Государство как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 12:10, реферат

Описание работы

Как известно, государство и право существовали не всегда, а появляются лишь на определенной ступени развития общества. Основой общественной организации первобытнообщинного строя был род, который представлял собой объединение людей, находящихся в кровнородственных отношениях между собой. Род возглавлял совет — собрание всех взрослых членов рода, мужчин и женщин, обладавших равным правом голоса, - который выбирал своего старейшину. По мере развития первоначально род разрастался и распадался на несколько дочерних родов, по отношению к которым первоначальный род выступает как фратрия. Объединения родов образовывали племена.

Файлы: 1 файл

Gosudarstvo.docx

— 213.60 Кб (Скачать файл)

 

    Публичная  власть: 

~ отделена от общества; 

~ не  имеет общественного  характера и непосредственно  народу не подконтрольна (имеется в виду контроль за властью в догосударственный период); 

~ осуществляется  особым слоем людей  (чиновниками, депутатами и др. служащими), наделенных государственно-властными полномочиями, как правило, специально для этого подготовленными, для которых управление (подавление) является основным видом деятельности; 

~ опирается  на писаное формализованное  право; 

~ подкреплена принудительной силой государства.  

2. Государственный суверенитет - независимость власти данного государства от всякой иной власти. Государственный суверенитет может быть внутренним и внешним.   

  Внутренний суверенитет - полное распространение юрисдикции государства на всю ее территорию и исключительное право принимать законы.   

  Внешний суверенитет - полная независимость во внешнеполитической деятельности государства.   

 Государственный  суверенитет не  следует путать  с народным суверенитетом. Народный суверенитет - исходный принцип демократии, который означает, что власть принадлежит народу и исходит от народа. Государство может частично ограничивать свой суверенитет (вступать в международные союзы, организации), однако без суверенитета (например, при оккупации) оно не может быть полноценным.  

3. Территория государства - то пространство, на которое распространяется его юрисдикция.   

 Территория  обычно имеет специальное  деление, именуемое административно-территориальным (области, провинции, департаменты и др.). Это делается для удобства управления.   

 В  настоящее время  (в отличие от  догосударственного периода) имеет значение принадлежность человека к определенной территории, а не к племени или роду.  

4. Правовая система - юридический "скелет" государства. Государство, его институты, власть закреплены в праве и действуют (в цивилизованном обществе), опираясь на право и правовые средства.  

5. Гражданство - устойчивая правовая связь лиц, проживающих на территории государства, с данным государством, выражающаяся в наличии взаимных прав, обязанностей и ответственности.  

6. Налоги и сборы - материальная основа деятельности государства и его органов - денежные средства, собираемые с физических и юридических лиц, находящихся в государстве, на обеспечение деятельности публичной власти, социальную поддержку малоимущих и др.   

 Государство  обладает определенными  свойствами и признаками  и предстает перед  каждым человеком,  прежде всего,  в качестве формы  общества. Оно обеспечивает  взаимодействие между  собой людей, проживающих  на определенной  территории, в рамках  конкретных границ. Государство связано  с взаимодействием  людей и через  них организует  производственные, социальные  и другие процессы  в обществе.   

 Государство  особым, юридическим  способом объединяет  людей, посредством  института гражданства.  Институт гражданства  в правовом смысле  выравнивает людей  между собой и  делает их равноправными  по отношению к  государству.   

 Объединяя  всех людей проживающих  на одной территории, государство является  выразителем общих  интересов и определителем  цели жизнедеятельности  всего сообщества  в границах государства.   

 Основная  проблема заключается  в определении  «золотой середины»  между обеспечением  прав человека, предоставлении  ему свободы для  самореализации и  творчества и,  с другой стороны,  в упорядочении  деятельности каждого  индивидуума в  интересах сообщества. Государство не  решает проблемы, как это может  показаться на  первый взгляд, а  создает и поддерживает  в работоспособном  состоянии организационные  и правовые условия  для решения проблем.

Функции государства   

 Функции  государства - это  основные направления  деятельности государства  по решению стоящих  перед ним задач,  реализуемые в  характерных для  данного государства  формах и свойственными  ему методами. Термин «функция» с латинского обозначает «круг деятельности», обязанность или исполнение. По функциям можно судить о сущности государства, его социальной направленности. Государство объективно «обречено» на выполнение своих функций, так как невыполнение той или иной функции может вызвать сильнейшие негативные последствия. В то же время функции государства должны соответствовать объективным потребностям общества. Поэтому на первый план в деятельности государства выдвигаются, прежде всего, его общественные функции.   

 Все  функции государства  условно можно  разделить на два  основных вида: внутренние  и внешние, которые  в свою очередь  подразделяются на  подгруппы.   

 Одна  из основных функций  государства политическая, заключающаяся в обеспечении целостности и сохранности общества, поскольку государство и возникало с целью преодолеть раскол общества, создать условия для его гармоничного и спокойного развития, разрешения в рамках закона противоречий и конфликтов между различными социальными группами путем достижения компромисса.   

 Люди  создают государство  также для своей  собственной защиты, защиты своих прав  и личной свободы,  что является социальной функцией государства. Только властная сила государства с помощью права, закона способна обеспечить защиту и сохранность прав и свобод каждого гражданина. Вместе  с тем история показывает, что юридическое закрепление прав и свобод не всегда гарантирует их реальное осуществление в повседневной жизни.   

