Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 10:42, контрольная работа
В истории социальных учений многие социологи и философы обращались к вопросу структуры социологии. Различные подходы к определению структуры социологического знания можно найти в творчестве О. Конта, Э. Дюркгейма, П. Сорокина, Г.В. Осипова, В.А. Ядова и многих других.
Современная социология является сложно структурированной областью научного знания об основных тенденциях и закономерностях становления, развития и функционирования различных по масштабам, особенностям и формам проявления социальных систем, о механизмах действия и проявления этих закономерностей в действиях и взаимоотношениях отдельных личностей, социальных групп и общностей. [3]
1 Опишите структуру современной социологии 3
2 Общие требования к анкетным вопросам 7
3 Какие подходы к исследованию культуры существуют в социологии? Назовите достоинства и недостатки различных подходов к исследованию культуры. 12
Список использованной литературы и интернет-источников 17
- крайне важно предусмотреть для респондента возможность уклониться от ответа, без этого резко возрастает количество не ответивших на вопрос.
3) Прямые.
Прямой вопрос предусматривает ответ, который следует понимать в том же смысле, в котором его понимает респондент. Цели исследования хорошо просматриваются в вопросе, например: «Если Вы не удовлетворены организацией обслуживания в нашем кафе, то укажите, чем именно?».
4) Завуалированные.
Завуалированные вопросы, в отличие от прямых, не демонстрируют цели исследования. Например, если компания по продаже автомобилей задает в анкете вопрос о любимом цвете респондента, то, как правило, это связывают потом с цветом автомобиля. Но если такой вопрос задает туристская фирма, респондент вряд ли может связать этот вопрос с продуктом или спецификой деятельности предприятия-исследователя.
5) Личные.
Личные вопросы направлены на выявление собственного мнения респондента, не связанного с общепринятыми указаниями или мнением данной группы (общественным мнением). Например: «А теперь нам хотелось бы знать Ваше личное мнение по…».
6) Безличные.
Безличные вопросы ориентированы на выявление мнения респондента через соотнесение его с общепринятыми суждениями или мнением определенной социальной группы. Например, «Существует мнение, что гранатовый сок нельзя пить 100%-ным. Что Вы думаете по этому поводу?»
7) Контрольные.
Контрольные вопросы призваны проверять степень искренности респондента. Например: «В какой мере Вы удовлетворены обслуживанием нашего персонала?» (варианты ответа: да; скорее да, чем нет; скорее нет, чем да; нет; затрудняюсь ответить). Через несколько вопросов можно задать контрольный: «Хотели бы Вы еще раз посетить наше кафе?» (ответы: да, нет, не знаю).
При составлении контрольного вопроса можно выделить следующие основные требования:
- в анкете основной и контрольный вопросы должны быть размещены так, чтобы респондент не улавливал логического смысла между ними;
- реальная ситуация может контролироваться проективной;
- косвенный вопрос (безличный) может контролировать ответ на прямой вопрос, в этом случае косвенный вопрос должен предшествовать прямому (основному);
- открытый вопрос может выступать в качестве контрольного к закрытому и наоборот.
Одним из важнейших факторов развития человека и общества является культура. Человек живет, действует и как индивид, и как социальная общность (семейная, профессиональная, территориальная, этническая и т.п.), и как все человеческое сообщество не в чисто естественной, природой данной окружающей среде, а в среде, преобразованной человеческим же трудом и культурой. Да и выделился он из животного мира, отделился от него и возвысился над ним благодаря труду и культуре. [3]
Культура - исключительно многообразное понятие. Этот термин появился в Древнем Риме, где слово «cultura» обозначало возделывание земли, воспитание, образование. В ходе частого употребления это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческой жизни.
Культура может быть определена как поведение, специфическое для Homo sapiens, и как совокупность материальных объектов, используемых в качестве неотъемлемой части этого поведения. В частности, культура состоит из языка, идей, верований, традиций, кодексов, институтов, орудий, технологий, произведений искусства, ритуалов, церемоний и т. д. Развитие культуры зависит от способности к учению и передаче знаний следующим поколениям. [5]
Всевозможные проявления культуры изучают многие науки: антропология, этнология, археология, история культуры и др. В чём же специфика социологического анализа культуры?
Социологический анализ культуры
даёт возможность изучать социальное
и территориальное
В социологии нет единого подхода к исследованию явлений культуры.
Все многообразие подходов к исследованию культуры можно сгруппировать в несколько типологических групп. Первую группу образуют подходы, при применении которых объектом изучения являются некие предметы или «продукты» культуры. Среди них можно выделить как минимум четыре достаточно самостоятельные группы теорий - это «предметные», «ценностные», «символические» и «текстовые» теории.
Вторую группу образуют подходы, описывающие деятельность, последовательность действий и роли агентов культурного взаимодействия. Эти подходы реализуются в различных «деятельностных», «технологических», «игровых» и «коммуникативных» теориях.
Третью группу составляют такие теории, которые определяются как «субъектные» (акцентирующие внимание на агентах культурной активности, отвечающие на вопрос: «Кто и как действует?») и «диалоговые» (акцентирующие внимание на вопросе: «Каким образом самоорганизуется культура?»). Все эти подходы взаимодополняют друг друга.[7]
Рассмотрим некоторые, наиболее характерные для современной социологии подходы к исследованию культуры.
