Контент-анализ как метод сбора первичной социологической инфор¬мации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Слово «контент» означает содержимое (от англ.: contents - содержание, содержимое) документа1. Контент-анализом называют метод сбора количественных данных об изучаемом явлении или процессе, содержащихся в документах. Под документом при этом понимается не только официальный текст (типа инструкции или правового закона), но все написанное или произнесенное, все, что стало коммуникацией. Контент-анализу подвергаются книги, газетные или журнальные статьи, объявления, телевизионные выступления, кино- и видеозаписи, фотографии, лозунги, этикетки, рисунки, другие произведения искусства, а также, разумеется, и официальные документы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………….3
Контент-анализ как метод сбора информации……………………………………….4
Описание метода контент-анализа……………………………………………………..4
Техника проведения контент-анализа…………………………………………………8
Оценка контент-анализа как метода…………………………………………………..11
Надежность информации полученной с помощью контент-анализа………………..11
2.2 Преимущества контент-анализа…………………………………………………….….13
2.3 Недостатки контент-анализа……………………………………………………………17
3. Контент-анализ СМИ…………………………………………………………………...22
Заключение…………………………………………………………………………………….25
Список используемой литературы…………………………………………………………...27
Приложение……………………………………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

контент.doc

— 186.00 Кб (Скачать файл)

Учитывая опыт многочисленных исследований, можно отметить следующие основные области применения контент-анализа в социально-психологических исследованиях:

1. Изучение социально-психологических  особенностей коммуникаторов (лиц,  передающих сообщения, авторов)  через содержание их сообщений.  Одним из видов подобного изучения  являются сравнительные исследования типов личности и ценностей в различных обществах и культурах.

2. Изучение реальных социально-психологических  явлений объекта, которые отражены  в содержании сообщений (включая  явления, имевшие место в прошлом  и недоступные для исследования другими методами). Особый интерес в этом плане представляет анализ произведений литературы и искусства, а также публицистики.

3. Изучение различных средств  коммуникации через содержание  сообщений, а также особенностей  форм и приемов организации  содержания, в том числе пропагандистских.

4. Изучение социально-психологических  особенностей реципиентов (адресатов  коммуникации, аудитории). Это имеет  смысл только тогда, когда известно, что коммуникатор (автор сообщения)  достаточно верно представляет  реципиента.

5. Изучение социально-психологических  аспектов воздействия эффектов  коммуникации на реципиентов  через содержание сообщений.

Кроме того, можно выделить следующие  виды применения контент-анализа во вспомогательных целях:

а) для обработки открытых вопросов анкет и интервью, данных проективных методик;

б) специальное (науковедческое) употребление для изучения научной литературы по социальной психологии - эволюция интересов  ученых по различным проблемам в  разное время, анализ цитирований и  ссылок.

    1. Техника проведения контент-анализа

Основные этапы проведения контент-анализа  практически во многом совпадают  с основными этапами социологического исследования с использованием других методов, хотя имеют и свои специфические  особенности.

Контент-аналитическое исследование, как и любое другое, начинается с постановки исследуемой проблемы и выделения конкретных задач, которые предстоит решить в ходе исследования. Этап определения цели и задач исследования имеет принципиальное значение, от него зависят выбор конкретного эмпирического материала, содержание категориальной схемы, типы единиц счета и единиц анализа, а также основания для анализа-

Следующий этап - выбор эмпирического  материала для исследования, конкретного источника коммуникации. Ими могут быть любые документы - журналы, газеты, художественная литература, официальные документы, протоколы собраний трудовых коллективов, радио- и телепередачи и т. п. Может быть выбран как один тип источника, так и несколько. Например, в простейшем случае, когда контент-анализ используется для изучения специфики какого-либо информационного канала, способов конкретизации его деятельности, выявления закономерностей, существующих в распределении площади (печатный орган) или трансляционного времени (радио- или телепрограмма), принципов отбора материала, их тематической направленности и т.п., в качестве эмпирического материала, естественно, берется конкретный источник коммуникации, интересующий исследователя.

Выбрав конкретный источник, необходимо решить, какие именно материалы, содержащиеся в нем, исследователь будет анализировать. Будут ли это все материалы без исключения (если, например, цель исследования - изучить структуру и особенности функционирования данного источника) или материалы по какой-либо одной интересующей исследователя проблеме.

