Эфект демографического перехода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:55, контрольная работа

Описание работы

Главной целью преподавания данного курса лекций является формиро-
вание социологического мышления студентов, которое представляет собой специфическую форму отражения, анализа, умения диагностировать систему взаимоотношений людей на различных уровнях их взаимодействия в рамках действующих социальных институтов.

Файлы: 1 файл

Социология.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

Понятие общественного мнения. Соотношение обыденного сознания и теоретического знания. Поле формирования общественного мнения. Специфика отражения общественного мнения. Функционирование общественного мнения в современных обществах. Объект общественного мнения: объективный и субъективный анализ. Субъект общественного мнения. Противоречия в общественном мнении. Средства формирования общественного мнения. Роль СМИ, идеологии и социологической информации в формировании общественного мнения. Общественные настроения, эмоции и чувства. Специфика мифологического сознания масс. Социальная необходимость массовых иллюзий. Современные социальные мифы. Характеристика современных массовых социально-психологических процессов.

 

Тема 5. Основные направления современной социологии.

Социальное взаимодействие и социальное неравенство: гендерное, этническое, возрастное, расовое, статусное, профессиональное, поселенческое, образовательное, физическое.

Социальная структура  и социальная стратификация: современные  процессы и модели воспроизводства социальной структуры, социальная мобильность и ее виды, «каналы» социальной мобильности, социальные роли и социальный статус личности.

Социология культуры: социально-культурные нормы, понятие  и характеристика субкультуры и контркультуры, понятие культурного архетипа и менталитета, современные культурологические теории.

Социология семьи: социальные функции семьи, основные категории  и ценности брака, тенденции изменения  семейных ценностей, семейные конфликты, критерии выбора брачного партнера, социальные последствия разводов.

Социология политики: характеристика состояния политического  сознания различных групп населения в современной России, теория харизматического господства и современность, проблема соотношения интересов государства, общества и личности.

Социология управления: основные направления управления социальными процессами в современном обществе, социологические методы управления персоналом.

Социология образования: социологические показатели состояния  системы современного образования в России, тенденции развития системы образования, соотношение и противоречия образовательных интересов государства, общества и личности.

 

Тема 6. Общая  характеристика методов сбора социологической  информации.

Понятие количественных и качественных методов сбора  социологической информации, специфика их применения. Программа социологического исследования, ее составляющие. Основные параметры оценки стоимости различных типов исследований.

Анкетные опросы: групповые, «раздаточные». Требования к организации  анкетных опросов. Конструирование анкеты. Основные типы и виды вопросов.

Социологическое интервью, его виды: свободное, стандартизированное, полуформализованное, ненаправленное, фокус-групп. Преимущества и недостатки интервью. Требования к организации интервью и поведению интервьюера.

Анализ документальных источников. Классификация документальных источников. Традиционный анализ. Контент-анализ, его основные процедуры и сфера применения. Выявление смысловых единиц и единиц счета, методика обработки информации.

Место наблюдения в системе социологических методов получения информации. Социометрическое исследование, его специфика, сфера применения, основные требования к организации и обработке информации. Почтовый и телефонный опросы, их преимущества и недостатки, сфера применения.

Современные компьютерные средства обработки базы социологических  данных на примере программы SPSS. Анализ и интерпретация данных социологического исследования.

 

Форма отчетности: реферат (авторское социологическое исследование, составление авторского социологического кроссворда, сканворда), зачет.

 

Раздел 4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

 

4.1. ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ/РЕФЕРАТОВ ПО СОЦИОЛОГИИ

 

        1. Роль и  место социологии в современном  обществе.

        2. История  развития отечественной социологии.

        3. Теория развития общества М.Вебера.

        4. Социология  П.А.Сорокина: теория и современность.

        5. Проблемы  общественного разделения труда  в теории Э.Дюркгейма.

        6. Социальные  аспекты психоанализа З.Фрейда.

        7. Теории социальной  стратификации и мобильности.*

        8. Социально-стратификационные  процессы в современной России.   

        9. Личность  и политика: социально-психологический  анализ.

       10. Социологический  анализ современных политических  процессов.

       11. Современные тенденции социально-демографических процессов.

       12. Социологический  и статистический анализ качества  жизни населения.

       13. Принципы формирования  и функционирования общественного  мнения.

       14. Социологические  исследования современной молодежи.*

       15. Социологические  проблемы современного образования.

       16. Семья и брак  в зеркале социологии.*

       17. Социологические  проблемы отклоняющегося (девиантного)  поведения.

       18. Современная  преступность: социологический аспект.*

      19. Социология и статистика о наркомании.  

       20. Мода  как объект социологического  изучения.

       21. "Новые  русские": социологический анализ.

       22. Социальная  статистика в системе изучения  социальных процессов.*

       23. Применение  социологических методов в управлении коллективом.

       24. Тенденции  изменения ценностей в современном  российском обществе.

       25. Маргиналы:  кто они?

       26. Слухи:  социологический анализ.

       27. Современные  социальные конфликты.

       28. Толпа как объект социологического исследования.

       29. Социальное  неравенство: мифы и реальность.

       30. Проблемы формирования  гражданского общества.

       31. Система норм  и ценностей молодежной субкультуры.

       32. Соцализация  личности: история и современность.

       33. Социологические  исследования за рубежом:проблемы  и методы.*

       34. Проблемы самосознания  личности.

       35. Контркультура  в современном обществе.

       36. Религия: социально-психологический  анализ.

