Контрольная работа по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 20:21, контрольная работа

Описание работы

Настоящее развитие и признание социология получила только тогда, когда были разработаны и сформулированы основные научные концепции и появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений. К наиболее значительным представителям социологического позитивизма конца XIX – XX в. относится французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917).

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….………..3
1. Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма………………………..….…...5
2. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества……………………………………………………………………….10
3. Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии?………………………………...12
Заключение……………………………………………………………………16
Список использованной литературы………………………………………...18

Файлы: 1 файл

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

 

Хотя Кун рассматривает научные  парадигмы как признак зрелости социальных наук, называемых им “предпарадигматическими”, можно говорить о “парадигмах”, понимая социальные науки как “мультипарадигматические” то есть отражающие трудности и дивергентные интерпретации сущности предмета.

 

 

 

Заключение

 

Работы Дюркгейма оказали очень  серьезное влияние на формирование и развитие социологии.  Влияние  его идей присутствует в самых  различных отраслях социологического знания: от общей социологической  теории до сугубо эмпирических и прикладных исследований. Все более или менее значительные социологические теории XX в. так или иначе соотносились с теорией основателя Французской социологической школы. В самых разных странах мира формирование социологии происходило под воздействием дюркгеймовских идей.

 

Благодаря Дюркгейму социология во Франции стала университетской дисциплиной. Он самый первый стал читать лекционные курсы по социологии.

 

Дюркгейм был основателем и  редактором одного из первых в мире социологических журналов - «Социологический ежегодник».

 

Эмиль Дюркгейм отстаивал необходимость осторожного и уважительного отношения к обществу в социальной практике, важность опоры на реальные спонтанные тенденции при воздействии на социальные процессы.

 

Согласно Дюркгейму главной  целью социологии является открытие и формулировка причинных закономерностей, которые должны быть дополнены изучением функциональных связей.

 

Дюркгейм разработал методологические принципы социологического мышления, методы, правила и процедуры определения, наблюдения, объяснения социальных явлений, научного доказательства и т.д. Он внес значительный вклад в самые разные отрасли социологическою знания: в общую теорию, в частные теории, в исследование отдельных сфер и явлений социальной жизни: морали, права, отклоняющегося поведения. семьи, воспитания, религии, ритуала и т.д.

 

В последние десятилетия наследие Дюркгейма и его школы в  разных странах активно исследуется, интерпретируется и переосмысливается. Научное сообщество продолжает считать  это наследие актуальным и плодотворным для развития социологического знания.

 

 

Э.Дюркгейм – один из общепризнанных создателей социологии как науки, как профессии и  предмета преподавания. Влияние его  идей присутствует в самых различных  отраслях социологического знания: от общей социологической теории до сугубо эмпирических и прикладных исследований. Все более или менее значительные социологические теории XX в. так или иначе соотносились с теорией основателя Французской социологической школы. В самых разных странах мира формирование социологии происходило под воздействием дюркгеймовских идей.

 

Э.Дюркгейм дал одно из наиболее развернутых и убедительных онтологических обоснований необходимости  и возможности социологии как  науки. Он доказывал, что общество - это реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой. Вместе с тем он подчеркивал, что эта реальность обладает столь же высокой прочностью и устойчивостью, что и природа, и так же, как природные явления, она не поддается произвольному манипулированию. Таким образом, Дюркгейм отстаивал необходимость осторожного и уважительного отношения к обществу в социальной практике, важность опоры на реальные спонтанные тенденции при воздействии на социальные процессы.

 

Важное значение в  социологии Дюркгейма имела трактовка  общества как преимущественно нравственной реальности. Как и для О.Kонта, социальный вопрос для него был не столько экономико-политическим, сколько нравственно-религиозным вопросом. Мораль Дюркгейм понимал как практическую, действенную, реальную силу; все, что не имеет серьезного нравственного основания, с его точки зрения, носит непрочный и временный характер. Поэтому он считал, что политические революции - это кровавые театральные действа, которые мало что изменяют в социальных системах. Для того чтобы политические преобразования действительно вызвали социальные изменения, они должны выразить и затронуть глубинные нравственные ценности и устремления общества.