Очень важно, кроме того, правильно  выбрать временной период. Он может  быть совсем коротким (одна неделя), если необходимо получить мгновенный ситуационный срез, или очень длинным (несколько  лет), если исследуется динамика развития какого-либо социального явления.

Следующий этап анализа - операционализация  понятий. Первым шагом в построении операциональных определений является единица анализа. Такой единицей может быть как одно слово, так  и целый, законченный материал. В  аудиовизуальных средствах массовой коммуникации это, чаще всего, отдельное законченное сообщение или единичный поведенческий акт. Чтобы правильно вычислить единицу анализа из информационного потока, необходимо четко ее определить. Это определение может быть как простым, так и довольно сложным.

Единицы анализа должны отвечать требованиям  объективности и систематичности.

Объективность означает, что категории, используемые при анализе содержания, должны быть определены настолько точно, чтобы, используя их, разные люди, анализируя один и тот же текст, получали одинаковый результат. Все термины и категории, содержащие в себе явный элемент оценки, должны быть исключены, так как они очень субъективны, их значение меняется с изменением ситуации и времени.

Систематичность означает, что анализ должен осуществляться на формальном основании, без учета личной заинтересованности и предрасположенности исследователя.

Обычно единицы анализа классифицируются по нескольким категориям, разработанным  на основе материала и целей исследования. Эти категории можно определять индуктивно, дедуктивно или при помощи комбинации этих методов. Индуктивный подход требует начального погружения исследователя в документы, чтобы определить точки отсчета или темы, наиболее значимые для целей исследования. Дедуктивный подход применяется в случае, если категории подсказаны исследователю теоретическим анализом предмета исследования, а документы представляются подходящим источником данных, на основе которых можно проверить имеющиеся гипотезы. Во многих случаях соотношение между теорией и документальными данными предполагает как индуктивный, так и дедуктивный подходы. Однако чаще делается упор на индукцию, особенно на начальной стадии контент-анализа.

Категории анализа должны быть взаимоисключающими, чтобы каждая единица могла быть отнесена только к одной категории. Категориальная схема также должна быть исчерпывающей, чтобы не осталось ни одной единицы наблюдения, не соотнесенной с какой-либо категорией. Иногда для этого вводят дополнительно специальную категорию, в которую помещаются единицы, очень редко встречающиеся или по каким-либо причинам не поддающиеся кодировке.

Все вышеописанные этапы относятся  к подготовительной стадии исследования. Для непосредственного осуществления  перевода содержания документов в категориальную схему, другими словами, для кодирования текста нужны (как правило, при большом объеме информации) специально подготовленные исполнители-кодировщики. Они должны быть хорошо проинструктированы о том, как распознавать признаки, позволяющие отнести ту или иную единицу анализа к определенной категории. В идеальном случае для большей надежности два или более кодировщика должны независимо друг от друга закодировать один и тот же текст. Затем результаты их работы следует тщательно сверить. Простейший путь проверки согласованности между кодировщиками заключается в том, чтобы подсчитать коэффициент надежности, разделив количество единиц, попавших в одну и ту же категорию, на общее число закодированных единиц.

 

Коэффициент надежности = Число единиц в одной и той же категории / Общее число закодированных единиц

 

Единого стандарта необходимой  надежности данных не существует. Считается  приемлемым коэффициент, равный 60%. Если согласованность между кодировщиками  менее 60%, значит, операциональные определения  должны быть более четкими и исчерпывающими. Иногда проблема состоит в том, что две или три категории так похожи друг на друга, что кодировщики не могут уловить разницу между ними. Она может быть снята, если объединить эти категории в одну.

После того как все данные закодированы, наступает ответственный этап анализа полученных результатов или интерпретирования данных. Количественные данные, полученные в результате контент-анализа, можно далее анализировать с помощью стандартных статистических методов, измерять, группировать, сравнивать, переводить в индексы, оформлять в виде таблиц и графиков.

Заканчивается контент-аналитическое  исследование, как и любое другое, написанием отчета или аналитической  записки, содержащей как теоретические, так и чаще всего практические выводы и рекомендации.

