Изучение технологий специалиста по социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение технологий специалиста по социальной работе в организациях здравоохранения и образования.
Для достижения поставленной цели в работе решим следующие задачи:
- рассмотрим функции специалиста по социальной работе в организациях здравоохранения и образования;
- деятельность социального педагога в образовательных учреждениях;
- функции специалиста по социальной работе, участвующего в оказании медико-социальной помощи онкологическим больным;
- паллиативная помощь инкурабельным онкологическим больным.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа на тему.docx

— 62.38 Кб (Скачать файл)

Основными мероприятиями  в социальной работе с данными группами больных являются организация специализированной медицинской помощи и ухода за больными с разными стадиями заболевания, оказание им различных видов социальной поддержки и психологической помощи. Слабая социальная и психологическая защищенность больных с онкологической патологией неблагоприятно влияет на прогноз заболевания и ухудшает качество жизни излеченных больных. У таких пациентов резко выражены психологические проблемы — чувство страха, обреченности, изолированности от общества. С учетом перечисленных проблем особое значение в социальной работе приобретают взаимодействие и координация усилий специалистов смежных профессий — врачей, психологов, социальных работников.

В социальной работе с группой инвалидов необходимо учитывать, что инвалидизация при онкологической патологии определяется не по основному заболеванию, а по его осложнениям и сопутствующим заболеваниям, что обусловлено отсутствием критериев определения инвалидности у таких больных. При наличии медико-социальных проблем, характерных для групп инвалидов с другими видами патологии, существует потребность в постоянном лечении, медицинском наблюдении, проведении паллиативной помощи. Психологические проблемы связаны с деградацией личности, патологической адаптацией к болезни. Здесь специфическими являются вопросы биомедицинской этики, связанные с отношением родственников и специалистов к умирающим больным. Часто возникает вопрос об эвтаназии — удовлетворении просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами. Следует отметить, что в соответствии со ст. 45 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан эвтаназия запрещена.

Изучая вопросы социальной работы в онкологии, Е.И. Моисеенко  предлагает систему мероприятий  постоянного психологического сопровождения  на всех этапах работы с больными и  членами их семей — от начала лечения до выздоровления. Автор предлагает создание различных групп психологической поддержки с обучением саморегуляции и самоподдержке, организацию психологических тренингов для переживших утрату, организацию встреч семей имеющих больных со злокачественными новообразованиями, лиц, излеченных от них, и волонтерами. [5, 28-29]

В НИИ детской онкологии  и гематологии Онкологического  научного центра им. Н.Н. Блохина организована работа кабинета социальной и психологической реабилитации. Цель его работы — организация системы медико-социальной помощи семьям, имеющим больных с онкологической патологией, на всех этапах лечения и диспансерного наблюдения. В задачи кабинета входят: учет больных со злокачественными новообразованиями и их семей; патронаж семей, имеющих больного с онкологической патологией в заключительной стадии заболевания; анализ и поиск путей решения социальных и психологических проблем семей больных; информирование больных злокачественными новообразованиями и (или) родителей больного ребенка о социальных льготах; контроль за соблюдением гарантированных прав больных злокачественными новообразованиями и их семей; обучение волонтеров и координация их работы; организация групп психологической поддержки для данного контингента больных и семей, переживших утрату.

 В последние годы в рамках международных программ лечения онкологических больных при поддержке и непосредственном участии благотворительного общества CER (Германия) в России открыто более 10 гематоонкологических центров для детей.

 Социальная и психологическая  реабилитация пациентов в таких  центрах осуществляется медицинским  персоналом отделений, врачом-психологом, родителями, входящими в ассоциацию  семей, имеющих онкологических больных, специалистами-онкологами из врачебной ассоциации.[6,36-38] Независимо от возраста ребенка, нозологической формы опухоли, социального положения семьи, материального обеспечения первый этап работы начинается с беседы с родителями и родственниками о характере заболевания, необходимости длительного, изнурительного лечения, требующего изменения привычного образа жизни.

Следующим этапом является создание психологического комфорта для  больного и его родственников, решение  организационных вопросов в обеспечении  круглосуточного пребывания матери и ребенка в отделении, информация о заболевании. Обсуждаются возможность и целесообразность информирования родственников, друзей и знакомых о возникшем у ребенка заболевании. Врач сообщает о противоопухолевых препаратах, которые будет получать больной, об осложнениях, которые могут при этом последовать, о сроках их возникновения и о правилах поведения в такой ситуации.

