Курс лекций по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 00:55, курс лекций

Описание работы

Краткий курс лекций по дисциплине социология.
Значительная часть вопросов, которые рассматриваются в курсе социологии напрямую связаны с проблемами функционирования общественного организма. В этом смысле одной из основных задач социологического образования в высшей школе является формирование социологического мышления, предусматривающее адекватное понимание существующих проблем, источников возникновения и механизма их эффективного разрешения.

Файлы: 1 файл

Курс Лекций.doc

— 451.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Кандидат исторических наук, доцент,

член-корреспондент Международной  академии

наук педагогического  образования

(МАНПО) Степаненко  В.И.

 

 

 

СОЦИОЛОГИЯ

(краткий курс лекций)

 

 

 

 

Соответствует государственному образовательному

стандарту высшего профессионального образования

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Современный этап развития нашего общества отличается громадной  сложностью и уникальностью происходящих событий и явлений. Это требует  соответствующего осмысления, что трудно сделать вне социологического анализа. В самом деле значительная часть вопросов, которые рассматриваются в курсе социологии напрямую связаны с проблемами функционирования общественного организма. В этом смысле одной из основных задач социологического образования в высшей школе является формирование социологического мышления, предусматривающее адекватное понимание существующих проблем, источников возникновения и механизма их эффективного разрешения.

Выше сказанное дает основание говорить о том, что  изучение социологии является важнейшей  составной частью подготовки специалиста, гуманизации и гуманитаризации высшего образования в целом.

Такое понимание роли и места социологии обусловливает  логику и структуру изложения  материала в предлагаемом курсе  лекций. Авторы далеки от мысли, что  соответствующий вариант охватывает всю проблематику социологии. Однако, как нам представляется, те разделы, которые включены в данную работу, отражают основное содержание, понятия и категории науки.

В конце каждого раздела  даются вопросы для закрепления  материала, а в конце учебного пособия и список литературы.

 

1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА  ОБ ОБЩЕСТВЕ

 

Для того, чтобы составить  общее представление о социологии как науке, о ее методах, структуре  социологического знания, о современных  тенденциях и изменениях, происходящих в этой области, необходимо ответить на вопрос: что такое социология? В самом общем виде социология - это наука об обществе. Однако такое определение социологии нуждается в уточнении. История развития социологической науки дала немало различных подходов к пониманию социологии и ее структуры, к определению ее предмета. Сам термин социология был введен в научный оборот французским философом О. Контом для обозначения науки, которую он первоначально назвал социальной физикой и предметом которой было рассмотрение законов функционирования и развития общества. С этой точки зрения социология должна изучать общество как целостный социальный организм, а также взаимодействие его основных частей, социальных институтов, социальных процессов при помощи особых методов.

В процессе формирования и развития социологии сложилось два уровня изучения общества: микросоциологический и макросоциологический.

Макросоциология изучает  различные общественные структуры: социальные институты, образование, семью, политику и экономику с точки  зрения их функционирования и взаимосвязи. В рамках этого подхода изучаются и люди, включенные в систему социальных структур.

Микросоциология рассматривает  взаимодействие людей. Главный тезис  микросоциологии заключается в  том, что социальные явления могут  быть поняты из анализа личности и ее поведения, поступков, мотивов, ценностных ориентации, которые определяют взаимодействие людей в обществе и формируют его. Такая структура социологического знания позволяет определить предмет социологии как научное изучение общества и его социальных институтов.

Другой подход в понимании  структуры социологического знания возник в марксистско-ленинской  социологии. Была предложена трехуровневая  модель социологии - исторический материализм, специальные социологические теории, эмпирические социологические исследования. Указанная модель стремилась вписать социологию в структуру марксистского мировозрения, создать систему связей между социальной философией (историческим материализмом) и социологическими исследованиями. В этом случае предметом социологии становилась философская теория общественного развития, т.е. философия и социология имели один и тот же предмет.

