Эфект демографического перехода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:55, контрольная работа

Описание работы

Главной целью преподавания данного курса лекций является формиро-
вание социологического мышления студентов, которое представляет собой специфическую форму отражения, анализа, умения диагностировать систему взаимоотношений людей на различных уровнях их взаимодействия в рамках действующих социальных институтов.

Файлы: 1 файл

Социология.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

3) вопрос, сформулированный  предубежденным образом;

4) вопрос, на который можно ответить как угодно.

55) Контент-анализ — это:

1) один из  способов обработки данных, полученных  в ходе экспресс-опроса;

2) процедура,  с помощью которой вербальные  записи, качественные по своему характеру, преобразуются в количественные данные;

3) один из способов  анализа результатов социального  эксперимента;

4) чтение текста  с последующим подсчетом символов.

56) Самым распространенным методом  сбора социальной информации является:

1) наблюдение;

2) анализ документов;

3) опрос;

4) эксперимент.

57) Репрезентативностью социологического  исследования называется:

1) величина, характеризующая  объем и масштабы исследования;

2) понятие,  определяющее надежность и достоверность  полученных данных;

3) степень согласованности выдвигаемых предположений с господствующей социологической парадигмой;

4) совокупность  свойств выборочной совокупности, позволяющих ей на момент опроса выступать в качестве «представителя» генеральной совокупности.

58) Включенным называется такой  вид наблюдения, при котором:

1) условия,  в которых протекает наблюдаемый  процесс, задаются исследователем;

2) наблюдатель  находится в непосредственном  контакте с наблюдаемыми объектами и принимает участие в их деятельности;

3) исследователь  разъясняет участникам процесса  цели и задачи исследования, тем самым «включая» их в качестве участников;

4) исследователь  определяет заранее, какие именно  элементы изучаемого процесса, явления должны быть включены в наблюдение.

59) Суть эмпирической социологии  состоит в:

1) составлении  анкет, их сортировке и последующей статистической обработке;

2) изучении  и описании методов сбора первичной  социологической информации, ее обработки и анализа;

3) составлении  выводов и практических рекомендаций  для принятия оптимальных управленческих решений;

4) подготовке специалистов по сбору первичной социологической информации.

60) Теория, рассматривающая социальное  взаимодействие как процесс, в  ходе которого индивиды стремятся максимизировать получаемые выгоды и минимизировать потери; основное внимание уделяет изучению воздействия затрат и вознаграждений на поведение людей:

1) этнометодология;

2) управление  впечатлениями;

3) теория обмена;

4) символический  интеракционизм.

61) Процесс взаимопроникновения и  взаимовлияния обычаев и традиций, распространения культурных ценностей из одних социальных центров в другие:

    1. социальное взаимодействие;
  1. диффузионизм;
  1. аккультурация;
    1. институционализация.

62) Процесс, в ходе которого и  с помощью которого люди учатся  приспосабливаться к социальным нормам, т. е. процесс, делающий возможным продолжение общества и передачу его культуры между поколениями:

    1. институционализация;
    2. социализация; 
    3. секуляризация;
    4. статусная кристаллизация.

63) Любое действие, в ходе которого  внешние акты или психологические  акты одного социального актора вызывают ответную реакцию другого социального актора в форме его внешних актов или психических переживаний:

1) этнометодология; 

2) социальное  взаимодействие;

3) социализации;

4) модернизация.

64) Теоретическое направление, опирающееся  на базовое предположение о том, что правила, регулирующие контакты между людьми, обычно принимаются ими на веру в готовом виде:

1) теория обмена;

2) управление  впечатлениями;

3) этнометодология;

4) символический  интеракционизм.

65) Малая группа, являющаяся составной  частью другой малой группы (вторичной по отношению к ней), но отличающаяся более высокой частотой и плотностью контактов между ее членами:

1) референтная;

2) формальная;

3) первичная;

4) внеформальная.

 

 

 

Раздел 5. ЛИТЕРАТУРА

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. «Социология» ,учебник для вузов ,Питер ,2009

  ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Мирошниченко И. В. Социология. Конспект лекций. Учебное пособие   - М.: А-Приор, 2009. «Университетская библиотека» www.biblioclub.ru
  2.   Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод и назначение   - М.: Директ-Медиа, 2007. «Университетская библиотека» www.biblioclub.ru
  3. Екадумова И. И. Социология. Ответы на экзаменационные вопросы. 2-е издание  2-е изд., доп. - Минск: ТетраСистемс, 2011. «Университетская библиотека» www.biblioclub.ru
  4. Павленок П. Д. Социология. Учебное пособие  3-е изд. - М.: Дашков и Ко, 2010. «Университетская библиотека» www.biblioclub.ru
  5. Бабосов Е. М. Социология   - Минск: ТетраСистемс, 2011. «Университетская библиотека» www.biblioclub.ru

 

  1. Штомпка П. Социология социальных изменений   - М.: Директ-Медиа, 2007. «Университетская библиотека» www.biblioclub.ru
  2. Шафранов-Куцев Г. Ф. Социология: курс лекций. Учебное пособие  3-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2008. «Университетская библиотека» www.biblioclub.ru
  3.   Бердюгина О. Г. Социология. Учебник 4-е изд., испр. и доп. - М.: ЮРАЙТ, 2012. «Университетская библиотека» www.biblioclub.ru
  4. Кравченко А. И. Социология. Учебник для вузов   - М.: ЮРАЙТ, 2011. «Университетская библиотека» www.biblioclub.ru
  5. Козырев Г. И. Социология. 100 вопросов, 100 ответов   - М.: ВЛАДОС, 2007. «Университетская библиотека» www.biblioclub.ru
  6. Сорокин П. А. Общая социология   - М.: Директ-Медиа, 2007. «Университетская библиотека» www.biblioclub.ru
  7. Кухарчук Д. В. Социология . Краткий курс лекций  2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮРАЙТ, 2011. «Университетская библиотека» www.biblioclub.ru

 

 


 

Раздел 6. ГЛОССАРИЙ

 

Абстракция (абстрактное) — форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, частных его свойств и связей; общее понятие — результат процесса абстрагирования; синоним мысленного, понятийного.

