Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 20:21, контрольная работа
Настоящее развитие и признание социология получила только тогда, когда были разработаны и сформулированы основные научные концепции и появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений. К наиболее значительным представителям социологического позитивизма конца XIX – XX в. относится французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917).
Введение……………………………………………………………….………..3
1. Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма………………………..….…...5
2. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества……………………………………………………………………….10
3. Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии?………………………………...12
Заключение……………………………………………………………………16
Список использованной литературы………………………………………...18
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра Философии, истории и права
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА№ 1
по дисциплине
Социология
Вариант № 3
Студентки: БУХАРМЕТОВОЙ Д.Р.
(Ф.И.О)
Факультет: Финансы и кредит
Курс : 4
№ группы: 14ФВ
№ студ. билета: 10 УББ 01 678
Преподаватель: Рассолова О.Ю.
(ученая степень, звание, Ф.И.О.)
Уфа- 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Учение о методе Э. Дюркгейма
и концепция социального факта.
2. Основное содержание
3. Что такое парадигма в
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………...18
Введение
Настоящее развитие и
признание социология получила только
тогда, когда были разработаны и
сформулированы основные научные концепции
и появилась возможность создан
Эмиль Дюркгейм (1858-1917 гг.) – великий французский философ, социолог, профессор Бордоского (с 1887 г.) и Парижского (с 1902 г.) университетов, основатель и редактор журнала "L'Angeе sociologique" [1] (с 1898 г.). Один из общепризнанных создателей социологии как науки.
Социологическое мировоззрение Э.Дюркгейма сформировалось под влиянием Конта, а также Монтескье, Руссо, Канта, Спенсера, Ш.Ревунье. Постулируя научный характер социологии, он стремился внедрить в ней рациональные принципы и методы естественных наук. Главный принцип методологии Дюркгейма заключен в его знаменитом афоризме: "Социальные факты нужно рассматривать как вещи", — что означало установку на изучение социальных явлений не путем интроспекции (явной и скрытой), а извне, через их внешним образом фиксируемые признаки, как это происходит с изучением объектов природного мира. Из социологии следует устранить все "предпонятия", т.е. понятия, сформировавшиеся вне науки.
Дюркгейм считал, что общество – это надындивидуальное бытие, существование и закономерности которого не зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясь в группы, люди сразу начинают подчиняться правилам и нормам, которые он называл "коллективным сознанием". Каждая социальная единица должна выполнять определенную функцию, необходимую для существования общества как целого. Однако функционирование отдельных частей социального целого может быть нарушено, и тогда эти части явятся искаженной, плохо функционирующей формой социальной организации. Дюркгейм очень много внимания уделял изучению таких форм, а также видов поведения, отклоняющихся от общепринятых правил и норм. Введенный им в научный обиход термин "аномия" служит объяснению причин отклоняющегося поведения, дефектов социальных норм, позволяет подробно классифицировать типы такого поведения. Учение об обществе Э. Дюркгейма легло в основу многих современных социологических теорий и прежде всего структурно-функционального анализа. Многочисленные последователи создали дюркгеймовскую социологическую школу, и современные социологи справедливо признают Дюркгейма классиком в области социологии. Целью данной контрольной работы является отражение сущности социологических взглядов Дюркгейма.
Выбрав данную тему, я имею возможность более полно познакомиться с французским социологом Эмилем Дюркгеймом. Влияние его идей присутствует в самых различных отраслях социологического знания: от общей социологической теории, до сугубо эмпирических и прикладных исследований. Все более или менее значительные социологические теории XX в. так или иначе, соотносились с теорией основателя Французской социологической школы. В самых разных странах мира формирование социологии происходило под воздействием дюркгеймовских идей.
Эмиля Дюркгейма можно называют одним из создателей социологии
как науки, основателем французской социологической школы, продолжателем позитивистской контовской традиции в социологии.
Дюркгейм был убежденным и бескомпромиссным рационалистом, а рационализм - французская национальная традиция, начало которой положил Декарт. Обычно к числу интеллектуальных предшественников Дюркгейма относят трех его соотечественников: Декарта, Монтескье и Руссо. Идейно-теоретическим источником для работ Дюркгейма служили концепции просвещения, идеи Сен-Симона и Конта, этика Канта, психология народов Бунда, а также идеи немецкой исторической школы права. Его основными сочинениями являются: "О разделении общественного труда", "Самоубийство", "Метод социологии" и другие.
