Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 21:21, реферат
Сравнительно недавно мировая культурология обратила внимание на феномен контркультуры, на его роль в исторической динамике. В его трактовке возникли новые позиции, более того сама тема перестала восприниматься как периферийная, частная, затрагивающая боковые сюжеты общекультурного потока.
К обсуждению проблемы подключились не только и культурологи, но и культурофилософы. Многие исследователи пришли к убеждению, что решение данной проблемы позволяет, наконец, приблизиться к постижению самой культуры как специфического явления, к распознанию механизмов её обновления и преображения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ КОНТРКУЛЬТУРЫ 4
Причины возникновения молодежной контркультуры 6
2. Феномен молодежной субкультуры. 13
3 Хиппи, гаммлер, капелони, битники 19
Основные принципы субкультуры хиппи 21
Хиппи в СССР 22
4 HC-СКИНХЕДЫ 25
Идеология: 25
Внешность НС-скинхедов 27
5 ЛЕСБИ-, ГЕЙ-, БИСЕКСУАЛЬНАЯ И ТРАНСГЕНДЕРНАЯ КОНТРКУЛЬТУРА 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Федеральное агентство по образованию
государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Московский государственный технический университет
«Станкин»
Егорьевский технический институт имени Н.М. Бардыгина
РЕФЕРАТ ПО СОЦИОЛОГИИ
Тема: «КОНТРКУЛЬТУРА»
Выполнила студентка
группы
____________________
Проверил
Доцент КИН
________________
Егорьевск
2013
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ КОНТРКУЛЬТУРЫ 4
Причины возникновения молодежной контркультуры 6
2. Феномен молодежной субкультуры. 13
3 Хиппи, гаммлер, капелони, битники 19
Основные принципы субкультуры хиппи 21
Хиппи в СССР 22
4 HC-СКИНХЕДЫ 25
Идеология: 25
Внешность НС-скинхедов 27
5 ЛЕСБИ-, ГЕЙ-, БИСЕКСУАЛЬНАЯ И ТРАНСГЕНДЕРНАЯ КОНТРКУЛЬТУРА 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Сравнительно недавно мировая культурология обратила внимание на феномен контркультуры, на его роль в исторической динамике. В его трактовке возникли новые позиции, более того сама тема перестала восприниматься как периферийная, частная, затрагивающая боковые сюжеты общекультурного потока.
К обсуждению проблемы подключились не только и культурологи, но и культурофилософы. Многие исследователи пришли к убеждению, что решение данной проблемы позволяет, наконец, приблизиться к постижению самой культуры как специфического явления, к распознанию механизмов её обновления и преображения.
Контркультура - специфический вид субкультуры. С точки зрения социологии, это культурная группа, чьи ценности и нормы поведения противодействуют «мейнстриму» (господствующему социальному течению); так сказать, культурный эквивалент политической оппозиции.
Контркультура может также быть описана как группа, поведение которой отклоняется от социальной нормы. Это - неологизм, приписанный Теодору Росзэку., Хотя отличные противокультурные затаенные чувства существовали во многих обществах, здесь термин относится к более существенному, видимому явлению, которое достигает критической массы и сохраняется сроком на время. Противокультурное движение выражает идеал, стремления, и мечты об определенном населении в течение эры - социальное проявление духа времени. Важно различить «контркультуру», «субкультуру», и «культуру края».
Противокультурные круги в 19-ом столетии Европа включали Романтизм, Богемность, и Денди. Другое движение существовало в более фрагментарной форме в 1950-ых, и в Европе и в Соединенных Штатах, в форме Битников, сопровождаемый в 1960-ых протестующими антивойны во Вьетнаме и хиппи.
Понятие «контркультура» было выдвинуто американским социологом Т. Роззаком для презентации новой молодежной субкультуры, формировавшейся на волне массовых молодежно-студенческих движений, развернувшихся изначально в США и ведущих странах Западной Европы в 50-х гг. XX века. Будучи порождением социокультурной динамики развитого индустриального общества Запада, контркультура ознаменовала собой поиск адекватных модернизации общества и цивилизации в условиях НТП и глобальных проблем современности ценностных приоритетов.
«Классическое» молодежное движение Запада охватывало три десятилетия: с конца 40-х гг. и до конца 70-х гг. XX в. и включало три этапа своего исторического генезиса: битники («разбитое поколение»; конец 40-х – 50-е гг.), хиппи («независимое поколение»; 60-е – первая половина 70-х гг.) и «новые левые» («радикальное поколение»; конец 60-х – 70-е гг.). В 70-х гг. XX в. молодежное движение во всем многообразии субкультурных форм и проявлений приобрело интернациональный характер и стало важнейшим фактором современной социокультурной жизни» [8, с. 98].
