Контрольная работа по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 20:21, контрольная работа

Описание работы

Настоящее развитие и признание социология получила только тогда, когда были разработаны и сформулированы основные научные концепции и появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений. К наиболее значительным представителям социологического позитивизма конца XIX – XX в. относится французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917).

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….………..3
1. Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма………………………..….…...5
2. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества……………………………………………………………………….10
3. Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии?………………………………...12
Заключение……………………………………………………………………16
Список использованной литературы………………………………………...18

Файлы: 1 файл

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

2. Основное содержание социологической  теории Э. Дюркгейма - поиск  социальной солидарности. Нормальное  и патологическое в развитии  общества

 

 

Тема социальной солидарности - главная тема социологии Дюркгейма. По существу, солидарность для него - синоним общественного состояния. Его ᴨȇрвый лекционный курс в Бордоском университете был посвящен проблеме социальной солидарности, а ᴨȇрвая книга - обоснованию «солидаризирующей» функции разделения труда. В своем исследовании самоубийства он связывал различные типы этого явления с различной стеᴨȇнью социальной сплоченности. Наконец, последнее значительное исследование французского ученого посвящено доказательству тезиса о том, что создание и поддержание социального единства - основная функция религиозных верований и действий.

 

При жизни Дюркгейм издал четыре книги: «О разделении общественного  труда» (1893), «Метод социологии» (1895), «Самоубийство» (1897) и «Элементарные формы религиозной жизни» (1912). Книга «О разделении общественного труда» представляет собой публикацию усᴨȇшно защищенной докторской диссертации автора.

 

Для обоснования этого положения  Дюркгейм развивает теорию, которая  сводится к следующему. Если в архаических («сегментарных») обществах социальная солидарность основана на полном растворении индивидуальных сознаний в «коллективном сознании» («механическая солидарность»), то в развитых («организованных»)) социальных системах она основана на автономии индивидов, разделении функций, функциональной взаимозависимости и взаимообмене («органическая солидарность»), причем «коллективное сознание» здесь не исчезает, но становится более общим, неопределенным, его состояния становятся менее интенсивными, и оно действует в более ограниченной сфере.

 

Вначале Дюркгейм рассчитывал на то, что со временем разделение труда  само придет к своему «нормальному»  состоянию и начнет порождать  солидарность. Но уже ко времени  опубликования «Самоубийства)» (1897) и особенно выхода второго издания книги «О разделении общественного труда» (1902) он приходит к мысли о необходимости социально-реформаторских действий по внедрению новых форм социальной регуляции, прежде всего посредством создания профессиональных групп (корпораций). Это нашло отражение в предисловии ко второму изданию книги.

 

Так как общество часть природного мира, то и наука о нем - социология должна быть подобна наукам о природе. Ее цель - исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей. Дюркгейм настаивает на применении в социологии объективных методов, аналогичных методам естественных наук. Дюркгейм отмечает, что социология должна изучать социальную реальность. Элементами социальной реальности являются социальные факты, совокупность котоҏыҳ и составляет общество.

 

Социологию Э. Дюркгейм делил на три основные сферы: социальную морфологию; социальную физиологию и общую социологию.

 

Социальная морфология аналогична анатомии: она исследует общество с точки зрения его структуры, материальной формы или, во-ᴨȇрвых, географической основы жизни народов, во-вторых, народонаселение, его объема, плотности, распределения по территории.

 

Социальная физиология исследует  «жизненные проявления общества» и  охватывает ряд частных социальных наук: 1) социологию религии; 2) социологию морали; 3) юридическую социологию; 4) экономическую социологию; 5) лингвистическую социологию; 6) эстетическую социологию.

 

Общая социология подобно общей  биологии, осуществляет теоретический  синтез и устанавливает наиболее общие законы.

 

Центральной социологической идеей, которая практически проходит через  всю творчество Дюркгейма, является идея общественной солидарности. По существу, солидарность для него- синоним общественного  состояния. В своем исследовании самоубийства он также связывал различные типы этого явления с различной стеᴨȇнью социальной солидарности. Решение проблемы солидарности у Дюркгейма связано, прежде всего, с ответом на вопрос: «Каковы те связи, которые объединяют людей друг с другом.

