Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 10:42, контрольная работа
В истории социальных учений многие социологи и философы обращались к вопросу структуры социологии. Различные подходы к определению структуры социологического знания можно найти в творчестве О. Конта, Э. Дюркгейма, П. Сорокина, Г.В. Осипова, В.А. Ядова и многих других.
Современная социология является сложно структурированной областью научного знания об основных тенденциях и закономерностях становления, развития и функционирования различных по масштабам, особенностям и формам проявления социальных систем, о механизмах действия и проявления этих закономерностей в действиях и взаимоотношениях отдельных личностей, социальных групп и общностей. [3]
1 Опишите структуру современной социологии 3
2 Общие требования к анкетным вопросам 7
3 Какие подходы к исследованию культуры существуют в социологии? Назовите достоинства и недостатки различных подходов к исследованию культуры. 12
Список использованной литературы и интернет-источников 17
Содержание
1 Опишите структуру современной социологии 3
2 Общие требования к анкетным вопросам 7
3 Какие подходы
к исследованию культуры
Список использованной литературы и интернет-источников 17
В истории социальных учений
многие социологи и философы обращались
к вопросу структуры
Современная социология является сложно структурированной областью научного знания об основных тенденциях и закономерностях становления, развития и функционирования различных по масштабам, особенностям и формам проявления социальных систем, о механизмах действия и проявления этих закономерностей в действиях и взаимоотношениях отдельных личностей, социальных групп и общностей. [3]
В качестве основных структур в ней выделяют:
- макроциологию и
- общую и прикладную социологию (первая занимается разработкой фундаментальных основ социологии, вторая - исследованием конкретных актуальных социальных проблем);
- теоретическую и эмпирическую
социологию, которые решают вопросы
либо теоретического свойства, либо
комплекс методологических и
методических проблем
- отрасли социологии (социология
личности, феминосоциология, социология
образования, политическая
- направления и школы
социологии, т.е. союзы социологов-
Общая социология в зависимости от базовых подходов, которые она использует в процессе исследования общественных явлений, может развиваться в различных направлениях. В связи с этим иногда говорят о господствующей в данном направлении парадигме. Понятием парадигмы обозначается «исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе». Применительно к социологии это означает некую общепризнанную всеми представителями данной науки (или отдельного ее течения) совокупность взглядов и методов научного исследования. [4]
Общая социология разрабатывает теоретические подходы к изучению социального действия, отраслевые социологии на базе этих подходов создают теоретические модели, с помощью которых они собирают, анализируют, обобщают и объясняют факты, наблюдаемые в соответствующих им предметных областях.
Прикладная социология изучает и предлагает способы воздействия на социальную реальность, на социальные общности. Она дает представление о реальных процессах общественного развития, занимается прогнозированием, проектированием, формированием социальной политики, разработкой рекомендаций для практики социального управления.
Теоретическая социология — социология, ориентированная на объективное научное исследование общества в целях получения теоретического знания. Необходима для адекватной интерпретации социальных явлений и поведения людей. Без данных эмпирической социологии теоретическая социология становится неаргументированной.
Эмпирическая социология – это совокупность методических и технических приемов для сбора первичной социологической информации. Это достаточно самостоятельная научная дисциплина, которая имеет и другие названия. Соответствующая ей учебная дисциплина так и называется: «Методика и техника конкретных социологических исследований». Эмпирическую социологию называют также социографией. Такое наименование представляется более точным, поскольку оно подчеркивает описательный характер этой дисциплины.
Любое эмпирическое социологическое исследование направлено на выявление или решение какой-либо конкретной проблемы в конкретном месте и в конкретное время. Поэтому полученная в ходе такого исследования информация накапливается и осмысляется в той или иной отраслевой (или специальной) социологической теории. Их сегодня все чаще называют теориями среднего уровня. Само это понятие ввел в научный оборот американский социолог Роберт Мертон. [4]
К числу теорий среднего уровня относятся:
1) те социологические
концепции, которые
Например, социология медицины изучает социальные аспекты здоровья населения, социальные функции, структуру и кадры врачей, организации здравоохранения и медицины. Социология права изучает функционирование права в системе социальных институтов, функции права в обеспечении социального контроля.
2) различные отрасли
Например, социология образования изучает влияние общества на систему образования и её обратное влияние на общество. Социология семьи изучает влияние общества на семью и обратное влияние семьи на общество.
