Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 01:01, курсовая работа
Цель курсовой работы: проанализировав литературу выявить причины бедности и выработать предложения для её устранения.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить и проанализировать исторический аспект борьбы с бедностью.
2. Дать научное обоснование понятию «бедность», определить способы её измерения.
3. Выявить причины и методы борьбы с бедностью.
4. Рассмотреть законодательную базу борьбы с бедностью.
Введение………………………………………………………………..….2
Глава 1. Исторический аспект борьбы с бедностью в России….……4
1.1. Помощь бедным в дохристианский период и в период княжеского попечения на Руси………………………..............................4
1.2. Помощь бедным в царской России.........................….………6
1.3. Советский период государственного обеспечения………..11
1.4. Постсоветский период…………………..…………….…….12
Глава 2. Законодательная база благотворительности и социального обеспечения России в вопросе борьбы с бедностью…………………….…….15
2.1. Законодательство РФ…………………………………………..…..15
2.2. Поддержка многодетных семей в Ростовской области……….…18
Глава 3. Научное обоснование понятия «бедность», её измерение причины и последствия. Американский опыт борьбы с бедностью………....22
3.1. Измерение бедности………………………………….….…..22
3.2. Эффективность пособий………………………………..…...24
3.3. Причины, влияющие на бедность ……………………….…25
3.4. Последствия бедности……………………...…………….…29
Заключение……………………………………………………………....33
Список литературы.……………………………….………………..…...36
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Исторический аспект борьбы с бедностью в России….……4
1.1. Помощь бедным в дохристианский
период и в период княжеского попечения
на Руси……………………….................
1.2. Помощь бедным в царской
России........................
1.3. Советский период государственного обеспечения………..11
1.4. Постсоветский период…………………..…………….…….12
Глава 2. Законодательная база благотворительности и социального обеспечения России в вопросе борьбы с бедностью…………………….…….15
2.1. Законодательство РФ…………………………………………..…..15
2.2. Поддержка многодетных семей в Ростовской области……….…18
Глава 3. Научное обоснование понятия «бедность», её измерение причины и последствия. Американский опыт борьбы с бедностью………....22
3.1. Измерение бедности………………………………….….…..22
3.2. Эффективность пособий………………………………..…...24
3.3. Причины, влияющие на бедность ……………………….…25
3.4. Последствия бедности……………………...…………….…29
Заключение……………………………………………………
Список литературы.………………………………
Введение
Издревле и по сей день бедность является одной из самых серьёзных проблем России и мира. Едва ли найдётся в мире страна, в которой эта проблема была бы успешно решена. В своей работе автор постарается проанализировать причины бедности в России и США и те меры, которые проводились для решения этой проблемы. Актуальность работы состоит в том, что проблема бедности в современной России по-прежнему стоит остро и в её решение одна из главных задач власти. Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, вывода и списка использованной литературы. В первой главе я рассматриваю исторический аспект борьбы с бедностью в России. Во второй главе рассматриваю нормативно правовые акты РФ касаемые социального обеспечения и благотворительной деятельности. В третьей главе анализируется американский опыт борьбы с бедностью, научное обоснования термина «бедность», её причины, методы измерения, а также последствия и делаются предложения по её преодолению. В заключении резюмируется курсовая работа, а так же на основе проанализированной литераторы предлагаются меры по преодолению бедности.
Цель курсовой работы: проанализировав литературу выявить причины бедности и выработать предложения для её устранения.
Задачи курсовой работы:
Объект курсовой работы: бедность как социальное явление.
Предмет курсовой работы: проблема бедности и меры по преодолению обществом этой проблемы.
Глава 1. История борьбы с бедностью в России.
Интересные материалы об обычаях, обрядах древних русичей, в которых говорится, что в специально построенных гонтинах1, или храмах, имелись лавки и столы для народных сходбищ, на которых угощали все население, включая бедняков.
Единогласно хвалят летописи
«гостеприимство славян, редкое в
других землях. Всякий гость был
для них священным: встречали
его с ласкою, провожали с благословением.
