Классификация социально педогогических технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 19:01, реферат

Описание работы

В процессе развития учения о педагогических технологиях выявлялось то особенное, что характерно для них. К наиболее существенным признакам дидактических технологий и технологий воспитания относятся:
основной замысел (например, технология передачи знаний, технология развития личности и др.), в основе которого лежит определенная методологическая и философская позиция автора;
техническая цепочка действий, операций, коммуникаций, которая выстраивается в соответствии с целевыми установками на конкретный ожидаемый результат;

Файлы: 1 файл

Klassifikacia.doc

— 72.50 Кб (Скачать файл)

Классификация социально  – педагогических технологий

В процессе развития учения о педагогических технологиях выявлялось то особенное, что характерно для них. К наиболее существенным признакам дидактических технологий и технологий воспитания относятся:

  • основной замысел (например, технология передачи знаний, технология развития личности и др.), в основе которого лежит определенная методологическая и философская позиция автора;
  • техническая цепочка действий, операций, коммуникаций, которая выстраивается в соответствии с целевыми установками на конкретный ожидаемый результат;
  • взаимосвязь деятельности учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, диалогического общения;
  • соответствие технологии требованиям государственного стандарта;
  • воспроизводимость технологии любым учителем;
  • включение диагностических процедур, содержащих критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

Изложенные признаки позволяют выделить наиболее существенное в педагогической технологии. Однако для разработки классификации социально-педагогических технологий необходимо определить ее основания и критерии.

Основания классификации — это  те качественные характеристики, которые позволяют систематизировать технологии применительно к решению основных проблем объекта с учетом целей технологий и особенностей их практического применения. Обобщение практического опыта по вопросу, каковы наиболее важные цели, стоящие перед социальными педагогами в их профессиональной деятельности, а также способы их достижения, позволяет выделить наиболее существенные основания для классификации социально-педагогических технологий. К ним можно отнести:

  • тип социально-педагогической технологии;
  • назначение социально-педагогической технологии;
  • субъект применения;
  • объект применения;
  • место применения;
  • способ реализации.

В соответствии с выделенными основаниями  необходимо определить критерии, по которым  можно осуществить систематизацию и классификацию социально-педагогических технологий.

Критерий (от греч. кгПёпоп — средство для суждения) — признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки. По одному основанию может быть выделено несколько критериев. Они позволяют в большей степени индивидуализировать технологии. В каждом социально-педагогическом учреждении, с учетом опыта работы его специалистов, накапливаются технологии, пополняющие банк технологий, и при этом выявляются наиболее значимые для практических работников критерии, позволяющие совершенствовать классификацию и выбор оптимальных технологий.

Рассмотрим наиболее общие для  каждого выделенного основания  критерии, которые позволят разработать  общую классификацию социально-педагогических технологий.

Тип технологии. Критерий по данному основанию направлен на выявление типа социально-педагогической технологии, который определяется ее характером. Поэтому характер технологии является основным критерием по данному основанию, позволяющим выделить общие и частные технологии.

Общие технологии ориентированы на общий цикл социально-педагогической работы с клиентом по выявлению его  социально-педагогической проблемы и  ее разрешению.

Частные технологии направлены на решение  определенной частной цели, задачи.

Назначение технологии. Критерий по данному основанию позволяет выделить социально-педагогические технологии в зависимости от основной цели деятельности социального педагога (главное назначение технологии) в данной ситуации по отношению к конкретному объекту. В качестве такого критерия и выступает целевое назначение социально-педагогической технологии. В соответствии с данным критерием технологии могут

иметь:

направленное целевое назначение — технологии развития, воспитания; педагогической коррекции; педагогической реабилитации; исправления (перевоспитания); информационно-пропагандистской деятельности; профориентационной работы; досуговой деятельности и др.;

комплексное назначение — технологии, предполагающие достижение одновременно нескольких целей.

