Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:59, курсовая работа
Целью данной работы является изучение технологий специалиста по социальной работе в организациях здравоохранения и образования.
Для достижения поставленной цели в работе решим следующие задачи:
- рассмотрим функции специалиста по социальной работе в организациях здравоохранения и образования;
- деятельность социального педагога в образовательных учреждениях;
- функции специалиста по социальной работе, участвующего в оказании медико-социальной помощи онкологическим больным;
- паллиативная помощь инкурабельным онкологическим больным.
Введение
Актуальность данной темы выражается в появлении межведомственной социальной работы.
Здоровье человека, как известно, зависит всецело от характера взаимодействия его биологического начала, сформировавшегося в процессе длительной эволюции под влиянием факторов окружающей среды, и многочисленных социальных влияний. Эти две составляющие здоровья человека – биологическое и социальное – находятся в диалектическом единстве и тесной взаимосвязи.
К задачам социальной работы относятся выявление ведущих факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на здоровье человека, его социальную адаптацию. Однако профилактическая деятельность, осуществляемая медицинским персоналом, зачастую недостаточно эффективна, поскольку не затрагивает целый комплекс социальных проблем или решает их частично.
Все это свидетельствует о возрастающей роли в системе здравоохранения нового вида профессиональной деятельности – социальной работы. Становление такого вида деятельности обусловлено ухудшением здоровья населения, потребовавшим решения проблем медицинского и социального характера на качественно новом уровне – на уровне социально-медицинской работы.
Что касается образования, то
нужно отметить, что образование выполняет
очень важную функцию - развитие личности,
включая ее социализацию, а так же духовно-нравственное
и художественное развитие, осуществляет
подготовку квалифицированной рабочей
силы для обеспечения материальных и духовных
потребностей общества.
Социальная работа в системе образования
еще только начинает свое становление
как особое направление социальной сферы
РФ, в связи с этим следует указать
на социально-педагогические аспекты
социальной работы в целом и обозначить
соответствующие рабочие поля, в которых
ей предстоит действовать:
- дошкольное воспитание (уход, воспитание
и обучение в яслях, детских садах, группах
дневного пребывания, школьных подготовительных
классах и т.д.);
- социальная работа в школе;
- работу с молодежью(воспитание,
сопровождение, организация досуга, консультации
при подготовке домашних заданий, помощь
подрастающему поколению в профессиональной
ориентации,работа с молодежными
клубами)
- воспитание в детских домах и приютах
(воспитание, сопровождение, создание
условий, близких к семейному воспитанию,
развитие самостоятельности и т.д.);
Объект данного исследования – специалист по социальной работе, предмет исследования – методы организации деятельности социального работника в организациях здравоохранения и образования.
Целью данной работы является изучение технологий специалиста по социальной работе в организациях здравоохранения и образования.
Для достижения поставленной цели в работе решим следующие задачи:
- рассмотрим функции специалиста по социальной работе в организациях здравоохранения и образования;
- деятельность социального педагога в образовательных учреждениях;
- функции специалиста по социальной работе, участвующего в оказании медико-социальной помощи онкологическим больным;
- паллиативная помощь инкурабельным онкологическим больным.
Задачи данной работы определи ее структуру. При написании курсовой работы в основном использовался метод сбора и анализа информации. Источниками информации послужили различные библиографические носители данных.
Глава 1.
Теоретические основы организации социальной работы в учреждениях здравоохранения и образования.
В условиях политических, экономических
и социальных трансформаций последнего
двадцатилетия на фоне ухудшения
показателей здоровья усугубились
медико-социальные проблемы. Все это
обусловливает объективную
Специалист социальной работы, участвующий в оказании медико-социальной помощи населению в учреждениях здравоохранения, фактически осуществляет медико-социальную работу — профессиональную мультидисциплинарную деятельность медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленную на восстановление, сохранение и укрепление здоровья. Она принципиально изменяет комплексную помощь в сфере охраны здоровья, так как предполагает системные медико-социальные воздействия на более ранних этапах развития болезней и социальной дезадаптации, потенциально ведущих к тяжелым осложнениям, инвалидизации и летальному исходу.
Целью социальной работы в здравоохранении, как и целью медико-социальной работы, является достижение как можно более высокого уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также социальным неблагополучием.
Трудная жизненная ситуация и патология здоровья отягощают друг друга и порождают так называемый порочный круг, который трудно преодолеть с помощью только медицинских мер.
Объектом социальной работы в здравоохранении являются различные контингенты лиц, имеющие выраженные медицинские и социальные проблемы, которые взаимно усиливают друг друга и решение которых затруднительно в рамках односторонних профессиональных мероприятий. Работа с такими контингентами тяжела и малоэффективна и для медицинских работников, и для специалистов социальных служб, поскольку они неизбежно сталкиваются с рядом проблем, выходящих за рамки их профессиональной компетенции и препятствующих успешной узкопрофессиональной деятельности.