3) социологические теории
среднего уровня, связанные с
изучением отдельных сфер
Микросоциология изучает поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии. Исследователи, работающие в этом ключе, считают, что социальные явления можно понять лишь на основе анализа тех смыслов, которые люди придают данным явлениям при взаимодействии друг с другом. Микросоциология исходит из того, что основным и первичным компонентом человеческого поведения является выбор. Жизнь каждого человека - это бесконечная серия различных выборов, человек каждый день выбирает одну из альтернатив: согласиться на какое-либо предложение или отказаться от него; совершить покупку какой-то вещи или отказаться от такой покупки; встретиться с кем-то или избегать встречи и т.п. Специалисты в области микросоциологии стремятся определить, каким образом люди делают свой выбор, и приходят к выводу, что каждый индивид старается сделать самый рациональный из всех возможных выборов. Оказывается, что внутренний мир человека, равно как и совершаемые им поступки, часто ограничены возможным выбором, причем люди предполагают избегнуть такого выбора, который может привести к издержкам, потерям, утратам, неприятностям. [4]
Макросоциологию интересуют крупномасштабные социальные системы и процессы, происходящие в течение длительного времени. Основное внимание она уделяет моделям поведения, помогающим понять сущность любого общества. Эти модели, или структуры, представляют собой такие социальные институты, как семья, образование, религия, а также экономический и политический строй. Люди, вовлеченные в данную систему социальных структур, испытывают на себе их глубокое влияние. Макросоциологи изучают взаимосвязи между различными частями общества и динамику их изменений. [4]
Людям, интересующимся искусством задавать вопросы, должно быть, известны два великих имени, освоивших его в совершенстве. Первым был знаменитый Сократ, 2,5 тыс. лет назад искавший истину и с этой целью задававший мудреные вопросы не только простолюдинам, но и философам. Вторым является Джорж Гэллап, основавший в XX в. свой знаменитый институт изучения общественного мнения и заложивший такие высокие нормы методической культуры, которые до сих пор считаются эталоном науки. «Большую часть своей жизни Дж. Гэллап задавал людям вопросы и изучал их ответы. Его уважение к тому, что каждый человек говорил, сделали его одним из самых внимательных в мире слушателей общественных настроений и мнений. Два имени — два полюса, философский и методический, между которыми простирается безбрежное море проблем, практик, методов, видов, коэффициентов и многого другого, что составляет искусство и науку социологического опроса. [2]
Основной инструмент социолога для получения информации – это анкетный вопрос.
Анкетный вопрос — самый распространенный метод сбора первичной
информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае вопрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Вот почему опрос незаменим, когда речь идет об исследовании тех содержательных характеристик общественных, групповых и межличностных
отношений, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе знать лишь в определенных условиях и ситуациях. [8]
При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей.
Участников массовых опросов называют респондентами.
Для того чтобы исследование прошло успешно надо заинтересовать и расположить к себе тех, кого необходимо опросить. Это также надо учитывать при разработке анкеты. В литературе высказывается немало советов, правил и требований к разработке вопросов анкеты.
На основании рассмотренной и прочитанной литературы можно выделить следующие основные положения анкетного метода опроса:
1) респондент должен хорошо понимать вопрос, на который ему предстоит ответить:
– анкета не должна содержать трудных слов и специальных терминов;
– вопросы анкеты должны быть легкими и иметь однозначный ответ;
– формулировка вопросов на предмет понимания их респондентами должна специально проверяться при пробном тестировании анкеты;
2) респондент должен иметь
возможность ответить на
– вопросы должны касаться только имеющегося у респондента опыта;
– вопросы не должны задаваться на уровне подсознания респондента;
– вопросы должны учитывать ненадежность памяти респондента;
3) респондент должен иметь желание давать откровенные и правдивые ответы:
– вопросы не должны носить ярко выраженного личного характера;
– вопросы не должны затрагивать деликатные темы;
– вопросов должно быть разумное количество. [8]
Сами анкетные опросы классифицируют, прежде всего, по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Вопросы в анкете могут быть:
1) Открытые.
Открытые опросы – это когда респонденты высказываются в свободной форме. Открытые вопросы оправданы на стадии проб, пилотажа, определения области исследования и в качестве контроля. Ответы на открытый вопрос позволяют выявить динамику мнений, оценок, настроений, ценностных ориентаций. Например: «Что Вы включаете в понятие «хороший сервис»?
Также следует отметить, что при обработке открытых вопросов можно столкнуться с определенными трудностями: проблемы с кодированием и занесением в таблицы; проблемы с отсутствием ответов, высказанные мнения и оценки респондента могут быть связаны с какими-то неизвестными исследователям рамками сравнений.
2) Закрытые.
Закрытые вопросы позволяют более строго интерпретировать полученные ответы, т.е в закрытом опросном листе все варианты ответов заранее предусмотрены.
При формулировке закрытого вопроса следует соблюдать ряд условий:
- необходимо предусмотреть максимально возможные варианты ответов, но вместе с тем не перегружать вопрос (8–10 вариантов ответов создают трудности для восприятия неподготовленного респондента и снижают надежность получаемой информации). Нужно выбрать основные варианты ответов из возможных и дополнить открытым вариантом. Например: «Если у Вас есть другое мнение, напишите ___________»;
- при формулировке вариантов ответов учитывать следующие моменты: первыми должны быть наименее вероятные варианты; чем длиннее вариант ответа, тем меньше вероятность его выбора респондентом; снижает вероятность выбора общая или абстрактная формулировка ответа; нельзя объединять несколько суждений в одной фразе; желательно, чтобы варианты ответов располагались на одной странице анкеты;