 

В своем исследовании самоубийства он связывал различные типы этого явления с различной стеᴨȇнью социальной сплоченности. Данная проблема рассматривается ученым, прежде всего в работе «О разделении общественного труда».

 

Эта тема была постоянно в центре внимания социологии. Разделение труда - закон природы, подчеркивал Э. Дюркгейм, но он рассматривает этот самый вопрос не вообще, а с точки зрения соотношения личности и общества.

 

В объяснении этой проблемы Дюркгейм отталкивается от типичной для социологии ХIХ века идеи двух типов общества: традиционное и современное и выделяет два типа солидарности: механическую и органическую солидарность.

 

Механическая солидарность основывается на неразвитости и сходстве составляющих общество людей. Индивид в таком  обществе не принадлежит сам себе.

 

Органическая солидарность, которая  порождается разделением общественного  труда и которая основана не на сходстве, а на различии индивидов. Если механическая солидарность предполагает поглощение индивида коллективом, то органическая солидарность - развитие личности. Именно разделению труда индивид осознает свою зависимость от общества. Рассматривая солидарность как высший моральный принцип, высшую универсальную ценность, Дюркгейм признавал и моральное разделение труда. Тем не менее любое современное общество, в котором господствует органическая солидарность, чревато опасностью разъединения и проблем и конфликтов.

 

3. Что такое парадигма в социологической  интерпретации? Какие парадигмы  можно выделить в социологии?

 

 

Парадигма - универсально признанное научное достижение, обесᴨȇчивающее в течении значительного времени образцы проблем и решений сообществу ученых. Кун критиковался за разнообразие смысла термина. Однако главная причина тому заключалась в его желании привлечь внимание к двум фактам: наука есть явление из “плоти и крови”, ее характер и достижения нельзя адекватно понять, если сводить науку к абстрактным теориям. Иногда не определенность концепции может оправдываться тем, что она отражает неопределенность в сущности предмета.

 

Хотя Кун рассматривает научные парадигмы как признак зрелости социальных наук, называемых им “предпарадигматическими”, можно говорить о “парадигмах”, понимая социальные науки как “мультипарадигматические” то есть отражающие трудности и дивергентные интерпретации сущности предмета.

 

 

 

 

Что такое парадигма  в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии?

 

Парадигма (в методологии науки) – это совокупность ценностей, методов, технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в  рамках устоявшейся научной традиции в определенный период времени. В перевод с древнегреческого парадигма значит «образец».

 

Употребление термина «парадигма»  в методологии науки было закреплено Т.С.Куном. Кун обратил внимание, что история науки не была линейным процессом, а представляла собой смену научных парадигм, которые довольно жестко регламентируют как выбор проблем, так и методы их решения в течение достаточно долгих периодов времени. Так, аристотелевская физика функционировала в качестве парадигмы от классической античности до позднего Средневековья; в течение всего этого периода она задавала понятийный инструментарий и основное направление научного поиска. Физические и математические открытия 16 и 17 вв., связанные с именами Галилея, Декарта и Ньютона, создали ситуацию научной революции, в ходе которой сторонники старой парадигмы столкнулись с приверженцами «новой науки». В 18 в. в качестве парадигмы научного исследования выступала ньютоновская физика, которую в начале 20 в. сменила релятивистская физика с теорией относительности и т.п.

 

Парадигма – это то, что объединяет членов научного сообщества, и, наоборот, научное сообщество состоит из людей, признающих парадигму. Очевидно, что  речь идет не только о философском, но и о социологическом понятии. Поэтому вполне логично, что социологи одни из первых стали рассматривать свою науку сквозь призму парадигм, обратив внимание прежде всего на две большие группы теоретических направлений.

 

Одна из них опирается на идеи, появившиеся в марксистской и  позитивистской социологии, и прежде всего на социологизм Э. Дюркгейма. Эту группу, объединяющую различные системные и структурно-функциональные теории, а также теории конфликта, можно назвать структурной, фактуалистической или объективистской парадигмой. Ее объединяет: 1) взгляд на социальную реальность как на существующую объективно, т. е. независимо от индивидуальных представлений и пожеланий, систему; 2) взгляд на социологию как на науку, которая призвана описать социальную структуру и объективные законы ее трансформации; 3) ориентация на методы, принятые в естественных науках.           

