Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:55, контрольная работа
Главной целью преподавания данного курса лекций является формиро-
вание социологического мышления студентов, которое представляет собой специфическую форму отражения, анализа, умения диагностировать систему взаимоотношений людей на различных уровнях их взаимодействия в рамках действующих социальных институтов.
Понятие общественного мнения. Соотношение обыденного сознания и теоретического знания. Поле формирования общественного мнения. Специфика отражения общественного мнения. Функционирование общественного мнения в современных обществах. Объект общественного мнения: объективный и субъективный анализ. Субъект общественного мнения. Противоречия в общественном мнении. Средства формирования общественного мнения. Роль СМИ, идеологии и социологической информации в формировании общественного мнения. Общественные настроения, эмоции и чувства. Специфика мифологического сознания масс. Социальная необходимость массовых иллюзий. Современные социальные мифы. Характеристика современных массовых социально-психологических процессов.
Тема 5. Основные
направления современной
Социальное взаимодействие и социальное неравенство: гендерное, этническое, возрастное, расовое, статусное, профессиональное, поселенческое, образовательное, физическое.
Социальная структура и социальная стратификация: современные процессы и модели воспроизводства социальной структуры, социальная мобильность и ее виды, «каналы» социальной мобильности, социальные роли и социальный статус личности.
Социология культуры: социально-культурные нормы, понятие и характеристика субкультуры и контркультуры, понятие культурного архетипа и менталитета, современные культурологические теории.
Социология семьи: социальные функции семьи, основные категории и ценности брака, тенденции изменения семейных ценностей, семейные конфликты, критерии выбора брачного партнера, социальные последствия разводов.
Социология политики: характеристика состояния политического сознания различных групп населения в современной России, теория харизматического господства и современность, проблема соотношения интересов государства, общества и личности.
Социология управления: основные направления управления социальными процессами в современном обществе, социологические методы управления персоналом.
Социология образования: социологические показатели состояния системы современного образования в России, тенденции развития системы образования, соотношение и противоречия образовательных интересов государства, общества и личности.
Тема 6. Общая характеристика методов сбора социологической информации.
Понятие количественных и качественных методов сбора социологической информации, специфика их применения. Программа социологического исследования, ее составляющие. Основные параметры оценки стоимости различных типов исследований.
Анкетные опросы: групповые, «раздаточные». Требования к организации анкетных опросов. Конструирование анкеты. Основные типы и виды вопросов.
Социологическое интервью, его виды: свободное, стандартизированное, полуформализованное, ненаправленное, фокус-групп. Преимущества и недостатки интервью. Требования к организации интервью и поведению интервьюера.
Анализ документальных источников. Классификация документальных источников. Традиционный анализ. Контент-анализ, его основные процедуры и сфера применения. Выявление смысловых единиц и единиц счета, методика обработки информации.
Место наблюдения в системе социологических методов получения информации. Социометрическое исследование, его специфика, сфера применения, основные требования к организации и обработке информации. Почтовый и телефонный опросы, их преимущества и недостатки, сфера применения.
Современные компьютерные средства обработки базы социологических данных на примере программы SPSS. Анализ и интерпретация данных социологического исследования.
Форма отчетности: реферат
(авторское социологическое
Раздел 4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
4.1. ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ/РЕФЕРАТОВ ПО СОЦИОЛОГИИ
1. Роль и
место социологии в
2. История
развития отечественной
3. Теория развития общества М.Вебера.
4. Социология П.А.Сорокина: теория и современность.
5. Проблемы
общественного разделения
6. Социальные аспекты психоанализа З.Фрейда.
7. Теории социальной стратификации и мобильности.*
8. Социально-стратификационные
процессы в современной России.
9. Личность и политика: социально-психологический анализ.
10. Социологический
анализ современных
11. Современные тенденции социально-демографических процессов.
12. Социологический
и статистический анализ
13. Принципы формирования
и функционирования
14. Социологические
исследования современной
15. Социологические
проблемы современного
16. Семья и брак в зеркале социологии.*
17. Социологические проблемы отклоняющегося (девиантного) поведения.
18. Современная преступность: социологический аспект.*
19. Социология и статистика о наркомании.
20. Мода как объект социологического изучения.
21. "Новые русские": социологический анализ.
22. Социальная статистика в системе изучения социальных процессов.*
23. Применение социологических методов в управлении коллективом.
24. Тенденции
изменения ценностей в
25. Маргиналы: кто они?
26. Слухи: социологический анализ.
27. Современные социальные конфликты.
28. Толпа как объект социологического исследования.
29. Социальное
неравенство: мифы и
30. Проблемы формирования гражданского общества.
31. Система норм
и ценностей молодежной
32. Соцализация личности: история и современность.