К таким контингентам относятся длительно, часто и тяжело бо- леющие, социально дезадаптированные лица, инвалиды, одинокие престарелые, дети-сироты, матери, не достигшие 18-летнего возраста, многодетные и асоциальные семьи, пострадавшие от стихийных бедствий, больные СПИДом и др. Численность таких контингентов устойчиво возрастает на протяжении последних лет.
Социальная работа в здравоохранении имеет много общего с медико-социальной помощью и деятельностью органов здравоохранения в целом. Но при этом она не претендует на выполнение лечебно-диагностических функций, а предусматривает тесное взаимодействие с медицинским персоналом и четкое разграничение функций между медицинскими и социальными работниками. При определении функций специалиста социальной работы в конкретном учреждении здравоохранения и построении технологий его работы с клиентами целесообразно использовать классификацию, согласно которой функции, выполняемые в рамках медико-социальной работы, разделены на три группы: медико-ориентированные, социально-ориентированные и интегративные функции. [1, 109-110]
В рамках медико-ориентированных функций рассматриваются:
- организация медико-социальной помощи и ухода за больными;
- оказание медико-социальной помощи семье;
- медико-социальный патронаж различным группам;
- оказание медико-социальной помощи хронически больным;
- организация паллиативной помощи;
- предупреждение рецидивов основного заболевания, выхода на инвалидность, смертности (вторичная и третичная профилактика);
- санитарно-гигиеническое просвещение;
- информирование клиента
о его правах на медико-
В социально-ориентированные функции включаются:
- обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и оказания медико-социальной помощи;
- представление в органах
власти интересов лиц,
- представление в органах
власти интересов лиц,
- содействие в предупреждении общественно опасных действий;
- оформление опеки и попечительства;
- участие в проведении
социально-гигиенического
- участие в создании
реабилитационной социально-
- обеспечение доступа
к информации по вопросам
- информирование клиентов о льготах, пособиях и других видах социальной защиты;
- содействие клиентам
в решении социально-бытовых и
жилищных проблем, получении
- семейное консультирование и семейная психокоррекция;
- психотерапия, психическая саморегуляция;
- коммуникативный тренинг, тренинг социальных навыков и др.
Интегративные функции составляют:
- комплексная оценка
- содействие выполнению
профилактических мероприятий
- формирование установок клиента, группы, населения на здоровый образ жизни;
- планирование семьи;
-участие в проведении медико-социальной экспертизы;
- участие в проведении медико-социальной экспертизы;
- участие в осуществлении
медицинской, социальной и
- проведение социальной
работы в психиатрии, наркологии,
онкологии, гериатрии,
- содействие предупреждению
распространению ВИЧ-инфекции
- социально-правовое
- организация терапевтических
сообществ само- и взаимопомощи
реабилитационного, психолого-
- участие в разработке
комплексных программ медико-
- обеспечение преемственности
при взаимодействии
Система социальной работы
в государственном
Существует два типа социальной работы в учреждении здравоохранения – патогенетический и профилактический.
Патогенетическая работа включает в себя мероприятия по организации медико-социальной помощи, проведение медико-социальной экспертизы, социальную работу в отдельных областях медицины и здравоохранения.
Профилактическая работа подразумевает проведение мероприятий по предупреждению социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья, формированию здорового образа жизни, обеспечению социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др.
Приоритетным направлением социальной работы в учреждении здравоохранения является реабилитация больных, т.е. комплекс медицинских, социально-экономических, педагогических мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, полное или частичное восстановление нарушенных функций организма, повышение адаптационных ресурсов человека, его социальной активности. Степень восстановления социальной активности человека и его адаптационных ресурсов является своеобразным итогом социальной работы. Отсутствие в штате многих лечебных учреждений социальных работников в настоящее время объясняет тот факт, что реабилитацию больных осуществляют медицинские работники. [2]
Важным направлением социальной помощи следует считать создание благоприятных условий и реальных возможностей для поддержания здоровья и благополучия тех, кто временно оказался в затруднительном положении экономического или социального характера (предоставление рабочих мест, организация производства на дому и т.д.).
В России пока нет развитой системы социальной работы в учреждениях здравоохранения, которая могла бы эффективно помогать преодолевать трудности различным категориям больных и их родственников. Не в лучшем положении и сами работники медицины.
Перед социальным работником сферы
здравоохранения стоят
1) обеспечить оптимальную связь больного с его социальным окружением;
2) оптимизировать самопомощь и поддержку близких больному в кризисной ситуации;
3) обеспечить связь работников
медицинского учреждения с
4) оказать поддержку родным и
близким в ситуациях
Основным правовым актом, обеспечивающим развитие социальной работы в сфере здравоохранения, являются Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. В статье 20 этого документа зафиксирована следующая правовая норма: «Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения».
Информация о работе Изучение технологий специалиста по социальной работе