Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:04, реферат
Культура — цемент здания общественной жизни. И не только потому, что она передается от одного человека к другому в процессе социализации и контактов с другими культурами, но также и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости, члены одной культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства отражены в сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры.
Культура не только укрепляет солидарность между людьми, но и является причиной конфликтов внутри групп и между ними. Это можно проиллюстрировать на примере языка, главного элемента культуры. С одной стороны, возможность общения способствует сплочению членов социальной группы. Общий язык объединяет людей. С другой - общий язык исключает тех, кто не говорит на этом языке или говорит на нем несколько иначе.
1. Термин «культура»………………………………………………………………………3
2. Важность культуры для функционирования индивида и общества………………….3
3. Отбор культурных форм………………………………………………………………...4
4. Культура-цемент здания общественной жизни………………………………………..5
5. Элементы культуры……………………………………………………………………...5
6. Язык, как часть культуры…………………………………………………………….….6
7. Культурные конфликты…………………………………………………………………7
8. Формы культуры: высокая, народная и массовая……...………………………………8
9. Субкультура……………………………………………………………………………...9
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
Московский государственный
(НТИ (филиал) МГУДТ)
Факультет заочного обучения и экстерната
Специальность: 080401.65 Товароведение и экспертиза непродовольственных товаров
Кафедра: Гуманитарных наук
Работа зачтена
«____»___________2013
Руководитель работы
Ваньков С.П.
Реферат
По дисциплине «Основы социологии»
На тему: «Культура – цемент здания общественной жизни»
Выполнила студентка группы ЗТ-01 Палаткина А.Ю.
Новосибирск – 2013
Содержание
Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово “культура” все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием.
Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве) , которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.
Усвоение культуры
осуществляется с помощью научения.
Культура создается, культуре
обучаются. Поскольку она не
приобретаемая биологическим
Культура формирует
личности членов общества, тем
самым она в значительной
О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию. В результате наблюдения за несколькими “существами, не проявлявшими никакого интереса к тому, что происходило вокруг, которые ритмично раскачивались взад и вперед, словно дикие звери в зоопарке”, шведский натуралист XVIII в. Карл Линней сделал вывод, что они являются представителями особого вида. Впоследствии ученные поняли, что у этих диких детей не произошло развития личности, для которого необходимо общение с людьми. Это общение стимулировало бы развитие их способностей и становление их “человеческих” личностей.
Часто культура действительно
подавляет побуждения человека,
но она не исключает их
Факторы окружающей среды
также ограничивают
Поддержание устойчивого
общественного порядка также
ограничивает влияние культуры.
Само выживание общества
Другая важная часть
культуры состоит в том, что
культурные ценности
Каждое общество осуществило свой отбор культурных форм. Каждое общество с точки зрения другого пренебрегает главным и занимается маловажными делами. В одной культуре материальные ценности едва признаются, в другой они оказывают решающее влияние на поведение людей. В одном обществе к технологии относятся с невероятным пренебрежением, даже в сферах, необходимых для выживания людей; в другом аналогичном обществе постоянно совершенствующаяся технология соответствует требованиям времени. Но каждое общество создает огромную культурную надстройку, которая охватывает всю жизнь человека - и юность, и смерть, и память о нем после смерти.
В результате такого
отбора прошлые и нынешние
культуры совершенно различны. В
некоторых обществах считали
войну самой благородной
Даже беглое соприкосновение
с двумя или несколькими
Социологи выделяют более
60 культурных универсалей. К ним
относятся спорт, украшение
Однако для разных
культур могут быть характерно
разные виды спорта, украшений
и т.д. Окружающая Среда
Почему существуют культурные
универсалии? Некоторые
В обществе возникает тенденция судить о других культурах с позиции превосходства своей собственной. Эта тенденция называется - энтоцентризмом. Принципы этноцентризма находят отчетливое выражение в деятельности миссионеров, которые стремятся обратить, “варваров” в свою веру. Этноцентризм связан с ксенофобией - страхом и неприязнью к чужим взглядам и обычаям.
Этноцентризмом отмечена деятельность первых антропологов. Они были склонны сравнивать все культуры со своей, которую считали самой передовой . По мнению американского социолога Уильяма Грем Самнера культуру можно понять только на основе анализа ее собственных ценностей , в ее собственном контексте. Такая точка зрения называется культурным релятивизмом. Читатели книги Самнера были потрясены, прочитав, что людоедство и детоубийство имели смысл в тех обществах, где практиковались подобные обычаи.
Культурный релятивизм
способствует пониманию тонких
различий между близкими
Культура — цемент
здания общественной жизни. И
не только потому, что она передается
от одного человека к другому
в процессе социализации и
контактов с другими
Культура не только
укрепляет солидарность между
людьми, но и является причиной
конфликтов внутри групп и
между ними. Это можно проиллюстрировать
на примере языка, главного
элемента культуры. С одной стороны,
возможность общения
“ более правильный” английский, чем другие. В Америке имеется буквально тысяча и одна разновидностей английского языка. Кроме того, социальные группы отличаются друг от друга своеобразием жестикуляции, стиля одежды и культурных ценностей. Все это может стать причиной конфликтов между группами.
По мнению антропологов, культура состоит из четырех элементов.
1. Понятия
(концепты). Они содержатся главным образом в языке.
Благодаря им становиться возможным упорядочить
опыт людей. Например, мы воспринимаем
форму, цвет и вкус предметов окружающего
мира, но в разных культурах мир организован
по разному.
В языке
жителей Тробриандских
Информация о работе Культура – цемент здания общественной жизни