33. Социологические
исследования за рубежом:
34. Проблемы самосознания личности.
35. Контркультура в современном обществе.
36. Религия: социально-
37. Социальные проблемы урбанизации.
38. Номенклатура: социологический анализ.
39. Социальные проблемы детства.
40. Социология межнациональных отношений.
41. Использование
компьютерных программных
42. Социологический анализ экономического поведения населения России.
43. Социометрический опрос: методика и практика.
44. Проблемы социального неравенства.
45. Современные
исследования в военной
46. Тенденции изменения сексуальных отношений.
47. Экологическое
сознание как объект
48. Здоровье
населения: социологический
49. Социологическая
оценка правовой культуры
50. Особенности взаимодействия социолога и респондента.
51. Типы
и виды социологических
52. Социальные
роли и социальный статус
53. Современные
социологические концепции
54. Культура как объект социологического изучения.
55. Понятие и
типология малых социальных
56. Подготовка
авторского социологического
опрос или контент-анализ СМИ).
57. Составление
авторского социологического
Методические рекомендации:
Объём контрольной работы: 10-15 страниц формата А.4, шрифт 14 Times New Roman, межстрочный интервал 1,5, выравнивание строк по ширине, отступ 1,25, поля правое 3,левое 1,5, верхнее и нижнее – 2.
Оформление: 1 страница – титульный лист, 2 страница – содержание (пункты плана), далее каждый вопрос начинается с новой страницы, последняя страница – список использованной литературы и/или интернет-ресурсов.
Содержание должно отражать тему контрольной работы и демонстрировать умение студента работать с текстом, редактировать его в соответствии с поставленными в содержании вопросами.
Примечание:
1.Темы могут быть изменены, уточнены, дополнены по согласованию с преподавателем.
2. Темы со знаком «*» включают в себя несколько «под тем». При выборе темы следует указать, какой аспект данной темы будет рассматриваться.
4.2. ТЕСТЫ ПО СОЦИОЛОГИИ
(для самостоятельного
закрепления лекционного
1) Социология — это наука о поведении:
1) групп, состоящих из небольшого числа людей;
2) личности в обществе;
3) больших социальных групп;
4) людей в своей семье.
2) Предметом
социологии как научной
1) взаимоотношения и
связи людей по поводу
2) явления взаимодействия людей и человеческих групп друг
3) события, когда-либо имевшие место, и роль конкретных людей в них;
4) механизмы мотивации и регуляции поведения людей.
3) С какими из приведенных ниже суждений вы согласны:
1) понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любой по численности группе или объединению людей;
2) общество — самая
большая группа из всех
3) если какое-либо объединение
пополняет свою численность
4) обществом называется
такое объединение людей,
4) Термин «социология» появился:
1) в начале XX в.;
2) в конце XVIII в.;
3) в первой половине XIX в.;
4) в античности.
5) Первым в научный оборот термин «социология» ввел:
1) Георг Зиммель;
2) Огюст Конт;
3) Герберт Спенсер;
4) Чарльз Хортон Кули.
6) Центральным понятием «понимающей социологии» Макса Вебера является:
1) социальный факт;
2) закон интеллектуальной эволюции;
3) социальное действие;
4) способ производства.
7) Суть позитивизма как социологического метода заключается в:
1) отрицании основных принципов негативизма;
2) признании универсализма законов природы и целесообразности применения методов естественнонаучных дисциплин к изучению общества;
3) утверждении первостепенного
и исключительного значения соц
4) признании
необходимости специфического
8) Автором классической
социологической работы «
1) Карл Маркс;
2) Макс Вебер;
3) Эмиль Дюркгейм;
4) Герберт Спенсер.
9) Огюст Конт утверждает, что элементарной структурной единицей общества является:
1) малая группа;
2) семья;
3) род;
4) личность.
10) Общественный прогресс, по О. Конту, является предметом изучения:
1) социальной статики;
2) социальной динамики;
3) социальной физики;
4) социометрии.
11) Базис в
марксистской аналитической
1) производительные силы общества;
2) фундамент, на который
опирается управление
3) производственные отношения;
4) совокупность производительных сил и производственных отношений.
12) Эмилю Дюркгейму принадлежит:
1) теория общественного договора;
2) закон иерархии наук;
3) концепция механической и органической солидарности;
4) теория общественно-
13) Главные признаки социальных фактов по Дюркгейму:
1) принадлежность их
к общественной жизни и
2) независимое от индивида существование и способность оказывать на индивида давление (принудительная сила);
3) происхождение из социального взаимодействия членов общества;
4) культурная и политическая природа.
14) Кто из социологов считал, что главное в общественном развитии — Это не стабилизация общества, а его разрушение и замена другим, более справедливым: