Исторический аспект борьбы с бедностью в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 01:01, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: проанализировав литературу выявить причины бедности и выработать предложения для её устранения.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить и проанализировать исторический аспект борьбы с бедностью.
2. Дать научное обоснование понятию «бедность», определить способы её измерения.
3. Выявить причины и методы борьбы с бедностью.
4. Рассмотреть законодательную базу борьбы с бедностью.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..….2
Глава 1. Исторический аспект борьбы с бедностью в России….……4
1.1. Помощь бедным в дохристианский период и в период княжеского попечения на Руси………………………..............................4
1.2. Помощь бедным в царской России.........................….………6
1.3. Советский период государственного обеспечения………..11
1.4. Постсоветский период…………………..…………….…….12
Глава 2. Законодательная база благотворительности и социального обеспечения России в вопросе борьбы с бедностью…………………….…….15
2.1. Законодательство РФ…………………………………………..…..15
2.2. Поддержка многодетных семей в Ростовской области……….…18
Глава 3. Научное обоснование понятия «бедность», её измерение причины и последствия. Американский опыт борьбы с бедностью………....22
3.1. Измерение бедности………………………………….….…..22
3.2. Эффективность пособий………………………………..…...24
3.3. Причины, влияющие на бедность ……………………….…25
3.4. Последствия бедности……………………...…………….…29
Заключение……………………………………………………………....33
Список литературы.……………………………….………………..…...36

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 70.19 Кб (Скачать файл)

В 1953 г. были внесены изменения  в социальную политику. Успешная социальная политика позволила снизить смертность, улучшить жилищное строительство, увеличить  размер заработной платы. Середина гг. с 10 до 20 % возрос размер надбавки пенсии по возрасту за непрерывный стаж рабочим  и служащим, проработавшим на одном  предприятии не менее 25 лет. Была установлена  скидка в размере 50 % на лекарства  пенсионерам. Для женщин вводился частично оплачиваемый отпуск. Но в начале 80-х  гг. уровень жизни стал медленно снижаться. В стране назревала необходимость  проведения реформы социальной системы. Попытки реформирования были предприняты  в период перестройки, а также в 90-е гг. в условиях самостоятельного развития РФ.9

Советский период ознаменовал  начало эпохи социального обеспечения  в стране. Советская власть внесла колоссальный вклад по преодолению  бедности в стране, институционализировав социальную политику, сделав её своей прерогативой.

 

    1. Постсоветский период.

 

Социальная работа как  профессиональная деятельность начинает формироваться начале 90-х гг.. К организации нового вида деятельности и созданию сети учреждений «подтолкнули» экономический кризис и рост социальных проблем в обществе, которые возникли в результате распада единого социального, экономического и геополитического пространства. В обществе появились тенденции, ранее не характерные для него: снижение уровня жизни; безработица; вынужденная миграция населения; профессиональное нищенство; криминогенная обстановка; падения рождаемости; распад института семьи и брака и другие негативные тенденции ударявшие прежде всего по беднейшим слоям населения. Уровень жизни населения в начале 90-х гг. резко снижется в результате проводимой социальной и экономической политики, повышения потребительских цен и снижения доходов населения. О серьезности социальной напряженности в России свидетельствуют следующие факты. После либерализации цен в январе 1992 г. до 70—80% населения (по разным источникам) находятся на грани нищенского существования10По отношению к 1990 г. платные услуги населения составили в 1993 г. 39 %, а покупательная способность денежных сбережений составляла 97 %. В январе—июле 1992 г. Федеральная служба занятости зафиксировала 1281,7 тыс. неработающих граждан, из, них 71 % женщины.11 По оценке других специалистов численность безработных составляла: в 1992 г. — 3594 тыс. человек, в 1993 г. - 4120 тыс., в 1994 г. - 5300 тыс. Как видите налицо динамика роста безработицы в эти годы. Рост безработицы повлек за собой изменение динамики преступности. Так, если в 1991 г. — 2173,1 тыс. преступлений, в 1992 г. - 2760,7 тыс., в 1993 г. - 2799,6 тыс.12

Сложная социально-экономическая  ситуация не могла, отразилась на институте  брака и семьи. По сравнению с 1991 г уменьшается число браков и растёт число разводов. Так, если в 1991 г. на 1277,2 тыс. браков: было 597,9 тыс. разводов, то в 1994 г. — на 1080,6 тыс. — 680,5 тыс. соответственно. Такая тенденция  сохраняется и в настоящее  время. Можно сделать вывод что  рост бедности населения способствует разводам, а следственно и снижению рождаемости

