Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:55, контрольная работа
Главной целью преподавания данного курса лекций является формиро-
вание социологического мышления студентов, которое представляет собой специфическую форму отражения, анализа, умения диагностировать систему взаимоотношений людей на различных уровнях их взаимодействия в рамках действующих социальных институтов.
Междисциплинарная матрица социологии — вся совокупность родственных социологии дисциплин, их взаимосвязь, оказываемое друг на друга влияние и интеграция.
Менталитет — психическое отражение действительности, социума, этноса, процесса деятельности, активности субъекта;
Метод — основной способ сбора, обработки или анализа данных.
Методика — совокупность технических приемов, связанных с данным исследованием.
Методология — 1) совокупность исследовательских процедур, техники и методов; 2) система принципов научного исследования.
Монографическое исследование — 1) в узком смысле: обследование одного или нескольких объектов в рамках хорошо разработанной теории. Напоминает case study, в отличие от которого преследует не получение нового знания, а постановку точного социального диагноза, например, организационной структуры конкретного предприятия; 2) в широком смысле: любое исследование одного или нескольких объектов как с познавательной, так и с практической целью.
Моральная статистика — сбор и анализ количественных данных о нравственных и интеллектуальных характеристиках различных слоев населения с целью разработки решений в области социальной политики и социального управления.
Мотив — внутренний побудитель деятельности, придающий ей личностный смысл;
Мотивация — вся совокупность мотивов, побуждающих к достижению цели;
Натурализм — понимание законов общества по аналогии с законами природы.
Научная дисциплина — сложно организованное, многоуровневое знание, характеризующееся наличием собственного предмета, объекта, методов и традиций; синоним отдельной науки (социология, экономика и др.)
Научная картина мира (НКМ) — совокупность самых общих представлений, часто носящих философский характер, о том, как устроена и каким законам подчиняется социальная реальность, в которой существуют общество и образующие его индивиды.
Научная проблема — теоретическое суждение, содержащее внутри себя противоречие, способное служить источником научной гипотезы (или серии гипотез), а также могущее быть конкретизировано на основе проведенного эмпирического исследования.
Научная школа — 1) совокупность последователей ведущего ученого или сторонников одного из методологических направлений; 2) форма кооперации ученых и закрепление исследовательских традиций; 3) разновидность парадигмы.
Независимые переменные — переменные, на изменение которых не влияют другие переменные.
Нравственность — совесть, мораль, вера; совокупность норм поведения человека в обществе, духовные качества, проявляющиеся в этом поведении.
Обработка социологической информации — математико-статистическое преобразование данных, которое делает их компактными, пригодными для анализа и интерпретации.
Общая теория — совокупность
социолого-философских
Общение — поддержание взаимных отношений, межличностное взаимодействие, психологическая реальность.
Общность гипотезы — количество реальных явлений и объектов, на которых предположительно должна распространяться сфера ее действия.
Объект исследования — 1) в широком смысле: носитель той или иной социальной проблемы; 2) в узком смысле: люди или объекты, способные дать социологу необходимую информацию.
Объем выборки — количество единиц выборочной совокупности.
Объяснение — знание связи абстрактных объектов модели.
Обыденная картина мира (ОКМ) — совокупность общих представлений о социальной реальности, которыми обладает простой человек (не специалист).
Операционализация — перевод понятий в термины либо наделение терминов эмпирическими признаками.
Операциональное определение переменной — совокупность действий (указанных в инструкции), при помощи которых в реальности можно наблюдать (получать через анкетирование или интервью) эмпирические признаки описываемого данной переменной реального явления и фиксировать их в измеряемых величинах.
Отрасль социологии — совокупность специализированных в одной предметной области социологии исследований, например, социология города, экономическая социология и др.
Парадигма — единая система теоретических воззрений, методологических принципов, методических приемов и эмпирических результатов, разделяемых научным сообществом в рамках самостоятельной области знаний или теоретического подхода.
Перспектива — это определенный способ понимания социальной реальности, угол зрения на устройство социальной вселенной.
Плеонаксия — у греков — чрезмерное увлечение чем-либо.
Поведенческие дисциплины — науки, изучающие поведение людей: психология, социальная психология, социология, экономика, политология, антропология.
Позитивизм — социально-философское и социологическое направление (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль и др.), характеризующееся стремлением исходить из позитивного (данного, фактического, устойчивого, несомненного), создать позитивную социальную теорию, свободную от умозрительных метафизических объяснений, доказательную и общезначимую, основанную на методологии, свойственной естественным наукам.
Познание — это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.
Поллстеры ( pollsters) — социологи, специализирующиеся на массовых опросах избирателей.
Предмет исследования — те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат изучению.
Предмет науки — выраженная в совокупности абстрактных понятий часть реальности, которую ученый делает объектом своего исследования; выраженный в теоретической форме объект изучения, модель изучаемого объекта, созданная научным мышлением.
Предмет социологии — это совокупность основных понятий и проблем, при помощи которых описывается социальная реальность и которые выступают темами эмпирических исследований.
Прикладные исследования — маломасштабные и нерепрезентативные исследования, призванные изучить конкретную социальную проблему и разработать практические рекомендации для ее решения.
