Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 08:16, курсовая работа
Участие человека в экономической деятельности характеризуется его потребностями и возможностями их удовлетворения, которые обусловлены характеристиками человеческого потенциала: здоровьем, нравственностью, творческими способностями, образованием и профессионализмом. Таким образом, человек в рыночной экономике выступает, с одной стороны, как потребитель экономических благ, производимых организациями, а с другой - как обладатель способностей, знаний и навыков, необходимых организациям, государственным и общественным органам.
Концепция качества трудовой жизни основывается на создании условий, обеспечивающих оптимальное использование трудового потенциала человека. Качество трудовой жизни можно повысить, изменив в лучшую сторону любые параметры, влияющие на жизнь людей. Это включает, например, участие работников в управлении, их обучение, подготовку руководящих кадров, реализацию программ продвижения по службе, обучение работников методам более эффективного общения и поведения в коллективе, совершенствование организации труда и др. В результате трудовой потенциал получает максимальное развитие, а организация - высокий уровень производительности труда и максимальную прибыль. Существует множество определений того, что называется качеством трудовой жизни. В данной работе оно определяется как степень (уровень) удовлетворения членами организации своих личных потребностей, достижения своих личных целей и исполнения сильных желаний посредством работы в данной организации. Создание программ и методов повышения качества трудовой жизни является одним из важных аспектов управления персоналом.
Улучшение качества трудовой жизни предусматривает улучшение социально-экономического содержания труда, развития тех характеристик трудового потенциала, которые позволяют предпринимателям более
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Теоретические аспекты качества трудовой жизни………………………..….6
1.1 Понятие качества трудовой жизни………………………………..…….6
1.2 Основные элементы качества трудовой жизни………………………...8
1.3 Факторы формирования и развития качества трудовой жизни……...20
2. Анализ качества трудовой жизни в ООО «Якутская продовольственная компания»…….......................................................................................................24
2.1Социологическое исследование «Качество трудовой жизни среди продавцов».……………………………………………………………………....24
2.2Проблемы в управлении качеством трудовой жизни в системе социально-трудовых отношений……………………………………………….30
2.3 Гуманизация труда как мера по улучшению качества трудовой
жизни……………………………………………………………………………..32
2.4 Вывод по результатам анкетирования……………………………...…..36
Заключение…………………………………………………………………….....39
Список использованной литературы…………………………………………...41
Заключение
Для успешной реализации политики повышения трудового качества жизни в стране необходим, кроме общего, и дифференцированный подход, учитывающий различия регионального, социально-демографического, профессионального, отраслевого и профессионального характера.
В современной России наиболее актуальными проблемами повышения уровня и качества жизни по-прежнему остаются: обеспечение занятости, усиление социальной защищенности населения, борьба с бедностью, дальнейшее формирование и развитие среднего класса, выравнивание социально-экономических различий между регионами, реализация национальных программ в сфере образования и здравоохранения, повышение качества трудовой жизни.
Большинство российских и зарубежных экономистов отмечают прямую взаимосвязь между качеством государственного управления и качеством жизни населения. Качество жизни и развитие человека - понятия, составляющие содержательную характеристику современных подходов к проблемам экономического роста и развития общества. Экономическая теоретическая мысль России обратилась к этим проблемам в последние десятилетия, хотя авторитетные международные организации и исследовательские центры давно поднимают эти проблемы в своих научных разработках и дискуссиях.
Центральное место в создании условий для повышения качества жизни принадлежит государству. Именно оно призвано определять стратегию и основные направления деятельности по реализации интересов всего общества, включая рост качества жизни каждой отдельной личности. От государства требуется поддержка институтов, ставящих своей целью повышение качества жизни. Семья, трудовые коллективы, профсоюзы, религиозные организации, политические партии и другие объединения гражданского общества, берущие на себя защиту интересов отдельных групп населения в праве рассчитывать на посильную помощь государства.
Активная и профессионально грамотная политика федерального центра призвана способствовать решению актуальных социально-экономических проблем, важнейшими из которых являются борьба с бедностью и дальнейшее развитие формирующегося в стране среднего класса. Предметом пристального внимания со стороны правительства должны стать обсуждаемые сегодня программы социально-экономического развития страны. В любом случае в них должны определяться стратегия и предусматриваться решение задач повышения уровня и качества жизни населения, сокращения бедности, обеспечения высоких темпов устойчивого экономического роста, создание потенциала для будущего развития.
Определяемая федеральным центром стратегия призвана находить свое логическое развитие в проводимой регионами социально-экономической политике. В условиях разграничения полномочий между уровнями власти в стране значительная часть ответственности за решение социально-экономических задач смещается на региональный уровень. Возникает необходимость разработки региональных целевых программ, направленных на снижение бедности и повышение уровня и качества жизни. Такой подход позволяет органам государственной власти субъектов Федерации реализовать новые социально-экономические полномочия и нести ответственность перед жителями регионов, учитывая те особенности региона, которые не могут быть предусмотрены в общероссийской программе.
