Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 01:26, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить теоретические и практические аспекты применения PR – технологий в социальной работе.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить научную, методическую и специальную литературу по проблеме исследования
2. Раскрыть сущность понятия «Паблик рилейшнз» и изучить историю развития
3. Проанализировать основные цели, функции и принципы работы связей с общественностью
4. Рассмотреть особенности взаимодействия паблик рилейшнз и социальной работы
5. Изучить возможные PR – технологии в социальной работе
6. Проанализировать опрос специалистов по связям с общественностью на данную тематику
7. Подвергнуть анализу долгосрочную PR – кампанию «Год молодежи» относительно данной темы
Объект исследования: PR – технологии.
Введение
Современное понимание основ
социального развития исходит из
того, что социальная работа государства
должна быть направлена на создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь
и свободное развитие человека. В
связи с этим важным является охрана
труда и здоровья людей, установление
гарантированного размера оплаты труда,
обеспечение государственной
В то же время переход от жестко планируемого способа хозяйствования к рыночным отношениям сопровождается серьезными социальными издержками, негативно влияющими на многие слои населения России. Наблюдается падение уровня и качества жизни населения, резко обостряется социальная дифференциация. В этом плане ярко характеризует социально-экономическую ситуацию в России следующий показатель. По данным статистики уровень жизни 10% наиболее обеспеченных людей в 15 раз превысил уровень жизни 10% наименее обеспеченных. В действительности же этот коэффициент достигает 30, на Западе составляет 10-12. Негативный окрас социальной пирамиды оттеняет и то, что на самой ее вершине – небольшая группа богатых (0,2%) которую обслуживает довольно значительный слой (40%). В середине 90-х годов около 50 млн. людей находились за чертой бедности. Тенденция обнищания молодых и работоспособных усиливается. И это результат глубокого экономического кризиса, который переживает Россия.
Трудоспособное население страны все чаще сталкивается с таким социальным бичом как безработица. В 2010 г. общее число безработных составило 5,6 млн. человек, в том числе около 2 млн. официально зарегистрированных.
Демографические показатели России одни из самых низких. В России происходит депопуляция (снижение численности населения). К середине 90-х годов рождаемость сократилась до 1,3 рождения на семью, в то время как для простого воспроизводства семьи она должна быть не менее 2,1. До половины детей рождается больными, около 20% новорожденных появляются на свет вне брака, многие дети растут в неполных семьях, в детских домах, в семьях алкоголиков и наркоманов.
Социальные невзгоды, стрессовые ситуации привели к тому, что по статистике самоубийств Россия вышла на первое место в мире. Примерно 50 тыс. человек в год кончают жизнь самоубийством (или 40 на 100 тыс. населения, что в 3 раза выше, чем в США и в 4 раза выше, чем в Англии). Особенно большой рост самоубийств наблюдается среди мужчин - 71 человек на 100 тыс. В России ежегодно кончают жизнь самоубийством из-за жестокого обращения примерно 2 тыс. детей, 50 тыс. несовершеннолетних уходит из дома и 20 тыс. из детских садов и интернатов1.
Сложившаяся ситуация требует приятия адекватных мер прежде всего в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения социальной безопасности. Это не может быть достигнуто только путем реформирования общественной жизни, проведением только грамотной и эффективной социальной политики государства, но также в этой связи необходимо изменить само мироощущение населения страны, его отношение к проблемам. И здесь особенно важной становиться проблема взаимодействия социальных служб с таким видом профессиональной и научной деятельности как связи с общественностью.
Будучи элементом культурно-идеологической подсистемы, общественное мнение взаимодействует со всеми остальными ее подсистемами - нормативной, организационной и информационно-коммуникативной. Оно выступает как полноправный участник политических, экономических и социальных процессов, реализуя прежде всего свои социологические функции (адаптирующие, культуронаследования и социорегуляции).
Вот почему социальные службы не могут игнорировать данный феномен. Чтобы влиять на мнение людей, необходимо обладать максимально широкими знаниями о том, как люди мыслят и как они поступают в различных обстоятельствах. Именно поэтому изучение взаимодействия PR - технологий и социальной работы становиться столь актуальной и востребованной.
Изучением и разработкой данной проблемы занимались такие исследователи, как: Ю.Л. Борисов, Б. Грушин, Л.Ю. Гермогенова, Г.Н. Кэссон, В. Перепелица, Б.С. Разумовский, В.Л. Музыкант, Р.М. Тухватулин, И.Б. Гасанов, Д.Г. Амбуладзе, Н.В. Кривельская, В.И. Ильичев, В.Н. Иванов и другие.
Цель курсовой работы: изучить теоретические и практические аспекты применения PR – технологий в социальной работе.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Объект исследования: PR – технологии.
Предмет исследования: место и роль PR – технологий в теории и практике социальной работы.
В работе использовался следующий компле
Методология исследования: анализ, синтез и обобщение.
