Контрольная работа по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 10:42, контрольная работа

Описание работы

В истории социальных учений многие социологи и философы обращались к вопросу структуры социологии. Различные подходы к определению структуры социологического знания можно найти в творчестве О. Конта, Э. Дюркгейма, П. Сорокина, Г.В. Осипова, В.А. Ядова и многих других.
Современная социология является сложно структурированной областью научного знания об основных тенденциях и закономерностях становления, развития и функционирования различных по масштабам, особенностям и формам проявления социальных систем, о механизмах действия и проявления этих закономерностей в действиях и взаимоотношениях отдельных личностей, социальных групп и общностей. [3]

Содержание работы

1 Опишите структуру современной социологии 3
2 Общие требования к анкетным вопросам 7
3 Какие подходы к исследованию культуры существуют в социологии? Назовите достоинства и недостатки различных подходов к исследованию культуры. 12
Список использованной литературы и интернет-источников 17

Файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 75.45 Кб (Скачать файл)

- крайне важно предусмотреть для респондента возможность уклониться от ответа, без этого резко возрастает количество не ответивших на вопрос.

3) Прямые.

Прямой вопрос предусматривает ответ, который следует понимать в том же смысле, в котором его понимает респондент. Цели исследования хорошо просматриваются в вопросе, например: «Если Вы не удовлетворены организацией обслуживания в нашем кафе, то укажите, чем именно?».

 

4) Завуалированные.

 Завуалированные  вопросы, в отличие от прямых, не демонстрируют цели исследования. Например, если компания по продаже автомобилей задает в анкете вопрос о любимом цвете респондента, то, как правило, это связывают потом с цветом автомобиля. Но если такой вопрос задает туристская фирма, респондент вряд ли может связать этот вопрос с продуктом или спецификой деятельности предприятия-исследователя.

5) Личные.

Личные вопросы направлены на выявление собственного мнения респондента, не связанного с общепринятыми указаниями или мнением данной группы (общественным мнением). Например: «А теперь нам хотелось бы знать Ваше личное мнение по…».

6) Безличные.

 Безличные вопросы ориентированы на выявление мнения респондента через соотнесение его с общепринятыми суждениями или мнением определенной социальной группы. Например, «Существует мнение, что гранатовый сок нельзя пить 100%-ным. Что Вы думаете по этому поводу?»

7) Контрольные.

Контрольные вопросы призваны проверять степень искренности респондента. Например: «В какой мере Вы удовлетворены обслуживанием нашего персонала?» (варианты ответа: да; скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет; затрудняюсь ответить). Через несколько вопросов можно задать контрольный: «Хотели бы Вы еще раз посетить наше кафе?» (ответы: да, нет, не знаю).

При составлении контрольного вопроса можно выделить следующие основные требования:

- в анкете основной и контрольный вопросы должны быть размещены так, чтобы респондент не улавливал логического смысла между ними;

- реальная ситуация может контролироваться проективной;

- косвенный вопрос (безличный) может контролировать ответ на прямой вопрос, в этом случае косвенный вопрос должен предшествовать прямому (основному);

- открытый вопрос может выступать в качестве контрольного к закрытому и наоборот.

 

3 Какие подходы к исследованию культуры существуют в социологии? Назовите достоинства и недостатки различных подходов к исследованию культуры.

 

Одним из важнейших  факторов развития человека и общества является культура. Человек живет, действует и как индивид, и как социальная общность (семейная, профессиональная, территориальная, этническая и т.п.), и как все человеческое сообщество не в чисто естественной, природой данной окружающей среде, а в среде, преобразованной человеческим же трудом и культурой. Да и выделился он из животного мира, отделился от него и возвысился над ним благодаря труду и культуре. [3]

Культура - исключительно  многообразное понятие. Этот термин появился в Древнем Риме, где слово  «cultura» обозначало возделывание земли, воспитание, образование. В ходе частого употребления это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческой жизни.

