Эфект демографического перехода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:55, контрольная работа

Описание работы

Главной целью преподавания данного курса лекций является формиро-
вание социологического мышления студентов, которое представляет собой специфическую форму отражения, анализа, умения диагностировать систему взаимоотношений людей на различных уровнях их взаимодействия в рамках действующих социальных институтов.

Файлы: 1 файл

Социология.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

1) Э. Дюркгейм;

2) К. Маркс;

3) М. Вебер;

4) Г. Спенсер.

15) Наиболее развернутая теория  социальной стратификации принадлежит:

1) Карлу Марксу;

2) Питириму Сорокину;

3) Максу Веберу;

4) Эмилю Дюркгейму.

16) Кто из  социологов предлагал опираться  на социальные факты и изучать их статистически:

1) О. Конт;

2) К. Маркс;

3) М. Вебер;

4) Э. Дюркгейм.

17) Согласно концепции М. Вебера, социальным действиями, в наибольшей степени определяющими последовательную рационализацию общественной жизни, являются:

1) целерациональные;

2) ценностно-рациональные;

3) традиционные;

4) аффективные.

18) Кому из  социологов принадлежит наиболее  развернутое определение эволюции:

1) О. Конту;

2) Г. Спенсеру;

3) К. Марксу;

4) П. Сорокину

19) Эмилю Дюркгейму принадлежит:

1) теория эволюции;

2) концепция  идеальных типов;

3) идея о  различии механической и органической  солидарности;

4) теория конфликта.

20) Деятельность бюрократии как механизма управления и особого социального слоя служит выражением:

1) целерационального  типа социального действия; 

2) ценностно-рационального типа социального действия;

3) традиционного  типа социального действия;

4) аффективного  типа социального действия.

21) Социальным статусом называется:

1) степень  уважения к человеку со стороны  окружающих;

2) позиция  человека в обществе с определенным набором прав и обязанностей;

3) достигнутый  уровень продвижения по служебной  лестнице;

4) характер  чувств (симпатий или антипатий), испытываемых к человеку со  стороны друзей, сослуживцев и  родственников.

22) Социальная роль — это:

1) понимание индивидом своего места среди окружающих людей;

2) отношение,  выказываемое нами к окружающим  нас людям;

3) характер  поведения, ожидаемый от обладателя  того или иного социального  статуса; 

4) положение,  занимаемое человеком в своей  социальной группе и признаваемое окружающими как должное.

23) Под социальным институтом понимают:

1) объединение  людей, создаваемое ими для  удовлетворения определенной совокупности личных и общественных потребностей;

2) организационную  форму той или иной социальной  системы, упорядочивающую совокупность отношений между людьми, образующими ее;

3) учебно-воспитательную  организацию, в которой члены  общества проходят процесс вторичной социализации и приобщаются к предстоящей в будущем деятельности в рамках формальных организаций;

4) устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере общественной жизнедеятельности и организующих его в систему ролей и статусов.

24) Какой из приведенных ниже статусов является аскриптивным:

1) ректор;

2) студент;

3) принц;

4) кондуктор.

25) Социальная стратификация — это:

1) деление  всех членов общества на группы  в соответствии с определенной заданной системой критериев;

2) сословная организация общества; 

3) объединение  людей для достижения конкретной  цели;

  1. приобретение человеком определенного социального статуса.

26) Социальная мобильность — это:

1) изменение  человеком места своего постоянного  проживания;

2) смена ценностных  ориентации личности;

3) изменение  социального статуса индивида  или группы;

4) расширение профессионального и общекультурного кругозора.

27) Примером нисходящей социальной  мобильности можно считать:

  1. повышение в должности;
  2. изменение вероисповедания; 
  3. увольнение по сокращению штатов;
  4. смену профессии.

28) Примером восходящей социальной  мобильности является:

1) увольнение  по сокращению штатов;

2) смена гражданства; 

3) вступление  в брак;

4) повышение  в должности.

29) Примером горизонтальной мобильности  является:

1) увольнение  по сокращению штатов;

2) смена гражданства;

3) вступление  в брак с представителем своей социальной группы;

4) повышение  в должности.

30) Личный (личностный) статус — это  позиция, занимаемая индивидом:

1) в общественном  транспорте;

2) в производственном  коллективе;

3) в первичной малой группе;

4) в большой  социальной общности.

31) Социальный статус — это позиция,  занимаемая индивидом:

1) в семье;

2) в школьном  классе;

3) в первичной  малой группе;

4) в большой  социальной общности.

32) Статусной несовместимостью в  социологии именуется:

1) несовпадение  статусных устремлений у обладателей  двух и более соотносимых социальных статусов;

2) противоречие  социальных интересов представителей  основных классов общества;

3) несоответствие  личных способностей и специальной  подготовки индивида требованиям его социального статуса;

4) ситуация  обладания высоким статусом в  одном из социальных подпространств или измерений при одновременном обладаний низким статусным уровнем в другом подпространстве.

