Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 09:06, курсовая работа
Проблема развития современного профессионала состоит в реализации его карьерного потенциала и возможность осуществить собственную конкурентоспособность на современном рынке труда. Активное управление карьерой в динамичных социально-экономических условиях - одно из ключевых условий профессионального и высокого успеха студента.
К молодым специалистам в современных условиях рынка предъявляется целый ряд требований: они должны иметь не только достаточно высокий уровень теоретической и практической подготовки, но и отличаться социальной зрелостью, сохранять высокую эффективность в ситуации неопределенности и быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям рабочей среды.
Стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНКЕТИРОВАНИЯ 5
1.1. Понятие, виды и методика проведения анкетного опроса 5
1.2. Теоретические аспекты анкетного опроса 8
1.3. Оформление анкеты 11
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К БУДУЩЕЙ КАРЬЕРЕ
2.1.Особенности представлений и характеристика будущей карьеры студентов и школьников 14
2.2. Анализ проблемы гендерных различий будущей карьеры студентов и школьников 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
13) гендерные особенности
Основания психологических классификаций
спортивной карьеры обобщены Н.Б. Стамбуловой,
они применимы и к профессиональной карьере:
временные характеристики; скорость продвижения;
охват видов деятельности; преимущественная
направленность; динамика результатов;
способы достижения целей; «цена» (трудозатраты);
социальное признание; количество кризисов;
характеристики содержательных схем описания.
1) профессиональная
2) менеджмент (управление деятельностью организации и руководство другими людьми);
3) автономия (независимость, свобода в деятельности и принятии решений);
4) стабильность (надежность и предсказуемость работы, образа жизни, отсутствие риска);
5) служение (работа с людьми, служение человечеству, помощь людям, желание сделать мир лучше);
6) вызов (преодоление, победы, решение трудных задач, новизна и разнообразие);
7) интеграция стилей жизни (гармоничное сочетание, баланс между различными сферами жизни);
8) предпринимательство (создание чего-то нового, своего, самоорганизация).
Карьеры могут быть охарактеризованы на основании ценностно-целевого содержания, которое субъект вкладывает в свое представление о карьере (как реальной, так и идеальной), и того, как он определяет для себя карьеру. Индивидуальные житейские определения карьеры соотносятся с многообразием научных. Анализируя научную литературу, мы выделили семь групп определений карьеры на основе их содержания, все они нашли свое отражение в предложенном нами определении, которое было приведено выше. Эти семь групп дали нам основание говорить о семи видах индивидуальных представлений о карьере, специфических по содержанию:
карьера – это различные виды профессиональной деятельности. Определяется с точки зрения вида деятельности (например, военная карьера, артистическая карьера), предмета труда, целей, условий, организации, результатов, орудий и средств труда, профессии, рода занятий, трудовых задач;
карьера – это последовательность должностей. Определяется с точки зрения должностей и позиций, служебной лестницы, продвижения в служебной иерархии, мест работы в течение трудовой жизни человека, соотношения руководства и подчинения;
карьера – это образ жизни. Определяется с точки зрения образа жизни, различных сфер жизни и их сочетания (например, работа + семья + хобби + обучение + общественная деятельность), условий жизни, видов жизнедеятельности, культуры;
карьера – это реализация призвания. Определяется с точки зрения призвания, предназначения, самореализации, самоактуализации, совершенства, наилучшего выполнения, потребности в выполнении данной деятельности, удовольствия, различного рода самоотношений и чувств по отношению к карьере, высшей степени пригодности к определенной деятельности, «жизненной задачи» человека;
карьера – это обогащение опытом. Определяется с точки зрения опыта, знаний, умений, навыков, квалификации, мастерства, способностей, обучения;
карьера – это профессиональный путь. Определяется с точки зрения пути, стадий, ступеней, шагов, этапов, направления, движения, развития, становления, изменения, ступеней профессионализма субъекта. В определение карьеры включаются до- и постпрофессиональные позиции (студенчество и выход на пенсию);
карьера – это достижения, достаток и социальное признание. Определяется с точки зрения материального благосостояния, дохода, оплаты труда, статуса, признания, уважения, оценки, социального одобрения, мнения окружающих, успеха.
Представление субъекта о наилучшей желательной для него карьере мы определяем как идеал профессиональной карьеры. С функциональной точки зрения идеал карьеры – это личностно предпочитаемый образец и ориентир, отражающий социальные и индивидуальные ценности, способствующий социализации индивида и идентификации с социальными группами и значимыми людьми, осуществлению профессиональных выборов, оценке успешности карьеры. Идеал карьеры является способом регуляции жизненной и профессиональной активности личности посредством целеполагания, мотивообразования, смыслообразования, стимуляции и мобилизации. Идеал карьеры выполняет функции эмоционального подкрепления и планирования карьерного развития.