Культура может  быть определена как поведение, специфическое для Homo sapiens, и как совокупность материальных объектов, используемых в качестве неотъемлемой части этого поведения. В частности, культура состоит из языка, идей, верований, традиций, кодексов, институтов, орудий, технологий, произведений искусства, ритуалов, церемоний и т. д.  Развитие культуры зависит от способности к учению и передаче знаний следующим поколениям. [5]

Всевозможные проявления культуры изучают многие науки: антропология, этнология, археология, история культуры и др. В чём же специфика социологического анализа культуры?

Социологический анализ культуры даёт возможность изучать социальное и территориальное распространение  в обществе форм и способов создания, освоения и использования людьми объектов культуры. Он позволяет выявить  устойчивые и изменчивые тенденции  в культурной динамике, а также  обусловливающие их социальные механизмы. Благодаря этому оказывается возможным установить реальный вклад различных социальных групп в культурную жизнь и направления её движения. [6]

В социологии нет единого  подхода к исследованию явлений  культуры.

Все многообразие подходов к исследованию культуры можно сгруппировать  в несколько типологических групп. Первую группу образуют подходы, при  применении которых объектом изучения являются некие предметы или  «продукты» культуры. Среди них можно выделить как минимум четыре достаточно самостоятельные  группы теорий - это «предметные», «ценностные», «символические» и «текстовые» теории. 

Вторую группу образуют подходы, описывающие деятельность,  последовательность действий и роли  агентов культурного  взаимодействия. Эти подходы  реализуются  в различных «деятельностных», «технологических», «игровых» и «коммуникативных» теориях.

Третью группу составляют такие теории, которые определяются как «субъектные» (акцентирующие внимание на агентах культурной активности, отвечающие на вопрос: «Кто и как действует?») и «диалоговые» (акцентирующие внимание на вопросе: «Каким образом самоорганизуется культура?»). Все эти подходы взаимодополняют друг друга.[7]

Рассмотрим некоторые, наиболее характерные для современной социологии подходы к исследованию культуры.

Таблица1 – Подходы к  изучению культуры в социологии [1]

Подходы

Сущность подхода

Достоинства

Недостатки

Предметный подход

Культура понимается как  искусственно созданное и противостоящее природному, естественному.

Культура – это всё  то, что создано человеком.

Она делится на: материальную

и духовную.

Таким образом, культура представляется организованной и лигитимизированной системой образцов, которые усваиваются  в ходе социализации, и на основе которых строится любая социальная активность. Данный подход хорошо проработан в социологии, долгое время он был  даже одним из доминирующих.

Во-первых, нет чётких критериев, позволяющих оценить тот или  иной предмет в культуре, единство культуры нарушается разделением её на две противостоящие друг другу  подсистемы - материальную и духовную, культура предстаёт как некое  статическое образование, лишённое стимула к какому-либо изменению. Во-вторых, культура предстает как некое статичное образование, лишенное стимулов к какому-либо изменению.

Деятельностный  подход

Культура определяется как  качественная характеристика любых  форм и результатов человеческой активности, задающая её границы, определяющая её возможности и придающая ей смысл и значимость в глазах социализированных  в ней субъектов.

Оценка культурного потенциала индивидов и групп как через  количество и качество усвоенных  содержаний, так и через те личностные творческие «вставки», которые они делают, самореализуя себя в социокультурной жизни. Этот подход преодолел ограничения и недостатки «предметного» подход (введение фактора динамики), но породил новые проблемы.

В частности, акцент делается не на собственно культурных содержаниях, а на условиях их реализации и проявления. К тому же проблематичным остаётся обоснование и критерии оценивания и сравнения культурного уровня различных субъектов.

Ценностный подход

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Культура представляет собой  систему ценностей, признаваемых тем  или иным социумом.

Основанием объединения  людей для реализации совместных целей и их дифференциации при  несовпадении и конфликте целей  служит общность и различие ценностей. Этот подход позволил ввести в сферу  анализа собственно культурное содержание, акцентируя творческое начало культуры.

