Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение истории борьбы с беспризорностью в России.
Для достижения данной цели потребовалось решить следующие задачи:
1. Описать этапы борьбы с беспризорностью в России.
2. Охарактеризовать детскую беспризорность на всех этапах развития российского общества.
3. Рассмотреть детскую беспризорность в истории России: проблемы и пути решения.
Введение 3
Глава 1. Беспризорность в России 6
1.1 Понятие беспризорности 7
1.2 Социальная зашита детей - сирот в России 10
Глава 2. История борьбы с беспризорностью в России во второй половине XIX–XX веков 13
2.1 Борьба с беспризорностью в России во второй половине XIX века 15
2.2 Из истории беспризорности детей в первые годы Советской Власти 16
2.3 История борьбы с беспризорностью в годы Великой Отечественной войны и после военные годы 18
Глава 3. Борьба государства с беспризорностью в современной России 20
Заключение 21
Библиографический список 23
21
Министерство по науке и образованию рф Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» в г. Воронеже Кафедра социальной работы и права социального обеспечения
КУРСОВАЯ РАБОТА: по дисциплине «Теория социальной работы» на тему: «ИСТОРИЯ БОРЬБЫ С БЕСПРИЗОРНОСТЬЮ В РОССИИ»
Студентка 2 к., 1 гр.
Научный руководитель
Воронеж 2012
|
Оглавление Введение Глава 1. Беспризорность в России |
1.1 Понятие беспризорности 1.2 Социальная зашита детей - сирот в России Глава 2. История борьбы с беспризорностью в России во второй половине XIX–XX веков 2.1 Борьба с беспризорностью в России во второй половине XIX века 15 2.2 Из истории беспризорности детей в первые годы Советской Власти 16 2.3 История борьбы с беспризорностью в годы Великой Отечественной войны и после военные годы Глава 3. Борьба государства с беспризорностью в современной России 20 Заключение Библиографический список Приложение |
|
Введение
Важнейшим фактором, определяющим будущее любого общества, является его отношение к детству. Плохое, некачественное воспитание подрастающего поколения «запускает» механизм саморазрушения общества и государства.
Особенно трудна жизнь детей в «смутные» времена, когда на гребне политико-экономических реформаций получают распространение потребительское отношение к жизни, безнравственность и беззаконие.
Одной из сложнейших проблем, возникших перед советским государством и общественностью в послереволюционное время, стала детская беспризорность. Обитая на вокзалах, прячась в подвалах, беспризорники пополняли криминальный мир, попрошайничали. Особенно много их скапливалось на крупных железнодорожных узлах в столице и региональных центрах.
В первое время проблему пытались решить силами государственных органов управления образованием, педагогов и общественности. Однако столь серьезная задача государственного масштаба требовала создания развернутой сети приемников и распределителей, детских домов, подготовки большого количества высококвалифицированных педагогических кадров. К преодолению этого последствия войны и разрухи привлекались силовые ведомства. Ведущую роль в борьбе с беспризорниками взяла на себя Всероссийская Чрезвычайная Комиссия под руководством Дзержинского Ф.Э. Но и это не принесло ощутимых успехов. Только постепенное совершенствование деятельности Наркомпроса, привлечение общественных организаций, создание специальных фондов помогло выработать эффективные методы работы с беспризорными детьми.
В настоящее время особую актуальность и остроту приобрела потребность в формировании эффективной системы социальной защиты различных слоев населения, в первую очередь, детей.
Разрушающие процессы, происходившие в начале 90-х годов XX века в России, породили ситуацию острой социальной нестабильности. В связи с этим актуализировалась проблема детской беспризорности, которую все чаще связывают с такими массовыми антиобщественными моделями поведения несовершеннолетних, как высокая криминальная активность, проституция, алкоголизм, наркомания, токсикомания, бродяжничество.
По данным на 2002 г. насчитывалось более 2 млн. беспризорных детей (по оценке МВД) или около 4 млн. (по сведениям общественных экспертов). Все большему количеству детей недостает родительской заботы, тепла, понимания. В результате число беспризорников с каждым днем пополняют дети, родители которых лишены родительских прав, либо применяют в отношении них физическое, психическое или сексуальное насилие.
В данной ситуации, несомненно, в вопросах деятельности государства и общественных организаций, связанных с совершенствованием системы выявления и учета беспризорных детей, форм борьбы с детской беспризорностью необходимо обратиться к историческому прошлому нашего государства. За годы советской власти был накоплен значительный опыт по ликвидации детской беспризорности, который может быть полезен и интересен в современной России.
Проблема беспризорности актуальна еще и потому, что долгое время она являлась закрытой: многие вопросы до сих пор дискуссионны и подход к их решению неоднозначен. Сегодняшнее состояние детской беспризорности потребовало от государства разработки ряда правовых актов. Вступил в силу Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.). Система профилактических мер содержится в Федеральной целевой программе «Профилактика безнадзорности несовершеннолетних» (2001-2002 гг.) и др. Принимается Федеральная целевая программа «Дети России» на 2003-2006 годы, утвержденная 3 октября 2002 г. Постановлением Правительства Российской Федерации. В подпрограммах: «Здоровый ребенок», «Одаренные дети», «Профилактика беспризорности и правонарушений несовершеннолетних», «Дети-сироты» и «Дети инвалиды».
В современной историографии неоднократно подчеркивалось, что именно в 1920-е годы в основном сложилась система государственных и общественных учреждений, работавших с детьми, оставшимися без семьи и попечения
Объект исследования – детская беспризорность.
Предмет исследования – борьба с беспризорностью в России.
