Изучение отношения студентов к будущей карьере методом анкетного опроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 09:06, курсовая работа

Описание работы

Проблема развития современного профессионала состоит в реализации его карьерного потенциала и возможность осуществить собственную конкурентоспособность на современном рынке труда. Активное управление карьерой в динамичных социально-экономических условиях - одно из ключевых условий профессионального и высокого успеха студента.
К молодым специалистам в современных условиях рынка предъявляется целый ряд требований: они должны иметь не только достаточно высокий уровень теоретической и практической подготовки, но и отличаться социальной зрелостью, сохранять высокую эффективность в ситуации неопределенности и быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям рабочей среды.

Содержание работы

Стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНКЕТИРОВАНИЯ 5
1.1. Понятие, виды и методика проведения анкетного опроса 5
1.2. Теоретические аспекты анкетного опроса 8
1.3. Оформление анкеты 11
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К БУДУЩЕЙ КАРЬЕРЕ
2.1.Особенности представлений и характеристика будущей карьеры студентов и школьников 14
2.2. Анализ проблемы гендерных различий будущей карьеры студентов и школьников 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 64.80 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ИСТОРИИ, СОЦИОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ

Регистрационный №______

от "____" _____________ г.

Курсовая работа

по дисциплине    «Методы и методология социологического исследования»

на тему:

«Изучение отношения студентов к будущей карьере методом анкетного опроса»

Направление подготовки 040100.61 – «Социология»

Выполнил: студент 3 курса

очного отделения

Никифорова В.Н.

Научный руководитель:

Коньков А.Т.

Работа защищена "____" __________ г.

         с оценкой ____________________

 

 

 

 

Южно-Сахалинск

2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ              3

1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО  АНКЕТИРОВАНИЯ 5

1.1. Понятие, виды и методика проведения  анкетного опроса      5

1.2. Теоретические  аспекты анкетного опроса         8

1.3. Оформление  анкеты            11

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ  К БУДУЩЕЙ КАРЬЕРЕ 

2.1.Особенности  представлений и характеристика  будущей карьеры студентов и школьников            14

2.2. Анализ проблемы гендерных различий будущей карьеры студентов и школьников                      17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                      30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                    33

ПРИЛОЖЕНИЕ                      35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема развития современного профессионала состоит в реализации его карьерного потенциала и возможность осуществить собственную конкурентоспособность на современном рынке труда. Активное управление карьерой в динамичных социально-экономических условиях - одно из ключевых условий профессионального и высокого успеха студента.

К молодым специалистам в современных условиях рынка предъявляется целый ряд требований: они должны иметь не только достаточно высокий уровень теоретической и практической подготовки, но и отличаться социальной зрелостью, сохранять высокую эффективность в ситуации неопределенности и быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям рабочей среды.

Таким образом, актуальностью данной работы является проблема социальных представлений студентов о карьере, так как изучение социальных представлений позволяет определить, насколько у студентов спроектирован их профессиональный путь, а также определить динамику социальных представлений о карьере у студентов.

Объектом исследования - являются социальные представления.

Предметом исследования - социальные представления студентов о карьере.

Цель работы – изучение специфики методом анкетного опроса при анализе отношения студентов к их будущей карьере.

В соответствии с поставленной целью задачами являются:

  • изучить теоретические и методологические аспекты анкетного опроса;
  • раскрыть понятие, виды и методику социологического анкетирования;
  • разработать анкету и провести исследование;
  • изучить особенности социальных представлений будущей карьеры студентов и школьников;
  • проанализировать проблемы будущей карьеры студентов и школьников;
  • провести сравнительный анализ социальных представления о карьере студентов и школьников.

Гипотеза исследования: социальные представления о карьере у студентов Сахалинского Государственного Университета и школьников различаются. Исследование социальных представлений студентов и школьников о карьере позволяет определить, каким образом студенты оценивают свое положение на рынке труда, как оценивают свои знания, навыки, возможности карьерного роста, какие видят пути и способы построения карьеры и др.

