Изучение влияния Интернета на развитие личности детей и подростков с помощью методов психологического воздействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

СМИ традиционно влияют на общественное сознание и поведение людей, побуждая их к достижению тех или иных целей. В периоды эволюционного развития структура и функции СМИ, как правило, вносят вклад в устойчивое функционирование общества в целом. Однако в переходную эпоху развития общества отдельные структуры СМИ обретают иные темпы жизни, они могут развиваться вне софункционирования друг с другом и обществом в целом, что проявляется в выражении идей и интересов, иногда далеких от общественных потребностей. Все, что мы узнаем о нашем обществе и даже о мире, в котором живем, мы узнаем из СМИ, - считает немецкий социолог Н. Луман. - С другой стороны, о самих СМИ мы наслышались такого, что не можем доверять этому источнику. Мы сопротивляемся их воздействию, подозревая, что нами манипулируют.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Влияние средств массовой информации на формирование личности детей и подростков
§1. Личность. Ценностная ориентация личности
§2. Средства массовой информации. Их влияние на развитие личности детей и подростков
2.1 Телевидение
2.2 Пресса
2.3 Интернет
Глава 2. Изучение влияния Интернета на развитие личности детей и подростков с помощью методов психологического воздействия
§1. Цель: изучить влияние Интернета на развитие личности
2.1 вопросы анкеты
2.2 анализ анкет
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

загрузить.docx

— 40.34 Кб (Скачать файл)

Пресса сегодня находится, пожалуй, в самом неблагоприятном  состоянии по сравнению с другими  средствами массовой информации среди  подростков. За последние несколько  лет в силу ряда причин произошло  общее резкое сокращение тиражей  периодических изданий. Трудности  печатных СМИ усугубляются и тем, что молодежь в современном мире находит все новые и достаточно широкие возможности получать информации, например, посещение сайтов Интернета. По данным Союза журналистов России за последние восемь лет произошел  общий восьмикратный спад тиражей  российских печатных СМИ (центральной  прессы - в 15 раз). Кроме того, серьезно изменилась структура потребления  периодики: тиражи центральных СМИ, которые еще в начале 1993 г. превышали совокупные тиражи местной прессы, теперь составляют меньше одной трети общего тиража газет.

Согласно опросам общественного  мнения среди молодежи в настоящее  время общая аудитория лиц, читающих хоть какие-то периодические издания, очень невелика. Так, 75% респондентов заявляют, что они не читают ни одной  ежедневной газеты каждый день, а 63% не читают ежедневную периодику хотя бы раз в неделю.65% населения систематически не просматривают еженедельные газеты и журналы и 53% не читают их хотя бы один раз в месяц.76% опрошенных регулярно  не читают ежемесячную прессу, а 56% не делают этого хотя бы раз в год (Фонд "Общественное мнение" (далее - ФОМ), октябрь 1998 г). Даже самые популярные издания не набирают больше 15-18% читательской аудитории. Можно сказать, что современная  молодежь с каждым годом негативнее относиться г печатным изданиям из-за недостатка времени и желания  познавать окружающий мир, явления, обстановку сложившуюся в стране. Все это они могут найти  на страницах электронного варианта - Интернета. Однако, стоит заметить, что пресса в настоящее время, для привлечения числа читателей, стала прибегать к методу кливиты, придумывая всеразличные истории и  факты, случившиеся со звездами шоу-бизнеса  или политики, которые так привлекают подростков. Но не стоит разочаровываться по поводу "желтой" прессы, можно  сравнить несколько печатных изданий  и выбрать определенную, имеющую  больший авторитет среди читателей, и не прибегать к статьям "желтой" печати.

 

2.3 Интернет

Сегодня наряду с видеоиграми  популярным времяпровождением является компьютерная сеть Интернет. Опыт развития мировых открытых сетей, особенно Интернета, позволяют говорить о начале новой  эры в развитии средств и систем переработки информации. В таких  сетях пользователь воспринимает себя и воспринимается другими как  неотъемлемый компонент единого  информационного сообщества.

Одним из негативных эффектов глобальной компьютерной сети является широкое распространение различной  информации сомнительного содержания.

Одним из негативных эффектов глобальной компьютерной сети является широкое распространение различной  информации сомнительного содержания. Следует, отметит, что существуют информационные воздействия, прямо угрожающее психическому или физическому здоровью человека. Довольно часто они формируют  морально-психологическую атмосферу  в обществе, питают криминальную среду  и способствуют росту психических  заболеваний. Самыми уязвимыми и  незащищенными оказываются наши дети, так они не видят угрозы, которую несет в себе глобальная сеть. Статистика пугает: 9 из 10 детей  в возрасте от 8 до 15 лет сталкивались с порнографией в сети, около 17% регулярно  заглядывают на запретные ресурсы, примерно 5,5% готовы претворить увиденное  там в жизни. Отследить свою информацию, что ежесекундно попадает в Интернет, невозможно.

