Исторический аспект борьбы с бедностью в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 01:01, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: проанализировав литературу выявить причины бедности и выработать предложения для её устранения.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить и проанализировать исторический аспект борьбы с бедностью.
2. Дать научное обоснование понятию «бедность», определить способы её измерения.
3. Выявить причины и методы борьбы с бедностью.
4. Рассмотреть законодательную базу борьбы с бедностью.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..….2
Глава 1. Исторический аспект борьбы с бедностью в России….……4
1.1. Помощь бедным в дохристианский период и в период княжеского попечения на Руси………………………..............................4
1.2. Помощь бедным в царской России.........................….………6
1.3. Советский период государственного обеспечения………..11
1.4. Постсоветский период…………………..…………….…….12
Глава 2. Законодательная база благотворительности и социального обеспечения России в вопросе борьбы с бедностью…………………….…….15
2.1. Законодательство РФ…………………………………………..…..15
2.2. Поддержка многодетных семей в Ростовской области……….…18
Глава 3. Научное обоснование понятия «бедность», её измерение причины и последствия. Американский опыт борьбы с бедностью………....22
3.1. Измерение бедности………………………………….….…..22
3.2. Эффективность пособий………………………………..…...24
3.3. Причины, влияющие на бедность ……………………….…25
3.4. Последствия бедности……………………...…………….…29
Заключение……………………………………………………………....33
Список литературы.……………………………….………………..…...36

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 70.19 Кб (Скачать файл)

 

Глава 3. Научное обоснование понятия «бедность», её измерение причины и последствия. Американский опыт борьбы с бедностью.

 

3.1.Измерение бедности

 

Бедность — характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором  они не могут удовлетворить определённый круг минимальных потребностей, необходимых  для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода. Бедность является относительным понятием и зависит  от общего стандарта уровня жизни  в данном обществе.23

Черта бедности определяется по показателю дохода семьи в соответствии с числом ее членов, возрастом ее главы и количеством детей  до 18 лет и соответствует минимально необходимому уровню потребления в  долларах.

Положение черты бедности ежегодно изменяется в соответствии с потребительским индексом цен. Таким образом, каждый год они  отражают одну и ту же покупательную  способность. Принятие официального показателя бедности и его использование  в качестве социального индикатора символизирует обязанность, которое  взяло на себя государство по повышению  жизненного уровня своих наименее обеспеченных граждан. Как отметил Дж. Тоубин(1969), "введение особого количественного показателя, хотя и в определенной степени условного и спорного, будет иметь долговременные далеко идущие политические последствия. Пока хотя бы одна семья будет находиться за официальной чертой бедности, ни один политический деятель не сможет заявить о победе в войне против бедности или игнорировать неоднократные официальные заявления о долге общества по отношению к своим беднейшим членам".

В зависимости от поставленных целей порог бедности может устанавливаться  на разных уровнях и основываться на разных концепциях подсчета доходов. Официальный показатель бедности сосредоточивает  внимание на тех людях, чьи доходы ниже, порогового уровня. Считаются  бедными те, чей доход составляет менее половины национального среднего дохода.24

Таблица 1 приведенная ниже  представляет четыре подхода к измерению  бедности, вытекающие из наличия двух концепций дохода и двух типов  показателей. Доход до перечисления пособий; Доход после перечисления пособий и вычета налогов.

Таблица1. Подходы к измерению бедности

Типы показателя бедности

Концепция дохода

 

Доход до перечисления пособий

Доход после перечисления пособий и вычета налогов

Абсолютный, долл.

I

II

Относительный, %

III

IV


 

Бюро переписей определяет денежный доход, не делая различий между  доходами, получаемыми в результате свободной экономической деятельности и из частных источников (например, зарплат в частном секторе, "дивидендов, алиментов), и доходами, получаемыми  от государства (например, пособий по системе социального обеспечения  и государственной помощи). Подобная информация необходима, дли анализа  экономического эффекта от помощи малоимущим и той степени, в которой государственные  программы пособий уменьшают количество бедных. Для того чтобы перенести данные переписи во вторую графу таблицы 1, к ним необходимо прибавить государственную не денежную помощь (например, продовольственные карточки и бесплатную медицинскую помощь) и частную помощь (такую, как дополнительные льготы); а также вычесть уплаченные налоги.

