Курс лекций по "Социология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 14:34, курс лекций

Описание работы

ЛЕКЦИЯ № 1. Социология как наука
1. Предмет, объект, функции и методы социологии
Термин социология происходит от двух слов: латинского «социетес» – «общество» и греческого «логос» – «слово», «понятие», «учение». Таким образом, социологию можно определить как науку об обществе.
Такое же определение этого термина дает известный американский ученый Дж. Смелзер. Однако это определение довольно абстрактно, так как общество в различных аспектах изучают и многие другие науки.

Файлы: 1 файл

конспек лекции по социологии.docx

— 254.63 Кб (Скачать файл)

Принцип организованного  скептицизма означает, что ученый должен воздерживаться от формулировки выводов до полного соответствия фактов.

6. Религия как социальный институт

Религиозный институт относится  к несветской культуре, но играет очень  важную роль в жизни многих людей  как система норм культурного  поведения, т. е. служения Богу.

О социальной значимости религии  в мире говорят следующие статистические данные о числе верующих в начале XXI века: из 6 млрд населения земного шара более 4 млрд – верующие. Причем около 2 млрд исповедуют христианство.

Православие внутри христианства занимает третье место после католицизма  и протестантизма. Ислам исповедуют чуть больше 1 млрд, иудаизм – более 650 млн, буддизм – более 300 млн, конфуцианство – около 200 млн, сионизм – 18 млн, остальные исповедуют другие религии.

Среди основных функций религии  как социального института можно  отметить следующие:

1) объяснение прошлого, настоящего и будущего человека;

2) регулирование морального поведения от рождения до смерти человека;

3) одобрение или критика социальных порядков в обществе;

4) объединение людей и поддержка в трудные минуты.

Социология религии уделяет  большое внимание выяснению социальных функций, которые выполняет религия  в обществе. В результате социологи  сформулировали различные точки  зрения на религию как социальный институт.

Так, Э. Дюркгейм считал, что религия – продукт человека или социальной группы, нужный для морального единства, выражение коллективного идеала.

Бог – отражение этого  идеала. Функции религиозных церемониалов Дюркгейм видит в:

1) сплочении людей – собрании для выражения общих интересов;

2) ревитализации – оживлении прошлого, соединения настоящего с прошлым;

3) эйфории – общем принятии жизни, отвлечении от неприятного;

4) порядке и обучении – самодисциплине и подготовке к жизни.

М. Вебер уделял особое внимание изучению протестантизма и выделял  его позитивное влияние на развитие капитализма, определившего такие  его ценности, как:

1) упорный труд, самодисциплина и самоограничение;

2) приумножение денег без расточительства;

3) личный успех как ключ к спасению.

Религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межнациональные  отношения, семью, на область культуры через деятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях.

Происходит «наложение»  религиозных отношений на другие общественные отношения.

Ядром религиозного института  является церковь. Церковь представляет собой организацию, использующую разнообразные  средства, в том числе религиозную  мораль, обряды и ритуалы, с помощью  которых обязывает, заставляет людей  поступать соответствующим образом.

Церковь нужна обществу, так как является духовной опорой миллионам людей, в том числе  ищущим справедливость, различая между  добром и злом, дает им ориентиры  в виде норм морали, поведения и  ценностей.

В российском обществе большая  часть населения исповедует православие (70 %), значительно число верующих мусульман (25 %), остальная часть – представители других религиозных конфессий (5 %).

В России представлены практически  все виды верований, а также существует множество сект.

Следует отметить, что в 1990-е  годы религиозность взрослого населения  имела положительную динамику вследствие социально-экономических преобразований в стране.

Однако в начале третьего тысячелетия выявилось снижение рейтинга доверия по отношению к  религиозным организациям, в том  числе к Русской Православной церкви, которая пользуется наибольшим доверием.

Это снижение стоит в ряду падения доверия и к другим общественным институтам как реакция  на неоправдавшиеся надежды в  отношении реформ.

