Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 21:21, реферат
Сравнительно недавно мировая культурология обратила внимание на феномен контркультуры, на его роль в исторической динамике. В его трактовке возникли новые позиции, более того сама тема перестала восприниматься как периферийная, частная, затрагивающая боковые сюжеты общекультурного потока.
К обсуждению проблемы подключились не только и культурологи, но и культурофилософы. Многие исследователи пришли к убеждению, что решение данной проблемы позволяет, наконец, приблизиться к постижению самой культуры как специфического явления, к распознанию механизмов её обновления и преображения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ КОНТРКУЛЬТУРЫ 4
Причины возникновения молодежной контркультуры 6
2. Феномен молодежной субкультуры. 13
3 Хиппи, гаммлер, капелони, битники 19
Основные принципы субкультуры хиппи 21
Хиппи в СССР 22
4 HC-СКИНХЕДЫ 25
Идеология: 25
Внешность НС-скинхедов 27
5 ЛЕСБИ-, ГЕЙ-, БИСЕКСУАЛЬНАЯ И ТРАНСГЕНДЕРНАЯ КОНТРКУЛЬТУРА 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
К последним в основном относились люди более старшего возраста - университетские преподаватели, служащие, представители творческой интеллигенции. Одним из "невидимых хиппи" был физик-ядерщик Фритьов Капра, впоследствии соединивший в духе постмодернизма постулаты кван-товой механики и индуистскую мифологию (популяризованную "детьми цветов" наряду с традициями восточного мистицизма вообще) в научно-философском труде "Танец Шивы".
Позднее Капра отмечал, что вел в эти годы почти "шизофренический" образ жизни . Днем он - профессор, доктор философии, читающий лекции или ведущий научные изыскания. Ночью же, или в выходные дни, он - рядовой хиппи, путешествующий автостопом, или с сигаретой марихуаны в руках отдыхающий в какой-нибудь деревенской общине хиппи.
Основные принципы субкультуры хиппи могут быть сформулированы
сле-дующим образом. Во-первых, - пассивное
сопротивление технократическому обществу
потребления. Сопротивление происходит
посредством ритуалов, представляю-щих
символическую угрозу символическому
порядку (игра в бунтарей, как способ социальной
адаптации).
Во-вторых, - движение, понимаемое хиппи, как в географическом, так и в мистическом смысле - это внутренние "путешествия", связанные с приемом наркотиков, концепцией "расширения сознания".
В-третьих, - экспрессия. Экспрессивность хиппи связана с острой неудовлетворенностью системой образования, направленной на дегуманизацию общества. Со стороны хиппи это приводит к попыткам стирания граней между работой и игрой с целью достижения радостного ощущения от работы.
В-четвертых, - субъективность, интровертность хиппи (являющееся выступлением против интеллектуализма), как вызов непомерно высоким стандартам объективного мира.
И, наконец, в-пятых, - индивидуализм, как реакция на обезличенность массового общества. Хиппи занят своим делом, считая, что свобода находится у него в голове, и не обращает внимания на существование репрессивных социальных структур с соответствующими институтами.
Для субкультуры хиппи был характерен метафизический протест, выражавшийся в трансформации сознания (с помощью магии и оккультизма, йоги и наркотиков), преобразовании чувственности (посредством сексуальной революции и наркотиков), перестройке межличностных отношений (путем "обобществления" человеческих тел, чувств и переживаний, "классовой борьбы" против "я", "эго", индивидуально-личностного принципа как такового).
Политизированность
Бесчеловечность современного
общества - это бесчеловечность научно-
Решающую роль в борьбе хиппи против технократического общества играли три составных элемента контркультуры: наркотическая культура (бегство в себя, приобретение запредельного опыта, познание бога), восточный мистицизм (вернее его синтез с христианством и индейским шаманизмом) и идея всеобщей любви (сексуальная революция, как способ достижения максимальной личной свободы от традиционных правил и норм).
