Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 01:01, курсовая работа
Цель курсовой работы: проанализировав литературу выявить причины бедности и выработать предложения для её устранения.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить и проанализировать исторический аспект борьбы с бедностью.
2. Дать научное обоснование понятию «бедность», определить способы её измерения.
3. Выявить причины и методы борьбы с бедностью.
4. Рассмотреть законодательную базу борьбы с бедностью.
Введение………………………………………………………………..….2
Глава 1. Исторический аспект борьбы с бедностью в России….……4
1.1. Помощь бедным в дохристианский период и в период княжеского попечения на Руси………………………..............................4
1.2. Помощь бедным в царской России.........................….………6
1.3. Советский период государственного обеспечения………..11
1.4. Постсоветский период…………………..…………….…….12
Глава 2. Законодательная база благотворительности и социального обеспечения России в вопросе борьбы с бедностью…………………….…….15
2.1. Законодательство РФ…………………………………………..…..15
2.2. Поддержка многодетных семей в Ростовской области……….…18
Глава 3. Научное обоснование понятия «бедность», её измерение причины и последствия. Американский опыт борьбы с бедностью………....22
3.1. Измерение бедности………………………………….….…..22
3.2. Эффективность пособий………………………………..…...24
3.3. Причины, влияющие на бедность ……………………….…25
3.4. Последствия бедности……………………...…………….…29
Заключение……………………………………………………………....33
Список литературы.……………………………….………………..…...36
В 1953 г. были внесены изменения в социальную политику. Успешная социальная политика позволила снизить смертность, улучшить жилищное строительство, увеличить размер заработной платы. Середина гг. с 10 до 20 % возрос размер надбавки пенсии по возрасту за непрерывный стаж рабочим и служащим, проработавшим на одном предприятии не менее 25 лет. Была установлена скидка в размере 50 % на лекарства пенсионерам. Для женщин вводился частично оплачиваемый отпуск. Но в начале 80-х гг. уровень жизни стал медленно снижаться. В стране назревала необходимость проведения реформы социальной системы. Попытки реформирования были предприняты в период перестройки, а также в 90-е гг. в условиях самостоятельного развития РФ.9
Советский период ознаменовал начало эпохи социального обеспечения в стране. Советская власть внесла колоссальный вклад по преодолению бедности в стране, институционализировав социальную политику, сделав её своей прерогативой.
Социальная работа как профессиональная деятельность начинает формироваться начале 90-х гг.. К организации нового вида деятельности и созданию сети учреждений «подтолкнули» экономический кризис и рост социальных проблем в обществе, которые возникли в результате распада единого социального, экономического и геополитического пространства. В обществе появились тенденции, ранее не характерные для него: снижение уровня жизни; безработица; вынужденная миграция населения; профессиональное нищенство; криминогенная обстановка; падения рождаемости; распад института семьи и брака и другие негативные тенденции ударявшие прежде всего по беднейшим слоям населения. Уровень жизни населения в начале 90-х гг. резко снижется в результате проводимой социальной и экономической политики, повышения потребительских цен и снижения доходов населения. О серьезности социальной напряженности в России свидетельствуют следующие факты. После либерализации цен в январе 1992 г. до 70—80% населения (по разным источникам) находятся на грани нищенского существования10По отношению к 1990 г. платные услуги населения составили в 1993 г. 39 %, а покупательная способность денежных сбережений составляла 97 %. В январе—июле 1992 г. Федеральная служба занятости зафиксировала 1281,7 тыс. неработающих граждан, из, них 71 % женщины.11 По оценке других специалистов численность безработных составляла: в 1992 г. — 3594 тыс. человек, в 1993 г. - 4120 тыс., в 1994 г. - 5300 тыс. Как видите налицо динамика роста безработицы в эти годы. Рост безработицы повлек за собой изменение динамики преступности. Так, если в 1991 г. — 2173,1 тыс. преступлений, в 1992 г. - 2760,7 тыс., в 1993 г. - 2799,6 тыс.12
Сложная социально-экономическая ситуация не могла, отразилась на институте брака и семьи. По сравнению с 1991 г уменьшается число браков и растёт число разводов. Так, если в 1991 г. на 1277,2 тыс. браков: было 597,9 тыс. разводов, то в 1994 г. — на 1080,6 тыс. — 680,5 тыс. соответственно. Такая тенденция сохраняется и в настоящее время. Можно сделать вывод что рост бедности населения способствует разводам, а следственно и снижению рождаемости
Выросло и продолжает расти
социальное неравенство. Во времена
СССР зарплаты рабочего (120 рублей в
месяц) инженера (180 рублей в месяц) и
полковника КГБ (350 рублей в месяц), конечно,
отличались, но не в десятки раз,
как сейчас. Уравниловка тормозила
развитие экономики, и была явлением
ненормальным. Но еще более ненормальным
стал гигантский рост неравенства, который
сопровождал становление
«По официальным данным
Росстата за 2008 год, на долю 60%
населения с наименьшими
Как видно издревле в России
сильны традиции помощи нуждающимся. Но
до 1917 г. как таковой государственной
системы социального
Глава 2. Законодательная база благотворительности
и социального обеспечения России.
