Изучение отношения студентов к будущей карьере методом анкетного опроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 09:06, курсовая работа

Описание работы

Проблема развития современного профессионала состоит в реализации его карьерного потенциала и возможность осуществить собственную конкурентоспособность на современном рынке труда. Активное управление карьерой в динамичных социально-экономических условиях - одно из ключевых условий профессионального и высокого успеха студента.
К молодым специалистам в современных условиях рынка предъявляется целый ряд требований: они должны иметь не только достаточно высокий уровень теоретической и практической подготовки, но и отличаться социальной зрелостью, сохранять высокую эффективность в ситуации неопределенности и быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям рабочей среды.

Содержание работы

Стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНКЕТИРОВАНИЯ 5
1.1. Понятие, виды и методика проведения анкетного опроса 5
1.2. Теоретические аспекты анкетного опроса 8
1.3. Оформление анкеты 11
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К БУДУЩЕЙ КАРЬЕРЕ
2.1.Особенности представлений и характеристика будущей карьеры студентов и школьников 14
2.2. Анализ проблемы гендерных различий будущей карьеры студентов и школьников 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 64.80 Кб (Скачать файл)

Специфика этого вида вопроса заключается в том, что его формулировка не уравновешена, т. е. в ней присутствует только один из возможных ответов, что способствует выбору его респондентом Употребление этого вида вопроса сомнительно в методическом отношении, особенно при изучении знаний, мнений и установок.                                            Так, например, вопросы: «Нравится ли Вам...?», «Хотели бы Вы...?», «Любите ли Вы...?», «Удовлетворены ли Вы...?» — вызывают несомненное смещение ответов в положительном направлении. По этой причине рекомендуется как можно реже употреблять этот вид вопроса, используя вместо него альтернативный вопрос.

Это требование не соблюдается многими исследователями как при сборе информации о фактах и действиях, так и при выяснении знаний, мнений и установок. Некоторые социологи, для того чтобы уменьшить смещение, помещают внушающую альтернативу в середине вопроса, например: «Скажите, пожалуйста, есть ли у Вас дома радио?», «Как вы считаете, нужен ли Вашему городу новый: Дворец культуры?» Несомненно, внушающее воздействие при этом: уменьшается, однако нет оснований утверждать, что оно исчезает полностью. Альтернативный вопрос отличается от «да — нет» вопроса по такой важной характеристике, как уравновешенность формулировки.

Уравновешенность альтернатив в формулировке вопроса делает смещение ответов гораздо меньше, и употребление этого вида вопроса предпочтительней предыдущего. Правда, в некоторых случаях, особенно при получении событийной информации, альтернативный вопрос звучит несколько коряво, например: «Подписываетесь Вы на газеты или Вы не подписываетесь на газеты?» Поэтому при получении данных о фактах и действиях часто применяется простой «да — нет» вопрос. Однако подобный выход из положения нельзя считать эффективным.

 Интересной разновидностью  функционального вопроса является  вопрос-диалог. В уста псевдособеседников  вкладываются противоположные высказывания. От опрашиваемого требуется согласиться  с одним из них. Форма диалога  имеет то преимущество, что абстрактное  становится более наглядным. Использование  рисунков, изображающих собеседников, усиливает прожективный эффект, позволяет ввести респондента  в ситуацию опроса.                                                                                                                     

Важно отметить, что вопрос-иллюстрация должен изображать собеседников-мужчин, когда опрашиваются мужчины, и собеседниц, если опрашиваются женщины, т. е. приходится печатать анкеты в «мужском» и «женском» вариантах. Если это условие не соблюдено, респонденты, отвечая на вопрос, могут обращать особое внимание на факторы, специфические для мужчин или для женщин, принимая на себя роль того собеседника, который изображен на рисунке. Смещения могут оказаться особенно значительными при изучении тех. явлений, где фактор пола оказывает сильное воздействие.                                                                                                                   

Полузакрытый вопрос. Если нет уверенности в том, что для выражения своего мнения опрашиваемому достаточно приведенного списка возможных ответов, целесообразно применение полузакрытого вопроса. Он предоставляет опрашиваемому возможность либо уклониться от выбора именно данных альтернатив, включая в список возможных ответов альтернативу типа «не могу сказать точно», «не задумывался над этим», «не помню», либо ответить по-своему, включая альтернативу «если что-нибудь другое, пожалуйста, напишите». Однако опыт свидетельствует, что респонденты, как правило, ограничиваются предложенными вариантами ответов. Поэтому полузакрытый вопрос во многих случаях по своим возможностям равен закрытому вопросу.

Перед исследователем, который проводит социологический опрос, постоянно стоит проблема достоверности получаемой информации. Проверка и контроль достоверности данных опроса осуществляются несколькими способами. Один из них - контрольные вопросы.

