Изучение технологий специалиста по социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение технологий специалиста по социальной работе в организациях здравоохранения и образования.
Для достижения поставленной цели в работе решим следующие задачи:
- рассмотрим функции специалиста по социальной работе в организациях здравоохранения и образования;
- деятельность социального педагога в образовательных учреждениях;
- функции специалиста по социальной работе, участвующего в оказании медико-социальной помощи онкологическим больным;
- паллиативная помощь инкурабельным онкологическим больным.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа на тему.docx

— 62.38 Кб (Скачать файл)

Выявив психологические, педагогические, медицинские или  правовые проблемы ребенка и семьи, социальный педагог выступает посредником  между своими подопечными и необходимыми им специалистами -психологами, социальными  работниками, врачами, юристами, представителями органов власти, общественностью. Он взаимодействует со специалистами различных служб, учреждений в оказании необходимой социальной помощи детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, трудоустройстве, лечении или психологической коррекции.

Важным моментом в деятельности социального педагога является охрана интересов и прав ребенка (на освоение им образовательных программ, формирование общей культуры, саморазвитие и самозащиту), знакомство и освоение различных  социальных ролей. Такая работа проводится с детьми и подростками, имеющими педагогические и психологические  проблемы, подвергшимися личностному  давлению со стороны взрослых членов семьи, работников школы и сверстников.

Для защиты прав и интересов  личности социальному педагогу нередко  приходится прибегать к использованию  имеющегося арсенала правовых норм, применению мер государственного принуждения  и реализации юридической ответственности  в отношении лиц, допускающих  прямые или опосредованные противоправные воздействия по отношению к подопечным социального педагога. Кроме того, часто возникает необходимость  разработки и реализации комплекса  мер, способствующих выравниванию социальных возможностей, социально-психологической  реабилитации личности, компенсации  ограниченных социальных возможностей детей, возникших вследствие болезни, определенных личностно-семейных обстоятельств, конкретных жизненных ситуаций

Но социальный педагог  работает не только с теми детьми, которые  уже имеют педагогические и психологические  проблемы и отклонения в поведении, но и осуществляет профилактическую деятельность. Он разъясняет и доказывает ребенку правильность и необходимость определенного поведения, доводит до его сознания нормы и правила поведения, прогнозирует его поступки и предотвращает такие, которые имеют негативный характер, помогает к адаптации к новым социальным условиям.

Социальный педагог проводит также просветительскую работу с родителями по вопросам воспитания и взаимоотношений в семье, формированию у детей адекватного поведения в отношениях со сверстниками. Отмечает значение личного примера и авторитета взрослых. Обращает внимание на причины и последствия девиантного поведения у детей и возможности их раннего выявления.

Главным направлением в деятельности социального педагога является содействие саморазвитию личности. Свои усилия он направляет на создание условий для  активизации, развития и реализации творческого потенциала, способностей, задатков. Он формирует убеждение, что  человека нельзя научить, если он сам  себя не научит, никакие советы не помогут, если не захотеть им следовать. Поэтому  задача социального педагога – поддержать, вселить уверенность ребенку  в свои силы, в свои возможности.

Социальный педагог включает детей и взрослых в процесс  социального творчества, в разностороннюю совместную социально-значимую деятельность социальных инициатив. Он стремится  организовать деятельность, которая  отвечает интересам и природным  свойствам ребенка, его потребностям общаться, исследовать, творить, созидать. Он сознает свою педагогическую позицию  – это ведущий участок общего дела. Вместе с детьми и взрослыми )а не за них) – такова основная заповедь социального педагога.

Важное место в деятельности социального педагога занимают стимулирование и собственно развитие социально ценной деятельности обучающихся и взрослых, поддержка социальных инициатив, мероприятий, акций, социальных проектов и программ.

Педагогическая поддержка  социальных инициатив взрослых и  детей, создание условий для их самостоятельного выбора, его стимулирования, развития способности и готовности действовать на основе постоянного творческого поиска и умения выходить из ситуации выбора без стресса в современных условиях является насущной задачей в воспитательной работе образовательных учреждений, испытывающих дефицит новых форм и методик.