Славянин, выходя из дому, оставлял отворенную
дверь и пищу, готовую для странника».
В те времена, когда труд носил
коллективный характер, уходит своими
корнями обычай общественной коллективной
помощи. Она заключалась в том,
что на работу приглашали соседей
бедняков не за плату, а за обильное
угощение. Работа заключалась в строительстве
нового дома, моста, ремонте ветхого
жилья, были также сельскохозяйственные
работы. Вдовам и сиротам помощь
оказывали в первую очередь. Славяне
славились почтением к
Подлинным толчком для развития благотворительности в России стало принятие христианства в 988 г. Отменная набожность, усердие в строении храмов и милосердие к нищим была свойственна Иване Калите, Владимиру Волынскому, Георгию Долгорукому, Андрею Боголюбскому, Святославу Киевскому, Олегу, Владимиру Мономаху, Святополку, Изяславу, Ярославу Мудрому. Многие благородные дела князей Нестор отмечает действием христианского учения: гуманность, вера в силу добра, убежденность в важности человеколюбия, помощь ближнему, нищему и убогому — явились непреложными истинами.
После принятия христианства средоточием социальной помощи стали церкви и монастыри. Под их руководством люди учились понимать и исполнять заповедь о любви к ближнему. Любить ближнего это, во многом, накормить голодного, напоить жаждущего.2 Христианство призывало людей к любви и милосердию, став государственной религией. По свидетельству летописцев, наиболее выдающимися правителями этого периода были князь Владимир Красно Солнышко, Ярослав Мудрый и Владимир Мономах. Ярослав Мудрый учредил в Новгороде училище для сирот, в котором на его средства содержались и обучались 300 юношей из семей священнослужителей. Дело Ярослава продолжил его внук Владимир «славными победами за русскую землю». «Летописцы хвалят его нежную привязанность к отцу, снисхождение к слабому, милосердие, щедрость и незлобие. Но всего яснее и лучше изображает его душу поучение, им самим для сыновей написанное». В нем он призывал: «Не забывайте бедных, кормите их. Будьте отцами сирот, не давайте сильным губить слабых. Не оставляйте больных. Бойтесь всякой лжи, пьянства. Чтите старых людей, как отцов».
Святослав Киевский (1194—1195 гг.) имел «ум необыкновенный, трезвость, щедрость к бедным, не забывал и нищих. Обычай достохвальный: тогда не было праздника для богатых без милости для бедных».
Владимир Волынский (1210), заболев и предвидя смерть, «собрал все драгоценности, золотой и серебряный пояса отцовские и собственные, монеты бабкины, материны, большие серебряные блюда, золотые кубки; слил их в гривны и раздал бедным вместе с княжескими стадами».
Иван Калита (1340) «был набожен, имел усердие к строению храмов и милосердие к нищим. Он всегда носил с собою мешок, или калиту, наполненную деньгами для бедных: отчего и прозван Калитою. Кормил, одевал нищих в церквях. Построил 2 собора и церковь в Москве».
Можно сказать, что зачатки
благотворительности
Благотворительные традиции были продолжены московскими царями. В этот период начинается объединение Русского государства. Социальная помощь сосредотачивается в церквях и монастырях3. «Нищенство на Руси считалось не экономическим бременем для народа, не язвой общественного порядка, а одним из главных средств нравственного воспитания народа, практическим институтом благонравия, состоящим при церкви», — заверяет П.Д. Павленок. В 1551 г. в Москве с участием Ивана Грозного и Боярской думы состоялся совет высшего духовенства Русской православной церкви, получившее название Стоглавого собора. На нём решили размещать нуждающихся в специальных местах — богадельнях. Царь Федор, Борис Годунов, Василий Шуйский, раздавали нищим деньги, снижали цены на хлеб, раздавали его бесплатно. Нищим также помогали цари новой династии — Романовых. Михаил Федорович, Алексей Михайлович также известны своей благотворительной деятельностью.
