История борьбы с беспризорностью в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:08, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение истории борьбы с беспризорностью в России.

Для достижения данной цели потребовалось решить следующие задачи:

1. Описать этапы борьбы с беспризорностью в России.

2. Охарактеризовать детскую беспризорность на всех этапах развития российского общества.

3. Рассмотреть детскую беспризорность в истории России: проблемы и пути решения.

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Беспризорность в России 6

1.1 Понятие беспризорности 7

1.2 Социальная зашита детей - сирот в России 10

Глава 2. История борьбы с беспризорностью в России во второй половине XIX–XX веков 13

2.1 Борьба с беспризорностью в России во второй половине XIX века 15

2.2 Из истории беспризорности детей в первые годы Советской Власти 16

2.3 История борьбы с беспризорностью в годы Великой Отечественной войны и после военные годы 18

Глава 3. Борьба государства с беспризорностью в современной России 20

Заключение 21

Библиографический список 23

Файлы: 1 файл

Важнейшим фактором.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

Воспитательный дом в то время — это закрытое учебно воспитательное учреждение, задачами которого являлись: воспитание "новой породы людей" (так называемого "третьего чина") —купцов, ремесленников, их образование и призрение. Управление воспитательными домами возлагалось на Опекунский совет. При создании первых приютов и воспитательных домов главным было дать детям кров, убежище и обучить ремеслу.

Обучение в воспитательных домах начиналось с 7 лет и велось на русском и немецком языках (педагогами первых воспитательных домов были преимуществен­но иностранцы). Дети 7—11 лет занима­лись чтением, письмом, рисованием, ос­новами ремесел; с 14—15 лет несколько раз в неделю обучались на фабриках и в мастерских. В воспитательной работе большое внимание уделялось формированию у детей соответствующих убеждений, нравственных склонностей, чувств, привычек, устойчивых моральных качеств личности. Основными формами работы были беседы, лекции, диспуты.

На основе знаний, полученных в процессе изучения особенностей развития личности ребенка, и в соответствии с перспективой развития общества происходит развитие системы воспитания и социально-педагогической реабилитации.  Нынешнее российское общество со всей очевидностью поставлено перед объективной необходимостью формирования современной целостной системы социальной защиты сирот, устойчивого и надежного функционирования социальных служб, обслуживающих эту категорию населения и оказывающих им социальную поддержку в деле жизнеустройства.

 

Глава 2. История борьбы с беспризорностью в России во второй половине XIX–XX веков.

2.2 Борьба с беспризорностью в России во второй половине XIX века.

Проблема борьбы с детской беспризорностью и преступностью в России возникла сразу после отмены крепостного права. Нищета значительной части населения была главной причиной детской беспризорности. Число сирот и брошенных детей с конца XIX– начала XX века стало увеличиваться год от года. Кроме этого десятки тысяч детей осиротели, были потеряны или брошены во время русско-японской войны, революции 1905–1907 гг., переселенческой деятельности П.А.Столыпина, в период первой мировой войны.

С конца XIX в. детская преступность стала значительно опережать взрослую. Так, с 1884 по 1894 г. общая преступность увеличилась на 7%, а детская – на 15%; с 1901 по 1910 г. – общая на 35%, детская – на 112%.

Из всех малолетних преступников две трети были сиротами, более половины – неграмотны, если грамотой считать только умение читать. В 90% случаев совершаемые детьми преступления были преступлениями против собственности, т. е. дети совершали их, побуждаемые инстинктом выживания.

Перед обществом остро стал вопрос попечения о детях. По всей стране стали создаваться общества, пытающиеся с помощью частных пожертвований создать систему воспитания в которой основой был труд. Необходимо было дать сиротам и детям из обнищавших слоев населения не только кров и пропитание, но и обучение, в первую очередь, обучение трудовым навыкам. Это в дальнейшем должно было помочь детям самим зарабатывать на жизнь и отвратить их от скатывания в преступную среду.

С этой целью организовывались приюты, дома трудолюбия, а также детские трудовые колонии.

В домах трудолюбия подростки могли не только получить трудовое обучение, но и бесплатные обеды, а иногда – и кров, возможность закончить начальную школу. Было важно поддержать подростка до момента достижения возраста, когда его уже могли взять работать на фабрику или завод. Подростки обучались по выбору ремеслам: сапожному, столярному, слесарному, токарному, переплетному, а также плетению корзин. Особо успевающим выплачивалась зарплата от 3 до 5 коп. в день (сумма выдавалась по окончании обучения).

Задолго до Макаренко или Сороки–Ресовского были предложены основы приучения к творческому труду, а также заложены идеи о роли коллектива в процессе воспитания, разработаны основы самоуправления. К сожалению, царское правительство усмотрело в идеях Шацкого основы социализма, педагог оказался в списке наблагонадежных.