 

 

 

Заключение

 

Дюркгейм дал одно из наиболее развернутых  и убедительных онтологических обоснований  необходимости и возможности  социологии как науки. Он доказывал, что общество - это реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой. Вместе с тем он подчеркивал, что эта реальность обладает столь же высокой прочностью и устойчивостью, что и природа, и так же, как природные явления, она не поддается произвольному манипулированию. Таким образом, Дюркгейм отстаивал необходимость осторожного и уважительного отношения к обществу в социальной практике, важность опоры на реальные спонтанные тенденции при воздействии на социальные процессы.

 

Дюркгейм был склонен к сакрализации общества (освящению) общества как такового. Но этот изъян зачастую превращался в достоинство. Именно благодаря ему и в профессиональном, и в массовом сознании утверждался высокий онтологический статус общества, а вместе с тем - и науки об обществе - социологии.

 

Доказывая «нормальный» характер солидарности в обществе и «анормальный» характер ее отсутствия, Дюркгейм в значительной мере выдавал желаемое за действительное. За это он подвергался вполне обоснованной критике. Он чрезмерно оптимистично оценил реальность и перспективы «органической» солидарности и недооценил вероятность возникновения новых форм (или возрождения) «механической» солидарности в тоталитарных обществах.

 

Известно, что разделение труда  не только порождает социальную солидарность; оно ведет к формированию специфических социальных групп со своими особыми, нередко конфликтующими интересами, Это обстоятельство справедливо подчеркивал Маркс. Тем не менее, акцент Дюркгейма на солидарности и согласии имел под собою во всяком случае не меньше основания, чем акцент на роли борьбы и конфликта в обществе, свойственный теориям Маркса и социальных дарвинистов. Очевидно, что социальная солидарность - не менее, а, вероятнее всего, более «нормальное» и универсальное явление, чем социальный конфликт.

 

Дюркгейм внес важнейший вклад  в понимание общества как ценностно-нормативной  системы. Он подчеркивал, что социальное поведение всегда регулируется некоторым  набором пpaвил , которые являются одновременно обязательными и привлекательными, должными и желательными. Правда, Дюркгейм недооценивал тот факт, что различные социальные группы зачастую по-разному интерпретируют одни и те же нормы и ценности. Но он прекрасно выразил значение кризисов, нарушений и пустот в ценностно-нормативной системе общества, введя в социологию очень важное понятие аномии.

 

Дюркгейм разработал методологические принципы социологической мышления, конкретные методы, правила и процедуры, касающиеся определения, наблюдения, объяснения социальных явлений, научного доказательства и т.д. Он внес вклад в самые разные отрасли социологическою знания: в общую теорию, в частные теории, в исследование отдельных сфер и явлений социальной жизни: морали, права, отклоняющегося поведения. семьи, воспитания, религии, ритуала и т.д.

 

 

- З а к л ю ч е н  и е -

 

 

Дюркгейм дал одно из наиболее развернутых  и убедительных онтологических обоснований  необходимости и возможности  социологии как науки. Он доказывал, что общество - это реальность особого  рода, не сводимая ни к какой другой. Вместе с тем он подчеркивал, что эта реальность обладает столь же высокой прочностью и устойчивостью, что и природа, и так же, как природные явления, она не поддается произвольному манипулированию. Итак, Дюркгейм отстаивал необходимость осторожного и уважительного отношения к обществу в социальной практике, важность опоры на реальные спонтанные тенденции при воздействии на социальные процессы.

 

Дюркгейм был склонен к сакрализации общества (освящению) общества как такового. Но этот изъян зачастую превращался  в достоинство. Именно благодаря ему и в профессиональном, и в массовом сознании утверждался высокий онтологический статус общества, а вместе с тем - и науки об обществе - социологии.

 

Доказывая «нормальный» характер солидарности в обществе и «анормальный» характер ее отсутствия, Дюркгейм в значительной мере выдавал желаемое за действительное. За это он подвергался вполне обоснованной критике. Он чрезмерно оптимистично оценил реальность и ᴨȇрсᴨȇктивы «органической» солидарности и недооценил вероятность возникновения новых форм (или возрождения) «механической» солидарности в тоталитарных обществах.