Несмотря на то, что научное творчество Дюркгейма находилось на пересечении множества влияний и традиций социальной мысли, он не считал, что социология как наука уже сформировалась. Теории Конта и других мыслителей прошлого столетия представлялись ему слишком общими и схематичными, содержащими лишь предпосылки собственно научной социологии. Самостоятельную науку об обществе со своим собственным предметом и специфическим методом, с его точки зрения, еще предстояло создать. Дюркгейм ощущал себя призванным осуществить эту задачу.
Философской основой методологии
Э. Дюркгейма является так называемый
«социологизм», представляющий из себя
разновидность социального
Дюркгеймовская социология основывается на теории социального факта. Под социальными фактами Дюркгейм понимал, прежде всего, политические, правовые, моральные, религиозные и другие идеи, нормы и ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей и заставляющие отдельных индивидов действовать в соответствии с этими идеями, нормами и ценностями. Социальные факты, по Дюркгейму, обладают двумя характерными признаками: внешним существованием по отношению к индивидам и принудительной силой по отношению к ним. Общество в его интерпретации выступает как независимая от индивидов, вне и надындивидуальная реальность. Соответственно, была выделена типология социальных фактов:
• 1-й тип - факты коллективного общественного сознания - духовные, нематериальные (нормы религии, права, морали);
•
2-й тип – факты общественного
бытия – материальные, морфологические
- строения и формы частей общества
(демографические и
В работе «Правила социологического метода» (1895г.) Э. Дюркгейм излагает основные требования к социальным фактам, которые позволили бы существовать социологии в качестве науки [5,22].
Первое правило состоит в том, чтобы «рассматривать социальные факты как вещи». Это означает, что: а) социальные факты внешни для индивидов; б) социальные факты могут быть объектами в том смысле, что они материальны, строго наблюдаемы и безличны; в) устанавливаемые между двумя или множеством социальных фактов отношения причинности помогают формулировать постоянные законы функционирования общества.
Второе правило состоит в том, чтобы «систематические отмежевываться от всех врожденных идей». Это означает, что: а) социология, прежде всего, должна порвать свои связи с всякими идеологиями и личностными пристрастиями; б) она так же должна освободится от всех предрассудков, которыми обладают индивиды в отношении социальных фактов.
Третье правило состоит в признании примата (первенства, приоритета) целого над составляющими ее частями. Это означает признание того, что: а) источник социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивидов; б) общество есть автономная система, управляемая своими собственными законами, не сводимыми к сознанию или действию каждого индивида.
По мнению Э. Дюркгейма, социальный факт специфичен. Он порожден объединенными действиями индивидов, но качественно отличается по своей природе о того, что происходит на уровне индивидуальных сознаний, потому что у него другое основание другой субстрат – коллективное сознание. Для того чтобы возник социальный факт, указывает Э. Дюркгейм, необходимо, чтобы, по крайней мере, несколько индивидов объединили свои действия и чтобы эта комбинация породила какой – то новый результат. А поскольку этот синтез происходит вне сознания действующих индивидов (так как он образуется из взаимодействия множества сознаний), то он неизменно имеет следствием закрепление, установление вне индивидуальных сознаний каких-либо образцов поведения, способов действий, ценностей и т.д., которые существуют объективно. Признание объективной реальности социальных фактов является центральным пунктом социологического метода по Э. Дюркгейму.
Дюркгейму было присуще широкое
толкование «социализма», он считал, что
для его понимания нужно
Для понимания дюркгеймовского «социологизма» необходимо выделить и различать в нем два аспекта: онтологический и методологический [2,168].
Онтологическая сторона «
1.
Социальная реальность
2. Общество - это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам.
Речь идет, прежде всего, о всемерном
подчеркивании автономии
3.
Онтологическая сторона «
Методологический аспект «социологизма» тесно связан с его онтологическим аспектом и симметричен ему.
1. Поскольку общество - часть природы, постольку наука об обществе - социология - подобна наукам о природе в отношении методологии. Ее познавательной целью провозглашается исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей. Дюркгейм настаивает на применении в социологии объективных методов, аналогичных методам естественных наук. Основной принцип его методологии выражен в знаменитой формуле, согласно которой «Рассматривать факты определенного порядка как вещи - не значит зачислять их в ту или иную категорию реальности; это значит занимать по отношению к ним определенную мыслительную позицию. Это, значит приступать к их изучению, исходя из принципа, что мы ничего не знаем о том, что они собой представляют, а их характерные свойства, как и неизвестные причины, от которых они зависят, не могут быть обнаружены даже самой внимательной интроспекцией», - писал он [4.395].