Выросло и продолжает расти  социальное неравенство. Во времена  СССР зарплаты рабочего (120 рублей в  месяц) инженера (180 рублей в месяц) и  полковника КГБ (350 рублей в месяц), конечно, отличались, но не в десятки раз, как сейчас. Уравниловка тормозила  развитие экономики, и была явлением ненормальным. Но еще более ненормальным стал гигантский рост неравенства, который  сопровождал становление рыночной экономики. Расслоение общества у нас  шло в 8 раз быстрее, чем в Венгрии, и в 5 раз быстрее, чем в Чехии.

 «По официальным данным  Росстата за 2008 год, на долю 60% населения с наименьшими доходами  приходилось лишь 29,6% доходов, в  то время как на долю 10% наиболее  богатых приходилось 31,1% всех  доходов.13

Как видно издревле в России сильны традиции помощи нуждающимся. Но до 1917 г. как таковой государственной  системы социального обеспечения  не существовало, и помощь носила частный  благотворительный характер. Большая  заслуга в советской власти в  создании системы государственного социального обеспечения, в которой  государство брало на себя обеспечение  всем необходимых почти всего  населения СССР. Не смотря на то, что  государство полностью обеспечивало основную часть граждан образованием, медицинскими услугами, жилплощадью, работой  и не плохой зарплатой советская  система обеспечения оставалась не идеальной. Из– за обширности территорий, разности климатических условий, и многонационального состава в СССР регионы серьёзно отличались в развитии, вследствие чего серьёзно отличалась и инфраструктура системы социального обеспечения в них. 
Глава 2. Законодательная база благотворительности и социального обеспечения России.

 

2.1. Законодательство РФ

 

По конституции Российская федерация социальное государство, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный размер минимальный оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты»14

Указ Президента Российской Федерации «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», в  декабре 1993 г. — Указ Президента Российской Федерации «О совершенствовании  системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышение  их размеров». В целях координации  действий различных субъектов по оказанию помощи семье и детям  Правительство Российской Федерации  приняло в январе 1996 г. постановление  «О плане действий по улучшению положения  детей в Российской Федерации  на 1996—1997 гг.». Приняты нормативно-правовые акты по регулированию социальной работы с мигрантами, "беженцами, вынужденными переселенцами, безработными. 15

Основные нормативно правовые акты относящиеся к социальному  обеспечению 90 –х гг.:

1.Конституция Российской  Федерации. — 1993.

2. Федеральный закон «О  социальной защите инвалидов  в Российской Федерации» от 24.11.1995.

3. Федеральный закон «Об  основах социального обслуживания  населения в Российской Федерации»  от 10.12.1995.

4. Федеральный закон «О  социальном обслуживании граждан  пожилого возраста и инвалидов»  от 02.08.1995.

5. Федеральный закон «О  государственных пособиях гражданам,  имеющим детей» от 19.05.1995.

Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995.

7. «О положении детей  в Российской Федерации». Ежегодный  государственный доклад. — М., 1997, 1996.

Документы, регулирующие деятельность благотворительных организаций:

•    Декларация прав и свобод человека и гражданина (1991 г.);

•    Конституция  Российской Федерации (1993 г.);

•    Гражданский  кодекс Российской Федерации (1995 г.);

•    Закон Российской Федерации «О благотворительной  деятельности и благотворительных  организациях» (1995 г.);

•    Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» (1995 г.);16                      

•    Закон Российской Федерации «О государственной поддержке  молодежных и детских общественных объединениях» (1995 г.);

•    Закон Российской Федерации «О некоммерческих организациях» (1995 г.) и др.

В этих документах определены конкретные формы деятельности общественных организаций, сформулированы их цели и  задачи в области социальной защиты населения.

Об основах социального  обслуживания населения в Российской Федерации (с изменениями на 22 августа 2004 года) принят Государственной Думой 15 ноября 1995 года

Законы о материнском  капитале:

Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах  государственной поддержки семей, имеющих детей»

Федеральный закон от 28 июля 2010 г. № 241-ФЗ «О внесении изменений  в отдельные законодательные  акты Российской Федерации и о  порядке предоставления единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала».

