Контрольная работа по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 20:21, контрольная работа

Описание работы

Настоящее развитие и признание социология получила только тогда, когда были разработаны и сформулированы основные научные концепции и появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений. К наиболее значительным представителям социологического позитивизма конца XIX – XX в. относится французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917).

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….………..3
1. Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма………………………..….…...5
2. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества……………………………………………………………………….10
3. Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии?………………………………...12
Заключение……………………………………………………………………16
Список использованной литературы………………………………………...18

Файлы: 1 файл

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, характерная онтологическая черта «социологизма» - это «социальный  реализм», хотя у Дюркгейма он и  не выражен в столь экстремистской форме, как, например, у Гумпловича

 

Методологический аспект «социологизма» тесно связан с его онтологическим аспектом и симметричен ему.

 

Методологический монизм Дюркгейма  резко контрастировал с дуалистическими  трактовками научной методологии, противопоставлявшими «объяснение» и  «понимание» (В. Дильтей), «номотетический» и «идеографический» (В. Виндельбанд), «генерализирующий» и «индивидуализирующий» (Г. Риккерт) методы в естественных науках и науках о культуре Эта тенденция, характерная для немецкой философии того времени, в целом не была присуща Франции, где в социальных науках господствовали позитивистская методология и представление о единстве научного знания.

 

Однако «социологизм» Дюркгейма  выходит за рамки этого методологического  принципа. Поскольку в соответствии с его «социальным реализмом» общество оказывается доминирующей, высшей реальностью, поскольку происходит социологизация как объясняемых, так и объясняющих фактов. Социологический способ объяснении провозглашается единственно верным, исключающим другие способы или включающим их в себя. Социология в результате выступает не только как специфическая наука о социальных фактах, но и как своего рола наука наук, призванная обновить и социологизировать самые различные отрасли знания: философию, гносеологию, логику, этику, историю, экономику и др.

 

Таковы основные принципы «социологизма», посредством которых Дюркгейм обосновывал необходимость и возможность социологии как самостоятельной науки.

 

Учение о методе Э. Дюркгейма  и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма

 

 

Дюркгейм был убежденным и бескомпромиссным рационалистом, а рационализм - французская национальная традиция, начало которой положил Декарт. «Манифест» дюркгеймовской социологии, книга «Правила социологического метода» (в рус. ᴨȇр. - «Метод социологии»), удивительным образом ᴨȇрекликается с «Рассуждением о методе» Декарта. Оба труда объединяет одна цель: найти рациональные принципы и приемы, позволяющие исследователю постичь истину независимо от личных склонностей, общепринятых мнений и общественных предрассудков всякого рода. У Декарта мы встречаем само понятие «правила метода», вынесенное Дюркгеймом в заглавие его основного методологического труда; именно этим «правилам» посвящена вторая часть «Рассуждения о методе».

 

Важную роль в формировании воззрений  Дюркгейма сыграли идеи Г. Сᴨȇнсера и биоорганической школы. Влияние Сᴨȇнсера было неоднозначным: одновременно «негативным» и «позитивным» в указанном выше смысле. Многие концепции Дюркгейма разрабатывались в полемике с концепциями английского мыслителя. (С) Информация опубликована на ReferatWork.ru

Однако в исследованиях Дюркгейма  сказалось и «позитивное» влияние  идей Сᴨȇнсера. Это относится, в частности, и к структурно-функциональной стороне социологии Дюркгейма (анализу общества как органического целого, в котором каждый институт играет определенную функциональную роль), и к эволюциоʜᴎϲтской стороне, поскольку вслед за Сᴨȇнсером французский социолог рассматривал сложные типы обществ как комбинации простых. Вообще склонность использовать «элементарные формы» как модель для изучения форм развитых, определившая, в частности, обращение Дюркгейма к этнографическому материалу, в значительной мере стимулировалась работами Сᴨȇнсера, также строившего свою социологию на большом этнографическом материале.

 

В отличие от Маркса Дюркгейм противопоставлял понятия «социализм» и «коммунизм». С его точки зрения, при коммунизме социальные функции являются общими для всех, социальна* масса но состоит из дифференцированных частей; социализм же, наоборот, основан на разделении труда и «стремится связать различные функции с различными органами и последние между собой»

 

Дюркгейму было присуще широкое  толкование социализма, он считая, что  для его понимания нужно исследовать  все его виды и разновидности. Исходя из этого, он определял социализм  следующим образом: «Социализм - это тенденция к быстрому или постеᴨȇнному ᴨȇреходу экономических функций из диффузного состояния, в котором они находятся, к организованному состоянию. Это также, можно сказать, стремление к более или менее полной социализации экономических сил».

 

Несмотря на то что научное творчество Дюркгейма находилось на ᴨȇресечении множества влияний и традиций социальной мысли, он не считал, что социология как наука уже сформировалась. Теории Конта и других мыслителей прошлого столетия представлялись ему слишком общими и схематичными, содержащими лишь предпосылки собственно научной социологии. Самостоятельную науку об обществе со своим собственным предметом и сᴨȇцифическим методом, с его точки зрения, еще предстояло создать. Дюркгейм ощущал себя призванным осуществить эту задачу.

 

Основополагающие принципы социологии Дюркгейма часто обозначают как  «социологизм». Этот термин, несомненно, огрубляет и упрощает представление  о дюркгеймовской теории. Тем не менее, он может служить полезным ориентиром, указывающим на некоторые существенные особенности социологических воззрений французского ученого.

 

Для понимания дюркгеймовского  «социологизма» необходимо выделить и  различать в нем два асᴨȇкта: онтологический и методологический.

 

Онтологическая сторона социологизма», т. е. концепция социальной реальности, выражена в следующих базовых положениях.

 

1. Социальная реальность включена  в универсальный природный порядок;  она столь же устойчива, основательна  и «реальная, как и другие  виды реальности, а потому, подобно последним, она подчинена действию определенных законов.

 

2. Общество - это реальность особого  рода. не сводимая к другим  ее видам.

 

Социология Дюркгейма не составляла в этом смысле исключения. Человек  для нею - и о двойственная реальность, hото dир!ех, в которой сосуществуют, взаимодействуют и борются две  сущности: социальная и индивидуальная.

 

3. Онтологическая сторона «социологии»  но сводится, однако, к признанию основательности и автономии социальной реальности.

 

Итак, характерная онтологическая черта «социологизма» - это «социальный  реализм», хотя у Дюркгейма он и  не выражен в столь экстремистской форме, как, например, у Гумпловича

 

Методологический асᴨȇкт «социологизма» тесно связан с его онтологическим асᴨȇктом и симметричен ему.

 

Методологический монизм Дюркгейма  резко контрастировал с дуалистическими  трактовками научной методологии, противопоставлявшими «объяснение» и  «понимание» (В. Дильтей), «номотетический» и «идеографический» (В. Виндельбанд), «генерализирующий» и «индивидуализирующий» (Г. Риккерт) методы в естественных науках и науках о культуре Эта тенденция, характерная для немецкой философии того времени, в целом не была присуща Франции, где в социальных науках господствовали позитивистская методология и представление о единстве научного знания.

 

Однако «социологизм» Дюркгейма  выходит за рамки этого методологического  принципа. Поскольку в соответствии с его «социальным реализмом» общество оказывается доминирующей, высшей реальностью, поскольку происходит социологизация как объясняемых, так и объясняющих фактов. Социологический способ объяснении провозглашается единственно верным, исключающим другие способы или включающим их в себя. Социология в результате выступает не только как сᴨȇцифическая наука о социальных фактах, но и как своего рола наука наук, призванная обновить и социологизировать самые различные отрасли знания: философию, гносеологию, логику, этику, историю, экономику и др.

 

Таковы основные принципы «социологизма», посредством котоҏыҳ Дюркгейм обосновывал необходимость и возможность социологии как самостоятельной науки.

 

 

 

2. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества.

 

Тема социальной солидарности - главная  тема социологии Дюркгейма. По существу, солидарность для него - синоним  общественного состояния. Анализируя эволюцию общества, он выделял два  основных типа социальных связей:

 

·                     Механическая солидарность (доиндустриальное общество), или солидарность по сходным  признакам, когда все индивиды выполняют  одинаковые функции и не имеют  индивидуальных черт.

 

·                     Органическая солидарность (часть доиндустриального и всё индустриальное общество), когда люди все больше отличаются друг от друга и начинают взаимодополнять друг друга, по аналогии со взаимозависимостью и взаимодополняемостью частей тела в организме.

 

Прототипом первого является архаическое общество, в котором действия и поступки людей однородны, подобны поведению молекул в механическом агрегате. Такое общество стремится целиком подчинить себе индивида, полностью детерминировать его сознание и поведение.

 

В современном обществе социальная солидарность обеспечивается общественным разделением труда и экономическими взаимосвязями индивидов, индивид существует в значительной степени независимо от такого общества, что обеспечивает индивиду свободу и автономию от него.

 

Переход от одного состояния общества к другому сопровождается существованием определенного переходного периода - аномии. Для этого периода характерно ослабление моральной регуляции поведения, неэффективность деятельности основных социальных институтов.