Ребенок может случайно зайти  на сайт, где ему в красках распишут, насколько приятны на вкус наркотики, какие чудеса творит с организмом алкоголь или как в домашних условиях из подручных средств изготовить настоящую взрывчатку. Даже на доброжелательных на первый взгляд сетевых ресурсах во всплывающем рекламном окне может  показаться фотография обнаженного  тела. Об этих деталях должен знать  педагог и родители каждого ребенка, чей компьютер подключен к Интернету. По результатам недавнего опроса, современная молодежь рискует посетить нежелательный сайт, скачать нелегальное программное обеспечение или ввязаться в общение с незнакомыми людьми преимущественно при пользовании компьютером дома, а вовсе не в школе, как полагают многие родители. Все дело в том, что ограничения на пользование компьютером в школе гораздо строже домашних запретов родителей. Администрация учебного заведения намного чаще, чем родители, использует программное обеспечение, ограничивающее пользование подростков Интернетом. Поэтому то, что разумно запрещено детям в школе, они с легкостью получают дома ввиду отсутствия внимания со стороны родителей к этому вопросу.

Плюсы Интернета состоят  в том, что сеть предлагает образовательный  и полезный опыт, правильное использование  которого может улучшить их успеваемость в школе или институте. Но и  здесь есть свои недостатки, такие  как неточные данные, а также неподходящие для детей и подростков в области  информации.

Рассмотрим подробнее, что  плохого может приключиться с  подростком, если бесконтрольно оставлять  его во Всемирной паутине:

Существуют сайты, посвященные  порнографии, пиротехнике, суициду, обсуждению действия тех или иных наркотиков. Отсюда может последовать увлечение  всеми этими угрожающими их здоровью вещами.

Встреча с опасными людьми в чатах или других областях. По статистике, это самый большой  риск. Подростки могут войти в  такие не желательные для них  компании, как радикальные политические группы, сатанинские культы, сетевые "оргии". Эти группы существуют и в реальном мире, но принимать  участие в их сборищах подростку  намного легче, сидя за компьютером  у себя дома.

Вовлечение в азартные игры. Даже простые игрушки наносят  непоправимый вред, занимая у ребенка  подавляющую часть времени, отвлекая его от занятий и спокойного отдыха, вредя психическому и физическому  здоровью.

Подростки сами могут представлять опасность, начав через Интернет угрожать людям и нарушать закон.

Невозможно запретить  ребенку выходить в Интернет, но предотвратить негативные последствия  неграмотного и неразумного пользования  им в наших силах, для этого  нужно научить его правильно  вести себя в сети.

В настоящее время Интернет представляет собой "мир" параллельный нашему, в котором достаточно много  полезного для пользователей, но также в сети очень много отрицательного. Человек, "входящий" в первый раз  в сеть обычно получает хорошее впечатление  об Интернете. Но первое впечатление  обманчиво! И понимаешь это со временем. Чем больше работаешь в  Интернете, тем больше видишь в нём  не только плюсы, но и минусы. Но, к  сожалению не все могут понять и осознать, как Интернет заполняет  наше сознание. И отличить то, что  хорошо, а то, что плохо, уже не можем.

 

Глава 2. Изучение влияния  Интернета на развитие личности детей  и подростков с помощью методов  психологического воздействия

§1. Цель: изучить влияние  Интернета на развитие личности

Объект: студенты Кировского Областного Колледжа Культуры групп 1 ИМ (инструментальное творчество, звукооформительское  творчество в количестве 18 человек), 1 СБ (отделение академического и  народного хора, фото-видео творчество в количестве 17 человек).

Метод исследования: открытое анкетирование, так как на вопрос предлагается индивидуальный ответ  респондента.

1.1 вопросы анкеты

положительно или отрицательно Интернет влияет на подростка?

какие сайты вы чаще всего  посещаете?

Виртуальные энциклопедии и  книги;

Чаты и форумы;

Виртуальные музеи;

Поисковые системы;

Сайты содержащие фото и видео  эротического содержания;

игровые сайты;

сайты содержащие музыку и  фильмы;

сайты виртуальных знакомств;

сайты СМИ;

сайты с готовыми докладами  и рефератами;

 

1.2 анализ анкет

В процессе работы над анкетами был проведен количественный и качественный анализ, на котором были построены  данные диаграммы.

Диаграмм № 1.

1 СБ

Вопрос 1: "положительно или  отрицательно Интернет влияет на подростка?"

Всего в опросе принимало  участие 18 человек.

 

Общая таблица и диаграмма  результатов опроса:

положительно отрицательно Затрудняюсь ответить

9 2 7

 

По данным диаграммы 50% группы считает, что Интернет положительно влияет на подростков, 11% считает, что  Интернет несет отрицательное влияние  на подростка, 39% группы затрудняется ответить на данный вопрос. То есть большая часть  студентов группы 1 СБ, не понимает положительных  и, более всего, отрицательных влияний  Интернета.

Диаграмм № 2.

1 ИМ

Вопрос 1: "положительно или  отрицательно Интернет влияет на подростка?"

