Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 14:34, курс лекций
ЛЕКЦИЯ № 1. Социология как наука
1. Предмет, объект, функции и методы социологии
Термин социология происходит от двух слов: латинского «социетес» – «общество» и греческого «логос» – «слово», «понятие», «учение». Таким образом, социологию можно определить как науку об обществе.
Такое же определение этого термина дает известный американский ученый Дж. Смелзер. Однако это определение довольно абстрактно, так как общество в различных аспектах изучают и многие другие науки.
Можно выделить пять первичных
типов экономических систем или
видов экономической
Государственная экономика – это совокупность общенародных предприятий и организаций, работающих на благо всего населения.
В каждом современном обществе имеется государственный сектор экономики, хотя его удельный вес различен.
Мировая практика показывает, что тотальное огосударствление экономики неэффективно, так как это не дает должного экономического эффекта, как и всеобщая приватизация предприятий.
Частная экономика доминирует в современных развитых странах.
Она возникла в результате промышленной революции на этапе индустриального общества.
Изначально частная экономика развивалась независимо от государства, но экономические катаклизмы поставили вопрос об усилении государственного регулирования частного сектора в экономике.
Казарменная экономика – это экономическое поведение военнослужащих, заключенных и всех других людей, живущих в замкнутом пространстве, «казарменной» формы (больницы, интернаты, тюрьмы и т. д.).
Для всех этих форм характерна «лагерная коллективность» их жизни, обязательность и принудительность исполнения функций, зависимость от финансирования, как правило, государства.
Теневая (криминальная) экономика существует во всех странах мира, хотя и относится к преступной деятельности. Этот тип экономического поведения является девиантным, однако он тесно связан с частной экономикой.
Английский социолог Дюк Гоббс в своей книге «Плохой бизнес» развивает мысль о том, что нельзя провести четкую границу между профессиональным экономическим поведением и повседневной деловой активностью.
В частности, банки иногда
оцениваются как «элегантные
грабители». Среди традиционных форм
мафиозной экономической
Смешанная (дополнительная) экономика – работа человека вне сферы его профессиональной занятости.
Социолог Э. Гидденс называет ее «неформальной», отмечая «раздвоение» труда на профессиональный и «дополнительный», например, работа врача на приусадебном участке, которая ведется на непрофессиональном уровне.
Дополнительная работа требует подчас от человека огромных затрат времени и энергии, а результат получается невысоким.
Экономика как социальный институт призвана удовлетворять прежде всего материальные потребности человека.
4. Политические общественные институты
Политика как социальный институт – это совокупность определенных организаций (органы власти и управления, политические партии, общественные движения), регулирующих политическое поведение людей в соответствии с принятыми нормами, законами, правилами.
Каждый из политических институтов осуществляет определенный вид политической деятельности и включает социальную общность, слой, группу, специализирующиеся на реализации политической деятельности по управлению обществом. Для этих институтов характерны:
1) политические нормы, регулирующие отношения внутри политического института и между ними, и между политическими и неполитическими институтами общества;
2) материальные средства, необходимые для достижения поставленных целей.
Политические институты обеспечивают воспроизводство, стабильность и регулирование политической деятельности, сохранение идентичности политической общности даже при смене состава, усиливают социальные связи и внутригрупповую сплоченность, осуществляют контроль за политическим поведением.
В центре внимания политики – власть и управление в обществе.
Главным носителем политической
власти выступает государство, которое,
опираясь на право и закон, осуществляет
принудительное регулирование и
контроль над социальными процессами
с целью обеспечения
Универсальной структурой государственной власти являются:
1) законодательные органы (парламенты, советы, съезды и т. д.);
2) исполнительные органы (правительство, министерства, госкомитеты, органы правопорядка и т. д.);
3) судебные органы;
4) армия и органы госбезопасности;
5) государственная система информации и т. д.
Социологический характер деятельности государства и других политических организаций связан с функционированием общества в целом.
Политика должна способствовать решению общественных проблем, вместе с тем политикам свойственно стремление использовать государственную власть и представительные органы для удовлетворения тех или иных групп давления.
Государство как ядро социологической системы обеспечивает:
1) социальную интеграцию общества;
2) безопасность жизнедеятельности людей и общества в целом;
3) распределение ресурсов и социальных благ;
4) культурно-образовательную деятельность;
5) социальный контроль за девиантным поведением.
Основа политики – власть, связанная с применением силы, принуждения по отношению ко всем членам общества, организациям, движениям.
В основе подчинения власти лежат:
1) традиции и обычаи (традиционное господство, например, власть рабовладельца над рабом);
2) преданность человеку, наделенному некой высшей властью (харизматическая власть лидеров, например, Моисей, Будда);
3) сознательная убежденность в правильности формальных правил и необходимости их выполнения (данный тип подчинения характерен для большинства современных государств).
Сложность социополитической деятельности связана с различиями в социальном положении, интересах, позициях людей и политических сил.
Они влияют на различия типов политической власти. Н. Смелзер приводит такие типы государств: демократические и недемократические (тоталитарные, авторитарные).
В демократических обществах все политические институты автономны (власть делится на независимые ветви – исполнительную, законодательную, судебную).
Все политические институты влияют на формирование государственных и властных структур, формируют политическое направление развития общества.
В авторитарных и тоталитарных обществах естественные функции политических институтов деформированы, политические партии и общественные организации в той или иной степени подчиняются правящей элите.
Демократические государства
ассоциируются с
Для этих государств, в основном западных, характерны следующие черты:
1) индивидуализм;
2) конституционная форма правления;
3) общее согласие тех, кем управляют;
4) лояльная оппозиция.
В тоталитарных государствах
руководители стремятся удержать власть,
держа народ под полным контролем,
используя унифицированную
Социополитическая подсистема общества представляет собой спектр различных векторов власти, управления, политической деятельности.
В целостной системе общества они находятся в состоянии постоянной борьбы, но без победы какой-то одной линии. Переход границы меры в борьбе ведет к девиантным формам власти в обществе:
1) тоталитарному, в котором господствует военно-административный метод управления;
2) стихийно рыночному, где власть переходит к корпоративным группам, которые сращиваются с мафией и ведут войну друг с другом;
3) застойному, когда устанавливается относительное и временное равновесие противоборствующих сил и методов управления.
В советском и российском обществе можно найти проявление всех этих девиаций, но особенно ярко проявились тоталитаризм при Сталине и застойность при Брежневе.
5. Социальные институты образования и науки
Система образования относится
к числу важнейших социальных
институтов. Она обеспечивает социализацию
индивидов, посредством которой
они развивают качества, необходимые
для непременных жизненных
Институт образования имеет длительную историю от первичных форм передачи знания от родителей к детям.
Образование служит развитию личности, способствует ее самореализации.
В то же время образование
имеет решающее значение для самого
общества, обеспечивая выполнение важнейших
задач практического и
Система образования вносит существенный вклад в интеграцию общества и способствует формированию чувства общности исторической судьбы, принадлежность к данному единому обществу.
Но система образования имеет и другие функции. Сорокин отмечает, что образование (особенно высшее) является своеобразным каналом (лифтом), с помощью которого люди повышают свой социальный статус. В то же время образование осуществляет социальный контроль поведения и мировоззрения детей, подростков.
Система образования как институт включает в себя следующие компоненты:
1) органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации;
2) сеть образовательных учреждений (школы, колледжи, гимназии, лицеи, университеты, академии и т. д.), включая институты повышения квалификации и переподготовки преподавателей;
3) творческие союзы, профессиональные ассоциации, научные и методические советы и иные объединения;
4) учреждения инфраструктуры образования и науки, проектные, производственные, клинические, медико-профилактические, фармакологические, культурно-просветительские предприятия, типографии и т. д.;
5) учебники и учебно-методические пособия для преподавателей и учащихся;
6) периодические издания, включая журналы и ежегодники, отражающие самые последние достижения научной мысли.
Институт образования включает в себя определенную сферу деятельности, группы лиц, уполномоченных выполнять те или иные управленческие и другие функции на основе установленных прав и обязанностей, организационные нормы и принципы отношений между официальными лицами.
Совокупность норм, регламентирующих взаимодействие людей по поводу обучения, свидетельствует о том, что образование является социальным институтом.
Гармоничная и сбалансированная система образования, обеспечивающая удовлетворение современных потребностей общества, является важнейшим условием сохранения и развития общества.
Наука наряду с образованием
может рассматриваться как
Наука, как и система
образования, является центральным
социальным институтом во всех современных
обществах и представляет собой
самую сложную область
Во все большей и большей степени само существование общества зависит от передового научного знания. От развития науки зависят не только материальные условия существования общества, но и представления его членов о мире.
Основная функция науки – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Цель научной деятельности – получение нового знания.
Цель образования – передача нового знания новым поколениям, т. е. молодежи.
Если нет первого, то нет и второго. Именно поэтому данные институты рассматриваются в тесной взаимосвязи и в качестве единой системы.
В свою очередь, существование
науки без обучения также невозможно,
так как именно в процессе обучения
формируются новые научные
Формулирование принципов науки было предложено Робертом Мертоном в 1942 г.
В их числе: универсализм, коммунализм, незаинтересованность и организационный скептицизм.
Принцип универсализма обозначает, что наука и ее открытия носит единый, универсальный (всеобщий) характер. Никакие личностные характеристики отдельных ученых (пол, возраст, вероисповедание и т. д.) не имеют значения при оценке ценности их работ.
Результаты исследований должны оцениваться исключительно по их научным достоинствам.
Согласно принципу коммунализма никакое научное знание не может стать личной собственностью ученого, а должно быть доступно любому члену научного сообщества.
Принцип незаинтересованности означает, что преследование личных интересов не соответствует требованию, предъявляемому к профессиональной роли ученого.