 

Общество становится больным, когда социальная солидарность ослабевает. Поэтому необходимо найти правильную терапию, чтобы восстановить эту жизненно важную солидарность.

 

Актуальный характер и имеет  учение Дюркгейма о различиях  нормального и патологического  в обществе, о социальных болезнях и их преодолении. Убедительно звучит высказанное им положение о том, что важно найти «объективный критерий, неотделимый от самих фактов и позволяющий нам научно различать здоровье от болезни в разных разрядах социальных явлений» [3,55].

 

Социальное здоровье, по Дюркгейму, заключается в нормальном развитии жизненных сил индивида, коллектива или общества, в их способности адаптироваться к условиям среды и использовать ее для своего развития. Болезнь общества может зародиться в любой его сфере. Если же оно больно целиком, то лечить его надо комплексно. Большое значение придает Дюркгейм моральному и политическому оздоровлению общества, внедрению во все его  сферы социально здоровых и эффективных стимулов деятельности и общения людей.

 

Социальная  солидарность - главная сила, цементирующая и сплачивающая общество, создающая общественное целое. Она возникает как логическое следствие общественного разделения труда, т.е. специализации и распределения людей по профессиям. Индивиды, связанные трудовыми функциями в единую систему общественных отношений, становятся уже не просто носителями профессиональных ролей, но и социально зрелыми личностями. Анализируя проблемы “принудительного характера” труда, морального и экономических кризисов общества, антагонизма труда и капитала, Дюркгейм был склонен рассматривать их как результат недостаточной отрегулированное отношений между главными классами общества, как нездоровый элемент в жизни общества, которое в целом рассматривалось как солидарное, сохранившее свойственное предшествующим эпохам единство, целостность. Разделение труда, согласно Дюркгейму, - как раз тот механизм, который в современном обществе, утратившем в значительной степени цементирующую силу общего, коллективного религиозного сознания, создает желаемую общественную связь, т.е. солидарность, компенсирующую якобы все недостатки, связанные с узкой специализацией.

 

Солидарность  покоится на коллективном сознании - совокупности общих верований и чувств, которые  разделяют члены одной группы или общества. Коллективное сознание отражает характер народа, его идеалы и традиции.

 

Коллективность  трактуется им как «основной фактор социальности», определяющий развитие общества. Социальная жизнь, по Дюркгейму, «прямо вытекает из ее коллективного  существа», имеет общественную природу и сущность. В силу самого факта коллективного существования индивидов они воздействуют друг на друга и выступают как социально ориентированные в своих действиях личности. При этом они придерживаются определенной социальной (политической, правовой, моральной) дисциплины, в которой Дюркгейм видел «существенное условие всякой общей жизни, основывая ее на разуме и истине» [3,111].

 

Основное содержание социологической теории Э.Дюркгейма  – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества.

 

Тема изучения природы и характера  социальной связи вообще является, пожалуй, центральной во всем научном  творчестве Э.Дюркгейма. К чему бы он ни обращался - к проблемам типологии  обществ или к выявлению социальных факторов, к изучению разделения труда или раскрытию роли религии - везде его постоянно занимает одно: что заставляет людей сплачиваться воедино, притягиваться друг к другу, а что разъединяет их? " Каждый знает, что мы любим того, кто похож на нас, кто мыслит и чувствует, как мы. Но не менее часто встречается и противоположное явление. Часто случается, что мы чувствуем влечение к людям, которые на нас непохожи, именно потому, что они непохожи на нас". Исходя из этого, он считает необходимым различать две формы социальной солидарности:

 

Эти понятия он вводит в своей  первой работе "Об общественном разделении труда [3] ", считая, что именно характер и глубина разделения труда если не определяет, то довольно адекватно  отражает общий уровень развития общества и формирует тот или  иной господствующий тип социальной связи. Э.Дюркгейм здесь во многом основывался на идее конструирования идеальных типов обществ, между которыми существует определенная историко-логическая преемственность. Солидарность же рассматривается как высший универсальный принцип, высшая моральная ценность. Поэтому морально и само разделение труда.

 

Механическая солидарность преобладает, по Э.Дюркгейму, в архаических или примитивных обществах. Это солидарность вследствие сходства. Члены общности или общины притягиваются друг к другу благодаря тому, что у них очень много общего - язык, обычаи, верования, даже общие исторические воспоминания (например, в виде изустных преданий), в одинаковых ситуациях они испытывают одни и те же чувства. Механической солидарностью легко управлять. При господстве механической солидарности индивидуальное сознание поглощается коллективным.

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"