Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 12:10, реферат
Как известно, государство и право существовали не всегда, а появляются лишь на определенной ступени развития общества. Основой общественной организации первобытнообщинного строя был род, который представлял собой объединение людей, находящихся в кровнородственных отношениях между собой. Род возглавлял совет — собрание всех взрослых членов рода, мужчин и женщин, обладавших равным правом голоса, - который выбирал своего старейшину. По мере развития первоначально род разрастался и распадался на несколько дочерних родов, по отношению к которым первоначальный род выступает как фратрия. Объединения родов образовывали племена.
Публичная власть:
~ отделена от общества;
~ не имеет общественного характера и непосредственно народу не подконтрольна (имеется в виду контроль за властью в догосударственный период);
~ осуществляется особым слоем людей (чиновниками, депутатами и др. служащими), наделенных государственно-властными полномочиями, как правило, специально для этого подготовленными, для которых управление (подавление) является основным видом деятельности;
~ опирается на писаное формализованное право;
~ подкреплена принудительной силой государства.
2. Государственный суверенитет - независимость власти данного государства от всякой иной власти. Государственный суверенитет может быть внутренним и внешним.
Внутренний суверенитет - полное распространение юрисдикции государства на всю ее территорию и исключительное право принимать законы.
Внешний суверенитет - полная независимость во внешнеполитической деятельности государства.
Государственный суверенитет не следует путать с народным суверенитетом. Народный суверенитет - исходный принцип демократии, который означает, что власть принадлежит народу и исходит от народа. Государство может частично ограничивать свой суверенитет (вступать в международные союзы, организации), однако без суверенитета (например, при оккупации) оно не может быть полноценным.
3. Территория государства - то пространство, на которое распространяется его юрисдикция.
Территория
обычно имеет специальное
деление, именуемое
административно-
В настоящее время (в отличие от догосударственного периода) имеет значение принадлежность человека к определенной территории, а не к племени или роду.
4. Правовая система - юридический "скелет" государства. Государство, его институты, власть закреплены в праве и действуют (в цивилизованном обществе), опираясь на право и правовые средства.
5. Гражданство - устойчивая правовая связь лиц, проживающих на территории государства, с данным государством, выражающаяся в наличии взаимных прав, обязанностей и ответственности.
6. Налоги и сборы - материальная основа деятельности государства и его органов - денежные средства, собираемые с физических и юридических лиц, находящихся в государстве, на обеспечение деятельности публичной власти, социальную поддержку малоимущих и др.
Государство обладает определенными свойствами и признаками и предстает перед каждым человеком, прежде всего, в качестве формы общества. Оно обеспечивает взаимодействие между собой людей, проживающих на определенной территории, в рамках конкретных границ. Государство связано с взаимодействием людей и через них организует производственные, социальные и другие процессы в обществе.
Государство особым, юридическим способом объединяет людей, посредством института гражданства. Институт гражданства в правовом смысле выравнивает людей между собой и делает их равноправными по отношению к государству.
Объединяя всех людей проживающих на одной территории, государство является выразителем общих интересов и определителем цели жизнедеятельности всего сообщества в границах государства.
Основная проблема заключается в определении «золотой середины» между обеспечением прав человека, предоставлении ему свободы для самореализации и творчества и, с другой стороны, в упорядочении деятельности каждого индивидуума в интересах сообщества. Государство не решает проблемы, как это может показаться на первый взгляд, а создает и поддерживает в работоспособном состоянии организационные и правовые условия для решения проблем.
Функции государства
Функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач, реализуемые в характерных для данного государства формах и свойственными ему методами. Термин «функция» с латинского обозначает «круг деятельности», обязанность или исполнение. По функциям можно судить о сущности государства, его социальной направленности. Государство объективно «обречено» на выполнение своих функций, так как невыполнение той или иной функции может вызвать сильнейшие негативные последствия. В то же время функции государства должны соответствовать объективным потребностям общества. Поэтому на первый план в деятельности государства выдвигаются, прежде всего, его общественные функции.
Все функции государства условно можно разделить на два основных вида: внутренние и внешние, которые в свою очередь подразделяются на подгруппы.
Одна из основных функций государства политическая, заключающаяся в обеспечении целостности и сохранности общества, поскольку государство и возникало с целью преодолеть раскол общества, создать условия для его гармоничного и спокойного развития, разрешения в рамках закона противоречий и конфликтов между различными социальными группами путем достижения компромисса.
