людей особого института, составляющего неотъемлемую его часть и одновременно выделяющуюся из общества благодаря особому влиянию на общество.
К данной группе теорий образования государства относится господствовавший в средние века взгляд о богоустановлении государства и рассматривалось как дарованное людям богом (А.Августин, Ф.Аквинский).
Позднее
появляется теория личностного
Среди
отдельных современных
теоретиков получило
распространениеолигархическая
Военный – в ходе постоянных захватнических набегов и защиты от других племен, сообществ, захватом большой добычи в ходе военных действия, как у монголов или франков;
Аристократический – власть знати как в Древнем Риме;
Плутократический – в обществе выделяется небольшая группа, слой богатых людей, которые присваивают власть себе (плутократия – власть богатства).
Производный – к возникновению государства приводят события, коренным образом изменяющие прежнее общественное устройство и государственность.
К подобному варианту образования государства относится:
» революционные преобразования
» организационные изменения: 1922 г. – СССР и его распад, объединение Танганьика и Занзибара в Танзанию – 1964, объединение Западной и Восточной Германии и др.).
» распад колоний: после Второй мировой войны возникло таким образом более 100 новых государств. При этом образование государства шло илимирным путем – в результате референдума, или в результатевооруженной борьбы населения колоний за свою независимость (Зимбабве, Ангола, Вьетнам и др.), или присутствовало и то и другое.
Пути возникновения государства
Кроме теорий происхождения государства существует еще такое понятие как пути их возникновения: азиатский и европейский.
Для азиатского пути характерно:
› возникновение из родоплеменной знати (трансформация знати). Вождь, старейшины становятся непосредственно государством, когда появляются силовые структуры, естественные пути возникновения;
› экономическая основа - общественная и государственная собственность;
› политическое господство основывается не на богатстве, а на занимаемой должности;
› чиновничий аппарат складывается до появления частной собственности, резервные фонды с продуктами требовали следящих за ними чиновников;
Для европейского пути характерно следующее:
» государство возникло до появления классов.
» насильственный путь перехода власти от родовой знати к богатой аристократии;
» основой государства является частная собственность;
» классовая дифференциации по занимаемому отношению к собственности;
» определение политическое господство через богатство;
» административная структура складывается после появления частной собственности;
» государство отделяется от общества, возвышается над ним, возникает противоречивая политическая структура;
В европейском пути выделяют несколько форм возникновения государства:
a) Афинская - естественный, ненасильственный путь, разделенный на три этапа (учреждение центрального управления, приход к власти богатых, разделение на классы)
b) Римская - отделение родовой знати через насилие, деление общества на шесть классов;
c) Германская - внешнее насилие.
В качестве вывода можно сказать, что в обеих моделях государства - "азиатской" и "европейской" имеет место различное сочетание двух важнейших факторов, выражающих коренную природу человечества: власти и собственности (причем собственность имеется в виду как частная, так и коллективная). От содержания субъектов и особенностей сочетания этих двух факторов в различных условиях и зависят конкретные черты процесса образования государства.
Для "азиатской" модели характерно то, что такое сочетание выливается в феномен "власти - собственности" (т.е. власть становится собственностью того, кто ею обладает). Здесь уместно образно говорить о такой "формуле" генезиса государственности: "Я обладаю властью, значит, я обладаю и собственностью (коллективной, прежде всего, и частной"). В "европейской" модели формула несколько иная: "Я владею собственностью (прежде всего частной собственностью), значит, я обладаю (могу или должен обладать) властью".
Исходя из сказанного можно перечислить общие основные причины появления государства как социального института.
Основными причинами появления государства были следующие:
1. необходимость
совершенствования
управления обществом,
связанная с его усложнением.
Старый аппарат управления
родом-племенем не мог
обеспечить успешного
руководства этими процессами;
2. необходимость
организации крупных
общественных работ (поливное
земледелие, строительство,
дорог оборонительных
сооружений), объединения
в этих целях больших
масс людей.
3. необходимость
подавления сопротивления
эксплуатируемых, в
связи с разделением
общества на богатых
и бедных, рабов и свободных;
4. необходимость
поддержания в обществе
порядка для его стабильности
и функционирования
общественного производства;
5. необходимость
ведения войн, как оборонительных,
так и захватнических.
Происходившее накопление
общественных богатств
приводило к тому, что
стало выгодным жить
за счет грабежа соседей,
захватывая ценности,
скот, рабов, облагая
соседей данью, порабощая
их.
В большинстве случаев указанные выше причины действовали совокупно, в различных сочетаниях. При этом в разных условиях (исторических, социальных, географических, природных, демографических и иных) главными, решающими могли становиться различные из указанных причин.
2. Типология государств
При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта: 1. государство есть организация политической власти в обществе (формальная сторона); 2. чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).
Сущность государства состоит в том, чтобы обеспечивать с помощью аппарата политической власти целостность общества и его надлежащее функционирование в эпоху цивилизации, т.е. в обстановке, когда общество существует как суверенный, самостоятельный организм и когда в нем утверждается демократия - народовластие, экономическая свобода, свобода личности. Высшее общественное предназначение государства - гарантировать на властной основе свободу в обществе, создать твердые и устойчивые условия, при которых целостность общества и его надлежащее (естественное) функционирование достигаются главным образом в силу экономических и духовных факторов.
Можно выделить два подхода к сущности государства:
1) классовый, - здесь государство является организацией политической власти экономически господствующего класса – отсюда насилие, диктатура; общечеловеческие интересы тоже присутствуют, но они отходят на второй план;
2) общесоциальный, - здесь государство является организацией политической власти, создающей условия для компромисса, согласия различных классов и социальных групп; государство здесь – это "служба" общественным интересам.
Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый и иные подходы к познанию сущности государства.
Иначе говоря, сущность государства многоаспектна. В зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из названных начал.
Государство — явление исключительно разностороннее, многогранное, обладающее самыми разнообразными чертами и признаками. Это определяет возможность создавать различные системы его классификации. Их классификация возможна по самым различным основаниям:
1) по социальным признакам (характеру государственной власти);
2) по форме (способам организации власти);
3) по видам государственного режима (методам осуществления государственной власти);
4) по способу возникновения (соединения, разделения одного государства на несколько новых);
5) по
уровню развития,
организации государственно-