Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 00:55, курс лекций
Краткий курс лекций по дисциплине социология.
Значительная часть вопросов, которые рассматриваются в курсе социологии напрямую связаны с проблемами функционирования общественного организма. В этом смысле одной из основных задач социологического образования в высшей школе является формирование социологического мышления, предусматривающее адекватное понимание существующих проблем, источников возникновения и механизма их эффективного разрешения.
Кандидат исторических наук, доцент,
член-корреспондент
наук педагогического образования
(МАНПО) Степаненко В.И.
СОЦИОЛОГИЯ
(краткий курс лекций)
Соответствует государственному образовательному
стандарту высшего профессионального образования
ПРЕДИСЛОВИЕ
Современный этап развития нашего общества отличается громадной сложностью и уникальностью происходящих событий и явлений. Это требует соответствующего осмысления, что трудно сделать вне социологического анализа. В самом деле значительная часть вопросов, которые рассматриваются в курсе социологии напрямую связаны с проблемами функционирования общественного организма. В этом смысле одной из основных задач социологического образования в высшей школе является формирование социологического мышления, предусматривающее адекватное понимание существующих проблем, источников возникновения и механизма их эффективного разрешения.
Выше сказанное дает основание говорить о том, что изучение социологии является важнейшей составной частью подготовки специалиста, гуманизации и гуманитаризации высшего образования в целом.
Такое понимание роли
и места социологии обусловливает
логику и структуру изложения
материала в предлагаемом курсе
лекций. Авторы далеки от мысли, что
соответствующий вариант охваты
В конце каждого раздела даются вопросы для закрепления материала, а в конце учебного пособия и список литературы.
1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА ОБ ОБЩЕСТВЕ
Для того, чтобы составить
общее представление о
В процессе формирования и развития социологии сложилось два уровня изучения общества: микросоциологический и макросоциологический.
Макросоциология изучает различные общественные структуры: социальные институты, образование, семью, политику и экономику с точки зрения их функционирования и взаимосвязи. В рамках этого подхода изучаются и люди, включенные в систему социальных структур.
Микросоциология рассматривает взаимодействие людей. Главный тезис микросоциологии заключается в том, что социальные явления могут быть поняты из анализа личности и ее поведения, поступков, мотивов, ценностных ориентации, которые определяют взаимодействие людей в обществе и формируют его. Такая структура социологического знания позволяет определить предмет социологии как научное изучение общества и его социальных институтов.
Другой подход в понимании
структуры социологического знания
возник в марксистско-ленинской
социологии. Была предложена трехуровневая
модель социологии - исторический материализм,
специальные социологические
Указанный подход изолировал марксистскую социологию от мирового процесса развития социологического знания.
Социология не может быть сведена к социальной философии, поскольку особенность социологического подхода проявляется в иных категориях и понятиях, которые соотносятся с эмпирически проверяемыми фактами. Особенность социологического познания проявляется прежде всего в возможности рассматривать социальные институты, социальные отношения, социальные организации на основе непосредственных эмпирических данных, включающих поведения личности, конкретную мотивацию этого поведения.
В этом отношении специфика социологии может быть определена следующим образом: это наука о становлении и функционировании социальных общностей, социальных организаций и социальных процессов; это наука о социальных отношениях и механизмах взаимосвязи между социальными общностями, личностями; это наука о закономерностях социальных действий и массового поведения.
Такое понимание предмета отражает особенности в подходах при рассмотрении этого вопроса на протяжении всей истории социологии.
Основатель социологии О. Конт обращал внимание на две особенности данной науки:
При анализе общества социология использует различные подходы и других наук:
демографический подход изучает народонаселение и связанную с ним деятельность людей;
психологический подход объясняет поведение человека с помощью мотивов, социальных установок;
общностный, или групповой подход связан с изучением коллективного поведения групп, организаций и общностей людей; ролевое поведение личностей - структурированное выполнение ролей в основных социальных институтах общества;
культурологический подход изучает поведение человека через общественные правила, ценности, социальные нормы.
Структура современного социологического знания обусловливает значительное количество социологических концепций и теорий, специализирующихся на исследовании отдельных предметных областей: семьи, религии, культуры, взаимодействий людей и т.д.
