Контркультура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 21:21, реферат

Описание работы

Сравнительно недавно мировая культурология обратила внимание на феномен контркультуры, на его роль в исторической динамике. В его трактовке возникли новые позиции, более того сама тема перестала восприниматься как периферийная, частная, затрагивающая боковые сюжеты общекультурного потока.
К обсуждению проблемы подключились не только и культурологи, но и культурофилософы. Многие исследователи пришли к убеждению, что решение данной проблемы позволяет, наконец, приблизиться к постижению самой культуры как специфического явления, к распознанию механизмов её обновления и преображения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ КОНТРКУЛЬТУРЫ 4
Причины возникновения молодежной контркультуры 6
2. Феномен молодежной субкультуры. 13
3 Хиппи, гаммлер, капелони, битники 19
Основные принципы субкультуры хиппи 21
Хиппи в СССР 22
4 HC-СКИНХЕДЫ 25
Идеология: 25
Внешность НС-скинхедов 27
5 ЛЕСБИ-, ГЕЙ-, БИСЕКСУАЛЬНАЯ И ТРАНСГЕНДЕРНАЯ КОНТРКУЛЬТУРА 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Файлы: 1 файл

контркультура.docx

— 74.59 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Московский государственный  технический университет

«Станкин»

Егорьевский технический  институт имени Н.М. Бардыгина

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ ПО СОЦИОЛОГИИ

Тема: «КОНТРКУЛЬТУРА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

группы

____________________

Проверил

Доцент КИН

________________

 

 

Егорьевск

2013

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ПОНЯТИЕ КОНТРКУЛЬТУРЫ 4

Причины возникновения молодежной контркультуры 6

2. Феномен молодежной субкультуры. 13

3 Хиппи, гаммлер, капелони, битники 19

Основные принципы субкультуры хиппи 21

Хиппи в СССР 22

4 HC-СКИНХЕДЫ 25

Идеология: 25

Внешность НС-скинхедов 27

5 ЛЕСБИ-, ГЕЙ-, БИСЕКСУАЛЬНАЯ И ТРАНСГЕНДЕРНАЯ КОНТРКУЛЬТУРА 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Сравнительно недавно  мировая культурология обратила внимание на феномен контркультуры, на его роль в исторической динамике. В его трактовке возникли новые  позиции, более того сама тема перестала  восприниматься как периферийная, частная, затрагивающая боковые сюжеты общекультурного  потока.

К обсуждению проблемы подключились не только и культурологи, но и культурофилософы. Многие исследователи пришли к убеждению, что решение данной проблемы позволяет, наконец, приблизиться к постижению самой культуры как специфического явления, к распознанию механизмов её обновления и преображения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ПОНЯТИЕ КОНТРКУЛЬТУРЫ

 

Контркультура - специфический  вид субкультуры. С точки зрения социологии, это культурная группа, чьи ценности и нормы поведения  противодействуют «мейнстриму» (господствующему социальному течению); так сказать, культурный эквивалент политической оппозиции.

Контркультура может также  быть описана как группа, поведение  которой отклоняется от социальной нормы. Это - неологизм, приписанный  Теодору Росзэку., Хотя отличные противокультурные затаенные чувства существовали во многих обществах, здесь термин относится к более существенному, видимому явлению, которое достигает критической массы и сохраняется сроком на время. Противокультурное движение выражает идеал, стремления, и мечты об определенном населении в течение эры - социальное проявление духа времени. Важно различить «контркультуру», «субкультуру», и «культуру края».

Противокультурные круги в 19-ом столетии Европа включали Романтизм, Богемность, и Денди. Другое движение существовало в более фрагментарной форме в 1950-ых, и в Европе и в Соединенных Штатах, в форме Битников, сопровождаемый в 1960-ых протестующими антивойны во Вьетнаме и хиппи.

Понятие «контркультура»  было выдвинуто американским социологом Т. Роззаком для презентации новой молодежной субкультуры, формировавшейся на волне массовых молодежно-студенческих движений, развернувшихся изначально в США и ведущих странах Западной Европы в 50-х гг. XX века. Будучи порождением социокультурной динамики развитого индустриального общества Запада, контркультура ознаменовала собой поиск адекватных модернизации общества и цивилизации в условиях НТП и глобальных проблем современности ценностных приоритетов.

«Классическое» молодежное движение Запада охватывало три десятилетия: с конца 40-х гг. и до конца 70-х  гг. XX в. и включало три этапа своего исторического генезиса: битники («разбитое  поколение»; конец 40-х – 50-е гг.), хиппи («независимое поколение»; 60-е –  первая половина 70-х гг.) и «новые левые» («радикальное поколение»; конец 60-х – 70-е гг.). В 70-х гг. XX в. молодежное движение во всем многообразии субкультурных форм и проявлений приобрело интернациональный характер и стало важнейшим фактором современной социокультурной жизни» [8, с. 98].