2. Оценка контент-анализа как метода

2.1. Надежность информации полученной с помощью контент-анализа

Надежность информации, получаемой контент-анализом, обеспечивается следующими способами:

а) Обоснование полноты объема выделяемых смысловых единиц методом «снежного кома». Это делается следующим образом. Первоначально выделяются все смысловые единицы из первого анализируемого текста, далее из второго текста — те же плюс дополнительные, ранее не встречавшиеся, из третьего документа— опять те же, что уже встречались в двух предыдущих, плюс дополнительные и т. д. После изучения очередных 3—5 текстов, а которых уже не попадается ни одной новой единицы, ранее фиксированной в предыдущих документах, можно полагать, что «поле» смысловых единиц из изучаемого массива исчерпано.

В итоге изучения 20 случайно отобранных из всего массива текстов было выделено суммарно 120 единиц контент-анализа, что исчерпывает «поле», т. е. всю выборочную совокупность документов. Конечно, при изучении всего массива могут попасться новые смысловые единицы, относящиеся к предмету и ранее не предусмотренные. В этом случае они включаются в анализ дополнительно.

б) Контроль на обоснованность содержания смысловых единиц с помощью судей. Специалисты в данной области  обсуждают, насколько предложенные качественные единицы соответствуют поставленным задачам.

В нашем исследовании 6 экспертов  независимо друг от друга к классифицировали 120 понятий, отнесенных к деловым  и личностным качествам инженера, в 6 общих категории (творческие качества, исполнительские и т.д.), причем 86 % понятий были классифицированы однозначно минимум четырьмя судьями. Остальные, более спорные, подвергались спечиальному обсуждению и после согласованного решения относились к соответствующую общую категорию.

в) Обоснованность по независимому критерию. Например, данные контент-анализа дневников или сочинений учащихся с целью выявить их профессиональную склонность выборочно проверяются путем опросов, или по данным наблюдений, или тестом по известной группе, г) Устойчивость данных определяется при помощи кодирования одного текста разными кодировщиками на основе единой инструкции. Можно использовать стабильную единицу анализа и разные единицы счета (по частотам смысловых единиц и по физической протяженности одновременно).

Документы нередко выступают в качестве главного источника информации, дополняемой опросом или прямым наблюдением. Обычно это материалы прессы, а также письма читателей, статистические отчеты, карточки персонального учета (например, библиотечные формуляры при изучении читательского спроса), административные инструкции, рекламные тексты, политические листовки и т.д.

Использование личных материалов в теоретической парадигме жесткого, например, структурно-функционального, анализа более ограниченно. Такие материалы хороши для социально-психологических и педагогических исследований. Личные документы - прекрасная база для жанра социологического эссе, широко используемого нашими польскими коллегами. Большой популярностью пользуются в Польше своеобразные конкурсы сочинений или биографий, объявляемые через газету. Итоги анализа таких материалов публикуются в виде полусоциологичос-ких-полужурналистских очерков, ставящих подчас весьма острые и серьезные проблемы.

И, напротив, в интерпретационных теоретических подходах (феноменологических, культурологических) жизненные истории, биографии — великолепный источник изучения социальных процессов и обыденных практик людей.

Социолог должен проявить недюжинную изобретательность в поисках  подходящих документов, подчас весьма неожиданных.

Советский демограф В.И. Переведенцев остроумно проверил гипотезу о влиянии этнических факторов на миграцию населения. Он сопоставил данные об интенсивности миграции коренного населения союзных республик с данными Всесоюзной переписи 1959 г. о доле, лиц коренной национальности (по республикам), не считающих язык своей национальности родным языком. Оказалось, что эти пропорции совпадают почти идеально. Так, интенсивность миграции украинцев (в пропорции к русским) 11%, а доля украинцев, не говорящих на родном языке, - 12,3%, для белорусов — соответственно 15% против 15,8%, для народов Закавказья — 5% против 4,6%, народов Средней Азии — около 1% против 1,5%, для казахов -- 4% против 1,6%, для народов Прибалтики — 4% против 3,5%. Очевидно, что этнический фактор существенно влиял па миграцию.

Главные недостатки описанного метода состоят в отмеченных выше проблемах получения достоверной информации из биографических материалов и в том, что при изучении человеческой деятельности в документах часто отражается не процесс, но лишь результаты.

Анализ документов — важный метод сбора информации при формулятивном плане исследования (для выдвижения гипотез и, общей разведки темы) и на стадии работы по описательному плану. В экспериментальных исследованиях возникают значительные трудности перевода языка документов на язык гипотез, но, как показывает опыт, и эти затруднения можно преодолеть при умелом обращении с материалом.

Информация о работе Контент-анализ как метод сбора первичной социологической инфор¬мации