Курс лекций по "Социология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 14:34, курс лекций

Описание работы

ЛЕКЦИЯ № 1. Социология как наука
1. Предмет, объект, функции и методы социологии
Термин социология происходит от двух слов: латинского «социетес» – «общество» и греческого «логос» – «слово», «понятие», «учение». Таким образом, социологию можно определить как науку об обществе.
Такое же определение этого термина дает известный американский ученый Дж. Смелзер. Однако это определение довольно абстрактно, так как общество в различных аспектах изучают и многие другие науки.

Файлы: 1 файл

конспек лекции по социологии.docx

— 254.63 Кб (Скачать файл)

Можно выделить пять первичных  типов экономических систем или  видов экономической деятельности.

Государственная экономика  – это совокупность общенародных предприятий и организаций, работающих на благо всего населения.

В каждом современном обществе имеется государственный сектор экономики, хотя его удельный вес  различен.

Мировая практика показывает, что тотальное огосударствление экономики неэффективно, так как  это не дает должного экономического эффекта, как и всеобщая приватизация предприятий.

Частная экономика доминирует в современных развитых странах.

Она возникла в результате промышленной революции на этапе  индустриального общества.

Изначально частная экономика  развивалась независимо от государства, но экономические катаклизмы поставили  вопрос об усилении государственного регулирования частного сектора  в экономике.

Казарменная экономика – это экономическое поведение военнослужащих, заключенных и всех других людей, живущих в замкнутом пространстве, «казарменной» формы (больницы, интернаты, тюрьмы и т. д.).

Для всех этих форм характерна «лагерная коллективность» их жизни, обязательность и принудительность исполнения функций, зависимость от финансирования, как правило, государства.

Теневая (криминальная) экономика  существует во всех странах мира, хотя и относится к преступной деятельности. Этот тип экономического поведения  является девиантным, однако он тесно  связан с частной экономикой.

Английский социолог Дюк  Гоббс в своей книге «Плохой  бизнес» развивает мысль о  том, что нельзя провести четкую границу  между профессиональным экономическим  поведением и повседневной деловой  активностью.

В частности, банки иногда оцениваются как «элегантные  грабители». Среди традиционных форм мафиозной экономической деятельности: торговля оружием, наркотиками, живым  товаром и т. д.

Смешанная (дополнительная) экономика – работа человека вне  сферы его профессиональной занятости.

Социолог Э. Гидденс называет ее «неформальной», отмечая «раздвоение» труда на профессиональный и «дополнительный», например, работа врача на приусадебном участке, которая ведется на непрофессиональном уровне.

Дополнительная работа требует  подчас от человека огромных затрат времени  и энергии, а результат получается невысоким.

Экономика как социальный институт призвана удовлетворять прежде всего материальные потребности  человека.

4. Политические общественные институты

Политика как социальный институт – это совокупность определенных организаций (органы власти и управления, политические партии, общественные движения), регулирующих политическое поведение  людей в соответствии с принятыми  нормами, законами, правилами.

Каждый из политических институтов осуществляет определенный вид политической деятельности и включает социальную общность, слой, группу, специализирующиеся на реализации политической деятельности по управлению обществом. Для этих институтов характерны:

1) политические нормы, регулирующие отношения внутри политического института и между ними, и между политическими и неполитическими институтами общества;

2) материальные средства, необходимые для достижения поставленных целей.

Политические институты  обеспечивают воспроизводство, стабильность и регулирование политической деятельности, сохранение идентичности политической общности даже при смене состава, усиливают социальные связи и  внутригрупповую сплоченность, осуществляют контроль за политическим поведением.

В центре внимания политики – власть и управление в обществе.

Главным носителем политической власти выступает государство, которое, опираясь на право и закон, осуществляет принудительное регулирование и  контроль над социальными процессами с целью обеспечения нормального  и стабильного функционирования общества.

Универсальной структурой государственной  власти являются:

1) законодательные органы (парламенты, советы, съезды и т. д.);

2) исполнительные органы (правительство, министерства, госкомитеты, органы правопорядка и т. д.);

3) судебные органы;

4) армия и органы госбезопасности;

5) государственная система информации и т. д.

Социологический характер деятельности государства и других политических организаций связан с функционированием  общества в целом.

Политика должна способствовать решению общественных проблем, вместе с тем политикам свойственно  стремление использовать государственную  власть и представительные органы для  удовлетворения тех или иных групп  давления.

Государство как ядро социологической  системы обеспечивает:

1) социальную интеграцию общества;

2) безопасность жизнедеятельности людей и общества в целом;

3) распределение ресурсов и социальных благ;

4) культурно-образовательную деятельность;

5) социальный контроль за девиантным поведением.

Основа политики – власть, связанная с применением силы, принуждения по отношению ко всем членам общества, организациям, движениям.

В основе подчинения власти лежат:

1) традиции и обычаи (традиционное господство, например, власть рабовладельца над рабом);

2) преданность человеку, наделенному некой высшей властью (харизматическая власть лидеров, например, Моисей, Будда);

3) сознательная убежденность в правильности формальных правил и необходимости их выполнения (данный тип подчинения характерен для большинства современных государств).

Сложность социополитической  деятельности связана с различиями в социальном положении, интересах, позициях людей и политических сил.

Они влияют на различия типов  политической власти. Н. Смелзер приводит такие типы государств: демократические  и недемократические (тоталитарные, авторитарные).