Проблемой исследования карьеры занимались: Ф. Парсонс, Ш. Бюлер, Д. Сьюпер, Эрик Эриксон, Абрахам Маслоу, А.К. Маркова, Е.А. Климов, А.М. Кухарчук, Е.А. Могилёвкин, А.В. Леонова, Н.С. Пряжников и другие.

Данная курсовая работа состоит из одной теоретической главы и одной практической. В теоретической главе рассматриваются понятие и сущность анкетного опроса, методика его проведения. Вторая глава представлена исследованием социальных представлений о карьере у студентов СахГУ и школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО  АНКЕТИРОВАНИЯ

1.1. Сущность, виды инструментарий анкетного опроса.

Анкетирование относится к той группе методов, которая носит название "опрос". В эту группу помимо анкетирования входят интервью и беседа. Все эти методы характеризуются одним ведущим признаком: с их помощью исследователь получает ту информацию, которая заложена в словесных сообщениях опрашиваемых (респондентов). Это, с одной стороны, позволяет изучать мотивы поведения, намерения, мнения и т.п. (все то, что не подвластно изучению другими методами) и, с другой, - делает эту группу методов субъективной (не случайно у некоторых социологов существует мнение, что даже самая совершенная методика опроса никогда не может гарантировать полной достоверности информации).

В отличие от других методов исследования эффективность любого опроса полностью зависит от двух моментов: во-первых, хочет ли и будет ли респондент отвечать на поставленные вопросы и, во-вторых, может ли он ответить па них. Следовательно, организация любого опроса должна начинаться и подчиняться разработке этих двух моментов; все должно быть направлено на то, чтобы побудить опрашиваемых дать полные и правдивые ответы на поставленные вопросы.

Большая значимость этих методов определяется, во-первых организационными преимуществами (всегда легче организовать опрос, чем осуществить любой другой метод социологического исследования); во-вторых, относительной дешевизной, в-третьих, содержательностью и универсальностью информации, полученной опросным методом; в-четвертых, возможностью максимального использования технических средств для обработки полученных в результате опроса данных.

Вместе с тем опросные методы имеют и свои негативные стороны. На качество полученной этими методами информации влияют факторы, связанные, с одной стороны, с личностью респондента (уровень образования, культуры, свойства памяти, защитные механизмы психики, отношение к исследуемой проблеме и к организации или человеку, проводящему опрос), с другой – факторы, связанные с деятельностью самого исследователя (начиная с профессионализма в составлении опросного листа и заканчивая мастерством работы анкетера или интервьюера с респондентом по получению искомой информации).

Бесспорным достоинством метода анкетирования является быстрое получение массового материала, что позволяет проследить ряд общих изменений в зависимости от характера учебно-воспитательного процесса и т.п. Недостатком метода анкетирования является то, что он позволяет вскрывать, как правило, только самый верхний слой факторов: материалы, при помощи анкет и вопросников (составленных из прямых вопросов к испытуемым), не могут дать исследователю представления о многих закономерностях и причинных зависимостях, относящихся к психологии.

Анкетирование - это метод получения информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных вопросов анкеты. Анкетированием является форма опроса, предполагающая заполнение респондентами особых статистических формуляров (анкет) в отсутствие интервьюера. Анкетирование может проводиться в присутствии интервьюера, однако роль последнего должна заключаться в обеспечении контроля над качеством заполняемой анкеты. Эта разновидность опроса примечательна тем, что позволяет при получении данных о субъективных ориентациях людей к исследуемым объектам охватывать широкие массивы респондентов, чем обеспечивается высокая достоверность получаемой информации.

Опрос основывается на высказываниях и суждениях отдельных лиц и проводится с целью выявления различных нюансов мнения опрашиваемых (респондентов) как важного источника информации о реально существующих фактах и процессах действительности. Опрос - это метод сбора первичной социологической информации посредствам устного или письменного обращения исследователя к определенной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых освещает изучаемую проблему на уровне эмпирических показателей, последующей регистрации и статистической обработки полученных ответов, а также их теоретической интерпретации.

