Инновации в системе реабилитации инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 10:17, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – раскрыть и проанализировать современные технологии социальной работы с людьми с ограниченными возможностями. В соответствии с объектом, предметом и целью были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть понятие инвалидности и ее виды;
2. изучить нормативно-правовую базу и проанализировать государственную политику в отношении людей с ограниченными возможностями;
3. рассмотреть виды учреждений, осуществляющих социальную работу с людьми с ограниченными возможностями;
4. выявить основные проблемы жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями и рассмотреть пути их решения;
5. раскрыть содержание и сущность технологий социальной работы с инвалидами;
6. применить на практике инновационную технологию социального обслуживания инвалидов.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты проблемы инвалидности
1.1 Инвалидность: определение понятия, виды
1.2 Нормативно-правовая база по организации социальной работы с людьми с ограниченными возможностями
1.3 Механизм реализации государственной политики в РФ в отношении людей с ограниченными возможностями
1.4 Виды учреждений, осуществляющих социальную работу с людьми с ограниченными возможностями
1.5 Проблемы людей с ограниченными возможностями и пути их преодоления
Глава 2. Технологии социальной работы с инвалидами
2.1 Традиционные и инновационные технологии социальной работы с людьми с ограниченными возможностями
2.2 Опыт организации социальной работы с людьми с ограниченными возможностями на примере Государственного учреждения "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Ветлужского района»
2.3 Проблемы организации деятельности мобильной службы «Передвижная социальная помощь на селе» (социологическое исследование и эксперт-опрос)
2.4 Практические рекомендации по повышению эффективности социальной помощи на селе посредством мобильной службы
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

380238.rtf

— 5.20 Мб (Скачать файл)

Положительные оценки «хорошо» и «удовлетворительно» дают соответственно 8% и 27% опрошенных, т.е. 35% удовлетворены своим здоровьем. «Очень плохо» и «плохо» отметили соответственно 7% и 24%, т.е. отрицательно свое здоровье оценивают 31%. В качестве одного из факторов, влияющих на социальное самочувствие человека с ограниченными возможностями, рассматривался фактор условия получения помощи от родственников. Вообще не получают помощи 41% респондентов, 36% оказывают помощь по дому, 12% получают материальную помощь, за 42% инвалидами родственники ухаживают во время болезни.

Третий блок вопросов был направлен на определение потребности в социальной помощи больным. В первую очередь инвалиды нуждаются в материальной помощи (указали 31% опрошенных), на втором месте оказалась натуральная помощь (продукты питания, одежда) (26%), на третьем - медицинская помощь (22%), на четвертом месте - социально-бытовые услуги (21%).

Следующий блок вопросов касался психологических потребностей. Первое, что предлагалась специалистам по социальной работе - это проанализировать потребность в психологической помощи. Исследование показало, 68% инвалидов не имеют никаких интересов и стремлений, 13% - по мере возможности ухаживают за приусадебным участком, 10% - предпочитают общение с соседями, остальные отметили общение с внуками, чтение и пение. Одиночество является одним из факторов, влияющим как на психоэмоциональное, так и физическое состояние клиента. Оказалось, что 62% респондентов имеют проблему одиночества.

После выявления потребностей инвалидов был определен круг специалистов, из которых будет состоять бригада. В нее вошли медицинские работники, социальные работники, специалисты разного профиля в зависимости от нужд клиентов (психологи, юристы и др.) Бригада состояла из 9 специалистов: 3 медицинских работника, 3 социальных работника, 3 специалиста для оказания дополнительных услуг. Таким образом, могло обслуживаться до трех инвалидов одновременно.

Третьим этапом была разработка маршрутов и графика. Все деревни находятся в радиусе 25 км от города Ветлуга, их численность составляет от 4 до 30 жителей. На обслуживание одного инвалида в среднем выделялось около часа. 3 бригады могли обслуживать до 5 клиентов в день. Посещение клиента производилось 2 раза в неделю.

В обязанности медицинского работника входило:

- измерение артериального давления;

- введение препаратов внутримышечно и внутривенно;

- приобретение лекарств и изделий медицинского характера;

- профилактика заболеваний;

- консультация медицинского характера;

- содействие в получении зубопротезной и ортопедической помощи;

- проведение реабилитационных мероприятий.

Обязанности социального работника:

- покупка продуктов питания и предметов первой необходимости;

- беседа;

- социально-бытовые услуги (помощь в приготовлении пищи, уборка, доставка воды и др.);

- помощь на приусадебном участке;

- расчет с клиентами, заполнение дневника;

- прием заявок на услуги других специалистов.

Обязанности психолога:

- сеансы релаксации;

- психотерапевтические мероприятия, направленных на снятие тревоги, невротических реакций, на формирование адекватного отношения к заболеванию;

- беседы «о наболевшем».