Постановление Правительства  Российской Федерации от 12 декабря 2007 года N 862 «О правилах направления  средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий».17

Постановление Правительства  Российской Федерации от 18 августа 2011 года N 686 «Об утверждении Правил выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала».

Постановление Правительства  Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 926 г. Москва «Об утверждении Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов» (с изменениями от 14 ноября 2011 года).

Протоколы, связанные с  рассмотрением законопроекта о  разрешении использовать материнский  капитал на покупку автомобиля.18

 

2.2. Поддержка многодетных семей в Ростовской области.

 

Согласно статье 12 Областного закона от 22.10.2004 № 165-ЗС «О социальной поддержке детства в Ростовской области» многодетным семьям, имеющим  трех и более детей в возрасте до 16 лет, а продолжающих обучение - до 18 лет, в порядке, устанавливаемом  Правительством Ростовской области, предоставляются:19

- компенсация расходов  на оплату коммунальных услуг  в виде ежемесячной денежной  выплаты в размере 50 процентов  платы за коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение,  водоотведение, электроснабжение, газоснабжение,  отопление (теплоснабжение, в том  числе поставки твердого топлива  при наличии печного отопления). Указанная выплата рассчитывается  по установленным Правительством  Ростовской области региональным  стандартам стоимости коммунальных  услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам (постановление Правительства Ростовской области от 15.12.2011 № 232);

- ежемесячная денежная  выплата на каждого ребенка  в размере 276 руб.: детям до шести  лет - для приобретения лекарственных  препаратов по рецептам врачей; детям - учащимся общеобразовательных  школ - для обеспечения школьной  или спортивной формой, оплаты  проезда на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус и автобус  городских линий (кроме такси), а также в автобусах пригородных  и внутрирайонных линий.

В 2011 году в области введена  дополнительная мера социальной поддержки  малоимущих многодетных семей, достойно воспитывающих 10 и более детей  несовершеннолетнего возраста, в  виде бесплатного предоставления в  личную собственность автотранспортного  средства (микроавтобуса).

Также в соответствии с  вышеуказанным законом и Областным  законом от 22.10.2004 № 176-ЗС «О государственном  ежемесячном пособии на ребенка  гражданам, проживающим на территории Ростовской области» малоимущим семьям, в том числе многодетным, чей  среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума в области, предоставляются  ежемесячные денежные выплаты на детей первого-второго года жизни  для приобретения специальных молочных продуктов детского питания в  размере 551 руб. и ежемесячное пособие  на ребенка в размере 276 руб., на детей  одиноких матерей - 552 руб.20

Согласно областному законодательству предусмотрена ежегодная индексация вышеуказанных социальных выплат, исходя из прогнозного уровня инфляции, определенного  областным законом об областном  бюджете.

Предоставление мер социальной поддержки многодетным семьям носит  заявительный характер.

Региональный материнский  капитал

Областной закон «О региональном материнском капитале» вступил  в силу с 1 января 2012 года. Это дополнительная мера социальной поддержки семей, в  которых родится (или будет усыновлен) третий и последующий ребенок. С 2012 года выдают сертификаты, а с 2015 года – после достижения ребенком трехлетнего  возраста – семья уже сможет воспользоваться  средствами регионального материнского капитала на приобретение жилья, обучение, лечение ребенка, приобретение автомобиля.

Размер регионального  материнского капитала в Ростовской области - 100 тысяч рублей. 21

Бесплатное предоставление земельных участков гражданам, имеющим  трех и более детей, для индивидуального  жилищного строительства и ведения  личного подсобного хозяйства 

21 июля 2011 года Законодательным  Собранием Ростовской области  принят Областной закон от 01.08.2011 № 643-ЗС «О внесении изменений  в Областной закон № 19-ЗС  от 22.07.2003 «О регулировании земельных  отношений в Ростовской области», который предусматривает бесплатное  предоставление земельных участков  многодетным семьям. Статьей 83 закона  определен порядок бесплатного  предоставления находящихся в  государственной или муниципальной  собственности земельных участков  гражданам.22

Как видно существует множество  законодательных актов, которые  регулируют благотворительность и  социальное обеспечение в РФ и  в Ростовской области в частности. Однако при всём объёме законодательной базы проблема бедности в России остаётся по-прежнему острой.

Информация о работе Исторический аспект борьбы с бедностью в России