В культе наркотиков хиппи видели мощное оружие, способное, по их мнению, повернуть сознание людей к возможности создания альтернативного общества. Восточный мистицизм стал альтернативой католицизму (и христианству вообще), запятнавшему себя связями с фашизмом в годы войны. Секс же фрейдистски настроенными хиппи стал восприниматься как двигатель мировой истории, способный подтолкнуть человечество не только к революции в сознании, но и к мировой социальной революции.
Представителей субкультуры хиппи (в просторечии - хиппари, хиппаны, хиппанутые) в конце 60-х - 70-х годах легко можно было отыскать почти в каждом крупном городе СССР/России, на т. н. «тусовках» (или «тусовочных местах»). К примеру, в Москве - «Психодром №2», «Фрунзенский садик» (улица Знаменка), «Пушка» (площадь Пушкина), Арбат или «Гоголя» (Гоголевский бульвар), в Питере - «Сайгон» (кофейня на Невском), «Казань» (площадь перед Казанским собором), в Киеве - Андреевский спуск и др. Приехавший в город иногородний «пипл», отправившись вечером на место тусовки, мог всегда рассчитывать на обретение там новых друзей и «вписки» (размещения на врем. проживание, у кого-либо из знакомых).
Советская (русская) культура хиппи сформировала свой сленг, на основе английского языка и арго. Например: «ксивник» (от «ксива» - документ, маленькая сумочка для переноски сего документа), «хайратник» (или «хаератник», от «хаер» - волосы), ленточка на лбу (по легенде - чтоб «не срывало крышу»), «фенечка» (браслет из ниток, кожаных полосок или бисера, дарится «на память» или друзьям, существует символика фенечек) и другие
Немного примеров слов хиппового сленга, которые пережили время и остались в активном употреблении и поныне: «вписка», «герла», «пипл», «сейшен», «трасса», «цивил», «пионер», «олдовый», «флэт»…
Помимо внешней атрибутики - «фенечек», к культуре хиппи относится также фольклорная традиция «заморочек». В основном это песни, стихи и «телеги», забавные истории из жизни системы. Одно из традиционно хипповых занятий - «аск» (от англ. ask - просить, спрашивать), попрошайничество. Обычно это собирание денег с проходящих сограждан. В СССР это было опасным и подсудным делом, но сейчас «аскерами» часто называют уличных музыкантов - играющих не из романтических убеждений, а просто по нужде. Для такого «хиппового» образа жизни существовал специальный термин - хипповать, означающий внешнее и внутреннее состояние и поведение человека, с соответствующей атрибутикой (также нередко во время длительного безденежья в жизни), и обязательно лёгкое, ненапряжное отношение к такому состоянию.
Появившись на исходе «хрущёвской оттепели», субкультура хиппи в СССР (в целом) была распространена среди весьма немногочисленных представителей молодежи. В массовом сознании слово «хиппи» вызывало ассоциации скорее негативные - «хиппи» воспринимался как неопрятно одетый молодой человек с длинными волосами, бездельник, выпивоха и наркоман, часто аполитичный и безыдейный, - противопоставление культивировавшемуся тогда образу «советского человека», «строителя коммунизма» - опрятно одетого и коротко подстриженного, целеустремлённого, обладающего чёткими политическими воззрениями по поводу «линии партии». О существовании представителей «хиппи» не только за границей, но и в СССР можно было узнать только из критических статей в центральной прессе начала 70-х.
НС-скинхемды (Naziskinheads или NationalSocialistskinheads) - молодёжная ультраправая субкультура, представители которой придерживаются национал-социалистической идеологии, одно из направлений субкультуры скинхедов. Деятельность НС-скинхедов как правило носит экстремистский характер.
Первоначально субкультура скинхедов возникла в Великобритании, в конце 60-х годов XX века. Она носила аполитичный характер и была тесно связана с английской субкультурой этого периода - модами, а также с чёрной ямайской эмигрантской молодёжью и популярной в их среде музыкой того времени - регги и, в меньшей степени, ска.
