Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 08:16, курсовая работа
Участие человека в экономической деятельности характеризуется его потребностями и возможностями их удовлетворения, которые обусловлены характеристиками человеческого потенциала: здоровьем, нравственностью, творческими способностями, образованием и профессионализмом. Таким образом, человек в рыночной экономике выступает, с одной стороны, как потребитель экономических благ, производимых организациями, а с другой - как обладатель способностей, знаний и навыков, необходимых организациям, государственным и общественным органам.
Концепция качества трудовой жизни основывается на создании условий, обеспечивающих оптимальное использование трудового потенциала человека. Качество трудовой жизни можно повысить, изменив в лучшую сторону любые параметры, влияющие на жизнь людей. Это включает, например, участие работников в управлении, их обучение, подготовку руководящих кадров, реализацию программ продвижения по службе, обучение работников методам более эффективного общения и поведения в коллективе, совершенствование организации труда и др. В результате трудовой потенциал получает максимальное развитие, а организация - высокий уровень производительности труда и максимальную прибыль. Существует множество определений того, что называется качеством трудовой жизни. В данной работе оно определяется как степень (уровень) удовлетворения членами организации своих личных потребностей, достижения своих личных целей и исполнения сильных желаний посредством работы в данной организации. Создание программ и методов повышения качества трудовой жизни является одним из важных аспектов управления персоналом.
Улучшение качества трудовой жизни предусматривает улучшение социально-экономического содержания труда, развития тех характеристик трудового потенциала, которые позволяют предпринимателям более
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Теоретические аспекты качества трудовой жизни………………………..….6
1.1 Понятие качества трудовой жизни………………………………..…….6
1.2 Основные элементы качества трудовой жизни………………………...8
1.3 Факторы формирования и развития качества трудовой жизни……...20
2. Анализ качества трудовой жизни в ООО «Якутская продовольственная компания»…….......................................................................................................24
2.1Социологическое исследование «Качество трудовой жизни среди продавцов».……………………………………………………………………....24
2.2Проблемы в управлении качеством трудовой жизни в системе социально-трудовых отношений……………………………………………….30
2.3 Гуманизация труда как мера по улучшению качества трудовой
жизни……………………………………………………………………………..32
2.4 Вывод по результатам анкетирования……………………………...…..36
Заключение…………………………………………………………………….....39
Список использованной литературы…………………………………………...41
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Теоретические аспекты качества трудовой жизни………………………..….6
1.1 Понятие качества трудовой жизни………………………………..…….6
1.2 Основные элементы качества трудовой жизни………………………...8
1.3 Факторы формирования и развития качества трудовой жизни……...20
2. Анализ качества трудовой
жизни в ООО «Якутская продовольственная
компания»……...................
2.1Социологическое исследование
«Качество трудовой жизни среди продавцов».…………………………………………………
2.2Проблемы в управлении качеством трудовой жизни в системе социально-трудовых отношений……………………………………………….30
2.3 Гуманизация труда как мера по улучшению качества трудовой
жизни…………………………………………………………………
2.4 Вывод по результатам
анкетирования……………………………...…..
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Приложение……………………………………………………
Введение
Участие человека в экономической деятельности характеризуется его потребностями и возможностями их удовлетворения, которые обусловлены характеристиками человеческого потенциала: здоровьем, нравственностью, творческими способностями, образованием и профессионализмом. Таким образом, человек в рыночной экономике выступает, с одной стороны, как потребитель экономических благ, производимых организациями, а с другой - как обладатель способностей, знаний и навыков, необходимых организациям, государственным и общественным органам.
Концепция качества трудовой жизни основывается на создании условий, обеспечивающих оптимальное использование трудового потенциала человека. Качество трудовой жизни можно повысить, изменив в лучшую сторону любые параметры, влияющие на жизнь людей. Это включает, например, участие работников в управлении, их обучение, подготовку руководящих кадров, реализацию программ продвижения по службе, обучение работников методам более эффективного общения и поведения в коллективе, совершенствование организации труда и др. В результате трудовой потенциал получает максимальное развитие, а организация - высокий уровень производительности труда и максимальную прибыль. Существует множество определений того, что называется качеством трудовой жизни. В данной работе оно определяется как степень (уровень) удовлетворения членами организации своих личных потребностей, достижения своих личных целей и исполнения сильных желаний посредством работы в данной организации. Создание программ и методов повышения качества трудовой жизни является одним из важных аспектов управления персоналом.