Под социальной инициативой понимается деятельность, направленная на преобразование социокультурной среды в интересах гармонизации социального поля ребенка, учитывающая историко-культурный опыт и современное состояние теории и практики социально-педагогической работы, порождающая новое содержание, методы, формы и технологии работы с детьми, семьями, общественными организациями. Основной целью деятельности социального педагога в плане поддержки социальных инициатив детей и взрослых является гражданское становление детей, их духовно-нравственное воспитание через создание в образовательном учреждении модели педагогической поддержки детско-молодежных общественных объединений.

Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить  проблему, своевременно выявить и  устранить причины, порождающие  ее, обеспечить профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального плана), отклонений в поведении детей и их общении  и таким образом оздоровить окружающую их микросреду.

Социальный педагог должен осуществлять свою деятельность на основе системного подхода, что позволяет  подключить к социальному развитию детей различные государственные  и общественные структуры, семью, школьные коллективы и. прежде всего, самого учащегося.

Социальный педагог вносит педагогический компонент, педагогическую целесообразность в общую межведомственную систему социальных служб, общую  социальную работу, проводимую различными учреждениями, организациями, благотворительными фондами, добровольными помощниками.

В своей практической деятельности социальный педагог выполняет различные  социальные роли. Это, прежде всего, посредник, связующее звено между личностью  и государственно-общественными  организациями, его задача – заботиться о ребенке и его семье. Одновременно он - защитник интересов конкретного  человека, законных прав каждой семьи, взрослых и детей. [9]

Таким образом, социальный педагог  в рамках образовательного учреждения может осуществлять свою деятельность в следующих направлениях, наполняя их конкретным содержанием:

1) социально-педагогическое  исследование с целью выявления  социальных и личностных проблем  детей всех возрастов; 

2) социально-педагогическая  защита прав ребенка; 

3) обеспечение социально-педагогической  поддержки семье в формировании  личности учащегося; 

4) социально-педагогическое  консультирование;

5) социально-педагогическая  профилактика, коррекция и реабилитация;

6) содействие созданию  педагогически ориентированной  среды для оптимального развития  личности ребенка; 

7) поддержка социально  ценной деятельности детей и  подростков (возможна в виде волонтерства, проектной деятельности);

8) организационно-методическая  деятельность.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проведённое курсовое исследование позволяет дать ответы на поставленные в начале работы вопросы.

Нужно сказать, что социальная работа в системе образования и в школе находит все большее применение. В свете социальных проблем, присущих школе и другим учреждениям системы образования участие социальных работников и социальных педагогов становится   все более необходимым. 
Социальная работа в сфере образования сводится в основном к решению задачи наиболее полного удовлетворения потребностей населения в разнообразных образовательных услугах. Деятельность специалиста по социальной работе заключается в последовательном проведении человека, испытывающего нужду, через все этапы процесса оказания ему социальной помощи. Этот совместно проделанный путь от нужды к самообеспечению становится для клиента конструктивной частью жизненного опыта. В обязанности воспитателя дошкольного образовательного учреждения, школьного учителя, преподавателя вуза такая деятельность не входит, даже если они и осведомлены о нуждах своих учеников, заниматься разрешением их житейских проблем названные работники сферы образования не обязаны. Следовательно, без интеграции целей и задач образования и социальной работы; а также без координации усилий специалистов обоих социальных институтов вряд ли возможно достижение социального благополучия в России. Другими словами, одним из путей достижения социального благополучия в России является интеграция целей и задач социальной работы и современного образования.

Приведенные данные в работе свидетельствуют о важности социальной работы в системе здравоохранения в целях реального объединения усилий медицинской и социальной служб, направленных на укрепление общественного здоровья и сохранение цивилизации. Эта проблема может быть решена путем создания системы организационных, медицинских, социально-правовых и иных мероприятий.

Для создания наиболее эффективных  технологий социальной работы в здравоохранении  специалисты используют базовую  модель медико-социальной работы, которая  позволяет обеспечить единые методические подходы в данном виде деятельности и учесть специфику той или  иной конкретной области медицины и  здравоохранения.

Социальная работа в медицине многообразна, что определяется многочисленностью  социальных групп населения и  различных патологических состояний, выраженностью нарушений функций организма, степенью утраты трудоспособности и работоспособности, а также ролью тех или иных социальных факторов в развитии заболеваний.

Социальная работа в медицине предназначена для создания и  укрепления общественного и индивидуального здоровья, что объединяет ее с медицинской деятельностью. Однако методы, используемые ими, различны.

 

 

 

 


Информация о работе Изучение технологий специалиста по социальной работе