Таблица1 – Подходы к изучению культуры в социологии [1]
Подходы |
Сущность подхода |
Достоинства |
Недостатки |
Предметный подход |
Культура понимается как искусственно созданное и противостоящее природному, естественному. Культура – это всё то, что создано человеком. Она делится на: материальную и духовную. |
Таким образом, культура представляется организованной и лигитимизированной системой образцов, которые усваиваются в ходе социализации, и на основе которых строится любая социальная активность. Данный подход хорошо проработан в социологии, долгое время он был даже одним из доминирующих. |
Во-первых, нет чётких критериев, позволяющих оценить тот или иной предмет в культуре, единство культуры нарушается разделением её на две противостоящие друг другу подсистемы - материальную и духовную, культура предстаёт как некое статическое образование, лишённое стимула к какому-либо изменению. Во-вторых, культура предстает как некое статичное образование, лишенное стимулов к какому-либо изменению. |
Деятельностный подход |
Культура определяется как качественная характеристика любых форм и результатов человеческой активности, задающая её границы, определяющая её возможности и придающая ей смысл и значимость в глазах социализированных в ней субъектов. |
Оценка культурного потенциала индивидов и групп как через количество и качество усвоенных содержаний, так и через те личностные творческие «вставки», которые они делают, самореализуя себя в социокультурной жизни. Этот подход преодолел ограничения и недостатки «предметного» подход (введение фактора динамики), но породил новые проблемы. |
В частности, акцент делается не на собственно культурных содержаниях, а на условиях их реализации и проявления. К тому же проблематичным остаётся обоснование и критерии оценивания и сравнения культурного уровня различных субъектов. |
Ценностный подход
|
Культура представляет собой систему ценностей, признаваемых тем или иным социумом. |
Основанием объединения людей для реализации совместных целей и их дифференциации при несовпадении и конфликте целей служит общность и различие ценностей. Этот подход позволил ввести в сферу анализа собственно культурное содержание, акцентируя творческое начало культуры. |
Во-первых, даже в рамках одной культурной целостности возможны различные ценностные ориентации и разное понимание того, что ценностью является, а что нет. Это порождает проблему обоснованности принятых ценностных критериев для конкретных ситуаций и разных социальных агентов. Во-вторых, конфликты ценностей требуют для своего разрешения апелляции к лежащим вне сталкивающихся ценностных систем критериям. |
Технологический подход |
Культура как особая совокупность средств и механизмов для решения проблем, с которыми сталкиваются её носители, технологична по своей природе. |
С точки зрения технологического подхода, важно не столько то, что делается, а скорее то, с какой целью делается. Быть в культуре означает уметь оперировать её механизмами и продуцировать новые нормы поведения. |
Недостаточно проработанной остаётся проблема столкновения различных программ организации социальной активности. За рамками рассмотрения оказываются способы создания новых механизмов деятельности и методы их внедрения в культуру. |
Символический подход |
Суть культуры понимается как организованность определённых символических форм. В основе культурного взаимодействия лежит понимание символов и умение с ними работать. |
Знаково-текстовое оформление культуры позволяет людям «схватывать» ценностные основания культуры, транслировать их через символические системы и структуры коммуникации и деятельности, формируя эти структуры через обмен символами между реальными социальными агентами. |
В частности, акцент делается не на собственно культуре, а на условиях их реализации и проявления. |
Игровой подход |
Культура рассматривается как самоценная игра, организующая уже имеющиеся содержания, порождающая новые смыслы и возможные схемы коммуникации и действия. |
Благодаря игровому подходу
произошло окончательное |
Быть в культуре - это значит играть по принятым правилам. Правила можно менять, но если они приняты, их нарушение ведёт к «выпадению» за рамки данного социокультурного пространства. |
Текстовый подход
|
Культура формируется и развивается в особом знаковом пространстве, отдельном от собственно социального пространства. |
Носителями автономной знаково-оформленной
значимой информации являются сообщения
на том или ином языке. Плюсы использование
информационных технологий. Данный подход
имеет высокий |
В социологии используется
не столь активно по сравнению
с другими гуманитарными |
Диалоговый подход |
Культура является сложным, иерархически структурированным и многоуровневым, полифункциональным, самоорганизующимся образованием. |
В этом подходе постоянно организуется диалог (полилог) различных традиций и содержаний как в пространстве её существования, так и в исторической ретроспективе. Этот подход позволяет максимально расширить рамки обсуждения проблем культуры. |
Недостаточно проработанной остаётся проблема столкновения различных возрастных групп в ходе диалога. |
Субъектный подход |
Культура рассматривается, с одной стороны, как "репрессивный" механизм по отношению к индивидуальному поведению, с другой стороны, как "развивающее" индивида начало |
Взгляд на культуру через призму её субъектов позволяет находить именно социологический срез описания и анализа взаимосвязи знаковой и социальной реальности. |
В тоже время взгляд на культуру через призму её субъектов не позволяет видеть полную картину. |
1. Лясников Н., Лясникова Ю. Социально-экономические условия формирования духовной культуры студенческой молодежи. – М.
2. Добренькое В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2004.
3. Бабосов E. M. Общая социология. Издание 2-е, стереотипное. – Минск: ТетраСистемс, 2004.
4. Горбунова М. Ю. Общая социология. Конспект лекций. – Эксмо, 2008.
5. Касьянов В. В., Нечипуренко В. Н., Самыгин С. И.. Социология. Учебное пособие / под ред. Касьянова В. В. — Ростов н/Д: «МарТ», 2000.
6. Звездин В.Я. Социология культуры. Учебное пособие по спецкурсу. – Пермь, 2003.
7. Елсуков А.Н., Бабосов Е.М., Данилов А.Н. Социология. Учебное пособие / под ред. А.Н. Елсукова. – Минск.: ТетраСистем, 2000.
8.http://edu.dvgups.ru/METDOC/