33) Примером горизонтальной социальной мобильности можно считать:

1) переезд  в другой город;

2) изменение  предмета, преподаваемого учителем;

3) получение  прибавки к жалованью;

4) увольнение  по сокращению штатов.

34) Теории социальной мобильности  органически связаны с:

1) концепциями социальной стратификации;

2) теориями  социального господства; 

3) теориями  демографических изменений; 

4) концепциями  институциональной социологии.

35) Репродуктивные функции в обществе  осуществляют:

1) политические  институты;

2) экономические  институты;

3) правовые  институты;

4) брачно-семейные  институты.

36) Малая социальная группа представляет  собой:

1) любое кратковременное  скопление людей, в котором  они тем или иным образом взаимодействуют друг с другом;

2) совокупность  индивидов, связанных между собой кровнородственными узами;

3) некоторое  число людей, вступающих между  собой в постоянные непосредственные контакты;

4) группу индивидов, имеющих одинаковые или близкие социальные статусы.

37) Вторичная социализация — это:

1) процесс  «переучивания» социальных ролей, когда человек попадает в среду с иными условиями жизни;

2) период социализации, совпадающий с получением формального  образования;

3) процесс  закрепления социальных навыков,  получаемых в ходе первичной социализации;

4) социализация, протекающая за рамками классной комнаты.

38) Суть каких теорий социального  взаимодействия изложена ниже (укажите номер, под которым обозначена соответствующая теория):

1) теория обмена;

2) символический  интеракционизм;

3) этнометодология;

4) управление  впечатлениями.

39) Вторичная группа играет господствующую  роль:

1) в родоплеменной  общине;

2) в традиционном  обществе;

3) в современном  обществе;

4) в формальной  организации.

40) Главным агентом первичной социализации  является:

1) семья;

2) детский  сад;

3) школа;

4)компания  друзей.

41) Конформность — это:

1) неподчинение  социальным нормам;

2) проявление  инновативного поведения;

3) принятие  социально одобряемых целей и  средств их достижения;

4) один из  типов девиантного поведения.

42) Кратковременное скопление людей, не имеющих ничего общего, кроме одновременного физического присутствия в одном и том же месте, именуется:

1) клан;

2) группа;

3) толпа;

4) очередь.

43) Ресоциализация представляет собой:

1) период социализации, совпадающий с получением формального образования;

2) процесс  закрепления социальных навыков,  получаемых в ходе первичной  социализации;

3) отучение  от старых норм, ценностей и  ролей; 

4) процесс  «переучивания» социальных ролей,  когда человек попадает в среду  с иными условиями жизни.

44) Девиантное поведение — это  не что иное, как:

1) типичное  поведение правонарушителя (делинквента);

2) преступное  поведение;

3) отклонение  от формального закона;

4) любое поведение,  отклоняющееся от общепринятых  норм.

45) Социальные предписания — это:

1) средства  наказания;

2) средства  поощрения;

3) запрет или  разрешение сделать что-либо;

4) формальные  негативные санкции.

46) Первичной называется малая группа:

1) образующая  ядро вторичной группы;

2) отличающаяся  наиболее высокой частотой и  плотностью контактов между ее членами;

3) формирующаяся  раньше вторичной по времени;

4) система  ценностей и норм которой является  для ее членов свое образным эталоном.

47) Какие из малых групп считаются  наиболее продуктивными:

1) диады;

2) триады;

3) численностью 5-6 человек;

4) численностью  более 6 человек.

48) Малая группа, система ценностей  и норм которой являются для индивида эталоном, называется:

1) эталонной;

2) идеальной;

3) референтной;

4) когерентной.

49) Утечка мозгов» как социальное явление в наибольшей степени характерна для: 

1) постиндустриального  общества;

2) индустриального  общества; 

3) традиционного  общества;

4) примитивного  общества.

50) Наибольшая кровно-родственная группа  людей, связанных единством происхождения, — это:

1) семья;

2) клан;

3) род;

4) племя.

51) Автором теории циркуляции элит, объясняющей причины социальных революций, является:

1) Тед Роберт  Гарр; 

2) Густав Лебон;

3) Вильфредо  Парето;

4) Питирим Сорокин.

52) Гипотеза в социологическом исследовании — это:

1) прогноз (предсказание) того, что должно произойти;

2) положение,  предполагающее наличие связи  между двумя или более переменными;

3) описание  процедуры сбора данных;

4) выбор индикаторов,  выявляющих социальные признаки.

53) Понятие «закрытый вопрос» означает:

1) вопрос, предполагающий  закрытие проблемы;

2) вопрос, на  который не существует ответа;

3) вопрос, на  который предлагается несколько  альтернативных вариантов ответов, из которых предстоит выбрать только один;

4) вопрос, ответ  на который ясен с самого начала.

54) Понятие «открытый вопрос» в  социологическом опросе означает:

1) вопрос, который  не получил ответа;

2) вопрос, на  который не предлагается никаких  альтернативных вариантов ответов;

Информация о работе Эфект демографического перехода