Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:44, курсовая работа
СМИ традиционно влияют на общественное сознание и поведение людей, побуждая их к достижению тех или иных целей. В периоды эволюционного развития структура и функции СМИ, как правило, вносят вклад в устойчивое функционирование общества в целом. Однако в переходную эпоху развития общества отдельные структуры СМИ обретают иные темпы жизни, они могут развиваться вне софункционирования друг с другом и обществом в целом, что проявляется в выражении идей и интересов, иногда далеких от общественных потребностей. Все, что мы узнаем о нашем обществе и даже о мире, в котором живем, мы узнаем из СМИ, - считает немецкий социолог Н. Луман. - С другой стороны, о самих СМИ мы наслышались такого, что не можем доверять этому источнику. Мы сопротивляемся их воздействию, подозревая, что нами манипулируют.
Введение
Глава 1. Влияние средств массовой информации на формирование личности детей и подростков
§1. Личность. Ценностная ориентация личности
§2. Средства массовой информации. Их влияние на развитие личности детей и подростков
2.1 Телевидение
2.2 Пресса
2.3 Интернет
Глава 2. Изучение влияния Интернета на развитие личности детей и подростков с помощью методов психологического воздействия
§1. Цель: изучить влияние Интернета на развитие личности
2.1 вопросы анкеты
2.2 анализ анкет
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Влияние средств массовой информации на формирование личности детей и подростков
§1. Личность. Ценностная ориентация личности
§2. Средства массовой информации. Их влияние на развитие личности детей и подростков
2.1 Телевидение
2.2 Пресса
2.3 Интернет
Глава 2. Изучение влияния Интернета на развитие личности детей и подростков с помощью методов психологического воздействия
§1. Цель: изучить влияние Интернета на развитие личности
2.1 вопросы анкеты
2.2 анализ анкет
Заключение
Список литературы
Введение
Живя в современном
мире, мы постоянно сталкиваемся со
средствами массовой информации. Они
настолько прочно основались в нашей
повседневности, что мы даже представить
себе не можем своего существования
без них. Для нас стало, довольно,
обыденным смотреть последние новости
по любимому телеканалу, узнавать счёт
футбольного матча на спортивном
сайте через Интернет, слушать
прогноз погоды на день на волнах полюбившейся
FM - радиостанции. Значение средств
массовой информации в жизни современного
общества трудно переоценить. Начавшееся
в середине 20-го столетия бурное развитие
информационных технологий заложило основу
формированию общества совершенно нового
типа - информационного общества-
Особо сильное воздействие средства массовой информации способны оказать на формирование личности несовершеннолетнего.
СМИ традиционно влияют на
общественное сознание и поведение
людей, побуждая их к достижению тех
или иных целей. В периоды эволюционного
развития структура и функции
СМИ, как правило, вносят вклад в
устойчивое функционирование общества
в целом. Однако в переходную эпоху
развития общества отдельные структуры
СМИ обретают иные темпы жизни, они
могут развиваться вне
Социологическое изучение СМИ
современной России является актуальной
задачей в силу ряда обстоятельств:
усложняется сама динамика развития
СМИ, они стали частью повседневной
жизни миллионов россиян, определяя
их взгляды и мнения; СМИ являются
одним из важнейших агентов
В работах классиков социологии
конца XIX - начала XX вв., таких как
Э. Дюркгейм, М. Вебер, А. Шютц, проблематика
СМИ как социального актора специально
не поднимается или
Особый интерес представляют
работы Э. Гидденса, Ю. Хабермаса, Н. Лумана,
Т. Лукмана, П. Бергера, Ж. Бодрийара - в
которых с разных теоретико-методологических
позиций исследуется
Кроме того, были изучены работы широкого круга современных социологов и философов, так или иначе посвященные СМИ как социальному фактору.
Средства массовой информации стали главным инструментом распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание. Н.С. Леонов справедливо отмечает: "Информация стала инструментом власти. Когда была обнаружена восприимчивость человеческой психики к внушению, информация в форме пропаганды и агитации стала главным рычагом управления людьми. Она постепенно заменила собой грубую силу, насилие, которое долгое время считалось единственным и непременным орудием управления. Покойный ныне президент США Ричард Никсон, выступая однажды в Совете национальной безопасности по вопросу бюджетных расходов, сказал, что он считает один доллар, вложенный в информацию и пропаганду, более ценным, чем десять долларов, вложенных в создание систем оружия, ибо последнее вряд ли будет когда-либо употреблено в дело, в то время как информация работает ежечасно и повсеместно".
