Изучение технологий специалиста по социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение технологий специалиста по социальной работе в организациях здравоохранения и образования.
Для достижения поставленной цели в работе решим следующие задачи:
- рассмотрим функции специалиста по социальной работе в организациях здравоохранения и образования;
- деятельность социального педагога в образовательных учреждениях;
- функции специалиста по социальной работе, участвующего в оказании медико-социальной помощи онкологическим больным;
- паллиативная помощь инкурабельным онкологическим больным.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа на тему.docx

— 62.38 Кб (Скачать файл)

В России наиболее активно  социальная работа в сфере здравоохранения  развивается в области психиатрии, наркологии, онкологии, планирования семьи.

Таким образом, медико – социальная помощь населению включает не только такие направления деятельности, как первичная медико-санитарная помощь и реабилитация больных хроническими заболеваниями со стойкой утратой трудоспособности, оказание медицинских услуг по уходу за престарелыми, инвалидами, но и решение социально-бытовых, юридических, воспитательных, психологических и ряда других проблем, выполнение которых невозможно без наличия в штате учреждения здравоохранения социальных работников. [2]

 

 

    1.  Роль и место социального работника в системе образования.

Роль и место социального  работника в сфере образования  целесообразнее определять в зависимости  от специфики образовательных учреждений. 
Деятельность специалиста по социальной работе в учреждениях системы дошкольного образования зависит, с одной стороны, от возрастных особенностей детей-дошкольников, а с другой - от научных представлений о необходимых условиях, способствующих благополучному включению ребенка 3-7 лет в систему образования. Поэтому предметом заботы социального работника являются потребности дошкольников и возможности их родителей, особенно в тех случаях, когда поведение ребенка и его учебно-игровая деятельность создают проблему для сверстников и воспитателей или он терпит материальные и социальные лишения. В таких ситуациях социальный работник становится участником кампании по разработке мер профилактики и устранения симптомов неблагополучия в судьбе ребенка, берет на себя роль посредника и коммуникатора между образовательным учреждением и семей, ребенком и родителями, ребенком и воспитателями. Это особенно важно, если ребенок часто более или не посещает дошкольные учреждения без объяснения причин, неухожен, если известно, что он подвергается в семье жестокому обращению. Когда проблема выходит за рамки компетенции образовательного учреждения, социальный работник вправе (и должен) обратиться в соответствующие полномочные социальные инстанции.

В период включения в систему  дошкольного образования чаще всего  впервые выявляются его отклонения в развитии - физическом, эмоциональном, познавательном. В таких случаях  социальный работник должен организовать помощь своему подопечному, привлекая  соответствующих специалистов - медицинских  работников, психолога, социального  педагога, милиционера и т.д., и  таким образом своевременно устранить  симптомы неблагополучия. Это, пожалуй, едва ли не единственный действительно  эффективный способ сокращения количества детей «группы риска», имеющих  в 3-7-летнем возрасте ряд предпосылок  для получения в недалеком  будущем диагноза «социальная дезадаптация».

Не должна остаться без внимания социального работника и та категория  детей, которую педиатры называют «неорганизованной», то есть детей, не посещающих детские  дошкольные учреждения. В соответствии со ст. 18 раздела 2 упоминавшегося Закона РФ «Об образовании» «родители являются первыми педагогами. Они обязаны  заложить основы физического, нравственного  и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте», а  «государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность образовательных  услуг дошкольного образования». Социальный работник должен быть осведомлен о степени воспитательного потенциала семьи и своевременно организовать работу с родителями. [7]

Несмотря на то, что деятельность специалиста по социальной работе в  учреждениях дошкольного образования  преимущественно носит организационно-профилактический характер (выявление детей с симптомами социального неблагополучия, выяснение  причин неблагополучия, организация  системы адресной социальной помощи детям), ее значение трудно переоценить: эффективно организованная система  социальной помощи детям в учреждениях  дошкольного образования является условием сокращения числа случаев  неблагополучного развития учащихся массовой общеобразовательной школы.

Социальная работа в школах обеспечивает учащимся благополучное социальное развитие при получении ими начального общего (1-4 кл.), основного общего (1-9 кл.) и среднего (полного) общего образования (10-11 кл.). Причем следует иметь в  виду, что «требование обязательности основного общего образования применительно  к конкретному обучающемуся сохраняет  силу до достижения им возраста 15 лет, если соответствующее образование  не было получено обучающимся ранее» (ст. 19 раздела 2 Закона «Об образовании»).  