В группе вопросов на одну и ту же тему нетрудно выбрать основные и контрольные. Роль основного может играть тот вопрос, который задается в более широком смысловом диапазоне, в прямой форме. Например, рабочему предлагается вопрос: «Отметьте на шкале то суждение, которое соответствует Вашему мнению: 1) работой вполне доволен; 2) скорее доволен, чем недоволен; 3) отношусь к работе безразлично; 4) скорее недоволен, чем доволен; 5) совершенно недоволен; 6) не могу сказать».

Для того чтобы проконтролировать ответ, следует задать такие контрольные вопросы: «Хотели бы Вы перейти на другую работу?» (да, нет, не знаю) или «Предположим, что по каким-то причинам Вы временно не работаете. Вернулись бы Вы на свое прежнее место работы?» (да, нет, не знаю).

Контрольные вопросы обычно располагаются в анкете на некотором расстоянии как от основного, так и друг от друга.

Разновидностью контроля может быть повторный опрос с соблюдением тех же условий - на весь объем выборки (панельный опрос) или на 5 - 10% лиц, уже опрошенных ранее.

Одно из самых надежных средств контроля достоверности данных анкетного опроса - сочетание нескольких методов: анкетирование и наблюдение, анкетирование и свободное интервью.

Из всего вышесказанного приходим к выводу, что при формулировке вопросника анкеты необходимо соблюдение некоторых правил, учитывающих психологические и социальные особенности процедуры опроса:

- анкета должна быть структурирована на блоки, облегчающие восприятие респондентом структуры вопросника;

- общий принцип расположения вопросов в анкете: от простых вопросов к сложным. В заключительном блоке предлагаются вопросы биографического характера;

- повысить качество анкеты может введение в текст анкеты вопросов-ловушек, с помощью которых косвенным образом определяется то, насколько искренно респондент отвечает на отдельные вопросы;

- объем и содержание вопросов анкеты должны быть соразмерны целям исследования, квалификации и характеру занятости респондентов.

Таким образом, опрос при помощи анкет является наиболее распространенным методом получения социологической информации. Его главным достоинством является масштаб охвата выборочной совокупности, позволяющий делать обобщения на большом массиве социологического материала. Правильно сформированная анкета дает возможность заключать обоснованные и содержательные выводы о свойствах и ценностных ориентациях социальных групп, попавших в выборку, выявлять закономерности, составляющие устойчивые и сущностные связи между различными составляющими исследуемого объекта.

2. ПОЛОЖЕНИЕ СТУДЕНТОВ  К БУДУЮЩЕЙ КАРЬЕРЕ, СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ

2.1 Характеристика профессиональных  ожиданий студентов.

Как социально-возрастная группа молодежь обладает рядом особенностей. Молодежи присуще не полное участие в социально-экономических отношениях, но именно она в наибольшей степени обеспечивает социальную мобильность и является источником экономической инициативы, основой «новой» экономики, служит источником инноваций в сферах науки, культуры, технологий. С 1 января 2005 года вступили в силу новые редакции Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Российское общество претерпевает слом старой социально-профессиональной структуры, в силу изменений, которые происходили в России в экономической, а также культурной, политической сферах жизнедеятельности.

Изучение ситуации на рынке труда показывает, что у специалистов с высшим образованием возникают проблемы с трудоустройством (невостребованными оказываются каждый десятый выпускник технического университета и каждый двадцатый - педагогического). Постоянно возрастает средняя продолжительность безработицы выпускников вузов (с 4 до 8 месяцев). В значительном числе случаев трудоустройство оказывается не связанным с профилем полученной специальности. Беспрецедентно низкий уровень оплаты труда специалистов с высшим образованием общеизвестен. В связи с такими предложениями на рынке труда логично ожидать снижения спроса молодежи на услуги высшей школы (именно в соответствии с рыночными стандартами поведения).

Возможность выбора профессии рассматривается как условие жизненного самоопределения личности и успешной интеграции ее в общество. Для общества переходного типа, каковым является российское, на наш взгляд, предпочтительнее модель прагматического выживания, основу которой составляют самоактуализацию (личностное самосовершенствование), саморегуляцию (управление своими поступками, состояниями), самосознание (осознание своих качеств), самообладание (способность действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных ситуациях) и самоопределение (самостоятельный выбор каждым своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, будущей профессии и условий жизни). Прагматический подход находит выражение в характеристике молодого поколения, - могут работать , хотят работать, «ищут работу». При ориентации на такой подход от общества требуется решение ответственной задачи – предоставить  каждому человеку возможность для выбора собственной жизненной траектории, «включения» механизмов личностного совершенствования.

Проведенный анализ существующего научного знания позволил определить теоретическую проблематику профессиональных ожиданий студентов в реализации полученной специальности в виде следующих противоречий:

- заинтересованностью студентов, получая профессию, в дальнейшем устроиться на «хорошую» (высокооплачиваемую, интересную) работу;

- потребностью рынка труда в хороших специалистах, но сами работодатели не готовы принимать на работу специалистов без стажа.

