Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение истории борьбы с беспризорностью в России.
Для достижения данной цели потребовалось решить следующие задачи:
1. Описать этапы борьбы с беспризорностью в России.
2. Охарактеризовать детскую беспризорность на всех этапах развития российского общества.
3. Рассмотреть детскую беспризорность в истории России: проблемы и пути решения.
Введение 3
Глава 1. Беспризорность в России 6
1.1 Понятие беспризорности 7
1.2 Социальная зашита детей - сирот в России 10
Глава 2. История борьбы с беспризорностью в России во второй половине XIX–XX веков 13
2.1 Борьба с беспризорностью в России во второй половине XIX века 15
2.2 Из истории беспризорности детей в первые годы Советской Власти 16
2.3 История борьбы с беспризорностью в годы Великой Отечественной войны и после военные годы 18
Глава 3. Борьба государства с беспризорностью в современной России 20
Заключение 21
Библиографический список 23
Среди причин детской беспризорности и сиротства в военные годы на первом месте была война и ее последствия. Прямым следствием военных действий явилась эвакуация гражданского населения из прифронтовой полосы. Она проходила в предельно сложных условиях - под бомбежками и обстрелами погибали тысячи граждан. Дети погибших и дети, потерявшиеся в пути, часто становились беспризорными. В ряде случаев оказывались без надзора и становились беспризорниками дети, чьи родители погибли, участвуя в боевых действиях на фронтах. Росту детской беспризорности и безнадзорности способствовала массовая военная и трудовая мобилизация населения. Оставшиеся в тылу большую часть дня были заняты на производстве, тем самым оставляя без необходимого присмотра детей. Приводила к ослаблению работы с детьми, особенно внеклассной, перегрузка учителей, чьи силы отвлекали трехсменные занятия в школе. Произошло сокращение сети детских учреждений, ряд из которых был вынужденно занят госпиталями. В стране ощущалась острая нехватка квалифицированных педагогических кадров, заметно уменьшилось количество проводимых для детей культурных мероприятий. Определенное значение имели и субъективные факторы, детерминированные детской психологией: желание принимать участие в боях с захватчиками, самостоятельный розыск родных и связанные с этим побеги из детских учреждений. Кроме войны были и другие важные причины детской беспризорности и безнадзорности.
Прежде всего, это голод, вызванный недостатком продуктов питания. Кроме того, к числу причин, порождавших детскую беспризорность и безнадзорность, относились также и невозможность или неспособность родителей содержать и воспитывать своих детей по причине нужды, болезни, инвалидности, или асоциального образа жизни. Забота о детях легла в первую очередь на местные органы власти. Только через детские приемники-распределители НКВД за годы войны прошло около 1 млн. беспризорных и безнадзорных, стало очевидным, что необходимы меры в общегосударственном масштабе для координирования работы по предупреждению детской беспризорности и безнадзорности.
23 января 1942 г. Совнарком СССР принял решение «Об устройстве детей, оставшихся без родителей», в котором были определены основные направления деятельности государства по данному вопросу. Личная ответственность за устройство детей, оставшихся сиротами или потерявших родителей, возлагалась на председателей СНК союзных и автономных республик, их исполнительных комитетов. При исполнительных комитетах краевых, областных, городских и районных Советов депутатов трудящихся создавались комиссии по устройству детей, оставшихся без родителей, в составе заместителя председателя соответствующего исполнительного комитета и представителей профсоюзов, ВЛКСМ, органов НКВД, народного образования и здравоохранения для непосредственной работы по устройству детей в детские учреждения. НКВД СССР обязывался увеличить сеть приемников-распределителей, куда направлялись дети в возрасте до пятнадцати лет включительно, а Наркомфин СССР и Совнаркомы союзных республик должны были предусмотреть в местных бюджетах отпуск средств на вновь открываемые детские приемники-распределители.
В детских приемниках дети могли находиться не более двух недель. За этот срок детей до 14 лет должны были либо возвратить родным, либо направить в детские дома, на патронирование, а старше 14 лет - трудоycтроить. Дети в возрасте до 3 лет включительно отправлялись в дома ребенка. В целях оказания помощи родителям в отыскании детей НКВД СССР должен был организовать центральные справочный адресный детский стол, а также справочно-адресные детские столы при областных и краевых управлениях НКВД, городских отделах и районных отделениях НКВД. Всех детей, прошедших через детские приемники, должны были зарегистрировать в справочно-адресных детских столах. Главному управлению трудовых резервов при СHK СССР разрешалось проводить набор детей из детских домов от 14 лет и старше для обучения в школах ФЗО, ремесленных и железнодорожных училищах.