3.2.Эффективность пособий

 

В период между 1965г. и серединой 70-х годов в США рост реальных затрат (учитывая инфляцию) на денежные и натуральные пособия на каждую семью-получателя происходил относительно быстрыми темпами. Этот рост, явился главным  результатом американской политики в области социального обеспечения, он во многом и привёл к уменьшение количества бедных. В 80-х годах темпы  роста пособий замедлились.25

Денежные пособия и  помощь в натуральной форме становились  все в большей степени эффективны вплоть до 1978, а затем эффективность  несколько уменьшилась. В результате, если в 1965 г. помощь вывела из состояния  бедности около 37% семей, относившихся к такой категории до перечисления пособий, в 1976г. — около 68%, то 1982г. —  уже менее 65%. 26

Денежная помощь по системе  социального страхования в течении  в протяжении всех анализируемых  лет выводит из состояния бедности большее число людей, чем государственная  денежная помощь, во первых потому, что ее получает большая доля людей, считающихся бедными, во вторых потому, что среднее пособие по социальному страхованию выше. Наконец, помощь в натуральной форме, которая включает пособия, как по социальному страхованию,   так   и   в рамках   государственных27 программ помощи, оказывается менее действенной в борьбе против бедности, чем денежная помощь по социальному страхованию, и гораздо более эффективной, чем денежная помощь со стороны государства.

 

3.3. Причины, влияющие на бедность

 

Бедность является следствием различных факторов, которые объединяются в следующие группы:

• экономические (безработица, низкая заработная плата, низкая производительность труда, неконкурентоспособность отрасли),

• социально-медицинские (инвалидность, старость, высокий уровень заболеваемости),

• демографические (неполные семьи, большое количество иждивенцев в семье),

• социально-экономические (низкий уровень социальных гарантий),

• образовательно-квалификационные (низкий уровень образования, недостаточная профессиональная подготовка),

• политические (военные конфликты, вынужденная миграция),

• регионально-географические (неравномерное развитие регионов)28

Социальная политика в  период между 1965 и 1980 гг. характеризовалась  тем, что государственные расходы  следует увеличить, чтобы стимулировать  появление благоприятных возможностей для бедных. Множество программ, которые предоставляли помощь в  размере миллиардов долларов миллионам  ее получателей, были закреплены законодательно. С 1980 г. наблюдался отход от опоры  на прямые государственные расходы  в сторону обеспечения возможностей для экономического роста в самой  семье. Законодательно было закреплено сокращение налогов для того, чтобы  стимулировать трудовую деятельность. Многие программы, которые до 1980 г. развивались  бурными темпами, оказались впоследствии среди попавших под значительные сокращения, так как были существенно  урезаны средства, направляемые из бюджета, например программы предоставления продовольственных карточек, обедов для школьников, субсидированного жилищного  строительства, бесплатной медицинской  помощи.29

Р. Лэмпман(1974) утверждал, что уже само объявление войны бедности имело далеко идущие последствия — оно установило, чтобы все существующие социальные программы и проекты поставили перед собой вопрос: какую пользу они приносят бедным? Изменения в федеральном бюджете в период нахождения у власти администрации Р. Рейгана поставили другой вопрос: что делают эти программы для стимулирования трудовой деятельности и экономии расходов бюджетных средств? Но иной подход предполагал, что положение тех, кто сейчас беден, улучшится, если они подождут усиления экономической активности, вызванной расширением и повышением эффективности труда, когда сбережения тех, кто стоит выше их по социально-экономическому уровню, "просочатся" к ним. Таким образом, им не нужно будет полагаться главным образом на государственные программы по перераспределению дохода.

Совершенно очевидно, что  число бедных возрастает в трудное  время, чем в благоприятное,   однако   существует   веская   причина сомневаться в эффективности политики «просачивания». Хотя предполагается, рост экономики уменьшит количество бедных, последние 20 лет доказывают, что он не увеличит доходы всех бедных семей в такой степени, что у них появится возможность избежать бедности без помощи правительства. Главным фактором, внесшим вклад в уменьшение числа бедных, которое наблюдалось с 1966 г., был рост государственных пособий, остановивших распространение бедности, вызванное демографическими изменениями и безработицей. Таким образом, любые меры, направленные на ликвидацию программ помощи без замены их другими программами или более эффективной в социальной политикой, могут уничтожить завоевания в этой области