Итак, содержательный критерий характеризует представление об осуществленной (реальной) карьере индивида и о будущей или желательной (идеальной) карьере. Построение карьеры связано с формированием профессиональной идентичности и моделями принятия решений относительно карьерных выборов. Можно отметить множество факторов, воздействующих на выбор и реализацию субъектом карьеры. Эти факторы представлены на разных уровнях: индивидном (пол, возраст, состояние здоровья), личностном (интересы, склонности и способности, ценности и установки, потребности и мотивы, самооценка и уровень притязаний, характерологические особенности, особенности представлений о карьере и многое другое), социально-психологическом (влияние референтного окружения, социальные роли индивида). Кроме того, на субъекта воздействуют факторы экономические, исторические, культурные и организационные. Факторы карьерного развития можно также подразделить на внутренние (индивидуально-личностные) и внешние (условия жизнедеятельности), или контекстные. Контекст в этом случае может быть как социальным, так и вещественным. Внутреннее и внешнее в разной степени согласуются между собой при установлении векторов карьерного развития и критериев оценки достижений. Диапазон изменчивости согласованности колеблется от полной гармонии до противоречия между либо разными сторонами личности субъекта, либо субъектом и его окружением. Варианты разрешения подобных противоречий – либо осознание внутреннего критерия как основного и отказ от стремлений соответствовать чуждым, навязанным ценностям, либо то, что Н.С. Пряжников и Е.Ю. Пряжникова обозначают как «личностный компромисс» – «подгонка» карьерного поведения под требования окружения, отказ от части собственной индивидуальности в угоду общепринятым критериям карьерного успеха.
Важной составляющей социального контекста является гендерная ролевая специфика. Гендерные различия в выборе и развитии карьеры довольно стойкие, они начинают проявляться в детстве в виде профессиональных предпочтений и продолжаются у взрослых в виде разделения мира труда.
Основные гендерные различия в карьере: профессиональные интересы, диапазон возможных карьерных выборов, карьерные стремления и ожидания, прогноз профессиональных достижений на протяжении жизни, раннее включение в профессиональную карьеру, действия по преодолению ситуации потери работы, понимание важности карьеры в работающих семейных парах, ролевой конфликт «семья – профессия», ответственность за заботу о детях и домашние хлопоты, стрессогенные факторы в работающих семейных парах.
Представители обоих полов в обществе имеют множественные роли (например, профессиональные и семейные), но взаимоотношения между ролями у мужчин и женщин различаются. Женщины с больше вероятностью, чем мужчины, переживают конфликт множества ролей, который является одним из главных стрессогенных факторов и препятствий для профессиональной карьеры, так как и семья, и работа представляют для них одинаково большую ценность. Мужчины также могут испытывать ролевой конфликт «семья – карьера», но реже, чем женщины. Однако не всегда ролевое напряжение деструктивно. Во многих исследованиях отмечается, что хотя работающие женщины и испытывают ролевое напряжение, но участие в многочисленных ролях связано с большей удовлетворенностью жизнью, более высокой самооценкой, лучшей самореализацией. Роль оплачиваемого работника является важным источником психологического благополучия как для мужчин, так и для женщин. Самооценка в значительной степени определяется карьерным статусом. Отмечаются и стимулирующие влияния ролевого напряжения на профессиональную карьеру.
В карьерном поведении мужчин и женщин имеются различия. Для мужчин характерны индивидуализм и соревновательность. Для женщин – направленность на контекстуальную сторону карьеры: социальное окружение и межличностные отношения на работе и вне ее, желание их гармонизировать. Такой тип идентичности может представлять собой препятствие для дальнейшего карьерного продвижения, так как большинство должностей организовано по типу индивидуалистической мужской ориентации. Женские карьеры чаще прерываются и в большей степени определяются событиями биографического характера (замужество, рождение и воспитание детей).
Факторы, определяющие профессиональное удовлетворение, у мужчин и у женщин также различаются. Для мужчины важнее содержание работы, престиж, статус и высокая оплата труда, а для женщин – условия работы, гибкость рабочего расписания, что позволяет сочетать семейные обязанности с профессиональными, т. е. интегрировать различные сферы жизни.
Планирование карьеры более характерно для женщин и более тщательно выполняется женщинами, чем мужчинами. Можно найти двоякое объяснение этому явлению: либо понимание ответственности, вызванной необходимостью баланса разных ролей, либо более выраженные навыки женщин к вербализации своих мыслей и планов.
Таким образом, индивидуальные представления о карьере по своему предметному содержанию отражают житейское определение субъектом карьеры и его ценностно-целевые ориентиры. Гендерная принадлежность, наряду с другими факторами, оказывает влияние на эти представления.