Через 2–3 недели после начала лечения родители и дети осознают всю тяжесть состояния и первоначальное эмоциональное возбуждение сменяется  депрессией, которая может продолжаться длительное время. В этот период важными  являются оценка личности ребенка, поддержка  его интересов, возможность физического  и психического восстановления, выяснения  интересов, эмоциональная поддержка  окружающих. Наступает время первого  терапевтического интервала. Одни надолго  исчезают с поля зрения специалистов центра, получая лечение у «целителей», другие возвращаются раньше установленного срока.

        Когда  наступает период излечения, у  ребенка возникают новые препятствия  в достижении своих жизненных  целей в связи с ограничением  способностей заниматься привычной  деятельностью.  Старшеклассники  обсуждают вопросы своего трудоустройства  с персоналом отделения, новыми  друзьями; оценивают свои возможности.

Больные IV клинической группы выписываются на амбулаторное наблюдение и лечение к участковому педиатру. Эта группа детей и их родителей  нуждается в специальной поддержке, так как многие родители остались без работы и единственным источником их материального обеспечения оказалось  их пенсионное пособие на ребенка.

        Особое  место в социальной работе  в области онкологии занимает  организация паллиативной (симптоматической) помощи инкурабельным онкологическим больным. Паллиативная помощь представляет собой активную помощь клиентам с длительно текущими заболеваниями, когда заболевание не поддается лечению и когда снятие болей и других симптомов является важнейшей социальной, психологической и духовной проблемой. В комплекс мероприятий паллиативной помощи входят управление симптомами, в первую очередь болью, одышкой, расстройством сна, тошнотой и рвотой, кишечной непроходимостью, мочеполовыми нарушениями, беспокойством, тревогой, депрессией и др. Вопросы психо-социального характера предусматривают умение общаться с пациентом и его семьей после известия о смертельно опасном заболевании, уважать мнение пациента и семьи даже в случае, когда оно расходится с профессиональным решением. [12]

В программе паллиативной помощи специалисты обеспечивают физический уход, поддерживают эмоциональную и  духовную сферу пациента и семьи, а также роль священника в уходе  за больным.

      Онкологические больные часто выбирают альтернативную терапию. Уважая такой выбор, специалисты обязаны дать классическую характеристику нетрадиционным методам лечения, уметь отличить шарлатанство от немедицинских методов лечения.

       Разрешение перечисленных проблем оказания полноценной паллиативной помощи обусловливает организацию работы хосписов.

Хоспис нельзя рассматривать как учреждение, где люди умирают. Это система гуманистических мировоззрений, помогающая умирающему человеку прожить оставшуюся жизнь без чувства страха, по возможности полноценно. По определению Всемирной организации здравоохранения, «паллиативный уход утверждает жизнь и рассматривает умирание как нормальный, естественный процесс; паллиативный уход не ускоряет и не отдаляет смерть, он обеспечивает систему поддержки семьи во время болезни их близких и в период скорби».

В хосписе оказывается  медицинская, социальная и психологическая помощь. В рамках медицинской помощи медицинский персонал проводит симптоматическое лечение и обезболивание. Социальные работники в объеме социальной помощи организуют материальную поддержку, содействуют в обеспечении гарантированных прав клиентов и их семей и др. Психологи и социальные работники оказывают помощь в снятии чувства страха, депрессий у больных и членов их семей, проводят психологические тренинги для родственников.

Обосновывая роль социального работника в онкологии, Е.И. Моисеенко рекомендует включать в функции специалиста социальной работы:

• проведение в лечебно-профилактическом учреждении диагностики социальных и психологических проблем больных онкологическими заболеваниями, лиц, излеченных от них, а также членов их семей;

• разработку и реализацию совместно с врачом, психологом и педагогом индивидуальных планов социальной реабилитации клиента; участие в проведении мероприятий по их социальной защите и поддержке, трудовому и бытовому устройству, продолжении обучения;

• информирование клиентов или их законных представителей о состоянии здоровья, диагнозе и прогнозе;

• предоставление информации клиентам и членам их семей о правах и льготах в связи с онкологическим заболеванием;