Во-первых, даже в рамках одной культурной целостности возможны различные ценностные ориентации и  разное понимание того, что ценностью  является, а что нет. Это порождает  проблему обоснованности принятых ценностных критериев для конкретных ситуаций и разных социальных агентов. Во-вторых, конфликты ценностей требуют  для своего разрешения апелляции  к лежащим вне сталкивающихся ценностных систем критериям.

Технологический подход

Культура как особая совокупность средств и механизмов для решения  проблем, с которыми сталкиваются её носители, технологична по своей природе.

С точки зрения технологического подхода, важно не столько то, что  делается, а скорее то, с какой  целью делается. Быть в культуре означает уметь оперировать её механизмами  и продуцировать новые нормы  поведения.

Недостаточно проработанной  остаётся проблема столкновения различных  программ организации социальной активности. За рамками рассмотрения оказываются  способы создания новых механизмов деятельности и методы их внедрения  в культуру.

Символический подход

Суть культуры понимается как организованность определённых символических форм. В основе культурного  взаимодействия лежит понимание  символов и умение с ними работать.

Знаково-текстовое оформление культуры позволяет людям «схватывать» ценностные основания культуры, транслировать их через символические системы и структуры коммуникации и деятельности, формируя эти структуры через обмен символами между реальными социальными агентами.

В частности, акцент делается не на собственно культуре, а на условиях их реализации и проявления.

Игровой подход

Культура рассматривается  как самоценная игра, организующая уже имеющиеся содержания, порождающая  новые смыслы и возможные схемы  коммуникации и действия.

Благодаря игровому подходу  произошло окончательное акцентирование креативных (творческих) функций культуры.

Быть в культуре - это  значит играть по принятым правилам. Правила  можно менять, но если они приняты, их нарушение ведёт к «выпадению» за рамки данного социокультурного пространства.

Текстовый подход

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Культура формируется  и развивается в особом знаковом пространстве, отдельном от собственно социального пространства.

Носителями автономной знаково-оформленной  значимой информации являются сообщения  на том или ином языке. Плюсы использование  информационных технологий. Данный подход имеет высокий исследовательский  потенциал.

В социологии используется не столь активно по сравнению  с другими гуманитарными дисциплинами.

Диалоговый подход

Культура является сложным, иерархически структурированным и многоуровневым, полифункциональным, самоорганизующимся образованием.

В этом подходе постоянно  организуется диалог (полилог) различных  традиций и содержаний как в пространстве её существования, так и в исторической ретроспективе.

Этот подход позволяет  максимально расширить рамки  обсуждения проблем культуры.

Недостаточно проработанной  остаётся проблема столкновения различных  возрастных групп в ходе диалога.

Субъектный подход

Культура рассматривается, с одной стороны, как "репрессивный" механизм по отношению к индивидуальному  поведению, с другой стороны, как "развивающее" индивида начало

Взгляд на культуру через  призму её субъектов позволяет находить именно социологический срез описания и анализа взаимосвязи знаковой и социальной реальности.

В тоже время взгляд на культуру через призму её субъектов не позволяет  видеть полную картину.


 

 

Список использованной литературы и интернет-источников

 

1. Лясников Н., Лясникова Ю. Социально-экономические условия формирования духовной культуры студенческой молодежи. – М.

2. Добренькое В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2004.

3.  Бабосов E. M. Общая социология. Издание 2-е, стереотипное. – Минск: ТетраСистемс, 2004.

4. Горбунова М. Ю. Общая социология. Конспект лекций. – Эксмо, 2008.

5. Касьянов В. В., Нечипуренко В. Н., Самыгин С. И.. Социология. Учебное пособие / под ред. Касьянова В. В. — Ростов н/Д: «МарТ», 2000.

6. Звездин В.Я. Социология культуры. Учебное пособие по спецкурсу. – Пермь, 2003.

7. Елсуков А.Н., Бабосов Е.М., Данилов А.Н. Социология. Учебное пособие / под ред. А.Н. Елсукова. – Минск.: ТетраСистем, 2000.

8.http://edu.dvgups.ru/METDOC/CGU/SOTS_KULT_SERVIS/MET_N_ISL/METOD/U_P/frame/6.htm

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"