Как и во время работы в дошкольных учреждениях, социальный работник, осуществляющий деятельность на последующем образовательном  уровне, руководствуется действующим  законодательством, стремится удовлетворить  потребности учащихся и при этом учитывает возможности их семей. В данных условиях он превращается в политика и стратега по организации  социальной помогает нуждающимся детям  и оздоровлению семейной среды. В  поле его зрения находятся динамика посещаемости школы учащимися, успеваемости, материального и социального  положения учащихся «группы риска», в первую очередь из малообеспеченных семей, также их отношения со сверстниками, учителями и родителями. Учителя  не обязаны стремиться устранять  причины бедности, девиантного или  делинквентного поведения своих  учеников, так же как и другие симптомы их социального неблагополучия. Социальный работник, посещая семьи учащихся, зная положение ребенка в школе и классе, его нужды и беды, поощряет родителей максимально использовать образовательные возможности школы, например, возможность, наладить межличностные отношения в семье с помощью школьного психолога, принять участие в общественной акции, организуемой социальным работником, использовать возможности дополнительного образования, если ребенок проявляет особые способности к какому-либо виду деятельности; получить материальную помощь и т.п. Особую сложность для социального работника могут представлять случаи, когда учащийся относится к категории социально дезадаптированных детей, а его семья имеет низкий воспитательный потенциал, то есть в ней процветают грубость, аморальное поведение, психические болезни, антисанитария и т.д. В таких ситуациях ни ребенок, ни социальный работник не могут рассчитывать на поддержку семьи и без привлечения специалистов (социального педагога, классного руководителя, психолога, инспектора по делам несовершеннолетних, нарколога и др.) не обойтись.

В должностные обязанности социального  работника, осуществляющего свои функции  в условиях массовой общеобразовательной  школы, входят также забота о детях, окончательно или временно исключенных  из школы; оказание помощи и поддержки  родителям при переводе ребенка  в другое учебное заведение, система  образования в котором в большей  степени соответствует его особенностям, в частности в тех случаях, когда одаренный ребенок воспитывается  в семье, являющейся малообеспеченной по причине многодетности, болезни  родителей, отсутствия одного из родителей  и т.п.; защита прав детей, являющихся представителями национальных меньшинств, беженцами или переселенцами; выявление  детей, которые незаконно заняты на работе в учебное время, и решение  вопроса об их обучении; поддержка  детей, получающих образование вне  школы; пресечение случаев жестокого обращения с детьми; содействие детям (в реализации их прав в сфере образования) и родителям (в использовании социальных привилегий, предоставляемых школьникам); организация во внеурочное время социальной учебы учащихся, то есть обучение эффективным методам решения бытовых проблем, а также различных массовых мероприятий - благотворительных ярмарок, аукционов, акций милосердия и др.

Процесс профессионального функционирования специалиста по социальной работе состоит  из нескольких этапов: изучение условий  жизни учащихся - оформление социальных паспортов - формирование системы адресной социальной помощи нуждающимся в  ней школьникам и координация  усилий специалистов социальной сферы, причастных к решению проблем  детей «группы риска».

Стоит отметить, что подобная деятельность в России осуществляется в основном лишь в школах инновационного типа, где ребенок является ключевой фигурой  учебно-воспитательного процесса и  родители принимают активное участие  в делах учебного заведения.

Свою специфику имеет социальная работа в системе начального и  среднего профессионального образования. Социальный работник должен учитывать  возрастные особенности своих клиентов (как правило, это подростки и  молодежь в возрасте 15-19 лет); понимать и принимать их интересы и ценности; поддерживать стремление к самостоятельности, поиску и нахождению себя в сфере  труда и, что самое главное, должен организовать помощь таким образом, чтобы учащиеся имели возможность  найти социально приемлемые способы  зарабатывания денег на карманные  расходы и оплату досуга, чтобы  они знали свои права и обязанности  и умели пользоваться теми социальными  привилегиями, которые соответствуют  их положению. При этом работа с семьей учащегося спецшколы, ПТУ, техникума  по-прежнему рассматривается как  опосредованная помощь подростку. Составление социального паспорта на каждого учащегося учебного заведения, изучение житейских проблем подростков, ориентация в ситуации на рынке труда, налаженная система профессионального взаимодействия со специалистами ряда социальных сфер - вот необходимые условия оказания адресной социальной помощи молодым людям, получающим начальное или среднее профессиональное образование.

Социальная работа в вузах - еще  одно из возможных направлений профессионального  функционирования социальных работников в области образования. 
Как правило, студенты вузов из малообеспеченных семей пытаются «подрабатывать» в свободное от учебы время, а из обеспеченных - получать дополнительное образование. И тем и другим нужна поддержка. Организованный в вузе социально-психологический центр, поддерживающий связи с другими учебными заведениями, предприятиями и социальными организациями, может оказать существенную помощь молодым людям, желающим избавиться от нужды и самостоятельно зарабатывать. Социально-психологический центр может принимать заказы от предприятий и учреждений на проведение каких-либо исследований, выполнение определенных видов работ, предлагать студентам ряд вакантных должностей и рабочих мест в данном вузе и т.д. 
В целях помощи студентам, проживающим в общежитиях, испытывающим лишения, унижения и многие другие неудобства, не умеющим воспользоваться своими правами и льготами, социальный работник формирует группу поддержки из студентов-старшекурсников. Кроме того, он оказывает помощь студенческим семьям.