Акторы — субъекты социального действия.

Аномия — беззаконие, отсутствие норм.

Бихевиоризм — направление  в методологии социальных наук первой половины ХХ   в., представители которого считали, что предметом исследования должно выступать не сознание, а поведение, понимаемое как совокупность двигательных и сводимых к ним словесных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды.

Вариация — разброс  значений.

Вероятностное знание — предположительное знание, требующее эмпирического подтверждения, обращения к фактам.

Вероятность — числовая характеристика степени возможности  появления какого-либо случайного события при тех или иных определенных, могущих повторяться неограниченное число раз условиях.

Воспроизводимость гипотезы — требование независимости гипотезы от того, кто ее проверяет.

Выборочная совокупность — уменьшенная модель генеральной  совокупности; те, кому социолог раздает анкеты, кто называется респондентами, кто, наконец, представляет собой объект социологического исследования.

Выборочное обследование — способ систематического сбора  данных о поведении и установках людей посредством опроса специально подобранной группы респондентов, дающих информацию о себе и своем мнении.

Генеральная совокупность — все население или та его  часть, которую социолог намерен изучить.

Географический детерминизм  — признание того, что месторасположение  страны, ее природно-климатические условия, близость или отдаленность от морей и океанов и другие параметры определяют основные черты характера, образ жизни народа, его поведение и т.д.

Гносеология — теория познания.

Гуманицизм — признание  неустранимости человеческого воздействия  на процесс познания, подчеркивание главенствующей роли ценностей и духовного начала, экзистенциальности бытия человека и т.д.

Данные — первичная  информация, полученная в результате социологического исследования, ответы респондентов, оценки экспертов, результаты наблюдения и т.п.

Девиантное поведение  — поведение, отклоняющееся от общепринятых норм действия человека, нарушение их.

Дедуктивный вывод —  процесс установления логической связи  между двумя и более переменными  при помощи пропозициональной функции.

Динамика общества —  любые изменения, превращения, переходы, процессы и т.п., которые затрагивают большие социальные группы и отражаются на социальной структуре либо социальной системе общества.

Достижительная мотивация  — ориентация человека на социальное продвижение, благополучие, карьеру, повышение творческой отдачи.

Единица наблюдения —  элемент генеральной совокупности, с которого непосредственно ведется сбор информации.

Единица отбора — элемент, предназначенный для отбора в  выборочную совокупность.

Зависимые переменные —  переменные, на изменение которых  влияют другие переменные.

Закон больших чисел  — закон, гласящий, что совокупное действие большого числа случайных  факторов приводит при некоторых  весьма общих условиях к результату, почти не зависящему от случая.

Закономерность —  мера вероятности наступления какого-то события или явления либо их взаимосвязи.

Знание — 1) в широком  смысле: любого рода информация; 2) в  узком смысле: информация, подтвержденная научными средствами.

Идентификация — уподобление  другому (воспринимаемому) человеку.

Иерархия — расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему.

Имидж — сложившийся  в массовом сознании, в общественной психологии, имеющий характер стереотипа, всегда эмоционально окрашенный образ  кого-либо или чего-либо.

Индукция — умозаключение  от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению).

Интеллект — мыслительные способности, уровень умственного  развития;

Интеллигент — мыслящий, высоконравственный человек, носитель традиций духовной культуры народа;

Интенсивное — углубленное, появляющееся за счет внутренней организации теоретического знания.

Интеракция — взаимодействие.

Интерпретация — истолкование, объяснение.

Интроспекция — самонаблюдение.

Исследование — процесс  научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления — материального  или идеального) с целью выявления его закономерностей.

Исследовательские вопросы  — гипотезы, построенные на основе сформулированных научных проблем.

Исследовательский проект — концептуальный аппарат процедуры  сбора и анализа данных.

Истина — отражение  в сознании человека предметов и явлений такими, какими они существуют вне и независимо от познающего субъекта.

Категориальный —  высший социально-философский уровень  знаний в социологии.

Категории — наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания.

Квантификация — перевод  на уровень количественного измерения.

Когортные исследования — изучение лиц одного возраста (поколения) на протяжении длительного времени.

Количественная методология  — идеология научного исследования, гипертрофирующая роль статистических и математических методов в социологии.

Контролирование репрезентативности — сравнение средних генеральной  и выборочной совокупностей и определение на основе этого ошибки выборки и ее уменьшение.

Концептуализация —  наделение или определение теоретического смысла слов и превращение их тем  самым в понятия.

Концептуальное (понятийное) определение предмета социологии —  совокупность всех теоретических понятий, при помощи которых наука описывает реальные факты, объясняет и практически решает социальные проблемы.

Концептуальное определение  переменной (понятия) — словесная  расшифровка или дефиниция, позаимствованная, как правило, из словаря.

Концептуальный объект — идеальный конструкт, обозначающий рамки темы исследования.

Концептуальный —  понятийный.

Корреляция (correlation) —  статистический термин, характеризующий  степень взаимной зависимости двух случайных величин.

Лонгитюдное исследование — длительное изучение одной совокупности лиц.

Информация о работе Эфект демографического перехода