Указанный подход изолировал марксистскую социологию от мирового процесса развития социологического знания.

Социология не может  быть сведена к социальной философии, поскольку особенность социологического подхода проявляется в иных категориях и понятиях, которые соотносятся с эмпирически проверяемыми фактами. Особенность социологического познания проявляется прежде всего в возможности рассматривать социальные институты, социальные отношения, социальные организации на основе непосредственных эмпирических данных, включающих поведения личности, конкретную мотивацию этого поведения.

В этом отношении специфика  социологии может быть определена следующим образом: это наука о становлении и функционировании социальных общностей, социальных организаций и социальных процессов; это наука о социальных отношениях и механизмах взаимосвязи между социальными общностями, личностями; это наука о закономерностях социальных действий и массового поведения.

Такое понимание предмета отражает особенности в подходах при рассмотрении этого вопроса  на протяжении всей истории социологии.

Основатель социологии О. Конт обращал внимание на две особенности  данной науки:

  1. применение научных методов к изучению общества;
  2. практическое использование социологии в функционировании общества.

При анализе общества социология использует различные подходы  и других наук:

демографический подход изучает народонаселение и связанную с ним деятельность людей;

психологический подход объясняет поведение человека с помощью мотивов, социальных установок;

общностный, или групповой  подход связан с изучением коллективного поведения групп, организаций и общностей людей; ролевое поведение личностей - структурированное выполнение ролей в основных социальных институтах общества;

культурологический  подход изучает поведение человека через общественные правила, ценности, социальные нормы.

Структура современного социологического знания обусловливает  значительное количество социологических концепций и теорий, специализирующихся на исследовании отдельных предметных областей: семьи, религии, культуры, взаимодействий людей и т.д.

В понимании общества как социального целого, как системы, т.е. на макросоциологическом уровне, можно назвать два основополагающих подхода: функциональный и конфликтологический.

Функциональные теории впервые возникли в XIX веке, а сама идея такого подхода принадлежала Г. Спенсеру, который сравнивал общество с живым организмом. Так же, как и живой организм, общество состоит из многих частей - экономической, политической, медицинской, военной и т.д., причем каждая часть выполняет свою определенную функцию. Задача социологии и заключается в исследовании этих функций, отсюда название теории - функционализм.

Развернутую концепцию  функционализма предложил и развил французский социолог Э. Дюркгейм. Развивать  это направление анализа продолжают современные функционалисты Т. Парсонс, Р. Мертон. Главные идеи современного функционализма: это понимание общества как системы интегрированных частей, наличие механизмов, сохраняющих стабильность общества; необходимость эволюционных изменений в обществе. На основе этих качеств и формируются общественная целостность и стабильность.

Марксизм, обосновывающий структуру и взаимодействие элементов структуры в обществе, можно с определенными оговорками рассматривать как функциональную теорию. Однако в западной социологии марксизм анализируется с иной точки зрения. Поскольку К. Маркса определял главным источником развития любого общества конфликт между классами и на этой основе проводил идею функционирования и развития общества, то такого рода подходы в западной социологии получили название теории конфликтов.

Классовый конфликт и  его разрешение с точки зрения К. Маркса являются движущей силой истории. Отсюда им обосновывается необходимость революционного переустройство общества.

Среди приверженцев подхода  к изучению общества с точки зрения конфликта можно назвать немецких социологов Г. Зиммеля и Р. Дарендорфа. Если первый полагал, что конфликт возникает на основе инстинкта враждебности и обостряется из-за столкновения интересов, то второй придерживался мнения, что основной источник конфликта - власть одних людей над другими. Конфликт возникает между теми, кто имеет власть, и теми, кто ее не имеет.

Современный американский социолог Л. Козер полагает, что причины  конфликта в конечном итоге коренятся  в том, что существующей в обществе системе распределения люди начинают отказывать в правомочности ее существования, что, как правило, происходит в период обнищания масс.