Основное развитие теории массовой коммуникации началось сравнительно недавно - с 1952 года. В становлении современной западной теории коммуникации эволюционно можно выделить несколько этапов, или "поколений", привнесших свои особенности в понимание феномена коммуникации. Несмотря на то, что исследования, которые мы сегодня относим к коммуникативным, проводились на протяжении всего двадцатого века в рамках различных социальных наук, после второй мировой войны, одновременно с развитием информационных наук и технологий, стали оформляться новые подходы к изучению феномена коммуникации. Характерным для этих подходов было рассмотрение коммуникации как передачи информации, где необходимыми составляющими признавались источник информации, сообщение, получатель информации, канал передачи и шум. Модель была модифицирована в коммуникативной литературе и получила широкое распространение как модель информационной трансмиссии. По сей день, несмотря на признанные ограничения, акцентирующие линейный, однонаправленный характер коммуникации, эта модель широко используется в коммуникативной теории и практике, особенно в массовой коммуникации и в публичных выступлениях
В теории коммуникации 50-60-х
годов происходит "психологизация"
коммуникации, когда она начинает
все больше рассматриваться как
человеческая коммуникация. Формируется
отрасль дисциплины, известная ныне
как межличностная
Следующий этап в становлении
теории коммуникации, включающий и
настоящее время, характеризуется
расширением системного подхода
к анализу коммуникации. Коммуникация
рассматривается как социальный
процесс. Подчеркивается ее не просто
интерактивный, но трансактный характер,
заключающийся в том, что любой
субъект коммуникации является отправителем
и получателем сообщения не последовательно,
а одновременно, и что любой
коммуникативный процесс
То, что средства массовой
информации оказывают огромное влияние
на личность и, зачастую полностью, формируют
общественное мнение, непреложный факт.
Мы каждый день получаем из прессы новости
и информацию, которая процентов
на семьдесят не подлежит проверке.
Мы однозначно не всегда можем сказать
себе "Да, я там был, это правдивая
информация", и поэтому должны
просто принимать такие новости
на веру, формируя свое мнение из увиденного
или услышанного, что, к сожалению,
не всегда бывает правдиво. Подрастающее
поколение формирует свои мнения
и вкусы практически на все
сто процентов благодаря
Но задумывались ли мы над
тем, как могут изменить нас СМИ,
которые стали неотъемлемой частью
нашей жизни, или какое влияние
они на нас оказывают? Как сильно
изменился мир! И эти изменения
непосредственно связаны с
Молодежь - это такая социальная группа, которая по максимуму использует СМИ и жадно черпает информацию разного содержания. Потому что молодые люди очень любознательны, и хотят быть в курсе всех событий, происходящих не только в их городе, но и во всём мире. Молодежь проявляет заинтересованность информацией и это - факт.
Все это определяет актуальность данного исследования и позволяет выделить существующие противоречия между тремя возможными взаимосвязанными методологическими подходами:
Теоретическим, который предполагает изучение влияния средств массовой информации на формирование личности детей и подростков;
Историческим, который предполагает
привлечение значительного
Практическим, который предполагает характеристику изучения влияния средств массовой информации на формирование личности детей и подростков с помощью психологического исследования;
Цель: Изучить влияние
средств массовой информации на формирование
личности детей и подростков с
помощью методов
Объект: Психологические аспекты в формирование личности детей и подростков. Предмет исследования: Влияние средств массовой информации на формирование личности детей и подростков.
Гипотеза: Для того чтобы
изучить влияние средств
Выявить ценность ориентации личности.
Определить положительное и отрицательное влияние на развитие личности.
Изучить влияние телевидения, прессы и Интернета на развитие личности детей и подростков.
Обобщить состояние данной проблемы с помощью психологического исследования.
Исходя из цели, объекта и гипотезы, можно определить следующие задачи:
Изучить влияние средств массовой информации среди детей и подростков;
Определить положительные и отрицательные моменты в развитии личности;
Провести анализ анкет
для выявления влияния
Теоретико-методологическую основу составили.
Идеи: Э. Гидденс, Ю. Хабермас, Н. Луман, Т. Лукман, П. Бергер, Ж. Бодрийар.
Дидактические основы: Лончаков А.П., Гончаров А.В., Махов Ф.С. и мн. др.
Теоретические основы: Г.Н. Горшенков, Н.Л. Денисов, В.М. Есипов, М.Н. Зацепин, В.И., Зажицкий и мн. др.
В процессе изучения темы курсовой работы были использованы следующие методы:
Теоретические - анализ литературных источников, абстрагирование, конкретизация и обобщение;
Эмпирические - открытая анкета;
Теоретическая значимость исследования:
Выявлены ценности ориентации личности;
Определены положительные и отрицательные влияния на развитие личности детей и подростков;
Изучены влияния телевидения, прессы и Интернета на развитие личности детей и подростков.
Обобщили состояние данной проблемы с помощью психологического исследования.
Глава 1. Влияние средств массовой информации на формирование личности детей и подростков
§1. Личность. Ценностная ориентация личности
Личность формируется, главным образом, в деятельности, через отношения с другими людьми, коллективом, обществом. Процесс формирования личности - это процесс усвоения индивидом опыта общественной жизни. Начиная с момента рождения человека и на протяжении всей его жизни те или иные стороны личности постоянно находятся в развитии.
Процесс формирования личности
продолжается практически всю жизнь
с разной степенью интенсивности. Наиболее
интенсивно человек формируется
до 18 лет, момента наступления
Личность человека - это
понятие, выражающее социальную сущность
лица, комплекс характеризующих его
признаков, свойств, связей, отношений,
его нравственный и духовный мир,
взятые в развитии, во взаимодействии
с социальными и
1) Физические свойства: пол;
возраст; особенности
2) Социальные свойства: к ним относятся проявления в различных сферах общественной жизни: труде, учебе, семье и др.
3) Психологические свойства:
к ним относятся
4) Нравственно-психологические
свойства: к ним относятся: