Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 20:59, курс лекций
Работа содержит курс лекций по "Социологии"
1. Что изучает социология? Предмет социологии. Изменение представлений о предмете социологии в истории науки.
2. Место социологии в системе наук об обществе.
3. Структура социологии и ее основные функции.
3.1.4.
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
ПО СОЦИОЛОГИИ
Тема 1. Социология как наука, ее предмет,
структура
и основные функции
План лекции
1. Социология (лат. societas — «общество» и греч. logos — «учение») — наука об обществе, о законах строения, функционирования, изменения и развития как общества в целом, так и отдельных его систем, и подсистем вплоть до малых групп.
Общество является объектом познания целого комплекса общественных наук, среди которых следует назвать социальную философию, историю, антропологию, этнографию, политологию, экономическую теорию, культурологию, религиоведение, демографию, социальную статистику, социальную психологию и т.д.
Каждая наука выбирает в этом объекте свой материал, свой аспект, или предмет изучения. Предмет науки — это диалектический синтез объективных свойств, признаков и процессов изучаемого объекта, с одной стороны, и их концептуального осмысления, с другой стороны.
По
этому признаку легко определяется
предмет каждой науки: история изучает
прошлое человеческого
Сама социальность выступает как проявление совместного коллективного сосуществования людей с множеством вытекающих из этого последствий. В частности, возникает основной вопрос социологии, что является определяющей стороной — человек ли определяет природу социального (социологический номинализм) или общество, имея свою собственную природу, определяет структуру личности (социологический реализм)? Отвечая на этот вопрос, и приходится анатомировать структуру общества, изучая действия, взаимодействия и отношения составляющих общество элементов, т.е. тот человеческий материал, из которого складываются группы, общности, слои, институты, организации, статусы и роли, анализируя при этом, как чувствует себя в рамках этих объединений отдельно взятый человек, как он относится к окружающим его людям и какое обратное воздействие это окружение имеет на человека.
Представления о предмете социологии по мере ее становления как науки постоянно менялись и продолжают конкретизироваться в настоящее время. Наличие многих определений этого предмета демонстрирует не столько зыбкость и неопределенность науки, сколько сложность самого объекта исследования. Дело в том, что разные авторы в рамках самой социальности могут выбирать те или иные аспекты, представляя их главными при определении предмета науки. Отдельные авторы идут от личности, другие отталкиваются от группы или общности, не исключается и институциональный подход рассмотрения социальной структуры; есть авторы, которые большее внимание обращают не на элементы структуры, а на характер действия и взаимодействия и т.д.; третьи пытаются скомбинировать несколько из этих признаков или даже перечислить их все, что делает определение предмета социологии чересчур громоздким и неопределенным.
Можно привести несколько примеров из истории социологии.
Огюст Конт. Предметом социологии является общество, идентифицируемое с человечеством; общество есть высшая реальность, которая выступает как данность по отношению к живущим в этом обществе людям. Причем изучать следует как «социальную статику» (своего рода анатомию общественного организма, отдельные действия и противодействия всех элементов общественной структуры), так и «социальную динамику», или пути развития общества. Социология изучает общие законы общественного бытия.
Г. Спенсер. Предмет социологии — образование, развитие, структура и функции социальной группы как продукта взаимодействия людей, природе которой присущи как свойства, общие всему человечеству, так и особенности, свойственные определенной расе, и индивидуальные особенности. Основной принцип — отличительные особенности частей определяют свойство целого.
М. Вебер. Предмет социологии — социальное поведение людей, понятое как «социальное действие», т.е. имеющее субъективный смысл и ориентацию на другого. «Социологией следует называть науку, которая интерпретирует, стремится понять социальное действие и тем самым объяснить его ход и результаты с точки зрения причинности».
Э. Дюркгейм. Предмет социологии — социальные институты. Социология изучает «социальные факты», рассматриваемые как «вещи». Социология должна изучать социальные группы, которые «совершенно иначе мыслят, действуют и ощущают, чем если бы это делали их члены, будучи изолированными», т.е. речь идет о коллективном сознании и социальных институтах, а также их генезисе и функционировании.
Г. Зиммель. Социология должна изучать то, что является формальным в межчеловеческих отношениях, отделяя его путем абстракции от социального содержания, т.е. от деятельности и целей.
Ж. Гурвич. Социология — наука о целостных социальных феноменах, изучает различные ступени кристаллизации социальной жизни, основы которой находятся в коллективных состояниях сознания, не сводимых к индивидуальному сознанию.
П. Сорокин. Социология изучает «надорганическую», или «социокультурную» часть универсума. Эту область образуют социальные феномены, которые проявляются в ментальной, мыслительной деятельности человека (область языка, науки, религии, этики, обычаев и др.). Социология является общей наукой о социальных феноменах всех категорий, об их отношениях и взаимоотношениях.
Т. Парсонс. Социология — наука, «изучающая социальные системы, которые заключаются во взаимодействиях поведений и ожидаемых ролей — взаимодействиях, ориентированных на общественную иерархию ценностей, закрепленную в структурах, которые основываются на институализации культурных образцов, правил, статусов».
Х. Гарфинкель. Социология должна изучать все аспекты повседневной жизни и экстраординарные явления, будучи сама по себе важной сферой повседневной деятельности людей. Это изучение обыденных методов, которыми люди создают социальный порядок, осуществляя ту или иную деятельность, с учетом методов взаимодействия, характерных для определенной культуры.
А. Шюц.
Социология должна восстановить связь
абстрактных научных понятий с жизненным
миром, миром повседневного знания и деятельности;
получить организованное знание о социальной
реальности. Последняя есть сумма объектов
и явлений социокультурного мира, каким
он предстает обыденному сознанию людей,
связанных с другими разнообразными отношениями
взаимодействия.
2. Уяснив, что изучает социология, разоберемся в этом вопросе более конкретно, для чего рассмотрим взаимоотношение социологии с другими общественными науками. Прежде всего, сопоставим социологию с социальной философией.
Социальная философия представляет собой раздел философского знания, посвященный осмыслению структуры общества и его развития с наиболее общей и абстрактной точки зрения. Поэтому между ней и социологией есть как общие, так и отличительные моменты. Общим является то, что и та и другая области познания связаны с изучением структуры общества, законов его развития и функционирования. Отличие же заключается в самом подходе к этому объекту. Социальная философия представляет собой общую теорию социального устройства и развития, а социология стремится дать конкретную картину этого развития. Общество в социологии изучается не умозрительно, а на основе общенаучных методов исследования. Отличаясь друг от друга, эти две сферы социального познания взаимодополняют друг друга. Социальная философия, обобщая достижения общественных наук, выступает по отношению к социологии как ее теоретическая основа.
Такие
же отношения различия и взаимного
дополнения устанавливаются между социологией
и другими общественными науками, каждая
из которых изучает свой «срез» социальной
структуры. Особую роль здесь играют такие
науки, как история, этнография, экономическая
теория, политология, культурология, религиоведение,
демография, социальная статистика и социальная
психология, а также ряд гуманитарных
наук.
3. Современная социология, изучая различные фрагменты социальной структуры (от общества в целом до отдельных групп и организаций) и используя разные познавательные средства, представляет собой сложную систему социологического знания.
По своему логическому статусу социология делится на теоретическую и эмпирическую. Теоретическая социология в основном носит академический характер, представляя собой развитие собственно социологического знания, в какой-то мере «науку для науки», где вырабатываются основные принципы и категории, описывающие социальную действительность, и отрабатывается методологическая основа социологического познания.
Эмпирическая социология непосредственно связана с изучением конкретных социальных объектов, с накоплением эмпирических данных и фактов, служащих основой для выработки практических рекомендаций и для широких теоретических обобщений академического характера.
В зависимости от целей, т.е. от того, для чего проводятся эмпирические исследования, для решения практических задач или же задач чисто академического характера, эта разновидность социологического знания подразделяется на академическую и прикладную. Последняя в основном ориентирована на решение конкретных практических задач: определение психологического климата в трудовом коллективе, определение имиджа и престижа руководителя, стиля управления, определение рейтингов депутатов и т.д.
Теоретическая социология в зависимости от масштаба изучаемого объекта подразделяется на три уровня:
В каждом из этих уровней есть свой эмпирический базис. Прикладная же социология в качестве своей методологической основы использует теоретические построения всех трех уровней.
«Макротеоретики» работают (и вырабатывают) с общесоциологическими понятиями культуры, социальных институтов и общностей, социальных систем и структуры и т.д.
«Микротеоретики» используют понятия социального поведения, социального действия, межличностного взаимодействия, мотива, стимула и т.д.
Значение социологии определяется ее функциями. Количество этих функций и порядок их рассмотрения в разных учебных пособиях указывается по-разному. Для социологов эта проблема имеет свое методологическое значение и достаточно активно обсуждается. В рамках же общего курса можно указать лишь те функции, которые большинством исследователей признаются в качестве бесспорных и общепринятых. Такими общепринятыми функциями социологии являются:
Тема
2. Основные этапы
становления и развития
социологии
План лекции