Региональная политика в последние годы выходит на новый уровень. В условиях значительной дифференциации регионов по результатам социально-экономического развития, а населения по уровню и качеству жизни, особое значение приобретает продуманная политика государства не только в перераспределении доходов между регионами, но и в разработке перспективных планов развития благополучных и кризисных отраслей и конкретных регионов страны совместно с ними.
Список использованной литературы:
15. Лужков Ю. Россия в XXI веке: процветание или прозябание // Проблемы теории и практики управления. – 2012. - №1. – С. 9-15
16. Львов Д. Финансовая система и экономический рост // Проблемы теории и практики управления. – 2012. - №5. – С.16-18
17. Егоршин А. П. мотивация трудовой деятельности. - ИНФРА-М: 2006-355с.
18. Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям // Под редакцией А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. – М.: ИТД «КноРус», 2012. – 544 с.
19. Микроэкономика // Под. Ред. Яковлевой Е.Б. – М. –СПб., Поиск, 2012. – 358 с.
20. Микульский К. Формирование новой модели занятости. // Экономист, 2012, №3.- С.47-52
21. Кононов С.П. Модель качества трудовой жизни - прогрессивный метод управления персоналом // Бизнес консалтинг – 2012.
22. Ракитская Г.Я. Социально-трудовые отношения (Общая теория и проблемы становления их демократического регулирования в современной России). - М.: Институт перспектив и проблем страны, 2012. - 480 с.
23. Реддавей П. Корни и последствия российского кризиса // Проблемы теории и практики управления. - 2012. - №2. - С. 24-27
24. Российский статистический ежегодник: статистический сборник. Госкомстат России. - М.: ИНФРА-М, 2012.- 246 с.
25. Рынок труда: Учебник./Под ред. Проф. В.С. Буланова и проф. Н.А. Волгина.-2-е изд., перераб. и доп. - М.:Издательство `Экзамен`, 2012.-480 с.
26. Сморчкова В.И. Арктика-регион мира и глобального сотрудничества: (Институциональные предпосылки устойчивого развития)//- М.:Изд-во РАГС, 2012. -246 с.
27. Третьяк С.В. «Качество трудовой жизни: как его изменить и как обеспечить в сфере услуг // Бизнес консалтинг - 2012.
28. Чернина Н. О новой модели занятости. // Российский экономический журнал, 2012, №11-12.- С.50-59
29. Четвернина Т. Положение безработных и государственная политика на рынке труда. // Вопросы экономики, 2012, №2.- С.102-113
30. Экономика труда (социально-трудовые отношения)/Под ред.Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова-М.: `Экзамен`,2012.-736 с.
Приложение
Анкета
Уважаемый респондент!
Просим Вас
принять участие в анонимном
социологическом исследовании
Показатели качества трудовой жизни |
Экспериментальная оценка по 10-ти бальной шкале | ||||||||||
1. Трудовой коллектив. Сумма баллов= | |||||||||||
1.1 |
Хороший психологический климат |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1.2 |
Нормальные отношения с администрацией |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1.3 |
Участие сотрудников в управлении |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1.4 |
Соблюдение регламентирующих документов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1.5 |
Минимальные стрессы на работе |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1.6 |
Позитивная мотивация сотрудников к труду |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1.7 |
Взаимоотношения малых социальных групп |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1.8 |
Характеристика работоспособности коллектива |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1.9 |
Социальная структура коллектива (пол, возраст, национальность) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1.10 |
Эффективность работы коллектива |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
2. Оплата Труда. | |||||||||||
2.1 |
Применяемая тарифная система оплаты труда |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
2.2 |
Обоснованность квалификации и ставок оплаты труда |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
2.3 |
Хорошая заработная плата |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
2.4 |
Возможности дополнительной |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
2.5 |
Доплаты на совмещение профессий, степень, звание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
2.6 |
Вознаграждение за конечный результат |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
2.7 |
Премии по итогам квартала и года |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
2.8 |
Премии за выслугу лет |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
2.9 |
Ощущение справедливости в оплате труда |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
2.10 |
Ощущение экономического благосостояния |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
| |||||||||||
3.1 |
Территориальная близость к дому |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
3.2 |
Хороший офис и мебель |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
3.3 |
Современная оргтехника |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
3.4 |
Служебный транспорт |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
3.5 |
Хорошие эргономические и физиологические условия труда |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
3.6 |
Уровень организации рабочего места |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
3.7 |
Техника личной работы (органайзер, ежедневник и др.) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
3.8 |
Целевое планирование в организации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
3.9 |
Уровень нормирования труда |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
3.10 |
Ощущение личной безопасности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
4. Руководство организацией | |||||||||||
4.1 |
Доверие к руководителем |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
4.2 |
Хорошее отношение с начальником |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
4.3 |
Соблюдение прав личности сотрудника |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
4.4 |
Стабильная кадровая политика |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