Выпестованная этими молодежными субкультурами и воплотившая их смысловые стремления, контркультура стала квинтэссенцией современного молодежно-студенческого движения, отражая в себе многие характерные противоречия культурно-цивилизационного развития в эпоху модернизации.
Любая культура развивается
через возникновение и
В 1950-е гг. наметились признаки
очередного ее кризиса. Одним из его
симптомов стало появление
Но гораздо большие масштабы и глубину контркультурные тенденции приобрели в 1960-е гг., когда США бурлили от негритянского движения в защиту гражданских прав, движения протеста против войны во Вьетнаме, студенческого движения. Социальный и политический протест, порою перераставший в открытый бунт, перерастал в протест культурный.
Именно в 1960-е гг. появилось
явление, получившее название «контркультуры».
В наиболее развитой форме этот феномен
проявился в элитарных
В менее вызывающих формах элементы контркультуры сначала распространились в массе студентов элитарных университетов, а потом стали проникать и во все университеты США, но уже в более мягких формах. В результате к концу 1960-х гг. джинсы или джинсовые костюмы, рок, длинные волосы стали молодежной модой по всему Западу.
Можно обозначить несколько причин возникновения и массового развертывания молодежной контркультуры. Во-первых, это – обеспеченный в результате модернизации западного общества на основе НТП переход от «экономики скудости» к «экономике изобилия» (Ф. Слейтер). По мнению американского философа Ф. Слейтера, на Западе (особенно – в США) после второй мировой войны, в условиях революционного влияния НТП на систему общественного производства, обозначилось противопоставление ценностных ориентиров довоенного поколения «отцов» и послевоенного поколения «детей», поскольку «старшее поколение исходит из экономики скудости, а младшее – из экономики изобилия, избытка» [4, с. 14]. Высокий уровень жизни ведущих стран Запада, на основе наукоемкой «экономики изобилия», вызвал в них ценностно-мировоззренческий конфликт поколений «отцов и детей».
Производственно-
Второй же причиной возникновения
движения контркультуры стало широкое
распространение системы
Третей причиной движения контркультуры является бурное развитие технических средств массовой коммуникации или масс-медиа, что привело к возрастанию динамики социокультурной жизни на Западе, в результате чего молодежь оказалось втянутой в ее орбиту. Рост социокультурной динамики общественной жизни под влиянием масс-медиа происходил во «временных рамках» одного поколения (50-е – 60-е гг. XX века). Новые информационные технологии как средства массовой коммуникации стали (впервые в истории) оказывать определяющее влияние на социализацию молодого поколения. Это особенно касалось телевидения, с широким распространением которого, по мнению канадского философа М. Маклюэна, человечество вступает в новую – «электронную эру» многомерного восприятия мира. Поэтому контркультуру можно представить в качестве закономерного социокультурного феномена, выражающего энергию молодежной социализации, вызванную стремлением современной молодежи занять место «старшего поколения», приняв на себя его социальные функции и наполнив их новым содержанием и смыслом.
Бизнес встретил контркультуру как очередной виток в развитии спроса и отреагировал выпуском соответствующих товаров. Молодежь в пику властям увлекалась чтением Маркса, кубинского революционера Че Гевары, алжирского революционера и публициста Фаннона - появились массовые публикации их работ. Производство джинсов было поставлено на поток; более того, производители стали предлагать сразу тертые и дырявые джинсы. Рынок завалили грампластинками с рок-музыкой. Теневой рынок отреагировал массовым предложением разнообразных наркотиков.
В конечном счете, в считанные годы контркультура была коммерциализирована. Ее эксплуатация принесла баснословные прибыли фирмам, вовремя отбросившим идеологические и культурные барьеры и пошедшим на встречу вкусам, казавшимся более чем дурацкими. Элементы контркультуры были интегрированы в господствующую культуру: президент, банкир в джинсах стали вполне нормальным явлением.
В своем содержательном плане
контркультура является своеобразной
реакцией на глобальные проблемы культурно-цивилизационного
развития человечества, четко обозначившиеся
на современном этапе
Контркультура выражает оптимистическую
перспективу решения глобальных
проблем и выступает с
Утверждаемое контркультурой глобальное мировоззрение (сознание) призвано выразить особенности развития современной цивилизации с учетом особенностей и истоков глобальных проблем. На этой основе моделируются возможности их преодоления, а также будущие перспективы человечества. В конечном итоге речь здесь идет о смысле человеческой жизнедеятельности «в мире», о той миссии, к которой призван человек по самой своей сущности.
Контркультура выдвинула
ряд идей и мероприятий, направленных
на трансформацию современной