2.1. Законодательство РФ
По конституции Российская федерация социальное государство, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный размер минимальный оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты»14
Указ Президента Российской
Федерации «О мерах по социальной
поддержке многодетных семей», в
декабре 1993 г. — Указ Президента Российской
Федерации «О совершенствовании
системы государственных
Основные нормативно правовые акты относящиеся к социальному обеспечению 90 –х гг.:
1.Конституция Российской Федерации. — 1993.
2. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995.
3. Федеральный закон «Об
основах социального
4. Федеральный закон «О
социальном обслуживании
5. Федеральный закон «О
государственных пособиях
Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995.
7. «О положении детей в Российской Федерации». Ежегодный государственный доклад. — М., 1997, 1996.
Документы, регулирующие деятельность благотворительных организаций:
• Декларация прав и свобод человека и гражданина (1991 г.);
• Конституция Российской Федерации (1993 г.);
• Гражданский кодекс Российской Федерации (1995 г.);
• Закон Российской Федерации «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (1995 г.);
• Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» (1995 г.);16
• Закон Российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединениях» (1995 г.);
• Закон Российской Федерации «О некоммерческих организациях» (1995 г.) и др.
В этих документах определены конкретные формы деятельности общественных организаций, сформулированы их цели и задачи в области социальной защиты населения.
Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации (с изменениями на 22 августа 2004 года) принят Государственной Думой 15 ноября 1995 года
Законы о материнском капитале:
Федеральный закон от 29 декабря
2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах
государственной поддержки
Федеральный закон от 28 июля 2010 г. № 241-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о порядке предоставления единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала».
Постановление Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года N 862 «О правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий».17
Постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 2011 года N 686 «Об утверждении Правил выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала».
Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 926 г. Москва «Об утверждении Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов» (с изменениями от 14 ноября 2011 года).
Протоколы, связанные с рассмотрением законопроекта о разрешении использовать материнский капитал на покупку автомобиля.18
2.2. Поддержка многодетных семей в Ростовской области.
Согласно статье 12 Областного закона от 22.10.2004 № 165-ЗС «О социальной поддержке детства в Ростовской области» многодетным семьям, имеющим трех и более детей в возрасте до 16 лет, а продолжающих обучение - до 18 лет, в порядке, устанавливаемом Правительством Ростовской области, предоставляются:19
- компенсация расходов
на оплату коммунальных услуг
в виде ежемесячной денежной
выплаты в размере 50 процентов
платы за коммунальные услуги
(холодное и горячее
- ежемесячная денежная
выплата на каждого ребенка
в размере 276 руб.: детям до шести
лет - для приобретения
В 2011 году в области введена
дополнительная мера социальной поддержки
малоимущих многодетных семей, достойно
воспитывающих 10 и более детей
несовершеннолетнего возраста, в
виде бесплатного предоставления в
личную собственность
Также в соответствии с
вышеуказанным законом и
Согласно областному законодательству
предусмотрена ежегодная
Предоставление мер социальной поддержки многодетным семьям носит заявительный характер.
Региональный материнский капитал
Областной закон «О региональном материнском капитале» вступил в силу с 1 января 2012 года. Это дополнительная мера социальной поддержки семей, в которых родится (или будет усыновлен) третий и последующий ребенок. С 2012 года выдают сертификаты, а с 2015 года – после достижения ребенком трехлетнего возраста – семья уже сможет воспользоваться средствами регионального материнского капитала на приобретение жилья, обучение, лечение ребенка, приобретение автомобиля.
Размер регионального материнского капитала в Ростовской области - 100 тысяч рублей. 21
Бесплатное предоставление
земельных участков гражданам, имеющим
трех и более детей, для индивидуального
жилищного строительства и
21 июля 2011 года Законодательным
Собранием Ростовской области
принят Областной закон от 01.08.2011
№ 643-ЗС «О внесении
Как видно существует множество законодательных актов, которые регулируют благотворительность и социальное обеспечение в РФ и в Ростовской области в частности. Однако при всём объёме законодательной базы проблема бедности в России остаётся по-прежнему острой.
Информация о работе Исторический аспект борьбы с бедностью в России