НС-скинхеды появились к концу 1982 года, как результат политической агитации лидера рок-группы Skrewdriver (которая впоследствии стала культовой для НС-скинхедов) - Яна Стюарта Дональдсона и Британского национального фронта в среде аполитичных скинхедов. Тогда впервые был заимствован кельтский крест, в качестве символа их движения, и сформирован образ НС-скинхедов (по образу крестоносцев) - солдат Священной Расовой Войны (англ. RacialHolyWar), борющихся против «недолюдей» - евреев, цыган, негров и прочих, то есть в более широком смысле всех не арийцев, главным образом многочисленных иммигрантов из стран третьего мира, а также гомосексуалистов, наркоманов и левой молодёжи.
Этот образ оказался очень
популярен в неонацистском
- НС-скинхеды позиционируют
себя как национально-
- НС-скинхеды - крайние расисты,
антисемиты и ксенофобы,
- НС-скинхеды считают
себя защитниками интересов
- особый культ у НС-скинхедов
существует вокруг личности
- национализм в идеологии
НС-скинхедов уступает
- фюрер-принципу германского авторитаризма некоторые НС-скинхеды противопоставляют принцип «сопротивления без лидеров» (вариант демократии «для белых»), но все-таки большинство неонацистских организаций имеют своих фюреров;
- не существует чёткого
определения «общепринятой»
- важное значение для НС-скинхедов играет образ эсэсовца, который частично повлиял на образ самих НС-скинхедов. Мистически в их движении воспринимается и сам «чёрный орден» СС, созданный в свою очередь по типу средневековых рыцарских орденов, главным образом тамплиеров;
- являясь участниками праворадикальных движенией, НС-скинхеды - сторонники крайних мер с применением насилия (как правило в особо жестокой форме), что обычно трактуется как экстремизм. Многим из них близка идея революции, то есть государственного переворота с целью установления национал-социалистического режима.
Внешность НС-скинхедов частично повторяет внешний вид традиционных скинхедов с добавлением милитаристского стиля:
- бритая наголо голова или очень короткая стрижка;
- одежда торговой марки Lonsdale и ThorSteinar;
- тяжёлые высокие ботинки (Dr.Martens, Grinders, Steels, Camelot), в том числе военные, чаще всего чёрного цвета, с белыми шнурками;
- светло-синие джинсы (Levi's, Wrangler) или джинсы-варёнки;
- белые футболки, чёрные или коричневые рубашки, поло и тенниски (FredPerry, BenSherman);
- короткие, чёрные и тёмно-зелёные
куртки на «молнии» без
- военная униформа или её отдельные элементы;
- нацистская символика;
- татуировки;
- нашивки;
- значки.
Лесби-, гей-, бисексуальное и транссексуальное сообщество (обычно сокращаемый как сообщество «ЛГБТ»(англ. «LGBT»)), главным образом процветающие в Северной Америке, южном Конусе, Западной Европе, Австралазии и Южной Африке, по понятным причинам, соответствует определению контркультурного движения как «культурная группа, чьи ценности и нормы поведения противоречат установкам «господствующей» культуры.
В вышеприведённых странах, в начале XX века гомосексуальные действия считались преступлениями, а лица их совершившие, подвергались уголовному преследованию. Позиция преобладающего большинства выражала отношение к гомосексуализму, как к «нравственному падению» которое должно быть наказуемо, о чем свидетельствует арест Оскара Уайльда в 1895 году за «грубую непристойность». Но даже тогда, были расхождения во мнениях. Зигмунд Фрейд публично высказал мнение, что гомосексуализм - совершенно нормальное состояние для некоторых людей. Согласно книге Чарльза Кайзера «TheGayMetropolis», в середине 1930-х годов в Соединенных Штатах существовали уже полугосударственные гей-встречи (такие как балы, ежегодно проходящие в период Гарлемского ренессанса). Существовали также бары и бани, которые обслуживали клиентов - геев. Но гомосексуализм, как правило, был атрибутом богемной культуры, а не самостоятельным движением.