Проблематизация — 1) процедура, означающая, что отдельный фрагмент теории или вся теория в целом могут быть опровергнуты новыми фактами; 2) процедура сомнения в положениях, которые до сих пор казались несомненными.
Проблемное поле науки — тематическое поле науки, совокупность всех тем и проблем, изучаемых текущей, существующей в данный момент, наукой.
Проект выборки — принципы выделения из объекта той совокупности людей (либо иных источников информации), которые впоследствии будут охвачены опросом.
Проектируемый объект — совокупность доступных исследователю единиц.
Пропозиция (пропозициональная функция) — выражение с неопределенными терминами (переменными), при выборе конкретных значений для этих терминов преобразующееся в осмысленное (истинное или ложное) высказывание.
Протокольные предложения — конкретные записи о единичном событии.
Процедура — последовательность всех операций, общая система действий по организации исследования.
Психоанализ — (сознательное и бессознательное) — направление, которое было основано З. Фрейдом: 1) способ исследования психологических процессов, иначе недоступных; 2) метод лечения невротических расстройств, основанный на этом исследовании; 3) ряд возникающих в результате этого психологических концепций, постепенно развивающихся и складывающихся в новую научную дисциплину (З. Фрейд, 1922 г.).
Психологическая защита
— система психологических
Рациональное (логическое) познание — высшая ступень познания, осуществляется при помощи мышления и разума в форме суждений, умозаключений и понятий.
Репрезентативность — свойство выборочной совокупности представлять характеристику генеральной.
Респондент — тот, кого опрашивает социолог.
Рефлексия — обращение назад — принцип человеческого мышления, направленный на осмысление и осознание собственных предпосылок и действий, раскрывающий внутреннее строение и специфику духовного мира.
Ролевой набор — совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом.
Роль — модель поведения в соответствии с правами и обязанностями, закрепленными за данным статусом соответствующими социальными нормами; динамическая характеристика статуса.
Сase study — исследование случая — глубинное, всестороннее изучение единичного социального феномена с использованием качественной методологии.
Самосознание — индивидуально осознанное отношение субъекта к своим целям, задачам, потребностям, влечениям, желаниям и мотивам поведения, а также осознание их.
Санкции — вознаграждения и наказания, стимулирующие соблюдение предписаний.
Символический интеракционизм — теоретико-методологическое направление, сосредоточивающееся на анализе социальных взаимодействий преимущественно в их символическом содержании.
Систематические ошибки — неконтролируемые перекосы в распределении выборочных наблюдений.
Сложность гипотезы — количество переменных, из которых состоит гипотетическое предложение.
Сознание — свойственное человеку восприятие и понимание окружающего, свойство высокоорганизованной материи, психология поведения, особая высшая ступень отражения.
Социализация — продолжающееся всю жизнь (с младенчества до старости) усвоение культурных норм и освоение социальных ролей.
Социальная гигиена — эмпирическое описание санитарных условий труда и быта городских промышленных рабочих, классификация социальных показателей здоровья населения на основе опросов, интервью и наблюдения с целью выработки практических рекомендаций для последующего проведения благотворительных социальных реформ.
Социальная группа — совокупность людей, занимающих одну и ту же социальную позицию (ячейку общества) или выполняющих одну и ту же роль.
Социальная мобильность — изменение индивидом или группой своего статуса, переход в другую группу.
Социальная проблема — существующая в самой реальности, в окружающей нас жизни противоречивая ситуация, носящая массовый характер и затрагивающая интересы больших социальных групп либо социальных институтов.
Социальная система — относительно жестко связанная совокупность основных элементов общества; совокупность социальных институтов.
Социальная статистика — приложение статистического метода к изучению общественных явлений.
Социальная физика — эмпирические количественные исследования физических характеристик человека и установление статистических закономерностей общественных явлений с применением сложных математических процедур (понималась как теоретическая дисциплина).
Социальная философия — философское исследование социальной жизни.
Социальное взаимодействие — взаимодействие между двумя и более индивидами, в процессе которого передается социально значимая информация или осуществляются действия, ориентированные на другого.
Социальное действие — это поведенческий акт (единица поведения), совершаемый социальным субъектом (представителем социальной группы) в данном месте и в данное время, ориентированный на другого человека.
Социальное исследование — исследование, в котором социальные факты объясняются через несоциальные, междисциплинарное исследование, изучение одного случая (предприятия, общины, города, группы).
Социальное развитие — прогрессивный сдвиг или изменение, накопление положительных качеств в системе, явлении, институте, обществе и др.
Социальные институты — исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.
Социальные отношения — отношения между людьми как представителями больших социальных групп (классов, слоев, профессий, этносов и др.).
Социальный процесс — серия случайных явлений, связанных между собой структурными или причинными (или, иначе, функциональными) зависимостями.
Социальный факт — это описание в терминах социологической теории тех событий, о которых накануне мы получили числовые характеристики.
Социологизм — утверждение специфичности и автономности социальной реальности, ее превосходства индивидами.
Социологические перспективы — теоретико-методологические направления, идейные позиции в социологии, представляющие крупные единицы или блоки организации научного знания (феноменологическая социология, структурный функционализм, марксизм и др.), иногда — синоним направления в социологии.