Государство же, озаботившись увеличением малолетних преступников, взялось урегулировать процесс их содержания.

Правила об устройстве приютов были установлены Законом 5 декабря 1866 г. В соответствии с правилами приюты учреждались для исправления несовершеннолетних, отданных туда по судебному приговору, однако, в законе не содержалось воспрещение помещать в те же заведения и детей бесприютных, нищих или отдаваемых по воле родителей. Таким образом, в приют попадали дети разных групп.

Исправительные и воспитательные заведения учреждаются не иначе как с разрешения министра юстиции. В Министерство юстиции ежегодно приютами представляются отчеты; в случае обнаружения каких-либо нарушений в управлении приюты могут быть закрыты. Согласно Закону 21 марта 1890 г., в число лиц, участвующих в управлении заведением, входят и тюремные инспекторы. По закону приюты устраивались правительством, но также призывались земства, общества, а также и частные лица. В действительности к 1902 году государством не было открыто ни одного правительственного приюта, между тем как частных учреждений к 1 января 1901 г. было—43, а к 1 января 1902 г. уже— 46.

С началом Первой мировой войны проблема детской беспризорности усилилась. С 30 июля 1914 года начало свою деятельность Общество помощи бесприютным и беспризорным детям призванных на войну. Один из первых приютов, открытых обществом, располагался в Новгородской области близ станции Торбино. Различными благотворительными обществами открывались ясли и сады (так называемые дневные убежища) для детей солдат и ополченцев, чтобы матери могли работать, пока дети присмотрены, также создавались санатории, столовые.

2.2 Из истории беспризорности детей в первые годы Советской Власти

С проблемой массового сиротства и беспризорничества, послереволюционная Россия столкнулась уже в первые годы советской власти. Декретом СНК РСФСР от 9 января 1918 г. «О комиссиях для несовершеннолетних» детские дореволюционные приюты и сиротские дома преобразовывались в государственные детские дома и передавались в ведение специально созданных комиссий.

Со дня революции коммунистическая партия проводила широкие мероприятия по устройству жизни беспризорных детей и созданию благоприятных условий для их воспитания. Была законодательно оформлена система социально-правовой защиты несовершеннолетних, создана система взаимосвязанных органов и учреждений, способных вести одновременно и борьбу с беспризорностью и ее профилактику. В 1918 году декретом Совета Народных комиссариатов приюты и сиротские дома преобразовались в детские дома и передавались в ведение специально созданных комиссий. В январе 1919 года был основан Государственный совет защиты детей, главной функцией которого являлось изыскание средств для содержания воспитанников в детских учреждениях. В совет входили представители наркоматов социального обеспечения, просвещения, здравоохранения, продовольствия и труда. Председателем был нарком просвещения А. В. Луначарский. Помимо изыскания средств для содержания воспитанников в детских учреждениях совет направлял деятельность представленных в нем наркоматов по эвакуации детей в хлебородные губернии, согласовывал планы организации общественного питания, продовольственного и материального снабжения детей. Значительную помощь детским домам оказала созданная в 1921 году при ВЦИК комиссия по улучшению жизни детей во главе с Ф. Э. Дзержинским. Особенно большая работа была проведена ею в 1921 – 1922 годах по спасению детей от голода в неурожайных частях страны, размещение их в детских учреждениях и в семьях трудящихся в хлебородных частях. Комиссия активно участвовала в организации детских домов и колоний для беспризорных детей и подростков. Были созданы сотни детских домов и трудовых колоний, в которых дети, лишившиеся родителей, были окружены теплом и вниманием. Все эти меры способствовали ликвидации беспризорности и безнадзорности в стране.

Основной формой борьбы с беспризорностью было определение детей и подростков в детские учреждения интернатного типа для временного содержания или длительного проживания, обучения и воспитания. Задачей различных приемно - распределительных пунктов было оказание общественной помощи беспризорным, подготовка их к вступлению в организованный коллектив и распределение по стационарным учреждениям; в них дети находились под постоянным наблюдением педагогов и врачей. В таких учреждениях дети могли содержаться до четырех месяцев. За это время их либо отправляли в постоянные детские учреждения (детские дома и коммуны), либо трудоустраивали, либо возвращали родителям и родственникам.

К  стационарным детским учреждениям относились детские дома различного типа, детские городки, колонии и коммуны.

В 1917 году в детских домах воспитывалось 30 тысяч детей, в 1918 – 75 тысяч, в 1919 – 125 тысяч, в 1920 – 400 тысяч, в 1921-22 – 540 тысяч

детей [9; 16]. Многие детские дома, колонии и коммуны того времени приобрели широкую известность благодаря хорошей постановке воспитательной работы. Например, организованные А. С. Макаренко в сентябре 1920 года Полтавская и в мае 1926 года Куряжская (близ Харькова) трудовые колонии имени Горького, Харьковская, трудовая коммуна имени Дзержинского; Прилуцкая трудовая коммуна для мальчиков и юношей Большевская коммуна, Лопасненский институт трудового воспитания «Новая жизнь» для бывших правонарушительниц девочек и девушек, Солотчинская детская колония для трудных  и ряд других.