• оказание психологической  помощи клиентам, а также членам их семей;

• организацию и участие  в проведении медико-социальной экспертизы клиентов с онкологическими заболеваниями;

• организацию работы терапевтических  сообществ больных онкологическими заболеваниями и лиц, излеченных от них, а также членов их семей;

• взаимодействие со средствами массовой информации и населением по разъяснению современных возможностей онкологии, формированию в обществе адекватного отношения к лицам, больным онкологическими заболеваниями и излеченным от них, раннее выявление онкологических заболеваний и их профилактику;

• содействие интеграции деятельности государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию помощи онкологическим больным;

• проведение социологических  исследований по проблемам онкологической помощи клиентам и др.[3]

 

 

2.2 Функции и  основные направления деятельности  социального педагога образовательного  учреждения.

Профессия социального педагога потребовала более детальной  и четкой проработки функций и  основных направлений деятельности специалиста социальной сферы.

Функции, которые социальный педагог выполняет в своей  профессиональной деятельности, представляют собой относительно самостоятельные, различные по характеру, но в то же время тесно взаимосвязанные  виды деятельности, которые в совокупности обеспечивают достижение целей и  качественных результатов профессиональной деятельности.

Такие функции, как правило, формулируются в должностных  инструкциях социальных педагогов  в конкретных социальных службах. Их выделяют исследователи в своих  научных работах, авторы учебников  и учебных пособий по социальной педагогике. При этом, функции социального  педагога, выделяемые разными авторами могут значительно различаться  и по количеству, и по названию, и  по содержанию.

В учебном пособии «Социальная  педагогика» под редакцией М.А. Галагузовой  рассматривается 7 функций:

- диагностическая, 

- прогностическая, 

- посредническая,

- коррекционно-реабилитационная,

- охранно-защитная,

- предупредительно-профилактическая,

- эвристическая. 

Анализируя научные работы, статьи, посвященные изучению особенностей профессии – социальный педагог, можно встретить и другие точки  зрения на данный вопрос. В этой связи  интерес представляет позиция Натальи  Боталовой , рассмотренная в статье «Функции социального педагога», где  раскрывается специфика и отличие  деятельности социального педагога от работы школьного учителя через  то, какие функции он выполняет. Автор  называет 11 функций:

- диагностическая, 

- прогностическая, 

- правозащитная, 

- предупредительно-профилактическая,

- посредническая,

- организационная, 

- коммуникативная, 

- социально-педагогическая,

- социально-психологическая, 

- социально-медицинская, 

- социально-бытовая 

Таким образом, профессиональной деятельности социального педагога, может быть различной, но функции  его должны быть выстроены, прежде всего, с учетом трех основных сфер жизнедеятельности  ребенка: его семья, его школа  и его микросоциальное окружение.

Основные направления  деятельности социального педагога определяются его функциями. [8]

 Как правило, деятельность  социального педагога начинается  с диагностики, которая включает в себя сбор, анализ и систематизацию информации о детях и подростках с педагогическими, психологическими, социальными проблемами, определение возрастных характеристик в соответствии с психическим и физическим развитием, поведенческих отклонений. Он изучает социальную ситуации в масштабах конкретной территории, бытовые условий жизни детей, из семей, особенности микросоциума, выявляет его позитивные и негативные влияния, знакомится с деятельностью тех учреждений и организаций, которые призваны решать соответствующий круг проблем. Получаемая из разных источников информация позволяет социальному педагогу составить представление об образе жизни своих подопечных, дать социально-психологическую характеристику семей. Важно определить те категории детей, семей, которые требуют особого социально-педагогического внимания. Для этого необходимо проведение различных исследований в области ближайшего окружения. В практике часто встречаются ситуации, когда требуется провести комплексные психолого-педагогические и медицинские обследования детей и взрослых, изучить личностные особенности и проблемы отдельных воспитанников. При этом возникает необходимость дать прогноз возможности изменения той или иной ситуации имеющимися у педагога средствами. С учетом сделанного прогноза формируются задачи, определяются пути и способы их достижения. Анализируя ситуацию своего подопечного, социальный педагог вместе с ним ищет подходы к решению проблемы. Он диагностирует ситуацию, определяет пути решения проблем и организует их осуществление.

Информация о работе Изучение технологий специалиста по социальной работе