Интерес к явлению профессиональной карьеры в зарубежной психологии  имеет многолетние традиции,  в отечественной психологии он также в последнее время заметно возрос. Новейшие направления изучения профессиональной карьеры, по результатам  анализа статей журнала Национальной ассоциации развития карьеры США (The National Career Development Association) «The Career Development Quarterly» за 2006–2011 гг. [9], касаются карьерного развития представителей меньшинств (этнических, расовых, религиозных, сексуальных), лиц с ограниченными возможностями, студентов и учащихся на разных этапах обучения, в разных специальностях и при разных программах обучения, карьерного развития в детском возрасте, культурной специфики и культурной чувствительности существующих теорий карьерного развития, выхода карьерного развития за пределы профессиональной жизни и сочетания различных жизненных сфер, удовлетворенности работой и деструктивных карьерных представлений, влияния на карьеру межличностных отношений и семейного происхождения, смены или сочетания профессий и разных профессиональных идентичностей у субъекта карьеры. Не спадает интерес к особенностям карьерного поведения женщин и сочетанию гендерных и семейных ролей. Практико- ориентированные разработки включают в себя организацию карьерного консультирования с учетом таких факторов, как культурная, религиозная, этническая принадлежность, сексуальная ориентация, социально-экономический статус клиента.

В контексте развития организации изучение карьерного развития основывается на следующих моментах: а) как индивид управляет своей карьерой внутри организации или между организациями; б) как организации структурируют карьерное продвижение своих сотрудников. Это вызывает исследовательский интерес и к изучению степени согласованности между подходами к развитию карьеры у самих сотрудников и их работодателей. В изучении карьеры произошло смещение акцентов с прошлого на будущее: в связи с повышением профессиональной мобильности и одобрением со стороны общества стремления овладевать различными профессиями наметилась тенденция рассматривать карьеру не только как хронологическую последовательность рабочих мест и позиций в опыте индивида, но и как намеченную систему будущих целей и выборов. В более широком смысле карьера стала рассматриваться как относящаяся к системе профессиональных и непрофессиональных ролей индивида на протяжении жизни и связанная не только с трудовой занятостью, но  и с целостным жизненным опытом и разнообразными ценностями, например, со стремлением к счастью. Отечественная психология акцентирует внимание в основном на определениях, моделях карьеры, на выборе, ступенях, развитии, сочетании ролей в карьере, удовлетворенности карьерой, представлениях о карьере, планировании карьеры, карьерных стратегиях, отношении к карьере. Социально-психологические аспекты изучения профессиональной карьеры касаются социализации личности в профессии, гендерных особенностей построения карьеры, соотношения профессии и карьеры, факторов, способствующих построению карьеры: личностных, социально-экономических, социально-исторических и культурных. Отличительными чертами отечественных работ по психологии карьеры являются их большая теоретическая направленность, изучение карьеры по аналогии со становлением человека в его профессиональной деятельности, исследование карьеры в связи со спецификой профессиональной деятельности субъектов (руководители, спортсмены, предприниматели, представители разных типов профессий и т.д.).

Термин «карьера» обозначает широкий спектр явлений, связанных с общественной и профессиональной жизнью человека, и определяется в трех основных аспектах:

1) отождествляется с квалификацией, профессией, родом занятий, деятельностью;

2) обозначает достижения, успех, славу, положение в обществе, материальную  выгоду;

3) обозначает семантическое поле,  включающее в себя компоненты  движения, пути развития и перспективы.

Карьера отражает индивидуальность субъекта, реализующуюся на трудовом поприще, но включает в себя не только профессиональные достижения. Несводимость карьеры к профессии отмечается, в частности, В.Н.Маркиным, который указывает на осуществление в карьере личности субъекта, обладающей определенным потенциалом активности, и условий активности (карьерных возможностей среды), т. е. осуществление объективных и субъективных условий. Опираясь на многообразие подходов к определению и пониманию карьеры, мы сформулировали собственное определение: карьера – это индивидуальный путь человека в определенных видах профессиональной деятельности, потенциально связанный с прохождением последовательности должностей, с образом жизни, реализующий призвание человека, предполагающий обогащение опытом и развитие субъекта и ведущий к достижениям, достатку и социальному признанию.

Разработка и применение типологий карьер осуществляется в различных отраслях науки и практики: социологии, менеджменте, психологии. С.Т. Джанерьян, обобщила критерии, использовавшиеся для психологических типологий карьер:

1) род занятий, профессия;

2) последовательность (наличие или  чередование профессиональных проб  и стабильных периодов работы) профессий, рабочих мест, позиций;

3) особенности образа жизни и культура среднего класса;

4) различные способы идентификации личности с профессией;

5) соответствие полученного образования  актуальной предметной области  профессионального труда наряду  с полной или частичной занятостью  работника на производстве;

6) способы построения карьер  в целом и на отдельных этапах  профессионального пути;

7) «сложившиеся» и «несложившиеся»  карьеры;

8) индивидуальная специфичность  концепции карьеры;

9) личностные особенности субъектов карьер;

10) время осуществления карьеры;

11) научно-психологические содержательные схемы описания карьер;

12) обобщенные и многомерные критерии карьер;

Информация о работе Изучение отношения студентов к будущей карьере методом анкетного опроса