Выпестованная этими молодежными  субкультурами и воплотившая  их смысловые стремления, контркультура  стала квинтэссенцией современного молодежно-студенческого движения, отражая в себе многие характерные противоречия культурно-цивилизационного развития в эпоху модернизации.

Любая культура развивается  через возникновение и обострение своих противоречий, ведущих к  кризису. Буржуазная культура, являющаяся господствующей культурой западного  общества, не является исключением.

В 1950-е гг. наметились признаки очередного ее кризиса. Одним из его  симптомов стало появление контркультурных  тенденций, опрокидывавших господствовавшие до этого каноны и ценности, утверждавших новые, казавшиеся шокирующими, вызывающими. В литературе своего рода манифестом «разбитого поколения» («битников») стал роман Джека Керуака «На дороге», воспевший жизнь американских бродяг, которые отбросили общепринятые жизненные цели, нормы поведения. Революцией в поп-музыке стал Элвис Пресли.

Но гораздо большие масштабы и глубину контркультурные тенденции приобрели в 1960-е гг., когда США бурлили от негритянского движения в защиту гражданских прав, движения протеста против войны во Вьетнаме, студенческого движения. Социальный и политический протест, порою перераставший в открытый бунт, перерастал в протест культурный.

Именно в 1960-е гг. появилось  явление, получившее название «контркультуры». В наиболее развитой форме этот феномен  проявился в элитарных университетах  США и Западной Европы. В крайней  и наиболее последовательной форме  контркультура проявилась в движении хиппи. На место господствовавшего  культа денег, материального благополучия они выдвинули культ простоты. На место конформизма как ценности («будь как все») пришла высокая  оценка способности быть непохожим  на других, жить, как живется, не оглядываясь  на окружающих. Эта революция ценностей  потянула за собой и революцию  в стиле потребления. Джинсы, бывшие в Америке рабочей одеждой, стали  использоваться состоятельными студентами как повседневная, а то и выходная одежда, в которой посещали университет, гуляли по улице, ходили на концерты. Это  в то время смотрелось так же, как сейчас стеганые штаны и валенки  в российском университете. Ценились не просто джинсы, а тертые до дыр. Хиппи  ввели моду на длинные волосы у  мужчин. Распущенные женские волосы из атрибута спальни стали выходной прической. В употребление вошли  грубые ботинки рабочего и солдатского  типов. В это же время впервые  в цивилизованной истории Запада женщины обнажили на всеобщее обозрение  коленки, одев шокирующие мини-юбки. Повсеместным стало доселе редкое ношение девушками  брюк, особенно в общественных местах. Трезвости как норме жизни было противопоставлено употребление наркотиков (именно здесь начало эпидемии наркомании, захлестнувшей Запад, а теперь и территорию бывшего СССР). В моду вошла музыка, резавшая слух старшему поколению. Хиппи увлекались бродяжничеством, попрошайничали. В условиях, когда официальная Америка звала молодежь на подвиг в войне против коммунизма во Вьетнаме, лозунгом хиппи стал «Занимайтесь любовью, а не войной». Элементом контркультуры стала так называемая «сексуальная революция», означавшая ломку вековых табу в сексуальных отношениях. С тех пор ходить в обнимку, целоваться на улице, заниматься сексом вне брака стало атрибутом новой субкультуры.

В менее вызывающих формах элементы контркультуры сначала распространились в массе студентов элитарных университетов, а потом стали проникать и во все университеты США, но уже в более мягких формах. В результате к концу 1960-х гг. джинсы или джинсовые костюмы, рок, длинные волосы стали молодежной модой по всему Западу.

Причины возникновения молодежной контркультуры

 

Можно обозначить несколько  причин возникновения и массового  развертывания молодежной контркультуры. Во-первых, это – обеспеченный в  результате модернизации западного  общества на основе НТП переход от «экономики скудости» к «экономике изобилия» (Ф. Слейтер). По мнению американского философа Ф. Слейтера, на Западе (особенно – в США) после второй мировой войны, в условиях революционного влияния НТП на систему общественного производства, обозначилось противопоставление ценностных ориентиров довоенного поколения «отцов» и послевоенного поколения «детей», поскольку «старшее поколение исходит из экономики скудости, а младшее – из экономики изобилия, избытка» [4, с. 14]. Высокий уровень жизни ведущих стран Запада, на основе наукоемкой «экономики изобилия», вызвал в них ценностно-мировоззренческий конфликт поколений «отцов и детей».

Производственно-технологические  сдвиги в странах Запада позволили  «удалить значительную часть молодежи за пределы рынка труда, из поля действия трудовой этики и создали сектор «верхнесреднего класса» с «вторичной» (альтернативной) системой ценностей» [2, с. 93]. Социальной базой контркультуры  выступила студенческая интеллигентская  прослойка «верхнесреднего класса», его интеллектуальная субкультурная среда. «Детство будущих бунтарей происходило в уникальных условиях свободы от ограничений, связанных с приобщенностью к трудовым заботам родителей. Гуманистический скептицизм, привитый молодым людям в семье, в сочетании с обесцениванием внешних наград в «обществе изобилия», ослабил импульсы к вертикальному продвижению» [2, с. 94]. Так возникло «классическое молодежное движение индустриально-развитых стран Запада, провозгласившее демократические лозунги антиавторитаризма, равенства, социальных преобразований и моральное превосходство молодежи» [2, с. 94].