4.5 |
Уважение подчиненных |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
4.6 |
Преданность организации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
4.7 |
Удовлетворенность стилем производства |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
4.8 |
Возможность выборности руководителей |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
4.9 |
Работоспособность руководства |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
4.10 |
Желание работать в будущем с руководителем |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
5. Служебная карьера | |||||||||||
5.1 |
Наличие типовых моделей карьеры |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
5.2 |
Выявление лидеров и работа с ними |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
5.3 |
Планирование служебной карьеры |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
5.4 |
Руководство способствует карьере |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
5.5 |
Сочетание личных целей и целей организации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
5.6 |
Поощрение обучения персонала |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
5.7 |
Продвижение по заслугам и квалификации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
5.8 |
Объективная аттестация кадров |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
5.9 |
Желание долговременной работы (пожизненный наём) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
5.10 |
Возможность роста (отсутствие апатии и застоя) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
6. Социальные гарантии | |||||||||||
6.1 |
Оплата больничных листов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
6.2 |
Предоставление отпусков по графику |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
6.3 |
Выплата гарантированных пособий по Трудовому Кодексу РФ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
6.4 |
Пособие в случае увольнения по сокращению штатов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
6.5 |
Пособие в случае смерти сотрудника |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
6.6 |
Дополнительная пенсия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
6.7 |
Медицинское страхование |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
6.8 |
Страхование жизни и стихийных бедствий |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
6.9 |
Соблюдения гражданских прав |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
6.10 |
Ощущение социальной защищенности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
7. Социальные блага | |||||||||||
7.1 |
Выплата материальной помощи по отпуску |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
7.2 |
Получение фирменной одежды и обуви |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
7.3 |
Оплата спортивных оздоровительных услуг |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
7.4 |
Подарки к дням рождения и юбилейным датам |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
7.5 |
Льготные кредиты на жилье и покупку автомобиля |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
7.6 |
Компенсация транспортных расходов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
7.7 |
Компенсация расходов на питания (льготы) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
7.8 |
Оплата расходов по детским учреждениям |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
7.9 |
Достижение полного материального благосостояния |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
7.10 |
Ощущения социального благополучия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Благодарим Вас за активное участие!
1 Акофф Р. Планирование будущего корпорации. - М.: Прогресс, 2012. C.76
2 Добрынина И.А., Митрофанова Е.А. Особенности управления занятостью в условиях кризиса рынка труда. - М.: ГАУ, 2012. С.125
3 Акофф Р. Планирование будущего корпорации. - М.: Прогресс, 2012. С.235
4 Добрынина И.А., Митрофанова Е.А. Особенности управления занятостью в условиях кризиса рынка труда. - М.: ГАУ, 2012. С.58
5 Десслер Гари. Управление персоналом / Пер. с англ. – М: «Издательство БИНОМ», 2012. С.145
6 Скумачук В.В., Ромашев О.О., Сорокин М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов-М.: ЮТИНИТИ, 2012. С.116
7 Авдеев В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. - М.: Феликс, 2012.С 57.
8 Иванов Р. 3., Кибанов А.Я. Совершенствование структуры, функций и экономических взаимоотношений управленческих подразделений предприятий при разных формах хозяйствования: Учеб. пособие. - М.: ГАУ, 2011.С 187.
9 Шульга Б.Д. Управление персоналом. - М.: Учебное пособие, 2011.С 287.
10 Рынок труда: Учебник./Под ред. Проф. В.С. Буланова и проф. Н.А. Волгина.-2-е изд., перераб. и доп. - М.:Издательство `Экзамен`, 2012.С 480.
11 Кононов С.П. Модель качества трудовой жизни - прогрессивный метод управления персоналом // Бизнес консалтинг – 2012. С 67.
12 Акофф Р. Планирование будущего корпорации. - М.: Прогресс, 2012. С 121.
13 Шульга Б.Д. Управление персоналом. - М.: Учебное пособие, 2011. С 165.
14 Реддавей П. Корни и последствия российского кризиса // Проблемы теории и практики управления. - 2012. - №2. - С. 24-27. С 129.
15 Чернина Н. О новой модели занятости. // Российский экономический журнал, 2012, №11-12.- С.50
16 Добрынина И.А., Митрофанова Е.А. Особенности управления занятостью в условиях кризиса рынка труда. - М.: ГАУ, 2012. С 29.
17 Кузнецова Дж. X. Стратегическое управление на предприятии // Проблемы стратегии. 2012. № 2. С 38.
18 Некрасов М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. - М.: Финстатинформ, 2011. С 258.
19 Авдеев В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. - М.: Феликс, 2012. С 348.
20 Тальков В.И. Делопроизводство в кадровой службе. - М.: Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2011. С 294.
21 Добрынина И.А., Митрофанова Е.А. Особенности управления занятостью в условиях кризиса рынка труда. - М.: ГАУ, 2012 С 58.
22 Егоршин А. П. мотивация трудовой деятельности. - ИНФРА-М: 2006-С 355.
23 Некрасов М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. - М.: Финстатинформ, 2011.