Наркомпросы союзных республик обязывались трудоустраивать всех детей детских домов старше 14 лет. В короткое время в стране было создано несколько тысяч комиссий по устройству детей, лишившихся родителей. В 1942-1945 гг. для усиления борьбы с детской беспризорностью был принят ряд мер административного характера. В частности, к штату райотделов народного образования, имеющих свыше 190 патронированных детей, вводилась должность инспектора по патронированию, опеке и усыновлению. В составе Управления детскими домами в пределах утвержденных штатов было решено организовать oтдел по охране прав детей для работы по устройству детей, оставшихся без родителей. Постановление СНК РСФСР от 25 ноября 1942 г. о выполнении постановления СНК СССР от 23 января 1942 г. «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» обязывало Наркомпрос РСФСР увеличить количество детских домов с особым режимом с таким расчетом, чтобы в каждой области, крае, республике было не менее одного детдома такого типа. Важное значение имело постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 г. «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации», которое предусматривало для детей воинов Красной Армии, партизан Великой Отечественной, детей-сирот, родители которых погибли от рук оккупантов, открытие суворовских военных училищ, специальных ремесленных училищ, специальных детских домов и домов ребенка, детских приемников - распределителей.
Государство брало на себя в полном объеме содержание воспитанников этих учреждений. На протяжении всех военных лет Советское государство выделяло на содержание детских домов крупные денежные суммы, которые из года в год возрастали.
В период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., когда страна находилась в гораздо более суровых экономических и социальных условиях, чем сейчас, государство успешно решало вопросы охраны детства и вело борьбу с беспризорностью и безнадзорностью детей. Масштабы беспризорности в годы войны были ниже, чем в современный период. Изучение опыта работы правоохранительных органов в области защиты детства в годы войны позволяет дать объективную оценку содержанию и основным направлениям социальной политики Советского государства и обобщить исторический опыт в важной сфере социальной жизни - охране детства. В целом, в годы Великой Отечественной войны, деятельность советского государства по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью дала свои результаты. Размеры и острота порожденного войной такого опасного социального бедствия, как массовая детская беспризорность и безнадзорность были в значительной мере минимизированы. Важнейшую роль в этом сыграли органы НКВД.
В многомиллионной стране, где после войны остались тысячи детей-сирот, забота об их устройстве была важнейшим государственным делом.
Организовывались детдома для детей воинов Советской Армии, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Они были созданы на базе детдомов общего типа, а на их содержание выделены дополнительные финансовые средства. И все же детдомов в стране не хватало.
Многие дети-сироты, чьи родители погибли или пропали без вести в военной сутолоке и неразберихе, длительное время оставались без надлежащего присмотра.
Несмотря на трудности послевоенного времени, к концу 1946 года только в Москве было организовано 4 новых школьных детдома с общим контингентом 270 человек. С этой целью использовались загородные дачи, здания некоторых детских садов. Из 5564 ребят 1548 вообще оказались круглыми сиротами.
В 1950-е годы по мере улучшения социально-экономического положения в стране стало уменьшаться количество детей, нуждающихся в устройстве и воспитании в детских домах.
Произошедшие в лучшую сторону перемены положительно отразились и на дальнейшей судьбе воспитанников детских домов и интернатов.
Здесь же появляются тимуровское движение, куда ребят захватывала "подпольность", добрые дела "по секрету", сборы по цепочке, самостоятельность. Тимуровские команды создавались не только в дачных поселках. Во время войны добрые дела "по секрету" - это помощь семьям фронтовиков, шефство над ранеными, работа в госпиталях и т.д.
Движение приобрело такой размах, что комсомольские вожаки задумались, как его влить в пионерскую организацию, достаточно заформализованную уже в то время. И когда тимуровцы стали приписываться к классам - отрядам, энтузиазм детей погас. На его смену пришло "коммунарское движение".
"Коммунарское движение" 60-х гг. стало своеобразным возрождением опыта СТ. Шацкого и А.С. Макаренко. Главным здесь было создание детского, самостоятельного подросткового коллектива, организация самоуправления, свободного творчества личности. Это была попытка возродить детские клубы, где подростки стремились освободиться от давления извне, от формальных установок поведения молодежи. Подростков увлекали поисковые экспедиции, творческие дела, "трудовые десанты".
В 50-60-е годы считалось, что в индустриально развитых странах с беспризорностью покончили. Однако в конце 20-го века возник феномен новой волны безнадзорности и беспризорности, проявившийся в проблеме так называемых "уличных детей", которая привлекла к себе внимание мировой общественности в 1979 году, накануне Международного года ребенка1.
В России эта проблема приобрела особую остроту в 90-е годы прошлого столетия. Сегодня в Российской Федерации, как это ни парадоксально, ни одно ведомство не имеет точных данных о количестве безнадзорных и беспризорных детей. Их число в разных источниках определяется от 2 до 5 миллионов. По данным Генеральной прокуратуры РФ, сейчас в России насчитывается два миллиона беспризорников.
Глава 3. Борьба государства с беспризорностью в современной России.
В России, бодро взявшей курс на модернизацию и инновации в экономической сфере, есть проблема, которая может помешать осуществлению далеко идущих планов. Проблема эта - беспризорные дети. На верхних этажах власти о ней вспоминают не часто. Сколько же этих гаврошей эпохи недоразвитого капитализма бродит по городам и весям страны, не знает никто. Государственной статистики на этот счет не имеется.
Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов на недавней пресс-конференции сказал, что количество сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет в России на сегодняшний день почти 700 тысяч. «Это больше, чем в СССР после Второй мировой войны!», - утверждает омбудсмен. Оценки масштабов беспризорности, которые приводят другие эксперты, еще более ужасающи. Сопредседатель общественного движения «Народный Собор» Владимир Хомяков, например, называет цифру в 1,5 миллиона.
А руководитель комиссии по социальным вопросам и демографической политике Общественной палаты Елена Николаева, выступая год назад на Всемирном русском народном соборе, сравнила нынешнее положение вещей c детской безнадзорностью с периодом Гражданской войны. Николаева ссылается на сведения МВД РФ, согласно которым число беспризорников сейчас составляет 2,17 % от общего числа детей (их в России всего 28 млн): то есть два ребенка из 100 - беспризорники.
Но самое страшное, что за неточными сухими цифрами - множество изломанных детских судеб, а мы даже не представляем себе масштаб беды.
Между тем, еще десять лет назад, 30 мая 2001 года, Совет безопасности признал, что детская беспризорность и безнадзорность несут угрозу национальной безопасности страны и общественной стабильности. Не единожды тему уличных сирот поднимал во времена своего президентства и нынешний премьер Владимир Путин. Встречаясь, к примеру, с женщинами в канун 8 Марта 2002 года, он сказал, что «страна переживает третью волну беспризорности после Гражданской и Великой мировой войн» и потребовал от правительства незамедлительных мер по борьбе с этим позорным социальным явлением.
В середине 2000-х милиция так рьяно взялась исполнять волю главы государства, что малолетние бродяжки, действительно, на какое-то время исчезли с улиц наших городов. Правда, вскоре стало ясно, что профилактические облавы силовиков саму проблему так и не решили. .
Иногда щедрой рукой мы даем им мелочь, другой раз с опаской обходим стороной, но чаще всего стараемся просто не замечать: будто и нет их вовсе, этих цветов жизни, взросших на грязном асфальте. Многие из них, впрочем, уже и не нуждаются во внимании взрослых, поскольку свыклись со своей самостоятельностью. Они образовали особую социальную группу, выработали свою стратегию жизни, свои цели и методы их достижения. Беспризорника-подростка уже не выудить с улицы обещанием «счастливого детства», говорят эксперты, поскольку они давно адаптировались в этой псевдо свободной среде, где ему без ограничения доступны «все радости» взрослой жизни - алкоголь, сигареты, наркотики, деньги, секс. При этом многие из этих детей не могут зачастую получить даже самую элементарную медицинскую помощь, никогда не посещали школу, не умеют читать и писать.
Их учит и воспитывает улица: хочешь есть - укради. А какими «университетами» подобное образование заканчивается, известно: беспризорность, как утверждают юристы и педагоги, - главный резерв для пополнения воспитательных колоний для несовершеннолетних.
По словам Людмилы Шипицыной, ректора Института специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга, «после трех-четырех месяцев беспризорной жизни наступает порог десоциализации». Иными словами ребенок попросту утрачивает все связи с прежним миром, приспосабливаясь к условиям и законам нового социума.
Откуда же берутся беспризорники? Оказывается, по оценкам экспертов, в основной своей массе российские дети улиц не сироты, лишившиеся родителей, а дети, которые по каким-либо причинам ушли из семей по своей воле. Причины эти разнообразны - чрезвычайная бедность, серьезные семейные конфликты, жестокое обращение и безнадзорность, или злоупотребление родителями алкоголем и наркотиками.
Но если еще совсем недавно вся эта обездоленная братия стекалась большей частью в богатую Москву, где было легче затеряться и прокормиться, то в последнее время беспризорники успешно обживают менее крупные города и даже районные центры.
Исследования, проведенные экспертами Института социологии РАН, свидетельствуют, что у 68,2 % беспризорников до бродяжничества был психологический конфликт в семье или детском доме. Убежали потому что кричали, оскорбляли, ругали матом, попрекали (30,6 %), не любили, не понимали, не кормили, не одевали, выгоняли из дома (24,8 %), били, дрались (22,4 %), психологическая несовместимость с родителями (9,6 %), сексуальные домогательства (5,5 %), звучали постоянные угрозы (2,9 %). При этом 74,8 % беглецов хотели бы вернуться в семью или детский дом, а у 9,2 % мальчишек есть желание стать воспитанником воинской части. Еще 10 % мечтают жить нормальной жизнью, создать свою семью, работать. Не желают возвращаться в прошлое 29,2 % мальчиков и 47,7 % - девочек. При этом мотивировка на труд есть у 74,7 % беспризорных: в основном в будущем они хотели бы работать продавцом, парикмахером, поваром, водителем, педагогом, врачем, артистом, военным и пожарным.
Информация о работе История борьбы с беспризорностью в России