Гипотеза исследования: PR – технологии могут повлиять на эффективность социальной работы в России.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что она отражает наиболее значимые аспекты взаимодействия PR – технологий и работы социальных служб, а также дает практические рекомендации для более эффективного развития данного тандема.
Глава I: Паблик рилейшнз в социальной сфере: теоретические аспекты взаимодействия
В настоящее время «public relations» (PR), или связи, отношения с общественностью, — становятся всё более значимой сферой деятельности российских компаний, государственных структур, общественных и социальных организаций. Насчитывая более чем 90-летнюю историю существования в США, «public relations» уверенно завоёвывают теперь своё жизненное пространство в России, в том числе и в социальной работе. Создание подразделений связей с общественностью в российских компаниях и организациях, социальных службах активно началось в середине 90-х годов, когда Россия стала интенсивно перенимать опыт иностранных стран всех сфер жизни общества. Такой процесс обширной модернизации в жизни страны не мог пройти без внедрения PR - технологий во многие области человеческой деятельности. Но понимание смысла этого термина, целей и особенностей его проявления – вот уже долгое время являются загадкой для большого количества людей в нашей стране.
Точное и исчерпывающее определение термина «public relations» дать крайне сложно из-за широты целей и действий, охватываемых этим понятием. Поэтому до сих пор нет четкой общепринятой формулировки, ведь в каждой сфере применения данного понятия существуют свои особенности и аспекты. Для исследования темы в русле социальной работы наиболее подходят следующие определение «public relations»:
Все эти определения описывают разные аспекты термина, но схожи в одном: «public relations» является средством к достижению взаимопонимания общественности и какой-либо организации, в этом и состоит самая большая значимость и особенность связей с общественностью.
Сам термин «public relations» (Паблик Рилейшнз) имеет американское происхождение. Впервые он был употреблён в 1807 г. Томасом Джефферсоном. В черновике своего «Седьмого обращения к конгрессу» он вычеркнул слова «состояние мысли» и вписал «общественные отношения». В 1832 г. в Иельском университете впервые заговорили о Паблик Рилейшнз в смысле «relations for the general good» (отношения ради всеобщего блага). Но в это время понятие Паблик Рилейшнз – имело не то значение, какое имеет в настоящем обществе. В современном смысле связи с общественностью стали развиваться только с начала XX столетия. Для этого существовали следующие предпосылки:
Благодаря публикациям так называемых «muckrakers» (журналистов и писателей, отражающих социальные недостатки) внимание населения постоянно было привлечено к современному социальному положению общества. Мысль о том, что без поддержки общества не могут решаться сколько-нибудь значимые вопросы, привела к осуществлению первых PR - мероприятий.
В 1903 г. Айви Ледбеттер Ли оставил работу репортёра и стал газетным агентом. В 1904 году он основал первое агентство Паблик Рилейшнз. Паблик Рилейшнз в то время концентрировали свое внимание на прессе и старались вовремя заметить некую информацию о клиенте, чтобы повернуть ее в сове русло. Став в 1914 году личным советником Джона Д. Рокфеллера младшего, Ли много сделал для изменения общественного мнения о Джоне Д. Рокфеллере старшем; ему удалось убедить общественность, что тот совсем не «старый скряга капиталист», а добродушный старичок, раздающий мелочь детям и миллионы на благотворительность. Первая широкая PR -кампания была проведена в Соединённых Штатах для подготовки населения к вступлению США в Первую мировую войну. После Первой мировой войны Паблик Рилейшнз получают мощный толчок - Президент Вильсон создаёт комитет по общественной информации, который вырос в огромное предприятие, показавшее значение организованной службы PR5.
Паблик рилейшнз быстро развивается в начале XX столетия и в Европе. В Германии в 1893 г. фирма Круппа создала у себя отдел по работе с прессой. В Магдебурге уже в 1906 г. существовало городское пресс-агентство. Само понятие «Паблик Рилейшнз» было введено лишь в 1938 г. Карлом Хундхаузеном. Собственно же развитие PR в Германии началось после Второй мировой войны. Происходившее в пятидесятых годах «немецкое экономическое чудо» сделало PR необходимыми и интересными для предпринимателей. Тогда же Паблик Рилейшнз начинают рассматриваться как один из инструментов маркетинговой деятельности6.
Так же быстро, как и практическая публичная деятельность, изменялись и теоретические основы Паблик рилейшнз. В данной связи стоит упомянуть Эдварда Бернейса. Его книга «Анализируя общественное мнение», вышедшая в 1923 г., стала первым серьёзным трудом в области общественных отношений. В соответствии с его представлениями, Паблик Рилейшнз — процесс приведения к взаимосогласованию частных интересов и общественного блага. Целью Паблик Рилейшнз, таким образом, является «инжиниринг консенсуса» или, попросту говоря, достижение взаимопонимания. В соответствии с разработанной Бернейсом теорией консенсуса, у Паблик Рилейшнз имеются две функции:
В 1970-х преподавание PR официально вошло
в обязательные программы экономических
колледжей и университетов