 

Другую группу направлений можно  назвать дефиционистской, конструктивистской или субъективистской парадигмой. Она  опирается на идеи понимающей социологии Макса Вебера, на психологические, за исключением бихевиоризма, направления, а также на феноменологическую философию. Объединяет эту парадигму следующее: 1) социальная реальность понимается как возникающая в результате взаимодействий, опосредованных индивидуальными смыслами и представлениями действующих лиц; 2) поэтому основная задача социологии – понять внутренний смысл тех или иных действий, описать представления, на основе которых конструируется социальная реальность, и процесс этого конструирования; 3) задача эта должна решаться с помощью методов, принципиально отличающихся от естественно-научных.

 

Согласно парадигме  символического интеракционизма люди обретают свою человеческую природу, образуют и реализуют  социальную жизнь благодаря взаимодействиям (интеракциям) с помощью разнообразных  символов. Отсюда вытекает их повышенный интерес к анализу процессуального аспекта взаимодействий.

 

Феноменологическая парадигма  заключена в осмыслении общества как явления, созданного и постоянно  воссоздаваемого духовным взаимодействием  людей, в т.ч. процессами межличностных коммуникаций Исследователи, взявшие на вооружение эту парадигму, изучают содержание и формы тех коммуникаций, которые особенно значимы для взаимодействия людей.

 

Этнометодологическая парадигма  во многом схожа с феноменологической парадигмой, основным отличием является распространение использование методов этнографии и социальной антропологии в социологию. Согласно данной парадигме, социология направлена на изучение процедур не только субъективного истолкования людьми своей социальной жизни, но и скрытых и неосознаваемых ими механизмов социальных коммуникаций.

 

 

Что такое парадигма  в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии?

 

Социологическая парадигма  – это система наиболее общих, исходных и

 важных оснований  достаточно признанной социологической  теории,

 определяющая ее  концептуально-методологический подход к постановке и

 решению социальных  задач. (Иногда под парадигмами  понимаются крупные

 теории, группы теорий  или метатеории). Каждая парадигма  определяет

 специфический подход  исследователя к изучению, интерпретации  и оценке

 социальных объектов и требует выработки своеобразного категориального

 аппарата.

 

Социология, как свидетельствуют  ее история и особенно современность, – это не монопарадигмальная, а  полипарадигмальная наука. Ее развитие связано с постоянным возникновением, обоснованием, расширением влияния одних парадигм, опровержением и падением других, их противоборством и сменой. Многообразие социологических парадигм не исключает возможности и их группировки. Так, например, они могут быть объединены в структурные, куда могут быть включены парадигмы функционализма, конфликтологии и др., и интерпретативные (интерпретивные), куда должны быть включены парадигмы интеракционизма, феноменологии, этнометодологии и др., о чем подробнее ниже.

 Одна и та же  парадигма может лежать в основе не одной, а ряда теорий, и разрабатываться представителями нескольких социологических школ. Социологическая школа – это более или менее крупная и признанная группа социологов, исследующая общество на основе выработанных ею исследовательских традиций и в соответствующих институциональных рамках. Яркими примерами здесь могут служить Чикагская школа эмпирической социологии при Чикагском университете и Дюркгеймовская (Французская) социологическая школа, сложившаяся вокруг основанного Э.Дюркгеймом журнала «Социологический ежегодник». От социологических школ нередко отличают направления в социологии, объединяющие тех социологов, которые разрабатывают определенную идентичную проблематику и/или имеют общие мировоззренческие позиции (например, конфликтологическое, позитивистское, антропологическое, психологическое,

 

гуманистическое направления  в социологии).

Что такое парадигма в социологической  интерпретации? Какие парадигмы  можно выделить в социологии?

 

 

 

Парадигма – универсально признанное научное достижение, обеспечивающее в течении значительного времени образцы проблем и решений сообществу ученых. Кун критиковался за разнообразие смысла термина. Однако главная причина тому заключалась в его желании привлечь внимание к двум фактам: наука есть явление из “плоти и крови”, ее характер и достижения нельзя адекватно понять, если сводить науку к абстрактным теориям. Иногда не определенность концепции может оправдываться тем, что она отражает неопределенность в сущности предмета.

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"