В стране проводились различные съезды деятелей по охране детства. На

собраниях поднимались и вопросы, связанные с работой детских учреждений.

Первый Всероссийский съезд деятелей по охране детства (февраль 1918 года) оценивал детские дома как очаг коммунистического воспитания. Второй Всероссийский съезд по охране детства (ноябрь 1924 года) обратил свое внимание на организацию трудового и общественно-политического воспитания детей.

Третий Всероссийский съезд по охране детства (май 1930 года) указал на необходимость прикрепления каждого детского учреждения к производству в городе или к колхозу либо совхозу в деревне с целью улучшения трудовой подготовки воспитанников.

В дальнейшем в решениях правительства были определены меры по улучшению учебно-воспитательной работы детских домов (Решение «О мероприятиях по подготовке воспитанников детских домов к трудовой общественно-полезной деятельности», 1925 год; «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности», 1935 год; и другие).

История развития учебно-воспитательных учреждений для беспризорных детей и подростков – это путь установления новых методов педагогической работы и ранее неизвестных форм организации и воспитания самодеятельных детских коллективов. Педагогические коллективы этих учреждений самостоятельно разрабатывали новые педагогические проблемы и способы их решения. Ведущую роль в практической разработке и теоретическом обобщении опыта перевоспитания беспризорных детей и подростков, включая их в полезную деятельность, сыграли Макаренко, а так же его последователи.

Часто из детских домов беспризорных детей передавали на попечение

родственников и на воспитание в семьи трудящихся. Патронат, усыновление,

назначение опеки, организованное определение на работу и устройство в

профессиональные школы и техникумы – все это было большой помощью в работе детских домов и воспитательных учреждений по борьбе с беспризорностью. Важное значение имели постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 21 сентября 1925 года «О мероприятиях по подготовке воспитанников детских домов к трудовой общественно-полезной деятельности» и такое же постановление от 5 апреля 1926 года «О порядке и условиях передачи воспитанников в крестьянские семьи» для подготовки их к сельскохозяйственному труду.

В августе 1926 года ЦИК и СНК СССР приняли развернутое постановление «О мерах по борьбе с детской беспризорностью», которое должно было способствовать улучшению трудовой подготовки подростков в детских домах, коммунах и колониях и размещению их на предприятиях и в хозяйственных учреждениях. ЦИК и СНК СССР обязали местные органы советской власти привлекать в борьбе с беспризорностью широкую общественность.  Ведущую роль в этой борьбе сыграл комсомол, профсоюзы и женские организации. Было создано добровольное общество «Друг детей» и его отделения на местах. Макаренко писал: «История борьбы с бродяжничанием детей, которая вызывала столько злорадства и клеветы со стороны наших врагов, доказала, что советское общество не жалеет усилий , средств для благополучия детей и делает это, не унижая ребенка, а соблюдая полное уважение к его личности».

В результате проведенной работы число беспризорных детей и подростков резко сократилось. Если в 1923 году в стране насчитывалось 3 тысячи 971 детское учреждение, в котором было 253 тысячи 237 воспитанника, то в 1927-28 годах учреждений сократилось до 1 тысячи 922, а число воспитанников до 158 тысяч 554 человек.

Завершение работы по ликвидации беспризорности в стране относится к середине тридцатых годов. СНК СССР и ЦК ВКП(б) в постановлении «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности», опубликованном в «Правде» 1 июня 1935 года подчеркивали роль общественности в воспитании детей и молодежи. Здесь СНК СССР и ЦК ВКП(б) определили систему мероприятий по предупреждению беспризорности, по организации борьбы с малолетними правонарушителями и хулиганством детей на улице, по усилению ответственности родителей за воспитание детей.

2.3 История борьбы с беспризорностью в годы Великой Отечественной войны и после военные годы.

В годы войны перед Советскими государством встала проблема спасения десятков тысяч осиротевших и оставшихся без присмотра детей. С первых же дней войны местные органы власти при содействии общественных организаций начали проводить активные мероприятия, направленные на помощь детям, оставшимся без родительского попечения.

В сложнейших условиях из прифронтовой полосы и районов, находившихся под угрозой вражеской оккупации, в сжатые сроки были вывезены в глубокий тыл сотни детских домов с десятками тысяч воспитанников. Так, за полтора года, прошедших с начала войны, в тыл были эвакуированы 976 детских домов.

Информация о работе История борьбы с беспризорностью в России