Субъект применения. Критериев по данному основанию существует несколько. Они позволяют выделить социально-педагогическую технологию в зависимости от индивидуальных возможностей специалиста. Другими словами, по данным критериям социальный педагог может выбрать наиболее подходящую для него в данной ситуации технологию, в процессе реализации которой он сумеет добиться наибольшей результативности. К критериям по Данному основанию относятся:

уровень профессионализма — начинающий, имеющий опыт работы, высококвалифицированный специалист;

специализация социального педагога — по направлению деятельности, по работе с определенной возрастной группой и др.

Объект применения. Критериев по данному основанию также существует несколько. Они позволяют выделить социально-педагогическую технологию в зависимости от характеристики объекта деятельности. Такими критериями могут выступать следующие характеристики объекта:

социальная — ученик, студент, военнослужащий, семья, родитель и др.;

возрастная — ребенок, подросток, юноша и др.;

личностная (то характерное в объекте, что обусловливает необходимость социально-педагогической работы с ним) — характер социального отклонения, психологическое или эмоциональное состояние, динамичность личности, компенсационные возможности и др.;

количественная — отдельная личность, группа, коллектив; другие критерии.

Каждое социально-педагогическое учреждение, по мере накопления опыта  работы с различными категориями  объектов и вариантов технологий, формирует свой банк с учетом наиболее важных критериев, выдвигаемых потребностями практики.

Место применения. Критерий по данному основанию позволяет классифицировать социально-педагогические технологии в зависимости от того, в каких условиях наиболее целесообразно, оптимально их применение. Условия применения как критерий классификации технологий позволяют выделить в качестве места применения: образовательное учреждение; специализированный центр; место жительства и др.

Способ реализации. Критерий по данному основанию направлен на выделение социально-педагогических технологий в зависимости от способа достижения цели (используемые основные методы, средства практического применения). Как правило, это один (ведущий, базовый) или несколько (определенная совокупность)  методов, используемых в технологии. То есть критерием по данному основанию выступает основной способ достижения цели — ведущий метод (игра, деятельность, психодрама, консультация и др.); совокупность основных методов; авторские методики (воспитание в коллективе А. С. Макаренко; коррекция бродяжничества П. Г. Бельского; технология саморазвития М. Монтессори; технология свободного труда С. Френе и др.).

Изложенные основания и критерии классификации позволяют выделить основные социально-педагогические технологии, которые делятся на два типа — технологии общие и технологии частные.

Социально-педагогические технологии общего типа (общие социально-педагогические технологии). Это технологии, включающие полный цикл социально-педагогической работы с клиентом, группой. На практике часто вместо выражения «социально-педа-

гогическая технология» используются термины «методика», «программа», «сценарий» и пр.

Эти технологии могут иметь как  направленное целевое, так и комплексное  назначение. Комплексные технологии общего типа обусловлены тем, что  довольно часто социальным педагогам приходится решать комплекс задач, обусловленных различными причинами и прежде всего отклонениями в развитии и воспитании человека. В этом случае и возникает потребность в комплексной социально-педагогической помощи.

Каждая из технологий имеет свое содержание и требует учета особенностей ее реализации.

По субъектному применению такие технологии ориентируются на специально подготовленного специалиста, чаще всего — на группу специалистов и на его (их) специализацию и профессиональную подготовку.

Каждая технология общего типа ориентирована также на определенную категорию объекта применения с учетом его социально-педагогических проблем и индивидуальных возможностей их разрешения. К таким технологиям социально-педагогической работы

относятся:

а) социально ориентированные — это технологии, предназначенные для социально-педагогической работы с различными социальными группами людей — школьниками, студентами, военнослужащими, семьями и пр.;

б) возрастные — это технологии, которые наиболее целесообразны  в социально-педагогической работе с людьми определенного возраста — детьми, подростками, молодежью; школьниками начальных, средних классов, старшеклассниками и др.;

в) групповые — это технологии, предназначенные для использования  в группах;

г) индивидуально ориентированные — это технологии индивидуального развития, воспитания ребенка с определенной патологией, определенного возраста; надомное воспитание ребенка; индивидуально-коррекционное, коррекционно-компенсаторное развитие и воспитание детей с отклонениями в развитии и др.