В вузах обучаются также молодые  люди с ограниченными физическими  возможностями, которым сложно занять свое место в сфере труда, дети-сироты, дети из многодетных семей, студенты, имеющие детей, и многие другие категории  социально незащищенной молодежи. Помощь в виде разовых денежных выплат или вещевой гуманитарной поддержки не является выходом из положения. Существенную помощь может оказать социальный работник, информирующий студента о том, куда, к кому, каким образом можно обратиться, чтобы изменить свое незавидное положение, предложив свои услуги.

О возможностях своих клиентов социальный работник должен осведомиться при заполнении социального паспорта на каждого  из них. Особого внимания заслуживают  студенты, демонстрирующие выдающиеся успехи в учебе, но не имеющие средств  к продолжению образования, вынужденные, чтобы заработать себе на жизнь, переводиться на заочное или вечернее отделения, сужающие свои возможности, так как  не в состоянии оплатить, например, курс иностранного языка, компьютерной грамотности и др. Они нуждаются  в поддержке социального работника  и в той помощи, которую он может  оказать в соответствии с действующим  законодательством.

  

 

  Глава 2.  Основные направления социальной работы в учреждениях здравоохранения и образования.

 

2.1 Медико-социальная  помощь в системе здравоохранения  ( на примере онкологии).

За последние годы специалистами  достигнуты определенные успехи в лечении  злокачественных новообразований, поэтому в целом прогноз заболеваний  улучшается. Вместе с тем увеличивающаяся  продолжительность жизни значительного  числа пациентов не может оставаться единственным критерием уровня онкологической помощи. В организации медико-социальной помощи важнейшим является показатель излеченности от злокачественных новообразований, который означает не только клиническое выздоровление больных, но и возвращение их к прежнему социальному статусу.

  Онкологического больного следует рассматривать как человека, находящегося в стрессовой ситуации. Длительное тяжелое заболевание, госпитализация, отрыв от привычного окружения, потеря социального статуса, оперативное вмешательство, ведущее к инвалидности, угроза смерти и другие факторы разрушают привычные стереотипы поведения, изменяют систему ценностей, перестраивают личность больного и ставят его перед проблемой адаптации к новым условиям жизни.

         Своеобразие клинического течения злокачественных опухолей, особенности их лечения, анатомо-функциональные нарушения, неизбежно возникающие после лечения и требующие коррекции, вместе с тяжелым психологическим стрессом определяют проблему реабилитации онкологических больных как важнейшую.

Базируясь на общих принципах, социальная работа в онкологии имеет и свои особенности. Известно, что диагностика онкологических заболеваний на ранних стадиях дает больным большой шанс на полное выздоровление. В этой связи социальная работа с группами риска онкологических заболеваний приобретает особое значение. Специфическими являются формы профилактической работы, направленные на лиц, страдающих предопухолевыми заболеваниями, из «раковых» семей, работающих на вредных производствах, проживающих на загрязненных радионуклидами территориях. Специалист социальной работы участвует в разработке и реализации целевых профилактических программ, проведении социально-гигиенического мониторинга, определении факторов риска, информировании населения о состоянии среды обитания и др.

Важнейшее место в социальной работе с онкологическими больными занимает взаимодействие с членами семьи пациента и его ближайшим окружением. Первоочередными мерами в этой группе можно назвать решение психологических проблем. Психологическая дезадаптация пациентов и членов их семей неблагоприятно влияет как на лечение, так и на качество их жизни. Психологические проблемы таких семей усугубляются материальными трудностями, связанными с расходами на лечение и уходом за больными, снижением трудовой занятости родственников больных. Часто семья пациента не в состоянии сама справиться с обрушившимися на нее проблемами и становится объектом социальной работы.

Социальная работа с онкологическими  больными двух групп —длительно и тяжело болеющими, а также больными с выраженными социальными проблемами достаточно однородна, так как все длительно и тяжело болеющие онкологические больные имеют выраженные социальные проблемы. Поэтому рассматривать их целесообразно совместно. Так, по нашим данным, выраженные материальные проблемы у таких больных составляют свыше 80%, около 40% нуждаются в улучшении жилищных условий, не заняты трудовой деятельностью почти 90% родителей детей, страдающих онкологическими заболеваниями, а около 60% пациентов и их родителей не располагают информацией о доступной социальной помощи.

Информация о работе Изучение технологий специалиста по социальной работе