Улучшение качества трудовой жизни предусматривает улучшение социально-экономического содержания труда, развития тех характеристик трудового потенциала, которые позволяют предпринимателям более полно использовать интеллектуальные, творческие, организаторские, нравственные способности человека. Соответствующее качество трудовой жизни должно создать условия для того, чтобы дать выход творческим способностям самого работника, когда главным мотивом становится не зарплата, не должность, не условия труда, а удовлетворение от трудовых достижений в результате самореализации и самовыражения.
Актуальность темы исследования определяется необходимостью создания условий для расширенного воспроизводства рабочей силы в современной России, повышения ее количественных и качественных характеристик на основе роста качества трудовой жизни.
Степень научной разработанности проблемы. В России в настоящее время достаточно глубоко исследованы проблемы социально- трудовых отношений, занятости, уровня жизни и доходов населения, качества жизни.
Методологические подходы, к рассмотрению различных аспектов уровня жизни, формирования доходов населения, качества жизни нашли отражение в работах отечественных авторов А.С. Айвазяна, Е.Г. Антосенкова, А.С. Астахова, В.Н. Бобкова, Б М. Генкина, Н.А. Горелова, Л.А. Еловикова, З.К. Океановой, А.А. Разумова, Н.М. Римашевской, Р.А. Яковлева и др. Теоретические основы определения категорий « качество жизни» и «качество трудовой жизни» были заложены в работах известных зарубежных ученых К. Адельфера, М. Вебера, Ф.Герцберга, Дж. Гэлбрайта, Э. Дюргейма, А. Маслоу.
К числу зарубежных авторов, сформировавших концептуальные основы следует отнести: работы Дж. Хекмана, связанные с созданием программ повышения качества трудовой жизни в США. В работах М. Альберта, М. Мескона, Ф. Хедоури представлены разработки по применению качества трудовой жизни в области управления человеческими ресурсами в США.
Цель исследования: проанализировать качество трудовой жизни на примере ООО «Якутская продовольственная компания».
Для достижения поставленной цели определен круг задач. Среди них выделена необходимость:
- рассмотреть теоретико-
- исследовать формирование и развитие качества трудовой жизни в российских условиях;
- выявить влияние качества
трудовой жизни на
Объектом исследования являются социально-трудовые отношения в условиях реформирования отечественной экономики.
Предметом исследования является качество трудовой жизни как основная характеристика социально-трудовых отношений.
Теоретической и методологической основой исследования служат основные положения экономической теории, экономики и социологии труда, общей теории управления, теории мотивации, а также труды российских и зарубежных авторов, рассматривающих проблемы занятости, социально-трудовых отношений.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы качества трудовой жизни
1.1 Понятие качества трудовой жизни.
Показатели качества жизни наряду с другими показателями позволяют оценить уровень социального развития общества. Термин «качество жизни» появился в 20-е гг. ХХ в. в западных теориях. Основоположниками концепции качества жизни считаются Э. Мэйо, А. Маслоу, Д. МакГрегор и др. В России в доперестроечный период использовались термин «благосостояние», «образ жизни», «уровень жизни». Сейчас наряду с понятием «уровень жизни» используются и такие понятия, как «качество жизни» и «качество трудовой жизни», часто как синонимы первого, а иногда и в более широком значении. При этом понятие «качество жизни» по содержанию шире, чем понятие «качество трудовой жизни».1
Под качеством жизни понимается удовлетворение всего комплекса потребностей, как в производстве, так и вне его, т. е. имеются в виду условия жизни и труда, здоровье людей. Возможности получения образования, уровень благосостояния семьи, покупательная способность населения и т. д. Что касается трудовой жизни, то это один из элементов качества жизни в целом.
Под качеством трудовой жизни понимаются условия производственной жизни людей. Но в связи с тем, что значительная часть жизни людей проходит на производстве, качество трудовой жизни во многом предопределяет качество жизни в целом. Теоретические подходы к изучению качества трудовой жизни в основном сформировались в 60-70-е годы. Они базируются на общечеловеческом подходе к пониманию творческого характера личности, на признании необходимости гуманизации труда, умственного и физического развития человека, его социальной удовлетворенности и т. д. Практическая значимость концепции качества трудовой жизни заключается в восстановлении целостности труда и культуры, создание таких условий труда, в которых работники могут реализовывать свой личностный потенциал. При этом учитывается бытовые аспекты и субъективное восприятие людьми уровня своего благополучия.2
На качество жизни людей влияют экономические, социальные, демографические. Политические и другие факторы. При этом важно принимать во внимание, как сам работник оценивает качество своей жизни: возможности саморазвития и творчества, положение своей семьи в обществе, ее финансовое состояние, жилищные условия и т. д.