По месту реализации общие технологии часто предусматривают определенные условия, обеспечивающие решение конкретных функциональных задач, а поэтому они могут применяться только в специально подготовленных центрах, аудиториях, лабораториях и т.п. Некоторые из них ориентированы на использование возможностей различных условий (специального центра, медицинского учреждения, образовательного учреждения, места жительства и пр.). Каждая технология, как правило, предусматривает оптимальные условия, при которых она наиболее целесообразна.

По способу реализации технологии общего типа, в зависимости oт решаемых задач, подразделяются по ведущему методу, средству, которые определяют основное своеобразие деятельности по достижению прогнозируемой цели. С этой точки зрения могут быть выделены:

а) социально-педагогические технологии, обусловленные ведущим методом практической деятельности: игры, театрализованная деятельность, тренинги, туристические походы и др.;

б) социально-педагогические технологии, построенные на определенной последовательности, взаимосвязи группы методов. Таких технологий может быть множество. Они определяются проблемами объекта, опытом деятельности учреждения и его возможностями. Название технологии может быть определено по специфике учреждения, в котором решается проблема, по ведущему методу, применяемому в технологии, и др.;

в) авторские методики — специальные методики, разработанные конкретным специалистом и положительно зарекомендовавшие себя на практике. Например, воспитание в коллективе А. С. Макаренко; коммунарская методика И.П.Иванова; методика коррекции бродяжничества П. Г. Бельского; технология саморазвития М. Монтессори; технология свободного труда С. Френе и др. Таких методик появляется все больше. Накопление специалистом опыта практической работы и овладение им методикой разработки технологий будут способствовать появлению новых авторских методик.

Социально-педагогические технологии частного типа (частные социально-педагогические технологии). Эти технологии выделяются из структурных компонентов общей технологии либо из частных видов функциональной деятельности социальных педагогов. Поэтому их можно называть также функциональными социально-педагогическими технологиями. К таким технологиям относятся: диагностические, диагностико-прогностические, прогностические технологии, а также выбор оптимальной технологии, непосредственная подготовка к практической реализации целевой технологии, целевые реализационные, экспертно-оценочные технологии.

Каждая из функциональных социально-педагогических технологий подлежит классификации по тем же основаниям и критериям, которые использованы для общих технологий.

Рассмотрим отдельные  виды частных технологий.

Диагностические социально-педагогические технологии. Такие технологии предназначены для выполнения конкретной функции — постановки диагноза. Они применяются для оценки явления, уровня социально-педагогической запущенности объекта, степени отклонения, социально-педагогических особенностей его развития и пр.

Назначение. Такие технологии подразделяются в зависимости от задач диагностики (на что она ориентирована). Даже общая диагностика предусматривает определенный минимум деятельности, позволяющий достаточно полно оценить исследуемое явление. Оттого, что диагностируется, очень часто зависит, как это следует делать (наиболее целесообразный способ) и где (в каких условиях) лучше ее проводить. В зависимости от целевой направленности различают и диагностические технологии.

Субъект применения. Для реализации любой диагностической технологии необходима специальная подготовка специалиста.

Объект применения. Методика диагностики обычно ориентирована на определенную область практического применения.

Место реализации. Диагностические технологии используются, как правило, в специальных центрах, консультационных пунктах. Всякая диагностическая технология предусматривает определенные способы реализации. Они могут быть более или менее эффективными и зависеть от ряда факторов (технической оснащенности подготовленности специалиста, подготовленности лаборатории для диагностики и пр.). В зависимости от объекта диагностики формируется банк технологий, дифференцированных по способам и средствам реализации. Это могут быть социологические или психологические методики с использованием специальных бланков, аппаратуры, методов наблюдения, включения в определенные виды деятельности и т.д.

Информация о работе Классификация социально педогогических технологий