Второй же причиной возникновения  движения контркультуры стало широкое  распространение системы высшего  образования. Университеты как источники  знаний и научно-технических инноваций  в эпоху модернизации начали играть важнейшую роль во всей социальной жизни. «Поскольку университеты приобретают  ведущую роль в развитии «высшей» культуры в США и Европе, постольку  тенденции, бытующие внутри университетов, становятся тенденциями всей интеллектуальной жизни» [3, с. 89]. Не случайно протагонистами контркультуры выступили студенты из семей американского и западноевропейского  «верхнесреднего класса». «Распространение высшего образования и привело  к возникновению социальной прослойки, прививать своим сыновьям и дочерям  ценности и черты характера, расходящиеся с требованиями доминирующей культуры. Изобилие подорвало мотивации к  вертикальному продвижению, в результате возник новый социальный тип, новая  субкультура молодежи – «гуманистическая молодежь» [2, с. 104].

Третей причиной движения контркультуры является бурное развитие технических средств массовой коммуникации или масс-медиа, что привело к  возрастанию динамики социокультурной  жизни на Западе, в результате чего молодежь оказалось втянутой в ее орбиту. Рост социокультурной динамики общественной жизни под влиянием масс-медиа происходил во «временных рамках» одного поколения (50-е – 60-е гг. XX века). Новые информационные технологии как средства массовой коммуникации стали (впервые в истории) оказывать  определяющее влияние на социализацию молодого поколения. Это особенно касалось телевидения, с широким распространением которого, по мнению канадского философа М. Маклюэна, человечество вступает в новую – «электронную эру» многомерного восприятия мира. Поэтому контркультуру можно представить в качестве закономерного социокультурного феномена, выражающего энергию молодежной социализации, вызванную стремлением современной молодежи занять место «старшего поколения», приняв на себя его социальные функции и наполнив их новым содержанием и смыслом.

Бизнес встретил контркультуру  как очередной виток в развитии спроса и отреагировал выпуском соответствующих  товаров. Молодежь в пику властям  увлекалась чтением Маркса, кубинского революционера Че Гевары, алжирского революционера и публициста Фаннона - появились массовые публикации их работ. Производство джинсов было поставлено на поток; более того, производители стали предлагать сразу тертые и дырявые джинсы. Рынок завалили грампластинками с рок-музыкой. Теневой рынок отреагировал массовым предложением разнообразных наркотиков.

В конечном счете, в считанные  годы контркультура была коммерциализирована. Ее эксплуатация принесла баснословные прибыли фирмам, вовремя отбросившим идеологические и культурные барьеры и пошедшим на встречу вкусам, казавшимся более чем дурацкими. Элементы контркультуры были интегрированы в господствующую культуру: президент, банкир в джинсах стали вполне нормальным явлением.

В своем содержательном плане  контркультура является своеобразной реакцией на глобальные проблемы культурно-цивилизационного развития человечества, четко обозначившиеся на современном этапе модернизации. Так, к «первой группе» глобальных проблем, отличающихся наибольшей общностью  и актуальностью, можно отнести  комплекс экологических, экономических, социально-демографических и политических противоречий современной цивилизации. Вызвавшие широкий общественный резонанс глобальные проблемы современности  не могли оставить в стороне молодежь и послужили главной причиной развертывания движения контркультуры (психика юношеского возраста, отличающаяся большой широтой, остротой и оптимизмом мировосприятия, оказалась особенно восприимчивой к ним).

Контркультура выражает оптимистическую  перспективу решения глобальных проблем и выступает с инициативами: выработки нового мировоззрения, адекватного  глобализации антропогенного влияния  и культурно-цивилизационного развития человечества (т.н. идея «революции сознания», составляющая смысловое ядро контркультуры).

Утверждаемое контркультурой глобальное мировоззрение (сознание) призвано выразить особенности развития современной  цивилизации с учетом особенностей и истоков глобальных проблем. На этой основе моделируются возможности  их преодоления, а также будущие  перспективы человечества. В конечном итоге речь здесь идет о смысле человеческой жизнедеятельности «в мире», о той миссии, к которой  призван человек по самой своей  сущности.

Контркультура выдвинула  ряд идей и мероприятий, направленных на трансформацию современной цивилизации  в духе экологической модели. Сюда относится выработка и пропаганда альтернативного, по отношению к  экологически-катастрофическому мировоззрению  «массового потребления» развитого  индустриального общества, мировоззрения  «эколого-центризма», рассматривающего смысл и перспективы человеческого бытия исходя из осознания человеком своей близости к природно-географической среде и ее универсальной ценности в мире.

Информация о работе Контркультура