Другим важным фактором в  борьбе с бедностью явилась политика в области подготовки кадров и  занятости. Главная посылка войны  с бедностью состояла в том, что  проблема будет окончательно решена путем увеличения трудовых доходов  тех,30 кто имеет самые тех кто по школе доходов на самом низком уровне. Эта надежда была основана на предположениях: а) что в частной экономике существует или могло быть создано достаточное количество мест для рабочих; б) что нехватка образования и профподготовки является главной проблемой бедных; в) что стратегия борьбы против бедности должна не идти наперекор американской трудовой этики. Таким образом, политика правительства была направлена на поощрение высокой степени занятости и экономического роста, на осуществление программ по получению образования и профессиональной подготовки теми, кто имеет недостаточную квалификацию, а также на исправление, ошибок, допущенных на рынке рабочей силы (таких, как дискриминация и нехватка информации), законодательно или с помощью соответствующих служб.                  Подобные надежды и философия привели к принятию Закона «О развитии трудовых ресурсов и профессиональной подготовке», Закона «О начальном и среднем образовании» и развитию таких программ, как «Хорошее начало» «Местное молодежное общество» и «Рабочее общество». Хотя участники этих программ профподготовки зачастую смогли увеличить трудовые доходы, большинству из них все же не удалось избежать бедности. Остались открытыми важные вопросы, касающиеся видов профподготовки, наиболее подходящих для разных людей в условиях рынка рабочей силы.

В середине 70-х. годов акцент, который ранее был направлен  на образование й профподготовку, был перенесен на увеличение количества рабочих мест в соответствии с Законом 1974 г. «О всеобщей занятости и профподготовке». Проводимая в те годы государственная стратегия в области занятости показала, что хорошо разработанные программы могут увеличить занятость и трудовые доходы некоторых категорий населения, находящихся неблагоприятных условиях. В дальнейшем, во время пребывания у власти администрации Р. Рейгана, общественные службы занятости были постепенно ликвидированы.

С помощью налоговых льгот  также была предпринята попытка  увеличить трудовой доход в частном  секторе. К ним относятся льготы по налогам за новые рабочие места (1977—1979 гг.), которые мотивировали работодателей  принимать на работу больше рабочих  и заменить капитал рабочей силой, а также целевая налоговая  льгота за рабочие места (введенная  в 1979 г.), которая осуществляла государственную  дотацию на зарплату определенным группам  рабочих (таким, как получатели государственного социального пособия, частично нетрудоспособные и ветераны войны во Вьетнаме). Эти  программы казались многообещающими, но они не добились достаточной государственной  поддержки.31

Демографические изменения, с учётом старения населения, а также  роста числа разводов и раздельного  проживания членов семьи (младшего или  старшего поколений) увеличиваются  размеры демографических групп, считающихся группами повышенного  риска в отношении бедности. В  результате эта проблема еще более  усиливается. Данные изменения происходят как в силу того, что характер и численность семей, которые  всегда были подвержены определенным изменениям, начали меняться еще быстрее, так и в силу того, что в 50-х  годах в рабочей среде наблюдался рост рождаемости.

Таким образом, увеличение числа  бедных семей было частично вызвано  демографическими изменениями (в настоящее  время значительное число семей  возглавляется молодыми людьми, престарелыми и женщинами без супругов —  все они имеют доход ниже среднего уровня). Следует учесть также, что  по иронии судьбы,32 когда поколение «бума рождаемости» достигнет пенсионного возраста, помогать будет более малочисленное поколение периода спада рождаемости 70-х годов.

 

3.4. Последствия  бедности.

 

Одна группа ученых рассматривает  бедность как фактор борьбы за существование, который подстегивает развитие общества и отдельно взятых индивидов. Это  направление получило название социал-дарвинистского или либерального. Другая группа ученых видит в бедности социальное зло, и призывают к его устранению посредством более уравнительного распределения всех благ между людьми. Этот подход называют социал-уровнительным (или эгалитаристским), его пропагандируют сторонники социалистической идеологии.

Бедность является фактором социальной напряженности. Борясь с  несправедливым, по их мнению, распределением доходов, бедные склонны к совершению преступлений и к насильственным методам в политике. История показывает, что во время революций и иных политических потрясений именно бедные были основной силой социальных переворотов.

Даже если бедные не совершают  актов насилия в отношении  других людей, общество в котором  они живут, все равно несет  разнообразные потери. Бедный человек  не может полноценно участвовать  в жизни общества, его творческий потенциал не раскрывается и бессмысленно пропадает. Особенно трагична «наследуемая»  бедность, когда дети бедняков при  одинаковых способностях имеют гораздо  меньше шансов само реализоваться, чем  их сверстники, родившиеся в семьях с нормальным достатком.

К примеру развал СССР переход к рыночной экономике привёл к деформации советской системы обеспечения и привёл резкому росту уровня бедности и обострении вследствие этого других проблем в стране. Согласно прогнозу в обнародованном в начале октября 2009 года докладе Программы развития ООН, Россия потеряет к 2025 году 11 миллионов человек населения.33

Информация о работе Исторический аспект борьбы с бедностью в России