       37. Социальные  проблемы урбанизации.

       38. Номенклатура: социологический анализ.

       39. Социальные  проблемы детства.

       40. Социология  межнациональных отношений.

       41. Использование  компьютерных программных средств  обработки результатов социсследований.

       42. Социологический анализ экономического поведения населения России.

       43. Социометрический  опрос: методика и практика.

       44. Проблемы  социального неравенства.

       45. Современные  исследования в военной социологии.

       46. Тенденции  изменения сексуальных отношений. 

       47. Экологическое  сознание как объект социологического  исследования.

       48. Здоровье  населения: социологический анализ.

       49. Социологическая  оценка правовой культуры населения.

       50. Особенности  взаимодействия социолога и респондента.

       51. Типы  и виды социологических вопросов.

       52. Социальные  роли и социальный статус личности.

       53. Современные  социологические концепции общественного  развития.*

       54. Культура  как объект социологического изучения.

       55. Понятие и  типология малых социальных групп.

       56. Подготовка  авторского социологического исследования (анкетный

           опрос  или контент-анализ СМИ).

       57. Составление  авторского социологического кроссворда (сканворда и пр.)          

Методические  рекомендации:

Объём контрольной  работы: 10-15 страниц формата А.4, шрифт 14 Times New Roman, межстрочный интервал 1,5, выравнивание строк по ширине, отступ 1,25, поля правое 3,левое 1,5, верхнее и нижнее – 2.

Оформление: 1 страница – титульный лист, 2 страница – содержание (пункты плана), далее каждый вопрос начинается с новой страницы, последняя страница – список использованной литературы и/или интернет-ресурсов.

Содержание должно отражать тему контрольной работы и демонстрировать умение студента работать с текстом, редактировать его в соответствии с поставленными в содержании вопросами.

 

Примечание:

1.Темы могут быть  изменены, уточнены, дополнены по  согласованию с преподавателем.

2. Темы со знаком  «*» включают в себя несколько «под тем». При выборе темы следует указать, какой аспект данной темы будет рассматриваться.

 

4.2. ТЕСТЫ ПО СОЦИОЛОГИИ

(для самостоятельного  закрепления лекционного материала)

1) Социология  — это наука о поведении:

1) групп, состоящих  из небольшого числа людей;

2) личности в обществе;

3) больших социальных  групп;

4) людей в своей  семье.

2) Предметом  социологии как научной дисциплины  выступают:

1) взаимоотношения и  связи людей по поводу производства  материальных благ, их обмена и распределения;

2) явления взаимодействия людей и человеческих групп друг

3) события, когда-либо имевшие место, и роль конкретных людей в них;

4) механизмы мотивации  и регуляции поведения людей.

3) С какими  из приведенных ниже суждений  вы согласны:

1) понятие «общество»  применимо к любой исторической эпохе, к любой по численности группе или объединению людей;

2) общество — самая  большая группа из всех объединений  людей, проживающих на данной территории;

3) если какое-либо объединение  пополняет свою численность преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными его представителями, то оно обязательно называется обществом;

4) обществом называется  такое объединение людей, которое  является частью какой-либо более крупной системы.

4) Термин «социология»  появился:

1) в начале XX в.;

2) в конце XVIII в.;

3) в первой половине XIX в.;

4) в античности.

5) Первым в научный оборот термин «социология» ввел:

1) Георг Зиммель;

2) Огюст Конт;

3) Герберт Спенсер;

4) Чарльз Хортон Кули.

6) Центральным  понятием «понимающей социологии» Макса Вебера является:

1) социальный факт;

2) закон интеллектуальной  эволюции;

3) социальное действие;

4) способ производства.

7) Суть позитивизма  как социологического метода  заключается в:

1) отрицании основных  принципов негативизма;

2) признании универсализма законов природы и целесообразности применения методов естественнонаучных дисциплин к изучению общества;

3) утверждении первостепенного  и исключительного значения социальной реальности и социологических методов в объяснении бытия человека и его среды;

4) признании  необходимости специфического метода  познания в социальных науках, отличающего их от дисциплин  естественнонаучного цикла.

8) Автором классической  социологической работы «Самоубийство»  является:

1) Карл Маркс;

2) Макс Вебер;

3) Эмиль Дюркгейм;

4) Герберт Спенсер.

9) Огюст Конт  утверждает, что элементарной структурной единицей общества является:

1) малая группа;

2) семья;

3) род;

4) личность.

10) Общественный  прогресс, по О. Конту, является  предметом изучения:

1) социальной статики;

2) социальной динамики;

3) социальной физики;

4) социометрии.

11) Базис в  марксистской аналитической схеме  общества — это:

1) производительные силы  общества;

2) фундамент, на который  опирается управление обществом; 

3) производственные отношения;

4) совокупность производительных сил и производственных отношений.

12) Эмилю Дюркгейму  принадлежит:

1) теория общественного  договора;

2) закон иерархии наук;

3) концепция механической  и органической солидарности;

4) теория общественно-экономических  формаций.

13) Главные признаки социальных фактов по Дюркгейму:

1) принадлежность их  к общественной жизни и независимость  от природной среды;

2) независимое от индивида  существование и способность  оказывать на индивида давление (принудительная сила);

3) происхождение из социального взаимодействия членов общества;

4) культурная и политическая  природа.

14) Кто из социологов считал, что главное в общественном развитии — Это не стабилизация общества, а его разрушение и замена другим, более справедливым:

Информация о работе Эфект демографического перехода