Государство как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 12:10, реферат

Описание работы

Как известно, государство и право существовали не всегда, а появляются лишь на определенной ступени развития общества. Основой общественной организации первобытнообщинного строя был род, который представлял собой объединение людей, находящихся в кровнородственных отношениях между собой. Род возглавлял совет — собрание всех взрослых членов рода, мужчин и женщин, обладавших равным правом голоса, - который выбирал своего старейшину. По мере развития первоначально род разрастался и распадался на несколько дочерних родов, по отношению к которым первоначальный род выступает как фратрия. Объединения родов образовывали племена.

Файлы: 1 файл

Gosudarstvo.docx

— 213.60 Кб (Скачать файл)

   

 Так,  периоду рабовладения  присущи деспотические,  теократически-монархические, аристократические, олигархические режимы, режим рабовладельческой демократии. Во времена феодализма характерными были режимы абсолютистский, режим своеобразной «феодальной демократии», клерикально-феодальный, милитаристско-полицейский или режим «просвещенного абсолютизма». При капитализме существуют либеральный, буржуазно-демократический или конституционный, бонапартистский, военно-полицейский, фашистский, а также «фашизмоподобный», например корпоративный или расистско-националистический, а также диктаторски-монополистический и марионеточный, в некоторых исламских странах — клерикально-фундаменталистский.   

 Опыт  социализма свидетельствует  о возможности  проявления народно-демократических,  общенародных политических  режимов, либеральных, но одновременно и авторитарных, тоталитарных режимов, режима рабоче-крестьянской диктатуры.   

 Известная  преемственность  и наличие некоторых  неизменных в принципе  содержательных характеристик  позволяют свести  все многообразие  политических режимов  к двум большим  разновидностям:демократическому и антидемократическому политическим режимам.   

  Демократический  режим предполагает достаточно широкий круг реально обеспеченных прав и свобод человека и гражданина, защищенность личности от произвола и беззакония, осуществление деятельности государства только на основе и в рамках закона и т.д.   

 Демократия, т.е. народовластие,  составляет сердцевину  любых демократических политических режимов. Термином «демократия» обозначается форма государства в том случае, если законодательная власть в нем представлена коллегиальным органом, выбранным народом, если осуществляются закрепленные законодательством широкие социально-экономические и политические права граждан независимо от их пола, расы, национальности, имущественного состояния, образовательного уровня и вероисповедания. Практика демократического развития государственности различных исторических эпох дает самые различные примеры демократических режимов.   

  Либеральный режим это переходный режим от недемократического режима к демократическому.   

 Для  либерального режима  характерно отсутствие  стабильных политических структур, слабость социально-экономических программ, невысокая активность граждан в общественно-политической жизни, отсутствие гласности. Насильственные методы решения той или иной проблемы не используются.   

  Антидемократический  режим отвергает демократические принципы и основывается на подавлении личности, установлении диктатуры одного класса, группы, партии; огосударствлении общественных организаций; милитаризации общества и т.д.   

 Антидемократические политические режимы также разнообразны, однако их содержание во многом схоже: господство одной политической партии или движения; одной, «официальной» идеологии; одной формы собственности; сведение к минимуму или ликвидация каких бы то ни было политических прав и свобод; резкое расслоение населения по сословным, кастовым конфессиональным и другим признакам; низкий экономический уровень основных слоев народа; акцент на карательные меры и принуждение, агрессивность во внешней политике.   

  Авторитарный режим это власть одного человека или группы людей. При авторитарном режиме существенно ограничены демократические свободы граждан, запрещены оппозиционные партии и движения, оппозиционная пресса, запрещены профсоюзы и т. п.   

  Тоталитарный режим крайняя форма авторитаризма. При тоталитарном режиме существует одна партия, одна государственная идеология, осуществляется монопольный контроль над всеми сферами жизни общества, над личностью. Государству подчинена общественная и частная жизнь, отсутствуют гласность, плюрализм, устанавливается жесткий идеологический пресс над людьми, отсутствует принцип разделения властей и т.д. Тоталитарный режим можно подразделить на: фашистский, полуфашистский, военно-диктаторский.   

 Они  различаются степенью  применения насильственных методов и средств осуществления власти, контроля за общественной жизнью населения.   

 Государственный  режим в значительной  мере индивидуализирует  форму государства.  Он выступает важной  составной частью  политического режима, который охватывает  не только государство,  но и другие  элементы политической  системы общества.   

 Кроме  того, между различными  элементами формы  государства существует  определенная взаимосвязь.   

 Например, республиканская  форма правления  часто "тяготеет" к федеративному государственному устройству и демократическому политическому режиму. Республиканские формы правления хорошо вписываются в условия либерально-демократического политического режима, а при наличии двух- или многонационального состава населения могут определять федеративное государственное устройство.   

 Монархическим формам правления в определенных случаях свойственны унитарные централизованные формы государственного устройства и недемократические политические режимы. Монархическая форма правления феодального государства периода абсолютизма тяготеет к унитарной, централизованной форме государственного устройства и автократическому политическому режиму.


Информация о работе Государство как социальный институт