Целью курсовой работы является рассмотрение истории борьбы с беспризорностью в России.
Для достижения данной цели потребовалось решить следующие задачи:
1. Описать этапы борьбы с беспризорностью в России.
2. Охарактеризовать детскую беспризорность на всех этапах развития российского общества.
3. Рассмотреть детскую беспризорность в истории России: проблемы и пути решения.
В работе были использованы как общенаучные методы (анализ, синтез, сравнение и др.), так и специальные методы( метод исторической ретроспективы, методы статистики, др.).
Структура работы состоит из введения, трех глав основной части, разбитых на параграфы, заключения, библиографического списка, приложения.
Глава 1. Беспризорность в России
1.1 Понятие детской беспризорности
Изучение истории детской беспризорности в нашей стране важно сегодня, прежде всего для выработки механизма оказания помощи нынешним нуждающимся детям.
В нашей истории, как и в истории многих стран, было много мрачных страниц. Однако ни одна страна в мире не знала в 20 веке таких социальных потрясений, как Россия. С 1914 года и до конца 1940-х годов погибло около 70 миллионов человек – возможно лучшая часть нации. За этими жертвами стояли миллионы детей-сирот, сотни тысяч юных жизней, прерванных голодом, болезнями, насилием.
Обратимся к определению понятия «беспризорность». Одно из первых определений данного понятия относится к 1913 году. На первом Российском съезде по вопросам детского труда был предложен проект закона «О мерах попечения над беспризорниками», где к их числу причислялись не только осиротевшие дети, но и те несовершеннолетние, которые находились в условиях, не гарантирующих им определенного минимума для развития в физическом и нравственном отношении.
Е.Д. Максимовым и С. Бахрушиным были проанализированы причины возникновения нищенства и беспризорности в России. Е.Д. Максимов выделил целый ряд факторов первичного характера, которые на фоне экономического неблагополучия, провоцировали нищенство:
- индивидуальные (физическое и психическое убожество, слепота, малолетство и др.);
- семейные (в том числе злоупотребление родительской властью лиц, посылающих своих детей нищенствовать);
- социальные (экономические, правовые, бытовые);
- стихийные, вызванные неурожаем, пожаром и т.д.
Е.Д. Максимов отмечал, что нищенство связано с вырождением, падением, деградацией человеческой личности.
А.М. Нечаева, исследуя проблемы детей России, приводит классификацию
С. Бахрушина, который включил в число беспризорников следующие категории детей:
- не имеющие определенного пристанища;
- брошенные родителями или лицами, имеющими о них попечение;
- нищенствующие и бродяжничающие;
- занимающиеся проституцией;
- живущие в сообществе воров и проституток;
- подвергаемые жестокому обращению со стороны взрослых.
А.М. Нечаева указывает на то, что необходимо различать понятия «беспризорность» и «безнадзорность». Безнадзорность - это стадия, предшествующая беспризорности. Анализ понятия «безнадзорность» необходимо начинать с осознания, того что такое «надзор». Надзор за несовершеннолетним, по мнению А.М. Нечаевой, состоит в поддержании, сохранении внутренней духовной связи с ребёнком. Данная исследовательница выделяет следующие отличительные признаки, позволяющие считать ребенка беспризорником:
- полное прекращение всякой связи с семьей;
- проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья;
- добывание средств к существованию способами, не признаваемыми обществом (попрошайничество, воровство);
- подчинение неписанным законам, продиктованным признаваемым среди беспризорников авторитетом.
В федеральном законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» дается определение понятию «безнадзорный». «Безнадзорный несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и содержанию со стороны родителей, или законных представителей, или должностных лиц».
Определить на каком этапе безнадзорность трансформируется в беспризорность практически невозможно, но не будет преувеличением утверждение, что безнадзорность является характеристикой социализации, благоприятной для возникновения беспризорности. Считается, что безнадзорник отличается от беспризорника по вышеперечисленным критериям, но общими для них являются не только ситуация в семье и школе, но и способ разрешения конфликтной ситуации (самовольные уходы, побеги, бегства из дома, образовательных учреждений).
Наиболее полное официальное определение беспризорности можно найти в Большой Советской Энциклопедии, изданной в 1930 г. «Беспризорные - это несовершеннолетние, лишенные педагогического надзора и попечения и живущие в условиях, вредно действующих на их общественные проявления и здоровье. Беспризорными надо считать не только детей, потерявших родителей (или опекунов) и домашний очаг. Если родители (или опекуны) лишают детей пищи, грубо с ними обращаются, совращают их на преступления, разлагающе влияют собственным примером, - дети подобных родителей тоже считаются беспризорными». Беспризорность социологи сегодня относят к разновидности девиантного поведения, очевидно и грозно заявившей о себе в последние годы.
В современное время детская беспризорность - это социальное явление, при котором происходит отрыв несовершеннолетних детей от семьи с утратой постоянного места жительства.
1.2 Социальная зашита детей - сирот в России.
История детской беспризорности в России свидетельствует о том, что стремление помочь ближнему, особенно детям-сиротам и убогим, было одной из традиционных особенностей русского национального характера. Сложившаяся в течение многих веков система детского призрения по-своему уникальна. Еще в 1706 г. в Холмово-Успенском монастыре близ Новгорода митрополитом Иовом был основан первый приют для «зазорных младенцев», а В 1763 г. утвержден Генеральный план воспитательного дома (составлен И.И. Бецким) в Москве, согласно которому в воспитательный дом принимались подкидыши, дети, рожденные вне брака, и дети, оставленные своими родителями по бедности.
Информация о работе История борьбы с беспризорностью в России