Идея государственного призрения, сформулированная Стоглавым собором в правление Ивана Грозного, не была реализована ни одним из его преемников, хотя царь Федор, последний из династии Рюриковичей, Борис Годунов, Василий Шуйский, Михаил Федорович иАлексей Михайлович так же помогали бедным.
Конец эпохи нищелюбия пришелся на время царствования Петра I.4 Пётр первый колосально изменил всю систему социальной помощи в России. Первые годы своего единоличного правления Петр I посвятил поиску путей реформирования России. После Полтавской битвы он сразу же приступил к реформам внутренней жизни страны. Помощь различалась в зависимости от стратегии борьбы с нищенством: от материальных до изменения сценариев жизни самих нуждащихся. По мнению некоторых авторов, общественное призрение первой четверти XVIII в. можно классифицировать на три направления: социально-философское; социально-административное, или реформистское; социально-медицинское.
Социально-философское
Социально-медицинское
Однако многие реформы Петра I проводились варварскими методами и до предела обострили конфликт между государством и бедными слоями населения.
Система государственного призрения в России сложилась при Екатерине II, издавшей в 1763 г. указ об создании в Москве, а затем в Петербурге воспитательного дома. А в 1773 г. во всех российских губерниях были созданы приказы общественного призрения, занимающиеся вопросами помощи нуждающимся.5 Однако в полной мере демократизация политической жизни не была осуществлена. Русский абсолютизм напротив укрепил крепостную зависимость.
Продолжила дело Екатерины
II жена сына, императрица Мария Федоровна,
которая возглавила императорские
воспитательные дома. К числу наиболее
известных благотворительных
При Александре I (1801—1825 гг.)
Обществом было основано 10 богоугодных
заведений в Петербурге и учреждено
6 попечительных комитетов в
Ко второй половине XIX в. был накоплен большой опыт в деле помощи бедноте, однако этот опыт оказался в значительной мере невостребованным вплоть до наших дней.
Период с конца XIX в. до
начала XX в. можно назвать периодом
общественного и частного призрения.
В конце 90-х гг. XIX в. общество получило
право устанавливать платные
должности для лиц, профессионально
занимающихся благотворительной
Крупным благотворительным заведением на рубеже XIX— XX вв. было Попечительство о домах трудолюбия и работных домах — 135 домов. С 1897 г. Попечительство издает журнал «Трудовая помощь».
Одним из первых в России
специальных благотворительных
обществ для помощи бедным и обездоленным
детям было Общество Синего Креста,
созданное в 1882 г. в Петербурге. Оно
использовало различные формы помощи
бедным детям: детские дома призрения,
начальные школы, ремесленные училища.
Одно из почетных мест в истории
российского меценатства
В начале XX в. в стране было основано 82 % всех благотвори¬тельных заведений и 95 % благотворительных обществ. Стык ХIХ и ХX ознаменовался настоящей транспортной революцией, совершенствованием путей сообщения; созданием системы коммерческих банков, ростом крупной индустрии, в первую очередь машиностроения, с широким привлечением частного русского и иностранного капиталов, что способствовало размаху благотворительной деятельности и пусть не большому но улучшению жизни всех слоёв населения включая бедняков.7
Однако мировые войны, голод, эпидемии ударяли особенно по беднейшим слоям населения. Как считают специалисты, нет оснований преувеличивать роль предпринимателей в борьбе с бедностью, большая часть богатых равнодушно относилась к простым людям.
Царский период благотворительности
ознаменовался большей
Период с 1917-го по 1991 г. был периодом государственного обеспечения. В первые послереволюционные годы Советское правительство стремилось повысить благосостояния трудящихся. С декабря 1917 г. было введено «Положение о страховании на случай безработицы», также вышел вышел Декрет ВЦИК и СНК «О страховании на случай болезни». В апреле 1918 г. Наркомат государственного призрения был преобразован в Наркомат социального обеспечения .
Осенью 1918 г. был образован
Всероссийский фонд социального
обеспечения. 20—30-е гг. — борьба
с детской беспризорностью; с 1923
г. — стали создаваться
Информация о работе Исторический аспект борьбы с бедностью в России