Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 14:34, курс лекций
ЛЕКЦИЯ № 1. Социология как наука
1. Предмет, объект, функции и методы социологии
Термин социология происходит от двух слов: латинского «социетес» – «общество» и греческого «логос» – «слово», «понятие», «учение». Таким образом, социологию можно определить как науку об обществе.
Такое же определение этого термина дает известный американский ученый Дж. Смелзер. Однако это определение довольно абстрактно, так как общество в различных аспектах изучают и многие другие науки.
1) субъективный смысл социального действия, т. е. личное осмысление возможных вариантов поведения;
2) большую роль в действии индивида играет сознательная ориентация на ответную реакцию окружающих, ожидание этой реакции.
Вебер выделил четыре типа социального действия. Данная типология была сделана по аналогии с его учением об идеальных типах:
1) целерациональное действие – поведение индивида формируется исключительно на уровне разума;
2) ценностно-рациональные – поведение индивида определяется верой, принятием некоторой системы ценностей;
3) аффективное – поведение индивида обуславливается чувствами и эмоциями;
4) традиционные действия – поведение основывается на привычке, образце поведения.
Значительный вклад в теорию социального действия внес Т. Парсонс. В концепции Парсонса социальное действие рассматривается в двух проявлениях: как единичное явления и как система. Он выделил следующие его характеристики:
1) нормативность – зависимость от общепринятых ценностей и норм;
2) волюнтаризм – зависимость от воли субъекта;
3) наличие знаковых механизмов регуляции.
Социальное действие, по
мнению Парсонса, выполняет в жизни
человека определенные функции, обеспечивающие
его существование как
1) на биологическом уровне выполняется адаптационная функция социального действия;
2) в подсистеме усвоения ценностей и норм социальное действие выполняет личностную функцию;
3) совокупность социальных ролей и статусов обеспечивается социальной функцией;
4) на уровне усвоения целей и идеалов осуществляется культурная функция.
Таким образом, социальное действие можно охарактеризовать как любое поведение индивида или группы, имеющее значение для других индивидов и групп социальной общности или общества в целом. Причем действие выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами, которые, являясь постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различаются по социальным позициям (статусам) и ролям.
Важной частью социологической
теории социального действия является
создание теоретической модели поведения.
Одним из главных элементов данной
модели выступает структура
1) действующее лицо (субъект) – носитель активного действия, обладающий волей;
2) объект – цель, на которую направлено действие;
3) потребность в активном поведении, которая может быть рассмотрена как особое состояние субъекта, порожденное нуждой в средствах существования, объектах, необходимых для его жизни и развития, и таким образом выступающее источником активности субъекта;
4) метод действия – совокупность средств, которая используется индивидом для достижения цели;
5) результат – новое состояние элементов, сложившихся в ходе действия, синтез цели, свойств объекта и усилий субъекта.
Любое социальное действие
имеет свой механизм совершения. Оно
никогда не является мгновенным. Для
запуска механизма социального
действия у человека должна возникнуть
определенная необходимость в данном
поведении, которая называется мотивацией.
Основными факторами активности
выступают интерес и ориентация
Интерес – это отношение субъекта к необходимым средствам и условиям удовлетворения присущих ему потребностей. Ориентация – это способ различения социальных явлений по степени их значимости для субъекта. В социологической литературе существуют различные подходы к анализу мотивации социального действия. Так, в рамках одной из них все мотивы подразделяются на три большие группы:
1) социально-экономические. В данную группу входят, прежде всего, материальные мотивы, которые сопряжены с достижением определенных материальных и социальных благ (признание, почет, уважение);
2) реализация предписанных и усвоенных норм. В данную группу входят мотивы, которые имеют общественную значимость;
3) оптимизация жизненного цикла. В эту группу входят мотивы, связанные и обусловленные определенной жизненной ситуацией.
После возникновения у субъекта мотивации наступает этап формирования цели. На данном этапе центральным механизмом выступает рациональный выбор.
Рациональный выбор – это анализ нескольких целей с точки зрения их доступности и пригодности и их градация в соответствии с данными этого анализа. Возникновение цели может осуществляться двумя различными путями: с одной стороны, цель может сформироваться в качестве некого жизненного плана, носящего потенциальный характер; с другой стороны, цель может быть сформулирована как императив, т. е. иметь характер долженствования и обязательности.
Цель связывает субъекта с объектами внешнего мира и выступает программой их взаимного изменения. Через систему потребностей и интересов, ситуационных условий внешний мир овладевает субъектом, и это отражается в содержании целей. Но через систему ценностей и мотивов, в избирательном отношении к миру, в средствах целеосуществления субъект стремится утвердить себя в мире и изменить его, т. е. самому овладеть миром.
Социальные действия выступают звеньями цепи взаимодействий.