В большинстве случаев преобладание метода опроса обусловлено особенностями изучаемых социальных явлений и процессов. В частности, в таких направлениях исследований, как изучение общественного мнения, конъюнктуры спроса на те или иные виды товаров, профессиональных ориентации молодежи, аудитории средств массовой информации, электоральных предпочтений тех или иных групп населения, именно опрос традиционно выступает ведущим методом сбора эмпирических социологических данных.

Этот метод реализует свои познавательные возможности с помощью непосредственных индивидуальных контактов каждого отдельного респондента с каждым отдельным вопросником (анкетой). Результаты социологического опроса складываются на базе определенного выборкой множества межличностных взаимодействий диалогового типа, развивающихся по схеме: исследователь - вопросник - респондент, либо исследователь - вопросник - анкетер (интервьюер) - респондент. Чтобы ответы респондентов обеспечили исследователя информацией, необходимой ему для решения исследовательской задачи, он должен знать: о чем именно спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы и, наконец, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Добавив несколько других условий, как-то: кого спрашивать, где вести беседу, как обрабатывать данные и нельзя ли узнать все эти вещи, не прибегая к опросу, мы получим более или менее полное представление о возможностях этого метода.

Следует иметь в виду, что опрос как метод сбора эмпирической социологической информации имеет принципиальное отличие от других социологических методов. Скажем, в процессе наблюдения или анализа документов социолог, как правило, фиксирует акты поведения исследуемого, вызванные воздействием окружающей среды, а не самого социолога. При использовании этих методов существует лишь одностороннее воздействие исследуемого на действия социолога, состоящие в регистрации актов поведения первого из них. Взаимодействие исследуемого и исследователя при наблюдении или анализе документов (кроме включенного наблюдения интересующих его людей) не является их существенной характеристикой, а, напротив, представляет собой побочный фактор, действие которого необходимо уменьшить всеми возможными способами, чтобы не исказить содержание и не снизить качество получаемой информации.

При проведении анкетного опроса проходится три этапа :

1) подготовительный этап (включающий разработку программу  опроса, составление плана и сетевого  графика робот, проектирование инструментария, его пилотажная проверка, размножение  инструментария, составление инструкций  для анкетера, респондента и других  лиц участвующих в опросе, подбор  и подготовка интервьюеров, анкетеров, решение организационных проблем).

2) оперативный этап –  сам процесс анкетирования, имеющий свои собственные стадии поэтапного осуществления;

3) результирующий этап  – обработка полученной информации. Исходя  из стр-ры метода, определяется его характеристика, которая включает в себя ряд требований, предъявляемых к исходным документам анкетного опроса, к анкетеру, к респонденту и к самому инструментарию (к анкете, опросному листу).

Основным средством коммуникации при проведении опроса является анкета. Как составление анкеты, так и способы работы с ней имеют свои методические приемы и характеристики, соблюдение которых является необходимым условием успешной реализации этого метода, нацеленного на получение достоверной информации.

Анкетирование применяется для установления текущего состояния явления, для изучения существовавшего и существующего положений в практике работы или мнений, относящихся к проблеме исследования.

Исходя из структуры метода, определяется его характеристика, которая включает в себя ряд требований, предъявляемых к исходным документам анкетного опроса, к анкетеру, к респонденту и к самому инструментарию (к анкете, опросному листу).

Существует много классификации анкет: в зависимости от способа распространения, по целям исследования, по характеру задаваемых вопросов и т.д. Рассмотрим некоторые классификации подробнее. По способу распространения анкет опросы подразделяются :

  • раздаточные (анкетный опрос, при котором анкетер лично вручает анкету и либо ждет, пока она заполняется, и тут же получает ее – очный раздаточный опрос, либо получает заполненную анкету через несколько дней – заочный раздаточный опрос)
  • почтовые (анкета по предварительному согласию высылается и получается через почту)
  • прессовые (анкета предлагается читателю через печатный орган)
  • телетайпные (при этом способе распространение и сбор инструментария и сопровождающих его документов осуществляется с помощью телетайпно-телеграфной сети).

Информация о работе Изучение отношения студентов к будущей карьере методом анкетного опроса