 Важным  для развития общества  и государства  является создание  необходимой экономической  базы. Решение задач  политического и  социального характера  не возможно без  надлежащего материального  обеспечения. Поэтому  государство не  может ослаблять  свою роль в  экономическом секторе  задач и должно  постоянно держать  в центре внимания  выполнение своей экономической функции.   

 Экологические  кризисы, загрязнение  окружающей среды,  истощение природных  ресурсов, духовная  деградация людей  все больше выдвигают  сегодня на первый  план экологическую  функцию. Без участия  государства и  использования его  властной силы  сохранить нормальную  среду обитания  люди не в состоянии,  несмотря на активное  экологическое движение  в мире.  

 В  современных условиях  на успехи в  осуществлении внутренних  функций государства  все большее влияние  оказывает развитие  связей между народами  разных стран.  Эти связи носят  разнообразный характер: мирное сотрудничество  в сфере науки,  образования и  т.п., взаимная оборона,  борьба с терроризмом,  решение продовольственных  и экологических  проблем и др.  

 Поэтому  внешние функции  также имеют постоянное  место в деятельности  государства.  

 Каждая  функция имеет  свой объект воздействия  и содержание.  

 Объект - это определенная  сфера общественных  отношений, на  которую направлено  государственное  воздействие.  

 Содержание  показывает,  что делает  государство, чем занимаются органы государственной власти, какие вопросы они решают.  

 Существует  много классификаций  функций государства.  

  В зависимости  от продолжительности  действия они делятся на: постоянные и временные.  

  В зависимости  от направленности на:  внутренние и  внешние.   

  Внутренние функции государства - это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутренних задач.   

 К  внутренним функциям  государства относятся  экономическая, социальная, идеологическая, экологическая и функция охраны правопорядка,   

  Экономическая  функция  -   это   обеспечение   нормального функционирования и развития экономики.   

  Социальная функция - это осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей всего населения, поддержанию необходимого уровня жизни, обеспечению необходимых условий труда, его оплаты, быта и обеспечение нормальных, достойных условий жизни для тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут полноценно трудиться (инвалиды, пенсионеры, студенты, безработные и пр.). Социальная функция заключается в поддержке государством общественно значимых отраслей - здравоохранения, жилищного строительства, общественного транспорта и т.п.  

  Идеологическая функция - это поддержка определенной идеологии, организация образования, поддержание культуры.  

  Экологическая функция заключается в обеспечении правового режима природопользования и создании благоприятной среды обитания.  

  Охрана правопорядка. От выполнения этой функции зависит соблюдение прав и свобод граждан.   

  Внешние функции государства - основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач.  

 К  внешним функциям  относятся: оборона  страны, сотрудничество с другими государствами, поддержание мира и др.  

 Оборона  страны - это обеспечение  достаточного уровня обороноспособности, защита суверенитета и территориальной целостности и т.д.  

 Сотрудничество  с другими государствами  направлено на  установление и  развитие экономических,  политических, культурных  и других отношений.  

 Поддержание  мира - это деятельность  государства по  предотвращению войн, разоружению, участие  в регулировании межгосударственных и др. конфликтов.

Формы и методы осуществления  функций государства         

 Государство  выполняет свои  функции в присущих  ему формах и  применяет в своей  деятельности различные  методы.   

 Формы  осуществления (реализации) функций государства  делятся на:правовые и организационные.    

 К организационным формам относятся:  

› организационно-регламентирующая (текущая деятельность государственных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов и т. д.);  

› организационно-хозяйственная (оперативно-техническая хозяйственная работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабжением и т. д.);  

› организационно-идеологическая (повседневная идеологическая работа, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов и формированием общественного мнения).   

 К правовым формам реализации функций государства относятся: правотворческая, правоисполнительная, правоохранительная.   

  Правотворческая  форма выражается в подготовке и издании нормативно-правовых актов.   

  Правоисполнительная форма выражается в исполнении правовых норм исполнительно-распорядительными органами (издание индивидуальных актов применения права (приговор суда и др.).   

  Правоохранительная  форма выражается в правоприменительной деятельности по охране правопорядка, прав и свобод граждан (контроль и надзор за соблюдением и исполнением норм, а также применение принудительных мер к их нарушителям).   

 Методы  осуществления функций  государства достаточно многообразны.   

 При  выполнении какой  либо функции государство  использует методы  соответствующие  этой функции.  Например, при выполнении правоохранительной функции государство использует методы убеждения и принуждения, при реализации экономической функции применяется множество экономических методов и т.д.   

 Следует  иметь в виду, что  государство может  осуществлять свои  функции и в  так называемых внеправовых формах, т. е. помимо права и даже вопреки ему, в частности, добиваться своих целей с помощью насилия, угроз, т. е. не издавая и не реализуя правовые нормы. Для современных государств, однако, это несвойственно.   

 Из  числа неправовых  свойственных для развитого правового государства следует выделить: 

- экономические  (дотации, госзаказы,  кредитование, регулирование  цен и др.), 

- политические (согласование  позиций различных политических течений, международные переговоры и пр.), 

- идеологические (обращения  к населению, призывы  и т.п.), 

- собственно  организационные (планирование, программирование, контроль и др.).   

 Важно,  что неправовые  методы нередко  реализуются через  правовое регулирование  (например, утверждение плана приказом, нормативное закрепление цен и т.п.). 

Информация о работе Государство как социальный институт