2. Модели анализа межличностного взаимодействия
Социальное взаимодействие
– это система
Социальное взаимодействие
имеет объективную и
Объективной стороной взаимодействия выступают связи, независимые от отдельных людей, но опосредствующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия.
Под субъективной стороной понимается сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения.
В социологии можно выделить четыре основных модели анализа социальных взаимодействий:
1) теория социального обмена. Ее автором и разработчиком стал Дж. Хоманс. Согласно этой модели люди, взаимодействуя друг с другом, взвешивают возможные затраты и дивиденды. Исходя из этой модели, процесс межличностного взаимодействия можно рассматривать как постоянный обмен между людьми выгодами. В рамках данной модели можно выделить 4 принципа межличностного общения:
а) чем больше вознаграждение определенных типов поведения, тем чаще оно будет повторяться;
б) если вознаграждение за определенный тип поведения зависит от определенных условий, то человек будет стараться их воссоздать;
в) если вознаграждение велико, то человек готов затратить больше усилий для его получения;
г) когда потребности человека близки к насыщению, то он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения;
2) символический интеракционизм был разработан Дж. Мидом и Г. Блумером. Мид утверждает, что поведение людей зависит от того значения, которое они придают объекту действия. Важным элементом поведения человека с точки зрения интеракционистов является формирование значений. Формирование значений – это набор действий, в ходе которых индивид замечает предмет, относит его со своими ценностями, придает ему значение и решает действовать на основе данного значения. Мид рассматривал поступки человека как социальное действие, основанное на коммуникации. Мид выделил два типа действий:
а) незначимый жест;
б) значимый жест, заключающийся в осмыслении не только поступков, но намерений.
Сущность этой методологии
состоит в том, что взаимодействие
людей рассматривается как
Для них характерно представление о деятельности как совокупности социальных ролей, которая олицетворяется в виде языковых и других символов.
Главное в этнометодологии – это изучение обыденных норм, правил поведения, смыслов языка общения, которое регулирует взаимоотношения между людьми.
Одним из направлений символического
интеракционизма выступает
Сущность модели заключается в том, что предметом исследования должны являться правила, принятые на веру и регулирующие взаимодействие между людьми;
3) управление впечатлениями (Эрвин Гофман). Социальные ситуации напоминают драматический театр. Таким образом, люди в процессе социального взаимодействия выполняют лишь определенные роли;
4) психоанлитическая теория Фрейда. На межличностное взаимодействие оказывают глубокое влияние впечатления, полученные в раннем детстве.
3. Социальные отношения
В социологической науке
существует мнение, что социальные
взаимодействия являются фундаментом
для складывания новых
В основе социальных отношений
лежит неравенство
Активность индивидов
в процессе складывания социальных
отношений обуславливается
1) уровнем экспектации, т. е. ожидания, который показывает, насколько тот или иной ценностный образец удален от индивида;
2) уровнем требований, т. е. место, которое индивид стремится занять при осуществлении распределения ценностей.
В результате анализа указанных показателей можно определить ценностный потенциал личности.
Ценностный потенциал – это возможность достижения той или иной позиции в процессе распределения ценностей. При этом в социологических теориях была выработана определенная градация ценностей. Согласно этой градации человек в первую очередь стремится к достижению ценностей благосостояния. Ценности благосостояния – это те ценности, которые считаются необходимым условием для поддержания физической и умственной активности: благополучие, богатство, мастерство, просвещенность. Благополучие – это здоровье и безопасность; богатство – обеспеченность материальными благами; мастерство – приобретенные профессиональные качества; просвещенность – это знание и информированность, а также культурная связь индивида.
Прочие ценности выражаются в действиях. Среди них наиболее предпочтительными для индивида являются власть, движение, моральные ценности, аффективность. Под аффективностью в данном случае подразумеваются такие ценности, как любовь и дружба.
Необходимыми условиями возникновения социальных отношений являются следующие факторы:
1) циклически повторяющиеся социальные взаимодействия;
2) существование осознанной потребности в приобретении ценности;
3) наличие ресурсов для достижения желаемой ценности.
Содержание и смысл социальных отношений определяются характером соединения во взаимодействиях у личности потребности в ценности и владение ценностями.
ЛЕКЦИЯ № 9. Социальные конфликты
1. Социальный конфликт в социологической теории
Социальная неоднородность общества, различие в уровнях доходов, власти, престиже и т. д. нередко приводит к социальным конфликтам.
Они являются неотъемлемой частью общественной жизни и всегда связаны с субъективным сознанием людей, противоречивости их интересов тех или иных социальных групп. Обострения противоречия порождают открытые или закрытые конфликты только тогда, когда они глубоко переживаются людьми и осознаются как несовместимость целей и интересов.
Конфликт – это столкновение противоположных целей, мнений, интересов, позиций оппонентов или субъектов взаимодействия.