Карьерные ориентации («якоря карьеры»)
в выборке школьников имеют следующую
иерархию (по убыванию): менеджмент, интеграция
стилей жизни, автономия, стабильность,
предпринимательство, служение, вызов,
профессиональная компетентность. У студентов
предпочтения распределились таким образом:
служение, интеграция стилей жизни, автономия,
менеджмент, предпринимательство, профессиональная
компетентность, вызов, стабильность.
Различия в предпочтениях разных карьерных
ориентаций внутри каждой из выборок статистически
значимы.
Идеальная карьера в представлениях как школьников, так и студентов преимущественно связана с достижениями, достатком и социальным признанием и отвержением прохождения последовательности должностей. Однако иерархия предпочтений имеет разную последовательность в выборках. У школьников (по убыванию): достижения и социальное признание, образ жизни, вид профессиональной деятельности, профессиональный путь, обогащение опытом, реализация призвания, последовательность должностей. У студентов (по убыванию): достижения и социальное признание, реализация призвания, профессиональный путь, профессиональная деятельность, обогащение опытом, образ жизни, последовательность должностей. Значимые различия между выборками касаются того, что идеальная карьера у школьников в большей степени связана с достижением желаемого образа жизни (включающего взаимосвязь различных сфер жизнедеятельности), а у студентов – с реализацией призвания.
В выборке школьников значимые различия между юношами и девушками выявились только по отношению к обогащению опытом: для девушек идеал «Обогащение опытом» существенно важнее. Все испытуемые-школьники в выборке оказались андрогинными. Однако независимо от биологического пола с повышением маскулинности усиливается ориентация на преодоление, победы, решение трудных задач, новизну и разнообразие в карьере (карьерная ориентация «Вызов») и понижается значение сочетания различных жизненных сфер, условий, видов жизнедеятельности как содержания идеальной карьеры (идеал «Образ жизни»). Результаты согласуются с данными теоретического анализа о гендерной специфике карьерных предпочтений. В них отражаются индивидуалистские и конкурентные мотивы, свойственные традиционно мужской профессиональной карьере, и стремление к гармоничному сочетанию социальных ролей и видов деятельности, относящихся к различным сферам жизни, свойственное женщинам и все чаще встречающееся в карьере современных мужчин.
В выборке студентов у девушек более выраженными, по сравнению с юношами, являются ориентации «Предпринимательство» и «Профессиональная компетентность». Малый размер выборки и низкая представленность в ней различных гендерных типов побудили нас сосредоточиться на том гендерном типе, который составил большинство – фемининные девушки. В данной группе выявлены следующие взаимосвязи гендерных характеристик с представлениями о карьере.
У девушек-студенток с повышением фемининности повышается значение такого содержания идеальной карьеры, как приобретение опыта, знаний, умений, навыков, профессионализма, квалификации, мастерства в процессе обучения (идеал «Обогащение опытом»), отражаются этапы и стадии профессионального становления, изменение и развитие субъекта карьеры (идеал «Профессиональный путь»). Повышается стремление к автономии, самостоятельности и независимости (карьерная ориентация «Автономия»). В современной психологической литературе отмечается склонность женщин к постоянному повышению своей квалификации через обучение, получающее формальное подтверждение – дипломы, сертификаты и т.д.
Таким способом женщина как бы доказывает свою конкурентоспособность в профессиональной сфере. Достижение же независимости считается маловероятным для женщин в обществе с мужским доминированием, поэтому, возможно, оно и столь привлекательно для девушек, осознающих свою гендерную роль и выбравших «женские» профессии. Чем выше маскулинность, тем выше значение карьерной ориентации «Предпринимательство» (достижение самобытных результатов своего труда, желание работать на себя и полагаться на себя). Подобный тип поведения считается традиционно присущим мужской социальной роли.
Мы полагаем, что выявленные различия между студентами и школьниками отражают различия в этапах их профессионального становления и обусловлены большей однородностью группы студентов по критерию профессиональных предпочтений, которые определяются фактом их обучения на одном факультете.
Подводя итог, можно отметить следующее. В представлениях об идеальной карьере и старшеклассники, и студенты ориентированы на показатели материального достатка, благосостояния и социального статуса. Для них в равной степени значимо гармонично сочетать различные жизненные сферы. Достижение независимости также рассматривается как важная функция профессиональной карьеры. При этом молодые люди не стремятся к прохождению ступеней должностной лестницы.
Школьники в будущей карьере ориентированы на управление, организацию и интеграцию усилий других людей и в большей, чем студенты, степени включают в результаты карьеры достижение привлекательного образа жизни в целом, не только в профессиональной сфере. При этом школьники не придают значения достижению профессиональной компетентности.
Информация о работе Изучение отношения студентов к будущей карьере методом анкетного опроса