Исходные посылки функционализма и теории конфликтов совершенно различны: если функционалисты рассматривают  общество как изначально стабильное, эволюционно изменяющееся, то в рамках теории конфликта видят общество постоянно изменяющимся через разрешение противоречий.

Второй уровень, объединяющий социологические теории, изучающие  поведение и взаимодействие людей  в рамках микросоциологии, развивался в теориях интеракционализма (интеракция - взаимодействие). Видную роль в развитии теорий интеракционализма сыграли У. Джеймс, Ч.Х. Кули, Дж. Дьюи, Дж. Г. Мид, Г. Гарфинкель. Авторы интеракционистских теорий полагали, что взаимодействие людей можно понять исходя из категорий наказания и поощрения, что именно это определяет их поведение.

Один из вариантов  интеракционализма - символический  интеракционализм. Сторонники этой концепции  полагают, что люди реагируют не на воздействие внешнего мира, а  на определенные, присвоенные явлениям, символы.

Особое место в микросоциологических подходах занимает теория ролей, связанная с именами Я.Л. Морено, Р.К. Мертона, Р. Линтона. Смысл ролевой теории можно понять из слов В. Шекспира:

...Весь мир - театр.  В нем женщины, мужчины - все  актеры,

У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль.

Теория ролей рассматривает  социальный мир как сеть взаимосвязанных  социальных позиций (статусов), определяющих поведение человека.

Социология, изучая общественные процессы, классифицирует общество по разным основаниям. В одних случаях, рассматривая стадии развития общества, берутся за основу классификации состояние развития производительных сил и технологий (Дж. Гелбрейт). В марксистской традиции в основу классификации положена идея формации. Классифицировали общество и на основе господствующих религий, языка, способа получения средств существования и т.д.

Смысл любой классификации  заключается в необходимости  определить, что представляет из себя современное общество.

Современная социологическая  теория строится таким образом, что  в ней на равных существуют различные социологические школы, разнообразные теории, т.е. отрицается идея универсальной социологической теории.

На смену модернистскому обществу с его идеей развития от простого к сложному, рациональности, рассудочности, необходимости преобразования общественной жизни приходит концепция постмодернистского общества. Главная идея постмодернистов - вписать новое в уже существующее старое. Они считают: нет абсолютной рациональности - каждая культура имеет свою рациональность, не может быть одного объяснения явления, сущности происходящего, а есть множественность объяснений.

Социологи стали приходить  к выводу, что нет жесткой теории, нет жестких методов в социологии. Адекватное отражение процессов, происходящих в обществе, обеспечивают качественные методы исследований. Смысл этих методов в том, что явлению придается большее значение, чем причинам, породившим его. Так родилась этнометодология (наблюдение, общение через речевую коммуникацию, через знаковую систему; истолкование смысла действий). В формировании социологии существуют два направления: а) европейская школа - рассматривающая общество как социальную систему (Конт, Спенсер)

б) американская школа, где  социология рассматривается как  поведенческая наука (Р.К. Мертон, Т. Парсонс, Н. Смелзер). Там, где нет связей, нет взаимодействий, там нет и общества. Есть два уровня связей: на микроуровне это личностные связи между людьми, на макроуровне -социальные институты, социальные системы. Причем макроуровень не редуцируется на микроуровень, а законы микроуровня нельзя перенести на макроуровень.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ  ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА

 

  1. В чем заключается основное содержание двух уровней изучения общества?
  2. В чем заключается специфика социологии как науки об обществе?
  3. Назовите основные подходы, которые применяются в других науках, используемые социологией при анализе общества?
  4. В чем суть функционального и конфликтологического подходов в понимании общества как системы?
  5. Что включает в себя два направления в формировании социологии (европейская и американская школы)?

6.Чем объяснить то обстоятельство, что первые развитые философские системы появились еще несколько тысячелетий назад, а социология как наука ведет свой отсчет с середины XIX в.?

Информация о работе Курс лекций по "Социологии"