Ежедневно молится, посещает храм (мечеть) не реже одного раза в  месяц около пятой части, т. е. примерно треть из относящих себя к верующим.

В настоящее время не разрешена  проблема с объединением всех христианских направлений, которая бурно обсуждалась  в период празднования 2000-летия христианства.

Православная церковь  считает, что это возможно лишь на основе веры древней, неразделимой церкви, преемником которой ощущает себя православие.

Другие ветви христианства, наоборот, полагают, что православие  нуждается в реформировании.

Различные точки зрения свидетельствуют  о невозможности объединения  христианства в мировом масштабе, по крайней мере, в настоящее время.

Православная церковь  лояльно относится к государству  и поддерживает доброжелательные отношения  с другими конфессиями для  преодоления межэтнической напряженности.

Религиозные институты и  общество должны находиться в состоянии  гармонии, взаимодействуя друг с другом в деле формирования общечеловеческих ценностей, не допуская перерастания социальных проблем в межэтнические конфликты  на религиозной почве.

7. Семья и брак как социальные институты общества

Семья – это соиально-биологическая система общества, обеспечивающая воспроизводство членов сообщества. Данное определение содержит основную цель семьи как социального института. Помимо этого, семья призвана выполнять следующие функции:

1) социально-биологическую – удовлетворение сексуальных потребностей и потребностей в продолжении рода;

2) воспитание, социализация детей;

3) экономическую, которая проявляется в организации хозяйственно-бытовой жизни всех членов семьи, включая обеспечение жильем и необходимой инфраструктурой;

4) политическую, которая связана с властью в семье и управлением ее жизнедеятельностью;

5) социокультурную – регулирование всей духовной жизни семьи.

Вышеуказанные функции свидетельствуют  о необходимости семьи для  всех ее членов и о неизбежности объединения людей, живущих вне  семьи.

Выделение типов семей  и их классификацию можно осуществлять по различным основаниям:

1) по форме брака:

а) моногамные (брак одного мужчины с одной женщиной);

б) полиандрия (женщина имеет несколько супругов);

в) полигиния (брак одного мужчины с двумя и более женами);

2) по составу:

а) нуклеарные (простые) – состоят из мужа, жены и детей (полные) или с отсутствием одного из родителей (неполные);

б) сложные – включают представителей нескольких поколений;

3) по числу детей:

а) бездетные;

б) однодетные;

в) малодетные;

г) многодетные (от трех и более детей);

4) по этапам цивилизационной эволюции:

а) патриархальная семья традиционного общества с авторитарной властью отца, в руках которого находится решение всех вопросов;

б) эгалитарно-демократическая, основанная на равенстве в отношениях мужа и жены, на взаимоуважении и социальном партнерстве.

Согласно прогнозам американских социологов Э. Гидденса и Н. Смелзера в постиндустриальном обществе институт семьи претерпевает значительные изменения.

Согласно Смелзеру возврата к традиционной семье не будет. Современная  семья будет меняться, частично утрачивая  или меняя некоторые функции, хотя монополия семьи на регулирование  интимных отношений, деторождение и  уход за маленькими детьми сохранится в будущем.

Вместе с тем произойдет частичный распад даже сравнительно устойчивых функций.

Так, функция деторождения будет осуществляться незамужними  женщинами.

В социализации будут в  большей степени участвовать  центры по воспитанию детей.

Дружеское расположение и  эмоциональную поддержку можно  будет получить не только в семье.

Э. Гидденс отмечает устойчивую тенденцию ослабления регулятивной функции семьи в отношении  сексуальной жизни, но считает, что  брак и семья останутся прочными институтами.

Семья как социально-биологическая  система анализируется с позиций  функционализма и теории конфликта. Семья, с одной стороны, тесно  связана с обществом через  свои функции, а с другой, все члены  семьи взаимосвязаны кровнородственными и социальными отношениями.