В демократических обществах  все политические институты автономны (власть делится на независимые ветви  – исполнительную, законодательную, судебную).

Все политические институты  влияют на формирование государственных  и властных структур, формируют политическое направление развития общества.

В авторитарных и тоталитарных обществах естественные функции  политических институтов деформированы, политические партии и общественные организации в той или иной степени подчиняются правящей элите.

Демократические государства  ассоциируются с представительной демократией, когда народ на определенный срок передает власть своим представителям на выборах.

Для этих государств, в основном западных, характерны следующие черты:

1) индивидуализм;

2) конституционная форма правления;

3) общее согласие тех, кем управляют;

4) лояльная оппозиция.

В тоталитарных государствах руководители стремятся удержать власть, держа народ под полным контролем, используя унифицированную монопартийность, контроль над экономикой, СМИ, семьей, проводя террор по отношению к  оппозиции. В авторитарных государствах примерно те же меры проводятся в более  мягких формах, в условиях существования  частного сектора и других партий.

Социополитическая подсистема общества представляет собой спектр различных векторов власти, управления, политической деятельности.

В целостной системе общества они находятся в состоянии  постоянной борьбы, но без победы какой-то одной линии. Переход границы  меры в борьбе ведет к девиантным формам власти в обществе:

1) тоталитарному, в котором господствует военно-административный метод управления;

2) стихийно рыночному, где власть переходит к корпоративным группам, которые сращиваются с мафией и ведут войну друг с другом;

3) застойному, когда устанавливается относительное и временное равновесие противоборствующих сил и методов управления.

В советском и российском обществе можно найти проявление всех этих девиаций, но особенно ярко проявились тоталитаризм при Сталине и застойность  при Брежневе.

5. Социальные институты образования и науки

Система образования относится  к числу важнейших социальных институтов. Она обеспечивает социализацию индивидов, посредством которой  они развивают качества, необходимые  для непременных жизненных процессов  и преобразований.

Институт образования  имеет длительную историю от первичных  форм передачи знания от родителей  к детям.

Образование служит развитию личности, способствует ее самореализации.

В то же время образование  имеет решающее значение для самого общества, обеспечивая выполнение важнейших  задач практического и символического характера.

Система образования вносит существенный вклад в интеграцию общества и способствует формированию чувства общности исторической судьбы, принадлежность к данному единому  обществу.

Но система образования  имеет и другие функции. Сорокин  отмечает, что образование (особенно высшее) является своеобразным каналом (лифтом), с помощью которого люди повышают свой социальный статус. В  то же время образование осуществляет социальный контроль поведения и  мировоззрения детей, подростков.

Система образования как  институт включает в себя следующие  компоненты:

1) органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации;

2) сеть образовательных учреждений (школы, колледжи, гимназии, лицеи, университеты, академии и т. д.), включая институты повышения квалификации и переподготовки преподавателей;

3) творческие союзы, профессиональные ассоциации, научные и методические советы и иные объединения;

4) учреждения инфраструктуры образования и науки, проектные, производственные, клинические, медико-профилактические, фармакологические, культурно-просветительские предприятия, типографии и т. д.;

5) учебники и учебно-методические пособия для преподавателей и учащихся;

6) периодические издания, включая журналы и ежегодники, отражающие самые последние достижения научной мысли.

Институт образования  включает в себя определенную сферу  деятельности, группы лиц, уполномоченных выполнять те или иные управленческие и другие функции на основе установленных  прав и обязанностей, организационные  нормы и принципы отношений между  официальными лицами.

Совокупность норм, регламентирующих взаимодействие людей по поводу обучения, свидетельствует о том, что образование  является социальным институтом.

Гармоничная и сбалансированная система образования, обеспечивающая удовлетворение современных потребностей общества, является важнейшим условием сохранения и развития общества.

Наука наряду с образованием может рассматриваться как общественный макроинститут.

Наука, как и система  образования, является центральным  социальным институтом во всех современных  обществах и представляет собой  самую сложную область интеллектуальной деятельности человека.

Во все большей и  большей степени само существование  общества зависит от передового научного знания. От развития науки зависят  не только материальные условия существования  общества, но и представления его  членов о мире.

Основная функция науки  – выработка и теоретическая  систематизация объективных знаний о действительности. Цель научной  деятельности – получение нового знания.

Цель образования – передача нового знания новым поколениям, т. е. молодежи.

Если нет первого, то нет  и второго. Именно поэтому данные институты рассматриваются в  тесной взаимосвязи и в качестве единой системы.

В свою очередь, существование  науки без обучения также невозможно, так как именно в процессе обучения формируются новые научные кадры.

Формулирование принципов  науки было предложено Робертом Мертоном в 1942 г.

В их числе: универсализм, коммунализм, незаинтересованность и организационный  скептицизм.

Принцип универсализма обозначает, что наука и ее открытия носит единый, универсальный (всеобщий) характер. Никакие личностные характеристики отдельных ученых (пол, возраст, вероисповедание и т. д.) не имеют значения при оценке ценности их работ.

Результаты исследований должны оцениваться исключительно  по их научным достоинствам.

Согласно принципу коммунализма никакое научное знание не может  стать личной собственностью ученого, а должно быть доступно любому члену  научного сообщества.

Принцип незаинтересованности означает, что преследование личных интересов не соответствует требованию, предъявляемому к профессиональной роли ученого.

Информация о работе Курс лекций по "Социология"