 

Известно, что разделение труда  не только порождает социальную солидарность; оно ведет к формированию сᴨȇцифических социальных групп со своими особыми, нередко конфликтующими интересами, Это обстоятельство справедливо подчеркивал Маркс. Тем не менее, акцент Дюркгейма на солидарности и согласии имел под собою во всяком случае не меньше основания, чем акцент на роли борьбы и конфликта в обществе, свойственный теориям Маркса и социальных дарвиʜᴎϲтов. Очевидно, что социальная солидарность - не менее, а, вероятнее всего, более «нормальное» и универсальное явление, чем социальный конфликт.

 

Дюркгейм внес важнейший вклад  в понимание общества как ценностно-нормативной  системы. Он подчеркивал, что социальное поведение всегда регулируется некоторым набором пpaвил , которые являются одновременно обязательными и привлекательными, должными и желательными. Правда, Дюркгейм недооценивал тот факт, что различные социальные группы зачастую по-разному интерпретируют одни и те же нормы и ценности. Но он прекрасно выразил значение кризисов, нарушений и пустот в ценностно-нормативной системе общества, введя в социологию очень важное понятие аномии.

 

Дюркгейм разработал методологические принципы социологической мышления, конкретные методы, правила и процедуры, касающиеся определения, наблюдения, объяснения социальных явлений, научного доказательства и т.д. Он внес вклад в самые разные отрасли социологическою знания: в общую теорию, в частные теории, в исследование отдельных сфер и явлений социальной жизни: морали, права, отклоняющегося поведения. семьи, воспитания, религии, ритуала и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

 

1.                 Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998.

 

2.                 Гофман А.Б. Семь лекций по  истории социологии. М., 1997.

 

3.                 Дюркгейм Э. Метод социологии. Киев-Харьков, 1899.

 

4.                 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии.                                                 М., 1991

 

5.                 Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. 3е изд. М.,     Библионика, 2006.

 

6.                 Социология. Учебник для вузов./ В.Н.  Лавриненко, Н.А. Нартов,               О.А. Шабанова, Г.С. Лукашева – М: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998

 

7.                 Смелзер Н. Социология. М., Феникс, 1994.

 

8.                 Фролов С.С. Социология. Учебник  для вузов. Гардарики, 2007.

1. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.,1996

 

2. Гофман А.Б.  Семь лекций по истории социологии. М., 1997

 

3. Арон Р. Этапы  развития социологической мысли.  М., 1993

 

4. Социология. Учебник  для вузов./под редакцией проф. Лавриненко В.Н, 2004

 

5. Социология. Методические  указания по выполнению контрольной  работы.

 

 

1. Дюркгейм Э. О разделении  общественного труда. Метод социологии. М, 1991.

 

2. Гофман А.Б. Семь лекций  по истории социологии. М., 1997.

 

3. Арон Р. Этапы развития  социологической мысли. - М., 1993.

 

4. Фролов С.С. Социология. Учебник для вузов. – М ., 2007.

 

5. Кравченко А.И. . Социология: Учебник для вузов – СПб, 2007

 

6. Дюркгейм Э. Социология  и социальные науки // Дюркгейм  Э. Социология. Ее предмет, метод,  предназначение. М., 1995.

 

 

 

 

[1] С 1898 по 1913 г. Дюркгейм руководил изданием  журнала “Социологический ежегодник” (было издано 12 томов журнала). Сотрудники  журнала, приверженцы дюркгеймовских  идей, образовали научную школу,  получившую название “Французская  социологическая школа”. Деятельность этого научного коллектива занимала ведущее место во французской социологии вплоть до конца 30-х годов.

 

 

[2]  Номинализм - , направление средневековой схоластической  философии, которое, в противоположность  реализму, отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами (лат. nomen - имя, nominalis - именной, отсюда название), словесными обозначениями, относимыми ко множеству сходных единичных вещей (крайний, или строгий, номинализм - И. Росцелин и др.), или чисто мыслительными образованиями, существующими в уме человека (концепты, отсюда название этого "умеренного номинализма" - концептуализм; основан П. Абеляром). Возник в 11-12 вв., получил особое развитие в 14-15 вв. (У. Оккам и его школа).

 

[3]  Работа Дюркгейма «О разделении общественного труда» - это его первая крупная работа, написанная на базе его докторской диссертации. Она полностью посвящена теме взаимоотношения между обществом, коллективом и личностью. Основной вопрос формируется следующим образом: как появляется общество из совокупности индивидов, и какими средствами и факторами индивиды обеспечивают солидарность и интегрированность общества?

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"