Всего в опросе принимало  участие 17 человек.

 

Общая таблица и диаграмма  результатов опроса:

положительно отрицательно Затрудняюсь ответить

15 1 1

 

По данным диаграммы 88% группы считает, что Интернет положительно влияет на подростков, 6% считает, что  Интернет несет отрицательное влияние  на подростка, 6% группы затрудняется ответить на данный вопрос. Можно сказать, что  как студенты группы 1 СБ, группа 1 ИМ также не понимает опасности психического вреда от Интернета.

Диаграмм № 3.

1 СБ

Вопрос 2: "какие сайты  вы чаще всего посещаете?"

Всего в опросе принимало  участие 18 человек

Виртуальные энциклопедии и  книги 11

Чаты и форумы 9

Виртуальные музеи 2

Поисковые системы 6

Сайты содержащие фото и видео  эротического содержания 5

игровые сайты 15

сайты содержащие музыку и  фильмы 10

сайты виртуальных знакомств 7

сайты СМИ 9

сайты с готовыми докладами  и рефератами 17

 

По данным диаграммы можно  установить, какой направленности сайты  посещают студенты группы 1 СБ, для проведения лекции или беседы, по поводу положительного или отрицательного воздействия  Интернета на подростков, зная какие  сайты более интересны среди  молодежи.

Диаграмм № 4.

1 ИМ

Вопрос 2: "какие сайты  вы чаще всего посещаете?"

Всего в опросе принимало  участие 17 человек

1. Виртуальные энциклопедии  и книги 10

2. Чаты и форумы 7

3. Виртуальные музеи 1

4. Поисковые системы 7

5. Сайты содержащие фото  и видео эротического содержания 3

6. игровые сайты 11

7. сайты содержащие музыку  и фильмы 15

8. сайты виртуальных знакомств  5

9. сайты СМИ 3

10. сайты с готовыми  докладами и рефератами 17

 

 

По данным диаграммы можно  установить, какой направленности сайты  посещают студенты группы 1 СБ, для проведения лекции или беседы, по поводу положительного или отрицательного воздействия  Интернета на подростков, зная какие  сайты более интересны среди  молодежи.

 

Заключение

Мы рассмотрели тему влияния  СМИ на поведение молодежи, и теперь можно с уверенностью сказать, что  воздействие средств массовой информации существует и оно достаточно существенное. Молодежь - это такая социальная группа, которая очень сильно поддается  влиянию масс-медиа. Также перед  нами был выдвинут важный вопрос, а  именно, вопрос о характере влияния  СМИ. Выяснилось, что существует как  позитивное, так и негативное медиа-воздействие  на молодых людей, и всё чаще сейчас говорят о негативном воздействии средств массовой информации, которое выражается в их неадекватном поведении в обществе.

В ХХ-ом веке появились новые  источники массовой информации, которые  заняли особую позицию среди давно  установленных масс-медиа. Эти обильные источники - телевидение и Интернет. Они также активно влились  в жизнь людей. Я не случайно посвятили  последний пункт курсовой работы теме влияния телевидения. Ибо оно  производит мощнейшее влияние на сознание молодого человека. Телевидение  оказывается стимулом для действий. Также по нему пропагандируются определенные ценности, которые способны формировать  у людей соответствующие установки.

Я считаю, что педагог, обратившись  к проблеме влияния СМИ на молодежь должен изучать способы уменьшения влияния негативного рода информации. Иначе у нашего нового поколения  сформируются неправильные ценностные установки и будет грустно  смотреть на их образ жизни. Необходимо, по-моему, ввести цензуру на фильмы с элементами насилия и эротики, на порно-материалы в журналах, газетах, TV и т.д.

Эту проблему нужно решать, не смотря на то, что кому-то это будет  не выгодно. Здоровый образ жизни, высокий  реализованный интеллектуальный потенциал, глубина доброй морали должны, в  первую очередь, характеризовать наше молодое поколение.

Гипотеза подтверждена, то есть:

выявлены ценности ориентации личности;

определены положительные  и отрицательное влияние на развитие личности;

Изучено влияние телевидения, прессы, Интернета на развитие личности детей и подростков;

Обобщено состояние данной проблемы с помощью психологического исследования;

Цель: изучить влияние  средств массовой информации на формирование личности детей и подростков с  помощью методов психологического исследования - достигнута.

 

Список литературы

1. Борухов Б.Л. Культура  зеркал и зеркала культуры // Человек  и мир. - Саратов: Изд-во СИМСХ. - 1992. - с.79-32.;

2. Браун С. "Мозаика"  и "Всемирная паутина" для  доступа к Internet: Пер. с англ. -М.: Мир: Малип: СК Пресс, 1996. - 167с.

3. Бойко О.В. Репрезентация  социальных проблем в российской  прессе 90-х годов // Социс. 2002. - 8. С.120-128.

Информация о работе Изучение влияния Интернета на развитие личности детей и подростков с помощью методов психологического воздействия