Первые выезды «Передвижной социальной помощи на селе» вызывали у селян удивление и любопытство, затем повторные выезды они стали ждать и готовиться к ним, предварительно делая конкретные заказы на определенные виды услуг. Заказы от клиентов принимал староста деревни, затем сообщая их по телефону социальному работнику (во всех поселениях установлены телефонные будки).

Наиболее востребованными услугами в Ветлужском районе оказались:

- доставка продуктов, промышленных товаров и медикаментов;

- уборка жилья;

- топка печей;

- доставка воды и заготовка дров;

- парикмахерские услуги;

- консультации медицинских работников;

- психологическая помощь − беседы на различные темы.

Целесообразность такой формы социального обслуживания подтвердилась на практике. Для многих инвалидов крайне затруднено обращение в лечебные, правоохранительные и другие социально значимые учреждения, в том числе предоставляющие бытовые и торговые услуги населению. Обслуживание передвижной социальной помощи обходится людям как минимум вдвое дешевле, чем по сложившимся тарифам на транспортные и другие услуги в данной местности. Оплата за оказываемые услуги не превышает 25% от величины превышения размера пенсии над величиной прожиточного минимума, установленной Правительством Нижегородской области [18].

Однозначно, что деятельность услуги «передвижной социальной помощи на селе» позволит хотя бы в какой-то степени улучшить качество жизни людей с ограниченными возможностями.

Таким образом, в ГУ «ЦСОГПВИИ Ветлужского района» успешно применяются такие традиционные технологии, как социальная реабилитация, профилактика, консультирование, диагностика, трудотерапия. Но в то же время сотрудниками центра не прекращается поиск новых технологий и форм социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Предоставляемые услуги становятся более разнообразными и эффективными и в большей степени соответствуют индивидуальным потребностям людей. Современные технологии, внедряемые в учреждении, помогают вести активную жизнь его клиентам, преодолевать одиночество и монотонность существования. Это главные задачи над которыми центр социального обслуживания будет работать и в будущем.

 

2.3 Проблемы организации деятельности мобильной службы

«Передвижная социальная помощь на селе» (социологическое

исследование и эксперт-опрос)

 

Создание «передвижной социальной помощи на селе» для Ветлужского района оказалось весьма актуальным. Для расширения и улучшения качества услуг после месяца работы новой технологии было проведено социологическое исследование об удовлетворенности населения предоставляемой им социальной помощи посредством мобильной службы.

Цель исследования: повышение эффективности социальной помощи на селе.

Задачи:

1. Выявить уровень удовлетворенности клиентов предоставляемой им социальной помощи.

2. Выявить пожелания клиентов по улучшению действующих и введению новых услуг.

В исследовании приняли участие 44 инвалида. Респондентам была предложена анкета (См. приложение 4).

После обработки ответов были получены следующие результаты. 73% респондентов оценили работу службы как хорошую и обслуживанием довольны, остальные 27% считают предоставляемые услуги недостаточными, отрицательных отзывов не оказалось.

77% инвалидов отметили, улучшение настроения, они стали чувствовать себя бодрее, 23% изменений не почувствовали, можно предположить, что это люди с наиболее тяжелыми заболеваниями.

На вопрос «Ощущаете ли Вы недостаток общения?» 61% ответили, что общения стало больше, но чувство одиночества их все равно не покидает. Даже проживая с родственниками, они чувствуют себя отчужденными.

О том, какие социальные услуги хотели бы получить клиенты, юридическую помощь отметили 16%, вещевую помощь - 36%, организацию досуга - 68%, помощь психолога 13%.

На вопрос о дополнительных социальных услугах было получено много ответов. Наиболее востребованными оказались колка и распиловка дров (86%), ремонт ветхого жилья и заборов (82%), стирка белья (70%), вспашка огорода (66%), сбор овощей и ягод в осенне-летний период (43%), чистка колодцев (22%).

Жители деревни Пустошь предложили организовать на базе сельской школы культурно-развлекательный центр, в котором они могли бы встречаться и проводить время за беседами, рукоделием, песнями и чаепитием. Такая инициатива только порадовала работников центра, ведь на момент внедрения технологии передвижной помощи больше половины инвалидов были безразличны ко всему и не имели никаких интересов и стремлений.

Среди пожеланий было создание передвижной библиотеки, которая включала бы в себя местные газеты, журналы, книги разных жанров и книги брайлевского шрифта. Также многие высказались об увеличении времени посещений на каждого клиента.

В анкете содержалась просьба об изготовлении поручней для людей, ограниченных в передвижении, чтобы они могли менять положение тела, совершать передвижения по дому в периоды нахождения без посторонней помощи.

По результатам социологического исследования можно сделать вывод о том, что «передвижная социальная помощь на селе» оказывает благоприятное воздействие на своих клиентов. Они полностью включились в работу мобильной службы, внесли свои предложения по расширению услуг, и с нетерпением будут ждать следующих приездов.

Среди работников центра социального обслуживания был проведен эксперт-опрос по проблемам организации деятельности передвижной помощи.

Цель исследования: повышение эффективности социальной помощи на селе.

Задачи:

Выявить недостатки «передвижной социальной помощи на селе».

Проанализировать пожелания клиентов мобильной службы.

В исследовании участвовало 12 специалистов. Метод исследования - интервьюирование.

С расширением обслуживаемых деревень самой острой проблемой, по их мнению, станет нехватка специалистов. Как заявила директор ГУ «ЦСОГПВИИ Ветлужского района» дополнительные кадры поступать не будут, возможна замена одного специалиста на другого. Так в скором времени в центре появится свой юрист.

Следующая проблема, с которой может столкнуться передвижная социальная помощь - плохие дороги. В период межсезонья (весна, осень) проселочные дороги размывает, и проезд к населенным пунктам будет не возможен. Из 12 деревень асфальтовая дорога проложена только к 7. В данном случае работникам придется оставлять автомобиль и добираться пешком до своих клиентов, что сделает их работу более тяжелой и затратной по времени.

Один из специалистов высказался о возможности появления у клиентов чрезмерной привязанности и зависимости от социальных работников. Если в городах у инвалидов есть возможность общаться с другими людьми (родственниками, соседями), то в сельской местности зачастую это невозможно из-за малочисленности деревень.

Получение вещевой помощи инвалидам практически невозможно. На данный момент в центре функционирует отделение срочной социальной помощи, но оно не удовлетворяет даже все запросы и потребности граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в городе.

Существует проблема нерационального использования рабочего времени. Было предложено повторно разработать маршрут мобильной службы. На вопрос об увеличении времени посещений на каждого клиента, большая часть социальных работников ответила невозможностью выполнения данного пожелания. Остальные же высказались о том, что при расширении социально-бытовых услуг одного часа будет недостаточно.

По мнению работников, технология передвижной социальной помощи существенно облегчила жизнь людей с инвалидностью, но она требует серьезной доработки.

 

2.4 Практические рекомендации по повышению эффективности

социальной помощи на селе посредством мобильной службы

 

Ключевая проблема, с которой столкнутся работники центра при расширении предоставляемых услуг - нехватка специалистов. Как современную технологию в социальной работе с инвалидами можно рассматривать добровольческое движение. В связи с этим нужно приглашать волонтеров для оказания бытовых услуг (уборка помещений, заготовка дров, доставка воды, уборка снега и т.д.) учеников старших классов и студентов местных техникумов для прохождения производственной практики. Студентам медицинского училища по силам оказывать медицинские услуги.

Сотрудничество с учебными заведениями существенно поможет мобильной службе в оказании социальной помощи людям с инвалидностью. Студенты лесотехнического техникума смогут изготавливать поручни для самоподтягивания инвалидам, ограниченным в передвижении. В течение летнего периода подростки будут оказывать услуги по обработке приусадебного участка. Привлечение волонтеров юного возраста к посильному труду способствует улучшению качества жизни клиентов путем расширения перечня предоставляемых услуг, а также способствует воспитанию у подрастающего поколения чувства ответственности, гуманного отношения к слабым, желания и умения прийти на помощь.

Самой востребованной оказалась услуга доставки продовольственных и промышленных товаров, т.к. магазины имеются только в нескольких деревнях. В связи с этим, нужно привлечь магазины города, которые будут отпускать товары, для инвалидов, проживающих в сельской местности, по оптовым ценам. Выгоду получат обе стороны: люди с ограниченными возможностями смогут экономить, а магазины будут иметь прибыль, продавая товары оптом.

Проблема развития дорог и повышения их качества всегда остро стояла для сельской местности. Для решения данной проблемы социальным работникам следует собрать подписи за строительство дорог к отдаленным деревням и обратиться в районную администрацию. Менее затратным будет использовать только щебень с песком, чем покрывать дороги асфальтом.

Особое внимание, нужно уделить проведению культурно-массовых мероприятий, способствующих общению и устранению одиночества людей, имеющих инвалидность. Даже те, кто проживают с родственниками, чувствуют себя одинокими и ненужными. Следует определить площадки для проведения мероприятий, отмечать государственные, народные и христианские праздники, организовывать выставки прикладного творчества, конкурсы и концерты, в которых бы участвовали сами инвалиды, и готовить с ними развлекательные программы.

Чтобы привлечь внимание общества к проблемам инвалидов, сделать их жизнь комфортнее и насыщеннее, к Международному дню инвалидов на базе ветлужской больницы можно делать «дни открытых дверей», внеочередной прием инвалидов участковыми терапевтами и узкими специалистами, а также встречи по проблемам инвалидов с главами муниципальных образований сельских поселений. Организовывать благотворительные акции, направленные на оказание всесторонней помощи людям с ограниченными возможностями. Для этого центру социального обслуживания необходимо наладить взаимосвязь с учреждениями здравоохранения и общественными организациями. Вообще, такие мероприятия следует проводить чаще, а не только к 3 декабря.

Информация о работе Инновации в системе реабилитации инвалидов