В 1961 году Европейской комиссией ООН были разработаны и рекомендованы к применению показатели качества жизни. Большинство стран используют эти показатели, варьируя их исходя из национальных особенностей и возможностей. Основными компонентами качества жизни, по которым проводится оценка, являются: здоровье, потребление продуктов питания, образования, занятость и условия труда, права человека, жилищные условия, одежда, социальное обеспечение, отдых и свободное время.
В России в период становления рыночных отношений наблюдалось снижение качества жизни населения из-за резкого обесценения труда рабочей силы, когда труд средней и высокой квалификации не обеспечивал условия нормальной достойной жизни. Задача повышения цены рабочей силы определяется необходимостью улучшения уровня и качества жизни населения в условиях выхода из кризиса. Положительные изменения в сфере оплаты труда возможны только на основе государственного регулирования гарантированного уровня заработной платы, занятости, социального обеспечения.
Таким образом, понятие качества жизни и качество трудовой жизни охватывает различные взаимосвязи человека. Качество жизни – это своего рода синтетическая характеристика уровня и условий жизни населения, сводный показатель, помогающий с помощью количественно определяемых параметров оценить уровень социально-экономического развития общества.
1.2.Основные элементы качества трудовой жизни
Организация труда, являясь одной из основных характеристик качества трудовой жизни, влияет на изменение характера труда, а, следовательно, способа усилить мотивацию и повысить производительность. Однако данная зависимость наблюдается лишь у людей и организации, обладающих определенными характеристиками. Эти характеристики обобщены в модели, разработанной Р. Хекманом и Г. Олдхэмом. Эту модель подробно описал в своей работе Е.П.Ильин3
В соответствии с теорией Р. Хекмана и Г. Олдхэма, существуют три психологических состояния, определяющих удовлетворенность человека своим трудом и мотивацию:
Ощущение значимости труда реализуется предоставлением работнику возможности расширения количества трудовых навыков, определенностью производственных заданий, повышением их важности. Ответственность за результаты труда можно усилить путем предоставления работнику большей самостоятельности.
Осознание реальных результатов своего труда обеспечивается в том случае, если работник получает ответную информацию о своей работе.
Обогащение содержания труда (работы) должно создать условия сохранения и развития личности работника, когда ему предоставляются возможности для совершенствования мастерства, развития способностей, повышения знаний, проявления самостоятельности, разнообразия труда. Содержательность работ представляет собой относительную степень влияния, которое работник может оказать на саму работу и рабочую среду. Сюда относятся такие факторы, как самостоятельность в планировании и выполнении работы, определении режима работы и участие в принятии решений.
Совершенствование организации труда путем расширения объема и обогащения содержания работы способствует тому, что уничтожаются монотонность и бессодержательность труда, объединяются разрозненные элементы работы в единое целое, более соответствующее требованиям развития личности. В этих условиях работник имеет полную информацию о процессе труда и его конечной цели, что необходимо для понимания его места и роли на производстве.5
По мнению Б.М. Генкина, расширение работы в целях совершенствования организации труда позволяет уйти от чрезмерного разделения операций, когда труд работника сводится к нескольким монотонно повторяющимся операциям; расширить функции; повысить меру ответственности; использовать творческие способности работника. Объем работ является формализованным понятием и представляет собой количество различных операции, выполняемых рабочим, и частоту их повторения. Совершенствование организации труда за счет увеличения объема называется укрупнением работ6
Однако необходимо иметь в виду, что не все работники положительно реагируют на изменения подобного рода. Работники с сильным стремлением к росту, достижениям, самоуважению обычно положительно реагируют на обогащение содержания труда, что непосредственно связано с качеством трудовой жизни. Когда же люди не столь сильно мотивируются потребностями высокого уровня, обогащение содержания труда зачастую не дает заметных успехов, что значительно снижает роль качества трудовой жизни в системе управления персоналом.
Концепция качества трудовой жизни предусматривает совершенствование организации труда до такого уровня, когда созданы все условия для работника широкого профиля, готового постоянно переключаться па решение новых производственных задач, непрерывно возникающих в связи с регулярным обновлением оборудования, технологии видов продукции и услуг, т.е. когда имеется непосредственная возможность использовать и развивать свои способности. В связи с этим следует отметить, что повышение качества трудовой жизни за счет обогащения содержания труда требует учета особенностей технологии и планирования выполнения работы7.