Следует отметить также, что  семья является носителем противоречий, как с обществом, так и между  ее членами.

Жизнь семьи связана с  решением противоречий между мужем, женой, детьми, родственниками, окружающими  людьми по поводу выполнения функций, даже если она основана на любви  и уважении.

В семье, как и в обществе, есть не только единство, целостность  и гармония, но и борьба интересов.

Понять природу конфликтов можно с позиций теории обмена, подразумевающей, что все члены  семьи должны стремиться к равноценному обмену в своих отношениях. Напряженность  и конфликты возникают из-за того, что кто-то не получает ожидаемой  «награды».

Источником конфликта  может быть низкая заработная плата  одного из членов семьи, пьянство, сексуальная  неудовлетворенность и т. д.

Сильная выраженность нарушения  в обменных процессах ведет к  распаду семьи.

В 1916 г. Сорокин выявил тенденцию кризиса современной семьи, для которой характерны: рост числа разводов, уменьшение числа браков, рост гражданских браков, рост проституции, падение рождаемости, освобождение жен из-под опеки мужа и изменение их взаимоотношений, уничтожение религиозной основы брака, ослабление охраны института брака со стороны государства.

Проблемы современной  российской семьи в целом совпадают  с общемировыми.

Все указанные причины  позволяют говорить об определенном кризисе семьи.

Среди причин кризиса можно  выделить:

1) уменьшенние зависимости жен от мужей в экономическом смысле;

2) увеличение мобильности, особенно миграции;

3) изменение функций семьи под влиянием социальных, экономических, культурных, религиозных и этнических традиций, а также новой технической и экологической ситуации;

4) сожительство мужчины и женщины без оформления брака;

5) уменьшение количества детей в семье, в результате чего не происходит даже простого воспроизводства населения;

6) процесс нуклеризации семей ведет к ослаблению связей между поколениями;

7) увеличивается количество женщин на рынке труда;

8) рост общественного сознания женщин.

Наиболее острой проблемой  являются неблагополучные семьи, возникающие  по социально-экономическим, психологическим  или биологическим причинам. Выделяются следующие типы неблагополучных  семей:

1) конфликтная – наиболее распространена (около 60 %);

2) аморальная – забвение моральных норм (в основном это пьянство, употребление наркотиков, драки, сквернословие);

3) педагогически несостоятельная – низкий уровень общей культуры и отсутствие психолого-педагогической культуры;

4) асоциальная семья – обстановка пренебрежения к общепринятым социальным нормам и требованиям.

Неблагополучные семьи деформируют  личности детей, вызывая аномалии как  в психике, так и в поведении, например, ранняя алкоголизация, наркомания, проституция, бродяжничество и другие формы девиантного поведения.

Для поддержания семьи  государство формирует семейную политику, которая включает в себя комплекс практических мер, дающих семьям и детям определенные социальные гарантии с целью функционирования семьи в интересах общества. Так, в ряде стран осуществляется планирование семьи, для примирения конфликтующих  пар создаются специальные брачно-семейные консультации, изменяются условия брачного договора (если прежде супруги должны были заботиться друг о друге, то теперь они должны любить друг друга, а невыполнение этого условия – одна из самых  веских причин развода).

Для решения существующих проблем института семьи необходимо увеличить расходы на социальную поддержку семей, повысить эффективность  их использования, совершенствовать законодательство по защите прав семьи, женщин, детей  и молодежи.

ЛЕКЦИЯ  № 8. Социальные действия и отношения

1. Теория социального действия в социологии

Понятие «социальное действие» впервые ввел М. Вебер. Именно этот исследователь дал определение новому социологическому термину и сформулировал его основные признаки. Вебер понимал под этим термином действия человека, которые по предположению действующим лицом смыслу соотносится с действиями других людей или ориентирующиеся на них. Таким образом, важнейшими признаками социального действия по Веберу являются следующие:

Информация о работе Курс лекций по "Социология"