Люди
создают государство
также для своей
собственной защиты,
защиты своих прав
и личной свободы,
что является социальной функци
Важным
для развития общества
и государства
является создание
необходимой экономической
базы. Решение задач
политического и
социального характера
не возможно без
надлежащего материального
обеспечения. Поэтому
государство не
может ослаблять
свою роль в
экономическом секторе
задач и должно
постоянно держать
в центре внимания
выполнение своей экономической
Экологические кризисы, загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов, духовная деградация людей все больше выдвигают сегодня на первый план экологическую функцию. Без участия государства и использования его властной силы сохранить нормальную среду обитания люди не в состоянии, несмотря на активное экологическое движение в мире.
В современных условиях на успехи в осуществлении внутренних функций государства все большее влияние оказывает развитие связей между народами разных стран. Эти связи носят разнообразный характер: мирное сотрудничество в сфере науки, образования и т.п., взаимная оборона, борьба с терроризмом, решение продовольственных и экологических проблем и др.
Поэтому внешние функции также имеют постоянное место в деятельности государства.
Каждая функция имеет свой объект воздействия и содержание.
Объект - это определенная сфера общественных отношений, на которую направлено государственное воздействие.
Содержание показывает, что делает государство, чем занимаются органы государственной власти, какие вопросы они решают.
Существует много классификаций функций государства.
В зависимости от продолжительности действия они делятся на: постоянные и временные.
В зависимости от направленности на: внутренние и внешние.
Внутренние функции государства - это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутренних задач.
К внутренним функциям государства относятся экономическая, социальная, идеологическая, экологическая и функция охраны правопорядка,
Экономическая функция - это обеспечение нормального функционирования и развития экономики.
Социальная функция - это осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей всего населения, поддержанию необходимого уровня жизни, обеспечению необходимых условий труда, его оплаты, быта и обеспечение нормальных, достойных условий жизни для тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут полноценно трудиться (инвалиды, пенсионеры, студенты, безработные и пр.). Социальная функция заключается в поддержке государством общественно значимых отраслей - здравоохранения, жилищного строительства, общественного транспорта и т.п.
Идеологическая функция - это поддержка определенной идеологии, организация образования, поддержание культуры.
Экологическая функция заключается в обеспечении правового режима природопользования и создании благоприятной среды обитания.
Охрана правопорядка. От выполнения этой функции зависит соблюдение прав и свобод граждан.
Внешние функции государства - основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач.
К внешним функциям относятся: оборона страны, сотрудничество с другими государствами, поддержание мира и др.
Оборона страны - это обеспечение достаточного уровня обороноспособности, защита суверенитета и территориальной целостности и т.д.
Сотрудничество с другими государствами направлено на установление и развитие экономических, политических, культурных и других отношений.
Поддержание мира - это деятельность государства по предотвращению войн, разоружению, участие в регулировании межгосударственных и др. конфликтов.
Формы и методы осуществления функций государства
Государство выполняет свои функции в присущих ему формах и применяет в своей деятельности различные методы.
Формы
осуществления (реализации)
функций государства
делятся на:правовые и организа
К организационным формам относятся:
› организационно-
› организационно-
› организационно-
К правовым формам реализации функций государства относятся: правотворческая, правоисполнительная, правоохранительная.
Правотворческая форма выражается в подготовке и издании нормативно-правовых актов.
Правоисполнительная
форма выражается
в исполнении правовых
норм исполнительно-
Правоохранительная форма выражается в правоприменительной деятельности по охране правопорядка, прав и свобод граждан (контроль и надзор за соблюдением и исполнением норм, а также применение принудительных мер к их нарушителям).
Методы осуществления функций государства достаточно многообразны.
При выполнении какой либо функции государство использует методы соответствующие этой функции. Например, при выполнении правоохранительной функции государство использует методы убеждения и принуждения, при реализации экономической функции применяется множество экономических методов и т.д.
Следует иметь в виду, что государство может осуществлять свои функции и в так называемых внеправовых формах, т. е. помимо права и даже вопреки ему, в частности, добиваться своих целей с помощью насилия, угроз, т. е. не издавая и не реализуя правовые нормы. Для современных государств, однако, это несвойственно.
Из числа неправовых свойственных для развитого правового государства следует выделить:
- экономические (дотации, госзаказы, кредитование, регулирование цен и др.),
- политические (согласование позиций различных политических течений, международные переговоры и пр.),
- идеологические (обращения к населению, призывы и т.п.),
- собственно организационные (планирование, программирование, контроль и др.).
Важно, что неправовые методы нередко реализуются через правовое регулирование (например, утверждение плана приказом, нормативное закрепление цен и т.п.).