В понимании общества как социального целого, как системы, т.е. на макросоциологическом уровне, можно назвать два основополагающих подхода: функциональный и конфликтологический.
Функциональные теории впервые возникли в XIX веке, а сама идея такого подхода принадлежала Г. Спенсеру, который сравнивал общество с живым организмом. Так же, как и живой организм, общество состоит из многих частей - экономической, политической, медицинской, военной и т.д., причем каждая часть выполняет свою определенную функцию. Задача социологии и заключается в исследовании этих функций, отсюда название теории - функционализм.
Развернутую концепцию
функционализма предложил и развил
французский социолог Э. Дюркгейм. Развивать
это направление анализа
Марксизм, обосновывающий структуру и взаимодействие элементов структуры в обществе, можно с определенными оговорками рассматривать как функциональную теорию. Однако в западной социологии марксизм анализируется с иной точки зрения. Поскольку К. Маркса определял главным источником развития любого общества конфликт между классами и на этой основе проводил идею функционирования и развития общества, то такого рода подходы в западной социологии получили название теории конфликтов.
Классовый конфликт и его разрешение с точки зрения К. Маркса являются движущей силой истории. Отсюда им обосновывается необходимость революционного переустройство общества.
Среди приверженцев подхода
к изучению общества с точки зрения
конфликта можно назвать
Современный американский социолог Л. Козер полагает, что причины конфликта в конечном итоге коренятся в том, что существующей в обществе системе распределения люди начинают отказывать в правомочности ее существования, что, как правило, происходит в период обнищания масс.
Исходные посылки
Второй уровень, объединяющий социологические теории, изучающие поведение и взаимодействие людей в рамках микросоциологии, развивался в теориях интеракционализма (интеракция - взаимодействие). Видную роль в развитии теорий интеракционализма сыграли У. Джеймс, Ч.Х. Кули, Дж. Дьюи, Дж. Г. Мид, Г. Гарфинкель. Авторы интеракционистских теорий полагали, что взаимодействие людей можно понять исходя из категорий наказания и поощрения, что именно это определяет их поведение.
Один из вариантов интеракционализма - символический интеракционализм. Сторонники этой концепции полагают, что люди реагируют не на воздействие внешнего мира, а на определенные, присвоенные явлениям, символы.
Особое место в
...Весь мир - театр. В нем женщины, мужчины - все актеры,
У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль.
Теория ролей рассматривает социальный мир как сеть взаимосвязанных социальных позиций (статусов), определяющих поведение человека.
Социология, изучая общественные процессы, классифицирует общество по разным основаниям. В одних случаях, рассматривая стадии развития общества, берутся за основу классификации состояние развития производительных сил и технологий (Дж. Гелбрейт). В марксистской традиции в основу классификации положена идея формации. Классифицировали общество и на основе господствующих религий, языка, способа получения средств существования и т.д.
Смысл любой классификации заключается в необходимости определить, что представляет из себя современное общество.
Современная социологическая теория строится таким образом, что в ней на равных существуют различные социологические школы, разнообразные теории, т.е. отрицается идея универсальной социологической теории.
На смену модернистскому обществу с его идеей развития от простого к сложному, рациональности, рассудочности, необходимости преобразования общественной жизни приходит концепция постмодернистского общества. Главная идея постмодернистов - вписать новое в уже существующее старое. Они считают: нет абсолютной рациональности - каждая культура имеет свою рациональность, не может быть одного объяснения явления, сущности происходящего, а есть множественность объяснений.
Социологи стали приходить
к выводу, что нет жесткой теории,
нет жестких методов в
б) американская школа, где социология рассматривается как поведенческая наука (Р.К. Мертон, Т. Парсонс, Н. Смелзер). Там, где нет связей, нет взаимодействий, там нет и общества. Есть два уровня связей: на микроуровне это личностные связи между людьми, на макроуровне -социальные институты, социальные системы. Причем макроуровень не редуцируется на микроуровень, а законы микроуровня нельзя перенести на макроуровень.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА
6.Чем объяснить то обстоятельство, что первые развитые философские системы появились еще несколько тысячелетий назад, а социология как наука ведет свой отсчет с середины XIX в.?